Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Проповедь о проповеди


Цель проповеди: Объяснить церкви, как правильно слушать проповеди.

 


Какое главное служение в церкви?

 


       Сегодня – воскресение! По всей планете миллионы прихожан идут в церкви на Богослужения?

       Богослужения в каждой деноминации, да и в каждой церкви проходят по-разному. Давайте попробуем проанализировать, какие служения проходят в нашей церкви на самом обычном воскресном собрании?:

       Мы пришли за полчаса, за 15-ть, за 5-ть минут до начала служения

  1. ...и прежде всего между нами происходит короткое или не очень Общение.
  2. Затем перед началом Богослужения почти всегда происходит короткое Молитвенное служение.
  3. Затем молитвой пастора начинается непосредственно Богослужение.
  4. И потом мы начинаем служение Прославления, которое состоит 
  5. ...из Песнопений ...
  6. и Молитв.
  7. Потом начинается Проповедь.
  8. После проповеди – Призыв к покаянию
  9. .…и Псалом на покаяние.
  10. После этого – Поэтическая минутка.
  11. Затем – Сбор пожертвований.
  12. Потом – время Объявлений.
  13. И наконец, Заключительный псалом.
  14. …и Заключительная молитва.
  15. …и после собрания – ещё одно короткое время Общения.
  16. ...и Молитвенное служение, пока служители убирают аппаратуру.


       А теперь попробуем, объединив однородные служения, расположить их в порядке важности.

       Как вы считаете, какое самое важное служение на воскресном собрании церкви?

       Я думаю, что это – проповедь?

       За ней идут молитвы, потом песнопения, потом наше общение, сбор пожертвований, поэтическая минутка и объявления…

       Почему я решил, что самое важное в Богослужении – проповедь?

       Начнём с последних слов Иисуса Христа из Евангелия от Матфея:

Матф.28:19 «Итак идите, научите все народы…»

       Суть Великого Поручения – говорить, учить, проповедовать о Божьем Царстве и единственном туда пути – спасении через покаяние и крещение.

       В Евангелии от Марка об этом написано так напрямую:

Мар.16:15 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».

       …что ученики Его и сделали:

Мар.16:20 «А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».

       Апостол Павел говорит о важности проповеди:

Рим.10:14 «… как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего?»

       И ещё Павел подчёркивал важность проповеди в совершенствовании учеников Христа:

1 Кор.2:6,7 «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей…»

       Если мы попробуем поискать в Библии слово ученики, то с удивлением увидим, что в Ветхом Завете он встречается всего два раза! А вот в Новом – 261 раз!!!

        Не даром Христос постоянно называл апостолов своими учениками, а они называли Его Учителем.

       А потому можно смело сказать, что главная цель нашего посещения церкви – научение. И главное служение на собрании церкви – проповедь! И поэтому тема сегодняшней проповеди – ПРОПОВЕДЬ!

 


Главная цель проповеди

 


       И начнём мы исследование проповеди с попытки понять – а зачем она нужна, эта самая проповедь?

       В абсолютном большинстве случаев проповедь необходима тогда, когда нужно что-то изменить/

 

Какие же бывают проповеди?

 

  1.        В обращении к неверующим проповедник призывает их стать верующими.Это проповеди евангелизационные.
  2.        В обращении к церкви проповедник или пробует объяснить, как измениться к лучшему в соответствии со Словом Божьим… Назовём эти проповеди – проповеди совершенствования.
  3.        Или же пытается растолковать сложное место Писания, чтобы слушатели поняли, о чём здесь говорит Бог и поступали в соответствии с новым пониманием. Назовём их проповедями-толкованиями.
  4.        А если кто-то из прихожан заблудился и согрешает, проповедник вынужден обращаться к церкви с проповедями-обличениями, цель которых – помочь выбраться из сетей греха согрешающим и не соблазнится остальным.

 

Как мы видим, общая цель всех видов проповедей – показать слушателям пути от плохого к хорошему и от хорошего к лучшему!

 

А теперь, давайте определим состав участников процесса проповедования.

 

       Таких участников трое:

  1. Бог.
  2. Проповедник
  3. .…и Слушатели.

