Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Главная » Проповеди » Духовное совершенствование » Сознание, определяющее бытие.

Сознание, определяющее бытие.


Цель: Убедить церковь, что первенство духовного над плотским - обязательное условие правильных взаимоотношений с Богом, как на земле, так и в вечности.

 

Как жили, так и думали... Или нет?

 

 

       Большинство из тех, кто находится сегодня на служении, выросли в СССР… И все наверное слышали или читали знаменитую фразу: «Бытие определяет сознание»
        Эта слегка переделанные слова из книги «К критике политической экономии» Карла Маркса, изданной в 1859 году – стали одним из фундаментальных утверждений материалистической философии!


       На житейском уровне, она означает, что, как человек живёт, так скоро и начинает мыслить.

 
        Фразу эту за полторы сотни лет как только не использовали: и в философском, и в шуточном, и в бытовом плане… Но нас сегодня в этой фразе будет интересовать её суть – а правда ли то, что бытие определяет сознание?


 На первый взгляд, за этой фразой стоит железная логика практической жизни


       И действительно - живёшь ты в бедности, едва сводя концы с концами и очень скоро у тебя не будет других мыслей, кроме – как бы добыть ещё немного денег, чтобы не помереть с голоду…
       А живёшь богато, много читаешь, посещаешь театры, концерты – и мысли у тебя будут возвышенные, красивые…


       Но повторюсь, так кажется только на первый взгляд.


       Есть много примеров обратных – в среде богатой, интеллигентной, даже аристократичной вырастает совершеннейшее быдло…
       А в бедности и среди материального недостатка поразительно возвышенная душа…


 То есть, нельзя однозначно утверждать, что всегда бытие определяет сознание…


       Но из недавней истории мы знаем, что материалистическое мировоззрение, которое определяло жизнь значительное части мира (да и сегодня ещё определяет) поставило материальное впереди духовного и, фактически, сделало это утверждением аксиомой, не требующей доказательств!
       И параллельно с этой «аксиомой» (в кавычках), благополучно вели человечество к катастрофе, да и продолжают сегодня вести, и другие, подобные ей утверждения:

  • Материя первична, сознание вторично…
  • Вселенная была создана при помощи большого взрыва…
  • Бога придумали люди по своему образу и подобию…

       …и прочий, впрочем, весьма правдоподобный псевдо-научные бред.


        Почему я утверждаю, что это псевдонаучный бред?


       А просто потому, что все эти утверждения или не проверяемы на практике (что уже ставит их вне науки!), или имеют несколько противоположных ответов, в зависимости от обстоятельств…
       Впрочем, мы сегодня не об этом…


Попробуем переложить эту спорную фразу на теологический язык…


       Звучать это будет приблизительно так: «плотское руководит духовным»
        С библейской точки зрения, если плоть руководит духом, мы имеем дело с человеком неверующим или, возможно, выдающим себя за верующего, но на практике являющимся совершеннейшим халдеем!
       И напротив, если в нашей жизни дух руководит плотью, значит мы люди духовные, верующие, а, возможно, и хорошие христиане.


       И вот сегодня темой наших рассуждений будут два состояния человека:

Состояние, когда плоть управляет духом:

  • Что происходит в этом случае с человеком?
  • К чему это может привести?
  • И как от этого избавиться?

 

И состояние, когда дух управляет плотью:

  • Какие преимущества это даёт?
  • Что именно нужно предпринять, чтобы стать таким человеком?
  • И что это даёт в настоящем и к чему это может привести в будущем?            

 

Легко ли при помощи духа управлять плотью?

 

       Со страниц Библии, с этой кафедры, по всем нормальным христианским церквям верующих призывают становиться духовными людьми, то есть такими, у которых дух управляет плотью, а не наоборот.


       Но у некоторых прихожан, после нескольких неудачных попыток поставить духовное во главе своей жизни возникает вопрос:  А возможно ли вообще, чтобы дух управлял плотью, а не наоборот?


       Чтобы подбодрить тех, кто уже проходил через неудачи в попытках поставить духовное над плотским, сегодня я воспользуюсь не Писанием (его мы привлечём на помощь позднее!), а попрошу вас опять возвратиться в советские времена…
1957 год… многих из вас и на свете не было… но некоторые  - были!


       И вот эти некоторые помнят, наверное, фильм «Сорок первый». На Х Международном Каннском кинофестивале в 1957 году фильму присуждена премия за оригинальный сценарий, гуманизм и поэтичность.


