Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Главная » Проповеди » Духовное совершенствование » Духовное совершенствование

Духовное совершенствование


Цель: Объяснить церкви, в чём состоит духовное совершенствование.



Духовность…


        Об этом много сейчас говорят в мире… жалуются на её упадок,.. её отсутствие... При этом, что только не называют духовностью.


      Но для начала посмотрим всяческие словари:


Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. || Относимый к духовенству и званию этому. (Даль)


       Определения духовности нет ни в Брокгаузе и Ефроне, нет – в БСЭ.


Духовность – духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа (он-лайн толковый словарь Ефремовой).


Значение слова «дух» м.

  • Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, ум, мышление, психические способности.
  • Нематериальное и – по религиозным представлениям – сверхъестественное, божественное начало в человеке; душа.
  • Состояние души, настроение.
  • Моральная сила, готовность к действию.
  • Мироощущение, мировоззрение.
  • Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.
  • Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее – по религиозным представлениям – влияние на жизнь человека и природы.
  • разг. Дыхание (обычно в составе словосочетаний).
  • разг.-сниж. То же, что: воздух.
  • разг.-сниж. Аромат.

 

     В современной культуре пост-советского пространства духовностью называют:причастность к православию, в противоположность западным вариантам христианства.

       Что является совершеннейшей ложью и это очевидно для любого разумного человека, живущего в нашей стране и знающего о "высокой" морали нашего человека и высокой моральности православия...

Отличительные качества нашего человека:

  • Меркантильность (сосредоточенность на потреблении)

Наш человек за метр земли может убить всю скотину и всю семью (произошло при мне в одном из сёл, где я жил). 

  • Низкая нравственность.

Низкая нравственность православных священослужителей вошла в пословицы. 

  • Низкая нравственность нашей культуры вообще (литература, искусство):

Кино, телевидение, эстрада… - основные герои - бандиты и менты.   

  • Патриотизм - извращённый (наш - значит хороший, не наш - значит плохой)
  • Национализм… - национализм вообще не имеет нравственных оснований.   "Национализм - последнее прибежище негодяев" (Бисмарк)      

 

       А что же говорится о духовности в христианстве?

Я долго подбирал место Писания, которое бы отражало максимально точно понятие духовности…


1Кор.2:11-16  «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?

Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».


      Что из себя представляет человек духовный? Принявший Духа от Бога. Слушает, понимает, делает и говорит то, что  даровано от Бога. Оценивает всё духовно.


       Как же это духовно?


1Цар.16:7 «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце».


        Напомню недавнюю проповедь о Слове Божьем, как о наивысшем критерии истины:


       Слово в еврейском и греческом – это прежде всего суть, внутренняя сущность того, о чём оно говорит. И мы, как носители Слова, если хотим быть действительно духовными – должны смотреть на суть, а не на видимость; на содержание, понимая, что форма – вторична.


       Фактически, марксистский лозунг: «Бытие определяет сознание» является вывернутой наизнанку Божьей истиной: «Сознание определяет бытие».

       Попробуем это доказать Писанием:


Мар.7:21 «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства»,


Лук.6:45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».



       Итак, быть духовным человеком означает – быть человеком, который принимает истину от Бога, использует её в своей жизни и передаёт другим и умеет видеть за формой содержание, суть, существо дела. (если хотите видеть за лицом - сердце).
       И в наших сегодняшних изысканиях мы попробуем понять, каким же образом можно прийти к духовному совершенству, стать духовным человеком.



Начало духовности – духовный младенец.

 

     Основные признаки духовного младенца:

  •       Много качеств плотского человека.

1Кор.3:1-3 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.

Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?»

 

  • Младенец – ест, спит, и пачкает памперсы.
  • Поглощает информацию любую и без разбора.                          
  • Неспособность слушать.

 Евр.5:11,12 «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.

Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища».


       Повторю то, что недавно говорил на молитвенном служении: к сожалению, слушатели делятся на четыре категории:

  1. Первая и самая большая – люди, которые слышат и понимают, что им говорят.

       Нормальные, взрослые люди, которые, как верийские верующие: слушают и обдумывают услышанное, сверяя с Истиной.  

2.  Вторая – люди, которые слышат то, что хотят услышать.

       Дети – мама мне разрешила погулять. (а мама сказала: сынок, пойди погулять после того, как выучишь уроки).


3.   Третья – люди, которые слышат то, что бояться услышать.

       У таких людей проблемы. Их уже обличила их совесть, но они пытаются её не слушать. И вдруг им с кафедры заявляют нечто, что слово в слово повторяет неслышные слова их совести.

  
4.    Четвёртая – те, кто слышат то, что должны услышать.


       А вот таких обличает уже сам Бог.