 

Бог:

 

  1. Видит определённый недостаток в тех или иных людях.
  2. Говорит проповеднику, на какую тему он должен готовить проповедь.
    1. Делает Он это через слово мудрости, слово знания, пророчество, Писание, братьев и сестёр, или через обстоятельства жизни…
  3. Иногда Господь включается Сам в процесс подготовки проповеди (братья-проповедники знают о чём я говорю). 
    1. Как правило, именно в процессе подготовки в знакомых местах Писания открывается такое, о чём ты годы вообще не имел понятия! Так? И приходят такие мысли и такая ясность понимания, какая за тобой отродясь не водилась! Я правду говорю, братья?
  4. Четвёртое. Бог находится лично на Богослужении в процессе проповедования и касается сердец тех слушателей, к которым слова проповеди направлены.
  5. И наконец, Господь помогает таким людям изменится в соответствии с услышанным на проповеди.

       Вот такое участив в проповеди принимает Творец.

 

А теперь Проповедник:

 

Ну тут совсем просто:

  1. Он слышит от Бога, о чём нужно проповедовать.
  2. Он готовит проповедь.
  3. И он - проповедует.

       Всё! Вообще-то, у проповедника в проповеди меньше всего работы.

 

Сложнее со Слушателями:

 

  1. Они Слушают проповедь.
  2. Во время проповеди пытаются понять то, что говорится с кафедры.
  3. Они соглашаются, ну, или не соглашаются со словами проповедника.
  4. Они пытаются разобраться – к ним ли относятся слова проповеди.
  5. Если они поняли, что к ним, то раскаиваются в неправильном поведении.
  6. Затем принимают решение изменится в соответствии с услышанным.
  7. И в идеале - начинают менять свою жизнь!

 

      Как видите в проповеди меньше всего забот у проповедника.

      А самая большая работа происходит в слушателях.

 

В христианской проповеди самые главные это – вы, слушатели!

 

Вот о слушателях давайте и поговорим.

 

       Все слушатели – разные. Вот эту их разность мы и попробуем сейчас проанализировать.

       А вы, в свою очередь, попробуйте понять, к какой категории именно вы относитесь?

       Итак… всех слушателей проповеди можно поделить на несколько категорий:

 

I-я категория:

 

       ...это те, которые не слушают проповедь вообще.

       Причин для этого может быть несколько:

  1. Первая: «Оне» спят. 
    1. Понять можно: устал человек, или не выспался, или нездоров…
  2. Вторая причина: То, что говорится с кафедры этим слушателям не интересно.
    1. Они считают, что не нуждаются в исправлении.
    2. Или же им настолько нравится грех, избавится от которого призывает проповедник, что они просто игнорирует эти призывы…
  3. Третья причина: Они заняты своими собственными мыслями.
    1. Меня тут увольняют с работы, за то, что я предоставил неправильные цифры по покупке деталей к нашему оборудованию, на стол начальнику, а проповедник пытается внушить мне, что врать не хорошо! Какое это имеет отношение к моей проблеме потери работы? Не понимаю!
  4. Четвёртая причина: Они ходят в церковь для других целей (например, для общения со знакомыми, или по привычке – надо же куда-то убить полвоскресенья). Ну, а ты там на кафедре муторь… муторь… меня это не колышет…
  5. И пятое. Может быть и такая причина: У проповедника плохая дикция и слушатели просто не могут разобрать, что он говорит. Ну, это уже проблема руководства церкви и самого проповедника, которая, увы, неблагоприятно отражается на большинстве слушателей.

 

       Что может предпринять проповедник, чтобы пробиться через эти препятствия к слушателям этой категории?

  1. Выбирать максимально актуальные темы проповеди.
  2. Узнавать интересы этой категории слушателей и проповедовать о решении именно их проблем на основании Божьего Слова.
  3. Делать проповедь более разнообразной (использовать примеры из жизни, шутки, стихи, видео-иллюстрации  и проч.) для привлечения внимания аудитории.
  4. Совершенствовать дикцию (смена высоты, тембра и громкости звучания фраз,  отрабатывать чёткость и оптимальную скорость произношения и т.п.).

 

       А что могут предпринять сами слушатели этой категории,

       ...чтобы соответствовать своему званию –СЛУШАТЕЛЕЙ?