       Это действительно очень поэтичная история любви, если так можно выразится, «поэтессы» (в кавычках. Стихи она писала совершенно дикие, но очень эмоциональные), итак, любви «поэтессы», девушки-снайпера Марютки, из красноармейского отряда комиссара Евсюкова, пробирающегося лютой зимой через Кара-Кумы, и пленного белогвардейского офицера Говорухи-Отрока, поручика, аристократа, интеллигента…


       Очень интересно звучит эта история в оригинале (то есть в повести Бориса Лавренёва). Я прочту коротенький эпизод, а видевшие фильм, возможно, его вспомнят…

"…Только одиннадцать гуськом, в отрепьях, шатаясь, вперевалку карабкаются по барханам.Десятеро ложились вехами на черной дороге.
Утром мутнеющие в  бессилье глаза раскрывались в  последний раз,  стыли недвижными бревнами распухшие ноги, вместо голоса рвался душный хрип.Подходил к лежащему малиновый Евсюков, но уже не одного цвета с курткой было комиссарское лицо.  Высохло,  посерело,  и веснушки по нему, как старые медные грошики.Смотрел, качал головой. Потом ледяное дуло евсюковского нагана обжигало впавший висок, оставив круглую, почти бескровную, почернелую ранку.
Наскоро присыпали песком и шли дальше.
Изорвались куртки и штаны,  разбились в лохмотья боты,  обматывали ноги обрывками кошм, заматывали тряпками отмороженные пальцы.
Десять идут, спотыкаясь, качаясь от ветра.Один идет прямо, спокойно.Гвардии поручик Говоруха-Отрок.
Не раз говорили красноармейцы Евсюкову:- Товарищ комиссар!  Что  ж  долго  его  таскать?  Только  порцию  жрет задарма. Опять же одежа, обужа у него хороша, поделить можно.Но запрещал Евсюков трогать поручика.- В  штаб доставлю или  с  ним  вместе подохну.  Он  много порассказать может. Нельзя такого человека зря бить. От своей судьбы не уйдет.
Руки у поручика связаны в локтях чумбуром, а конец чумбура у Марютки за поясом.  Еле  идет  Марютка.  На  снеговом лице  только играет кошачья желть ставших громадными глаз.
А поручику хоть бы что. Побледнел только немного.
Подошел однажды к  нему  Евсюков,  посмотрел в  ультрамариновые шарики (глаз), выдавил хриплым лаем:- Черт тебя знает! Двужильный ты, что ли? Сам щуплый, а тянешь за двух. С чего это в тебе сила такая?
Повёл губы поручик всегдашней усмешкой. Спокойно ответил:- Не поймешь.  Разница культур. У тебя тело подавляет дух, а у меня дух владеет телом. Могу приказать себе не страдать.
- Вона что, - протянул комиссар.
Дыбились по бокам барханы,  мягкие, сыпучие, волнистые. На верхушках их с шипеньем змеился от ветра песок, и казалось, никогда не будет конца им.Падали в песок, скрежеща зубами. Выли удавленно:- Не пойду даля. Оставьте отдохнуть. Мочи нет.
Подходил Евсюков, подымал руганью, ударами.- Иди! От революции дезертировать не могишь.Подымались.  Шли дальше.  На вершину бархана выполз один.  Обернувшись, показал дико ощеренный череп и провопил:- Арал!.. Братцы!..
И  упал  ничком.  Евсюков через  силу  взбежал на  бархан.  Ослепляющей синевой мазнуло по воспаленным глазам. Зажмурился, заскреб песок скрюченными пальцами.Не  знал комиссар о  Колумбе и  о  том,  что так точно скребли пальцами  палубу каравелл испанские мореходы при крике: "Земля!"

       Посмотрите! В этой короткой истории два человека, у которых дух управлял плотью: Гвардии-поручик Говоруха-Отрок и комиссар Евсюков.


       У первого, власть духа над плотью была результатом воспитания, обязательно веры в Бога, учёбы в гимназии и возможно, в университете, годы военной службы, и, если хотите, тренировок воли с детства...


       У второго, дух властвовал над плотью благодаря идеи, пусть, как теперь мы знаем – неверной, но, тем не менее, твёрдая убеждённость в этой идее, (можно это назвать верой, но не в Бога, а в коммунистическую идею, которая в чистом виде фактически призывала человека к строительству царства справедливости своими руками на земле). Итак, вера  давала комиссару Евсюкову власть над плотью и помогала, не смотря на холод, тяжесть пути и голод, держать свою плоть в руках…


       Заметим, что большинство его бойцов были совершеннейшими рабами своей плоти, и большая часть из них поэтому, погибла…


И отметим, что, когда плоть властвует над духом, а жизненные обстоятельства чрезвычайно тяжелы – это смертельно опасно для человека!