        И вторая и третья и четвёртая категория, увы, обладает качествами духовных младенцев – неспособностью слышать.                 
        Даже в делах веры внимание на плоть, а не на Бога; на внешность, а не на суть:


1Кор.3:1-7 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.

Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.

Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? 

Ибо когда один говорит: `я Павлов', а другой: `я Аполлосов', то не плотские ли вы?

Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.

Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».


      В центре внимания младенца человек – церковь Иванова. Метод – церковь верно-молящихся. География – церковь континентальная. Время – церковь святой пятницы.


       Младенчество, затянувшееся на столетия.   

       Увлечение всякими учениями:


Еф.4:14 «…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения»


        Младенец не может долго заниматься одним делом:


Побежали: там в церкви падают, побежали – там изгоняют бесов; побежали – там хохочут в духе; побежали – там пророчествуют.А спрашиваешь их: ребята! Чо вы мечитесь-то? Они в ответ: Мы духовное ищем!!!


       Знание только небольшой части истины:


1Кор.13:8-12 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».


       В контексте знаменитой 13 главы вставка о младенчестве, казалось бы, неуместна. Однако, на самом деле, как и всё в Писании, она имеет глубочайшее значение:
       Помидоры и тухлые яйца никто не захватил? Потому что я сейчас буду говорить вещи, которые поначалу могут показаться кощунственными.


Начну издалека:
Зачем детям игрушки? Зачем они играют в игры? Они учатся жить! И игрушки, игры – это инструменты для обучения жизни!
Вся наша жизнь на земле, по большому счёту, – детство! Мы готовимся к жизни в вечности. А здесь – всё наше знание частично.


Но тогда, в чём же духовное совершенство?
Кто может называться духовным человеком.
Каков путь к духовному совершенству.  


Духовное совершенствование – цель или путь.


        Вернёмся опять к 13 главе 1-го послания к Коринфянам:


1Кор.13:1-13 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».


       Сравним качества любви с плодом духа из 5-ой главы Галатов:


Гал.5:22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  кротость, воздержание. На таковых нет закона».


       Потрясающая вещь – полноценный плод духа совершенного духовного человека заключается в одном слове – ЛЮБОВЬ!


         Но что же тогда великие, по нашим понятиям, признаки духовности – пророчества, говорение и толкование языков, слова знания, слово мудрости, повелевание духами, чудотворение (в конце концов)?


       Это (прости меня Господь!) игрушки, инструменты, данные нам, детям Божьим, для обучения нашим Отцом Небесным на нашем пути к духовному совершенству.


       Посмотрите! Так же считал и апостол Павел:


 1Кор.14:1-4 «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. 

Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.

Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь».


       И языки и пророчества, да и все дары Духа Святого – суть инструменты для достижения любви.
       Дары – не цель! Они – только средства для достижения духовных целей! А почему? А потому что они – временны! А вот любовь – вечна!


1Кор.13:8 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».


     Нужны ли пророчества, и языки, и знания? Да просто необходимы! Они – наши инструменты для достижения вечных целей. Но они не самоцель!


       Может ли пророк, или говорящий языками, или освоивший и познавши глубины истин Божьих сказать, что достиг духовного совершенства?! Не-а!


1Кор.13:1,2 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».


       А вот тот, кто обладает любовью и к Богу, и к ближнему, и к врагу своему – может смело сказать: Я – человек высокодуховный! И это будет правда!


       Но попробуйте-ка этого достичь! Неимоверно трудно!


        И потому апостол призывает:

Кол.3:14 «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».


       И возвращаясь к началу нашего рассуждения о духовности, я хочу напомнить, что любовь – это суть Бога.

«…Бог есть любовь!» (1-е Иоан. 4/8)


       Итак, первая цель духовного совершенствования – достижение любви!!!

                 
Вторая цель духовного совершенствования – достижение вечности.


 Фил.3:8-11 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».


        Апостол как бы выстраивает ступеньки ко второй цели духовного совершенствования от грешного человека, через младенца во Христе и далее к совершенному возрасту:

  1. Отказаться от всего.
  2. Отказаться от греховного мира                                                  
  3. Приобрести Христа.
  4. Признать Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.              
  5. Найтись в Нём Его праведностью.
  6. Признать, что своей праведностью достичь духовного совершенства невозможно.                   
  7. Познать Христа.
  8. Познать суть, смысл существования второй ипостаси Бога.                      
  9. Познать силу воскресения Его.
  10. Правильно оценить значение воскресения Христа, как прообраз нашего будущего воскресения в вечности.                  
  11. Познать наше участие в страданиях Его.
  12. Принять и познать, что благодаря Его страданиям, мы избавляемся от страданий наших.  (и здесь и, что  особенно важно, в вечности)             

 

       Сообразуясь в нашем отношении к смерти Его. Именно через Его смерть мы получили открытую дверь в вечную жизнь.                         
       И всё это для того, чтобы достигнуть воскресения мёртвых.