  1. Прежде всего, хорошенько отдохнуть перед Богослужением.
    1. Не перегружаться в субботу.
    2. Выспаться ночью (если получится).
    3. Не перегружаться личными и чужими делами и проблемами непосредственно перед служением.
  2. Второе. Стараться настраиваться на Богослужение уже в церкви:
    1. В баптистских церквях я не раз видел, как прихожане перед служением, сидя на своих местах, склоняют головы и несколько минут про себя молятся, чтобы отключится от мирских проблем и сосредоточится на Богослужении… Отличная, на мой взгляд, привычка!

 

II-я категория Слушателей:

 

       ...они слушают, проповедь, но не понимают её.

       Причины для этого следующие:

  1.   Они постоянно отвлекаются от проповеди на свои мысли 
  2. …или беседы с соседями (и теряют нить проповеди).
  3. Третье, и самое трудно-исправимое: Для них это слишком сложно.
  4. И наконец, четвёртое: Проповедник не может доступно подать материал проповеди.

       

  Что может противопоставить этому проповедник?

  1. Чёткое планирование подачи материала проповеди и неукоснительное соблюдения последовательности изложения (не растекаясь мыслью по древу!).
  2. Второе, чтобы зацепить эту часть аудитории церкви, следует избегать наукообразных выражений и иностранных слов.
  3. Желательно также избегать слишком сложных грамматических конструкций.
  4. Для более твёрдого усвоения мыслей проповеди, следует повторять выводы по каждому пункту по нескольку раз с вариациями формулировок чтобы откладывалась не только форма, но и суть сказанного.
  5. И наконец, очень полезно поддерживать контакт со слушателями (задавать вопросы, обращаться к отдельным слушателям и проч.)

 

     Что может сделать сам слушатель, чтобы бороться с бедой непонимания?

  1. Как я уже говорил, «настраиваться» на Богослужение до его начала. 
  2. Не садится рядом с разговорчивыми соседями.
  3. Больше читать Писание, причём, не просто пробегать строчки, а пытаться вникнуть и разобраться в нём.
  4. Записывать непонятные мысли во время проповеди.
  5. Обязательно пытаться выяснить непонятные места проповеди у проповедника или у старших служителей

 

III-я категория Слушателей:

 

       ...это те, которые слушают проповедь, понимают её, но не согласны со словами проповедника.

      Причин может быть две:

  1. Слова проповедника противоречат их убеждениям! 
  2. ….или недостаточно аргументированы, чтобы их переубедить.

     

Чем может ответить на это проповедник?

  1. Обязательно подтверждать свои утверждения местами Писания и примерами из жизни.
  2. Второе. Обязательно предоставлять весомые доказательства против противоположного мнения о проблеме (с местами Писания и примерами из жизни).
  3. Третье. Использовать только проверенные факты для аргументации.
  4. Четвёртое. Необходимо соблюдать чёткую логику в доказательствах утверждений.
  5. И наконец, пятое: Не допускать логических ошибок в доказательствах.

 

     А что могут предпринять слушатели 3-ей категории?

  1. Во-первых. Прояснить ещё раз у проповедника, правильно ли они поняли его утверждение (после служения).
  2. Во-вторых. Поспорить с проповедником, попытавшись доказать именно свою правоту (не во время служения, конечно!). Это очень полезно и для проповедника и для слушателя! Когда ищешь аргументы на серьёзные возражения, сам начинаешь лучше понимать проблему.
  3. Ну, и конечно, Слушатель имеет право остаться при своём мнении, если доводы проповедника показались ему неубедительными.

 

IV-я категория Слушателей:

 

     ...это те, которые  слушают и понимают проповедь, согласны с мыслями проповедника, но не могут или не хотят принять решение изменить свою жизнь в соответствии с услышанным.

       А принятие такого решения – обязательно. Без него невозможно начать изменения!

       Почему же они не решаются или не хотят меняться?

  1. Для одних из них проповедь – это просто развлечение, как написано:

Иез.33:32 «И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».

      Они пришли, послушали, покивали: Да! Всё правильно! Но я тут причём?

   2. Другие же слушатели считают, что изменится в соответствии с услышанным, потребует от них чрезмерных усилий, а потому решают для себя – не делать этого.

     

      Как может повлиять на это проповедник?