А теперь вернёмся из области литературы на свою территорию…


       И сразу подтвердим последнее  наше утверждение местом из Священного Писания:


Гал.6:8 «…сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».


       В нашей кино-иллюстрации мы увидели, что красноармейцы, слабые духом, погибли, а два человека сильные духом – выжили и перенесли огромные трудности бодро и без серьёзного ущерба.


       Мало того мы знаем из слова Божьего, что если для человека плоть становиться богом – его непременно ждёт гибель:


Фил.3:19 «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном».


Мы часто размышляем об опасности для человека возведения на пьедестал своего сердца материальное


       Но сегодня мы не будем трогать иконы, кумиров-людей всевозможных разновидностей… Хотя и это проявление плотского характера человека…
       Достаточно будет упомянуть нарко-зависимость, алкогольную зависимость, сексуальную неразборчивость или противозаконную сексуальную невоздержанность…
       Всё это ведёт к проблемам, зачастую очень-очень серьёзным, а во многих случаях, просто к смерти.


       Много-много раз  Писание напоминает нам о временности плотского:


2Кор.4:18 «…мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».


 Итак, первое качество плотского – оно временно и ведёт к смерти.
  А главное качество духовного – оно вечно и гарантирует жизнь.

       Отсюда следующие утверждения:


Первое по поводу плоти:


1Кор.15:50 «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления».
Гал.5:19-22 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.

Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.»


Второе утверждение – о нашей духовности:


Иоан.3:5 «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
Лук.6:20 «И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие».

      Мы уже не раз говорили о том, что нищие духом это те, кто понимает, что необходимо постоянно заботиться об росте своей духовности, прося духа у Бога.
       Таким образом: Вход в Божье Царство после смерти гарантирует только присутствие в нас духовности здесь, в земной жизни! И никак иначе!

 А всё потому, что плотские помышления вызывают гнев Бога:


 Еф.2:1-3 «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие…»,
Кол.3:5,6 «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления…»

       И в связи с этими словами маленькая рекомендация из пророка…


Иер.4:4 «Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего, мужи Иуды и жители Иерусалима, чтобы гнев Мой не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших».

Мало того, сосредоточенность на плотском делает человека врагом Богу (не больше и не меньше).


Рим.8:5-8 «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

Посему живущие по плоти Богу угодить не могут».


       Прекрасная песня (по-другому назвать её не могу) о ненависти Бога к плотским устремлениям человека в послании апостола Якова:


Иак.4:1-5 «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 

Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. 

Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?

так, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?»


       Плотские, мирские желания и дела делают человека врагом Богу. А участь Его врагов не завидна:


Наум.1:2 «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих».

К противникам Бога у Него нет пощады! Если они, конечно, не покаются…

 

 

И потому Бог призывает всех людей не сосредотачиваться на плотском, а главное внимание уделять духовному.


       И конечно, в первою очередь, это относится к христианам:


Кол.3:1,2 «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога;  о горнем помышляйте, а не о земном».


       Но как же нам можно удержать свои мысли от плотского и сосредоточиться на горнем?


       И вот тут мы можем вернуться в самое начало нашего рассуждения и вспомнить двух сильных духом людей из повести «Сорок первый»:
       На чём держалась большая сила духа у комиссара? На вере!
       Если в человеке есть вера, большая вера в нечто – он горы может перевернуть (место Писания приводить не буду)


       И убеждать христиан в необходимости укреплять свою веру – не нужно (и как это делать мы тоже знаем: Писание, молитвы, церковь!)


       А пример белого офицера учит нас тому, что высокую духовность можно воспитать постепенно, хотя на это могут уйти годы…
       И место, где может быть воспитана вера и духовность мы тоже знаем – оно здесь! Только нужно постоянно стараться применять на практике те слова, которые мы слышим с кафедры и читаем в Библии. А вот здесь соответствующее место Писания я (с вашего позволения) напомню:


Иак.2:26, «…как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва».



 Какое преимущество духовного перед плотским?


      О главном преимуществе плотского перед духовным мы пока не говорили, но теперь скажем:
       Плотское, всегда можно увидеть и, в большинстве случаев, потрогать. В него не надо верить, плотское – очевидно.
       Но мы уже перечислили его недостатки, их очень много и они решительно перекрывают фактически единственное преимущество плотского.

        А вот первое преимущество духовного, возможно не так очевидно, но очень серьёзно: Если материальное у человека легко отнять или его легко потерять, то с духовным – не так:


Лук.10:38-42 «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;  у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».


       Мы и из нашей жизни знаем, что разубедить человека глубоко верующеего – очень тяжело, практически невозможно.
       Об этом твёрдо говорит ещё одно место Писания:


Матф.6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,  но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,  ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

       Второе преимущество духовного перед плотским – приобретающий духовное, как бы в нагрузку получает и земное:


Матф.6:31-33 «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? 

Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».


       Так ли это? Ведь часто мы ропщем на Бога, что нам недостаёт то денег, то внимания от людей, то любви, то счастья, то успеха…
       Но если мы вполне доверяем Богу, то знаем, что он верующим в Него даёт и духовное и материальное:


2Пет.1:3  «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию…»,


       И так было всегда – и сегодня, и во времена апостолов, и за тысячу лет до них:

Пс.36:23-25 «Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба…»

       Мало того, если человек, у которого плоть главенствует над духом – становится рабом плоти и сам практически никогда не может освободиться от этого рабства, то духовный человек получает от Бога свободу. И прежде всего свободу от греха:


Галл.4:22-26 «Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. 

Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию.

В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он – матерь всем нам».


       Итак, люди духовные, жители небесного Иерусалима – свободны!

Каждый из нас знает. Как непросто избавится от некоторых наших недостатков...


       …а проще говоря наших грешных привычек. Но есть рецепт, как это сделать: надо выдавливать из себя плотское – духовным:


 Галл.5:16 «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти…»


       Если человек при каждом вызове, который посылает ему жизнь, избирает духовное и отвергает плотское, то очень скоро места для плотского в его жизни не останется вовсе!

       Мы должны постоянно питать наш дух, как призывает нас Господь:


Иоан.6:26,27 «Иисус сказал им… : истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог».


       Часто мы сосредотачиваемся на том, чтобы получить от Бога материальные ценности: исцеление плоти, достаток, семью, успех…
       А суть в том, чтобы искать горнего, и прежде всего горнего, ведь как мы уже вспоминали сегодня, земное тогда приложится…

       Мы уже говорили о том, что духовное – вечно и отнять или украсть его у верующего человека – невозможно.


       Но будет неверно не упомянуть, что есть ситуации, в которых даже будучи духовным человеком, можно опять стать плотским…


Евр.12:15-17 «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. 

Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами».


       Применяя это к нашей духовности можно сказать, что возможно для духовного человека самому отказаться от своей духовности (как Исав отказался от своего первородства).
       И толчком к этому может, как здесь написано быть «горкий корень»


       Я вижу здесь указание именно на те наши греховные недостатки, которые мы стараемся искоренять из своей жизни, но которые, как жар под пеплом потухшего костра, долго сохраняются в глубине нашей души и при благоприятных для них обстоятельствах могут дать росток греха, который способен убить нашу духовность.


       Страшная параллель указывает в этом отрывке на судьбу Исава. Он страшно жалел о своём поступке, но ничего вернуть уже было не возможно.


       Огромную опасность этого подтверждает и такое неприятное место Писания:


Евр.6:4-8 «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение».


     Будем бояться сменять духовность на плотское. Этот обмен может быть – и навсегда! Это предупреждение особенно актуально звучит в нынешнее время благодати.
      Часть из нас думает, что долготерпение Божие - бесконечно.
       Однако это не так: Оступился раз, оступился два, оступился три…


       А потом можно услышать слова, которые есть в Писании:


Иер.15:6 «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать».


Заключение.



       На этом предостережении мы сегодня остановимся и вспомним, о чём сегодня шла речь?

  • Мы сегодня говорили об ошибочности мнения, что материальное первично, а духовное вторично.
  • Мы доказали, что для того, чтобы стать духовным человеком, нужно укреплять свою веру и делать это при помощи реальных дел веры.
  • Мы нашли, что поставив приоритет плотского над духовным, человек рискует своей жизнью,
  • Что плотское – временно, а духовное – вечно
  • что, если духовный человек может войти в Божье Царство, то плотской – никогда.
  • что плотской человек вызывает на себя гнев Божий.
  • что плотской человек становиться врагом Богу
  • что духовное невозможно отнять у человека, в то время как материальное  - легко
  • что заботящийся о духовном, получает от Бога все необходимое для земной жизни
  • что духовный человек получает свободу от греха
  • что для того, чтобы избавится от плотского, нужно в каждой жизненной ситуации поступать духовно
  • И в заключении, мы нашли в Писании предупреждение о единственной страшной возможности перестать быть духовным человеком, а следовательно, потерять спасение – самому отказаться от своей духовности.

 

Аминь.


       Не хороший аминь! Но не все амини – хороши! Как вы помните слово аминь – переводится как «истина». Так вот, увы, не все истины обязательно приятны.


       Помолимся о том, чтобы нам эта проповедь никогда не пригодилась.

                                                                                                                   Проповедник: брат А.