Найдём подтверждение, что именно это путь к духовному совершенствованию…


…в продолжение к Фил.3:12-15 Павел говорит о том, что достижение вечности – действительно цель христианина:

«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет».


       И апостол подчёркивает значение стремления к вечности удивительными словами:


 1Кор.15:19 «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».


       Таким образом, вторая цель духовного совершенствования – достижение вечности.

  
И наконец, третья цель духовного совершенствования – достижение Иисуса Христа.


       И во всём, что мы говорили до этого, как рефрен повторяется мысль, что Иисус Христос – тоже цель нашего совершенствования: 

    
«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим.11:36)


       Познавать…


Фил.3:8 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»


       Приобрести и быть в Нём.


Фил.3:9 «…чтобы приобрести Христа и найтись в Нем»


       Опираться в духовном развитии на Его премудрость:


 Кол.2:2,3 «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».


       Потому, что в Нём – вся полнота Божья.


Кол.2:9 «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»


       И потому цель духовного совершенствования – становиться похожими на нашего Спасителя.


Еф.4:12-15 «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,  доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос…»


Рим.8:29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями».


        Я хотел бы обратить ваше внимание ещё на одно:
        И любовь, и вечность, и Иисус Христос являются и началом духовного совершенствования, и путём духовного совершенствования и целью духовного совершенствования:


       Мы приходим к Богу, благодаря тому, что Он нас возлюбил и привлёк к Себе; С приходом к Богу мы признаём Христа Господом и Спасителем; И получаем из Его рук в дар вечность, и как основу вечности и любовь и Христа…
Это начало!


       Путём любви, познавая Иисуса Христа, получая в своё сердце всё больше и больше качеств вечного человека мы развиваемся как духовные личности.


       Ну, а то, что любовь, вечность и Иисус являются целью нашего духовного развития, мы сегодня говорили достаточно подробно.  

Что же представляет собой путь духовного совершенствования для каждого христианина?


       Эта дорога с двумя колеями: одна – избавление от недостатков; другая – приобретение достоинств.


       Как происходит избавление от недостатков?


Обличение:

  • Обличает совесть

 1. Иоан.8:9 «…Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…»

  • Обличает Бог:

Прит.3:11 «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его»;

  • Обличает наш ближний:

Матф.18:15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»;

  • Чудо Божье избавляет от недостатков

 1Пет.2:24 «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
      Некоторые наши грехи пропали как бы сами собой. 

  •        Искушения избавляют от недостатков:

 Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,  зная, что испытание вашей веры производит терпение;  терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».


Приобретение достоинств.


       Я не буду опять читать 13 главу Коринфян и 5-ю Галатам. Я не буду говорить о тех, кто наследует Царствие Небесное. Но приобретение тех качеств, о которых мы говорили сегодня ведёт к духовному совершенству.

         
       Инструменты духовного совершенствования.

 

  • Писание, данное нам Богом.


2Тим.3:16,17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,  да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.»

  • Духовные дары, которые даются нам Богом.

1Кор.12:4-11 «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

  • Люди, которых ставит Бог для нашего совершенствования.

 Еф.4:11-13 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».

Итак, пути духовного совершенствования – освобождение от недостатков и приобретение достоинств.


        Методы духовного совершенствования – через познания истин Божьих из Писания, через дары Святого Духа и через служителей в церкви.                                                                                                                                              


А теперь – общий итог:


       Духовное совершенствование христианина – путь к любви, к вечности и ко Христу.
        Очень важно не путать цель духовного совершенствования с инструментами и методами, которые дарованы нам Богом для успешного прохождения этого пути.
       На целях нужно сосредотачиваться и к ним стремиться.
       А методы и инструменты для осуществления цели нужно разумно использовать и благодарить Бога за то, что Он их нам даёт. 

 
       Только сложность вот в чём:
       В любой церкви всегда есть люди разного духовного возраста:
        А потому, как опасно двухлетнему ребёнку давать в руки перфоратор (он и сам искалечится и окружающих покалечит), так опасно давать в руки  дары или служения недостаточно духовному брату или сестре.


       И ещё… в церкви всегда есть братья и сёстры разных духовных возрастов. А потому невозможно кормить всех одинаковой пищей. (младенцу нужно молоко, а взрослому – мясо.)


       Но настоящая церковь должна питать и тех и других. Заботится только о взрослых, пренебрегая младенцами или только о младенцах, пренебрегая взрослыми – является признаком духовного младенчества уже руководства церкви.


       Слава Богу, в «ГОЛГОФЕ», с её 8-ю проповедующими братьями всегда была пища разнообразная, для всех духовных возрастов, что, я надеюсь, будет и дальше.


Аминь.

 

                                                                                                               Проповедник: брат А.