  1. Аргументировано показывать слушателям важность именно для их жизни делаемых в проповеди выводов. 
  2. Указывать слушателям в проповеди пути постепенного и самое главное, реально выполнимого перехода от зла к добру, от хорошего к лучшему…

   

      Что могут предпринять сами слушатели, которые относятся к этой категории? 

       Задуматься о такой простой вещи, которая работает не только по отношению к упомянутым у Эклезиаста юношам, но к любому человеку:

Еккл.11:9 «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд».

       Не хочешь меняться к лучшему? Наступит миг, когда за это придётся ответить! Чтобы избежать это – стоит приложить некоторые усилия для изменения! Нет?

 

V-я категория Слушателей:

 

      ...слушают, понимают, соглашаются, принимают решение изменится в соответствии с услышанным, но ничего для этого не делают.

       Почему же так происходит? Причины, как правило две:

  1. У одних не хватает энергии на то, чтобы измениться.
  2. У других, изменениям мешают жизненные обстоятельства.

 

       Чем может помочь этой категории слушателей проповедник?

  1. Обязательно включать в проповедь раздел «Как достигнуть цели проповеди малыми усилиями».
  2. Обязательно объяснять слушателя, как находить время для реализации цели провозглашённой в проповеди при большой занятости.

 

       Что в связи с этим могут предпринять сами Слушатели?

       Прежде всего, подумать о приоритетах! Что важнее? Как говорил Иисус? Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Матф.6:33 «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

       Чем, собственно, мы и занимаемся на проповеди: ищем Царства Божьего и правды его! А потому, если мы хотим достичь Божьего Царства, самое правильное выделять каждый день кусок времени для духовных дел:

  1. Молитвы.
  2. Чтения Библии;
  3. Какое-нибудь, хоть малюсенькое служение в церкви:

Например, вы знаете, что у церкви есть сайт?

И посещаемость страниц сайта зависит от его места в Интернете.

На верху каждой страницы сайта есть ярлычки Фейсбука, Гугл-плюса, Твитера.

Зайди на сайт, лайкни 3-4 страницы – этим ты подвинешь их повыше в поиске и увеличишь количество посещений сайта.

А это в свою очередь послужит Божьему делу распространения Божьего Слова.

Мы живём во времена, когда классические способы благовестия работают очень слабо.

Но всё больше и больше людей ищет информацию в сети.

Помогите им получать правильную информацию.

И это будет вашим вкладом в Божье дело!

 

А теперь обратимся к VI-ой категории Слушателей:

 

       ...они слушают и понимают проповедника, соглашаются с его утверждениями и принимают решение изменится, в соответствии с услышанным, и что самое главное, начинают делать практические шаги для собственного изменения.

       Понятно, что цель проповеди можно считать почти достигнутой. Но только почти…

       Увы, очень часто многим людям свойственно бросать дела на полдороге.

       И если слушатель слышит с кафедры призыв делать то, что он и так уже начал делать, не стоит победно ухмыляться (мол, я и так всё это начал делать!)

       Помните, у Павла?

1Кор.10:12 «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть».

       Не помешает такому христианину лишний раз убедиться, что он на правильном пути. Возможно, он услышит от проповедника такие нюансы, которые он ещё не использовал в своей жизни, для своего совершенствования.

Ну, например, последние годы я стараюсь читать и использовать в проповедях разные варианты переводов Библии. Это позволяет особенно глубоко погружаться в Писание в понимании Слова. И сравнивая русское, украинское, греческое, английское и немецкое звучание и смыслы стихов, избегать грубых ошибок в толковании Писания.

Помните случай со словом  «смехотворство»? Которое есть в каноническом переводе, но нет ни в греческом, ни в украинском, ни в английском, ни в немецком текстах!

       И слыша на проповеди о том, что ты уже начал делать в своей жизни, ищи в услышанном подкрепление своего решения. Более углублённое понимание того, что ты делаешь. И способы эффективнее продвигаться вперёд в правильном направлении. И тогда у тебя есть шанс выйти на последний, седьмой уровень Слушателя проповеди…

 

И, наконец, VII-я и последняя категория Слушателей –

 

       ...те, кто уже живут полностью в соответствии с тем, о чём говорит проповедник.

       Казалось бы, ну, зачем им такая проповедь?  На самом деле, даже те, для которых принципы, озвучиваемые проповедником, являются постоянным правилом жизни, нуждаются в такой проповеди.

       Поскольку человеку свойственно любые, даже самые важные дела, со временем превращать в привычку. При которой их значение «замыливается», их важность, хоть и не намеренно принижается.

       И потому проповедь на «избитую», казалось бы, тему, способно дёрнуть за важные ниточки в твоём существовании и вновь поднять, казалось бы, привычное дело на должную высоту.

       И второе. Духовную жизнь, конечно с большими допущениями, можно сравнить с жизнью физической. Для поддержания жизни нашему телу требуется постоянное дыхание и питание.Также и для нашего духа: Мы должны постоянно получать в него полезные вещества и удалять вредные.

       Именно эту функцию духовного обмена веществ выполняет проповедь, указывая нам, что для нас полезно, а что вредно.

       А постоянно это надо делать потому, что и в духовной жизни может быть и сон, и голод, и смерть!

       И каждый из нас, увы, неоднократно был этому свидетелем.

       И потому, для поддержания духовной жизни и седьмой категории Слушателей, как воздух необходима проповедь.

       Вы знаете, отсюда с кафедры видно, что самые внимательные слушатели на проповеди, как это ни странно, именно те, кто давным-давно с Богом!  И я их без колебаний отношу вот к этой, 7-ой, высшей, категории.

 

Заключение

 

    Вот такие мы слушатели проповедей. И вот так по разному мы их слушаем. И вот так, продвигаясь со ступеньки на ступеньку, от одной категории к другой, мы можем улучшить действенность наших проповедей в наших жизнях.

     Итак, сегодня мы… 

  1. Попытались понять, зачем она нужна, эта самая проповедь в церкви? 
  2. Определили состав участников процесса проповедования. Это…
    1. Бог.
    2. Проповедник
    3. .…и Слушатели
  3. Мы узнали, что в христианской проповеди самый главный её участник это – слушатели!
  4. Мы поняли, что всех слушателей проповеди можно поделить на несколько категорий:  
    1. I-я категория: это те, которые не слушают проповедь вообще.  
    2. II-я категория Слушателей: слушают проповедь, но не понимают её. 
    3. III-я категория Слушателей: это те, которые слушают проповедь, понимают её, но не согласны со словами проповедника. 
    4. IV-я категория Слушателей: это те, которые  слушают и понимают проповедь, согласны с мыслями проповедника, но не могут или не хотят принять решение изменить свою жизнь в соответствии с услышанным. 
    5. V-я категория Слушателей: слушают, понимают, соглашаются, принимают решение изменится в соответствии с услышанным, но ничего для этого не делают. 
    6. VI-ой категории Слушателей: они слушают и понимают проповедника, соглашаются с его утверждениями и принимают решение изменится, в соответствии с услышанным, и что самое главное, начинают делать практические шаги для собственного изменения. 
    7. И, наконец, VII-я и последняя категория Слушателей – те, кто уже живут полностью в соответствии с тем, о чём говорит проповедник.
  5. И наконец, мы провели серьёзное исследование, чтобы понять, а что же могут предпринять сами слушатели этих семи категорий, чтобы соответствовать своему званию высокому званию – СЛУШАТЕЛЕЙ ПРОПОВЕДИ?! И вот, что мы нашли: Чтобы получить от проповеди максимальную пользу, нужно:

 

    1.  Хорошенько отдыхать перед служением.
    2. В церкви настроится на слушанье проповеди.
    3. Держатся подальше от разговорчивых соседей.
    4. Вникать в Писание.
    5. Выяснять непонятное.
    6. Спорить с проповедником. 
    7. Иногда оставаясь при своём мнении.
    8. Но при этом… помнить о своей ответственности перед Богом. 
    9. Помнить о приоритете духовного над мирским.
    10. Больше молится и читать Писание.
    11. Нести хоть небольшое служение в церкви, которое и будет видимой реализацией пользы от проповедей.
    12. Искать в проповеди подкрепления и новые решения в своей духовной жизни.
    13. Использовать проповедь для обновления верных решений,
    14. И поддержку высокого уровня духовной жизни.

 

И вот тогда, то, что мы слышим с кафедры, действительно будет приносить нам максимальную пользу!

 

Аминь

 

Лроповедник: брат А.