Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Забота о сегодняшнем дне…


Цель: Убедить церковь, что тревожится о будущем совершенно бессмысленно.

 

Вообще ни о чём???





        Мы сегодня будем пытаться извлечь пользу и назидание из одного из уроков Христа, которые Он преподал в Нагорной проповеди.                     
        Чем особенно труден этот урок?
         А труден он тем, что он противоречит всему жизненному опыты человека, который уже пожил какое-то время на белом свете: прошёл через победы и поражения, через удачи и ошибки, через счастье и несчастье…
         И тут… Бог обращается к нему и убеждает отставить в сторону весь свой жизненный опыт и взять за образец для жизни пример с растений и неразумных животных!
        Это, на мой взгляд, одно из нескольких учений Христа, которые напрямую противоречат так называемой человеческой мудрости (ну, навроде знаменитой подставленной второй щеки!).
       И тем не менее, как мы постараемся сегодня убедится, эта Божественная мудрость намного более разумна, чем данная нам через повседневный жизненный опыт, мудрость человеческая!

 

Поподробнее, пожалуйста!

 

 
       Итак, читаем!.. Да, прежде чем начать читать, я хотел бы обратить ваше внимание на то, что читать мы будем один из, на мой взгляд, самых интересных переводов этого места Писания.
       Чем он интересен? А интересен он тем, что даёт более многостороннее описание учения, чем, допустим, канонический или синодальные переводы…       

       Итак, читаем:


 Матв.6:25-34 «Задля цього кажу вам: не журіться життям вашим, що їстимете, або що питимете, ані тілом вашим, у що зодягнетеся. Хіба життя не більше від їжі, а тіло від одягу?
Погляньте на птахів небесних, що не сіють, не жнуть, не збирають у клуні, а ваш небесний Батько годує їх; хіба ви не цінніші від них?
Хто ж із вас, турбуючись, може додати до свого росту хоч один лікоть?
І чого за одяг клопочетеся? Гляньте на польові лілеї, як вони ростуть; не трудяться і не прядуть;
кажу ж вам, що й Соломон у всій своїй славі не зодягався так, як одна з них.
Якщо ж польову траву, яка сьогодні є, а завтра буде викинута в піч, Бог так зодягає, то чи не краще зодягне вас, маловіри?
Тож не журіться, кажучи: Що їстимемо? Або: Що питимемо? Або: в що зодягнемося?
Бо цього всього погани шукають. Знає бо ваш Батько небесний, що цього всього потребуєте.
Шукайте ж краще Царства Божого і Його справедливости - і це все додасться вам.
Не журіться, отже, про завтрашній день, бо завтрашній день і сам собою журитиметься. Вистачає дневі своїх турбот».


       Чому ж я пред читанням… Пробачьте, зупинитися не можу! Почему я перед чтением этого отрывка сказал вам, что этот перевод более многосторонний, чем синодальный и канонический?


       Вы знаете, что большинство слов почти во всех языках мира имеют по несколько значений.


       И вот, в переводе Евангелия Украинского Библейского общества, который вы сейчас услышали, переводчики попытались точнее передать слово «забота» по-гречески, в контексте, максимально приближённом к смыслу фраз, произносимых Христом.
       И если в синодальном и каноническом переводах, везде используется слово «забота»: заботьтесь, заботясь, заботиться, заботы!


       То в переводе Украинского Библейского общества:

 

  •  «не журіться життям вашим»
  •  «Хто ж із вас, турбуючись, може додати до свого росту»
  • « І чого за одяг клопочетеся?»
  •  «тож не журіться, кажучи: Що їстимемо?»
  •  «Не журіться, отже, про завтрашній день, бо завтрашній день і сам собою журитиметься. Вистачає дневі своїх турбот».


       Согласитесь, что украинский текст в этом переводе намного богаче оттенками, чем русский.


       Хотя в греческом варианте и используется во всех случаях одно и то же слово, которое по-русски переведено, как «забота». Но при этом переводе совершенно не учтены окружающие слова, так называемый контекст, который и придаёт словам окраску:


       Попробуем для слов «журитися», «клопотати», «турбуватися» найти правильные русские аналоги:

 

  • Журба – печаль;
  • Журитися - сокрушаться, огорчаться, горевать, переживать;
  •  Клопоти - хлопоты;
  •  Клопотати - переживать, хлопотать, ходатайствовать;
  • Турбота – забота;
  • Турбуватися -  беспокоится, волноваться, тревожится.


       Согласитесь, что в украинском переводе действительно намного больше оттенков…


       Должен вам сказать, прежде чем мы пойдём дальше, что в четырёх современных переводах на русский язык, надо отдать им должное, в этом отрывке, кроме слов «заботиться» и «забота», я нашёл ещё слова «тревожится», «беспокоится» и «беда»… но это в сумме в четырёх разных переводах.
       Согласитесь, что перевод Украинского Библейского общества  - намного богаче по оттенкам всех трёх русскоязычных вместе взятых..

 

Переведём...

 

       Но,.. что же это нам даёт?
       А вот что! Давайте мы тоже сделаем свой перевод этих 9-ти стихов и посмотрим, какой смысл откроется нам в результате?


 Матф.6:25-34 «Потому говорю вам: пусть не беспокоится душа ваша, что вам есть и что пить, и не горюйте о теле вашем, что ему не во что одеться. Ваша душа важнее, чем еда, и ваше тело намного важнее одежды!
Посмотрите на птиц: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; а Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
Да и кто из вас, похлопотав, может прибавить себе росту хотя бы на пол метра?
И об одежде чего переживать? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут.
Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, вас-то тем более оденет, маловеры!
Итак, не волнуйтесь и не говорите: Что нам есть? Или что пить? Или во что одеться?
Потому что это – главная забота язычников! И Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и тогда  пища и одежда тоже будет дана вам Богом.
Итак не переживайте о завтрашнем дне, потому что завтра будут новые заботы!  Каждый день и так полон своих волнений!»


       Короче: Do not worry and be happy! (Не волнуйся и будешь счастлив!)

 

Три составляющих счастья

 

        Но у этого счастья есть три составляющих, которым Христос пытался научить своих слушателей этим уроком. 

                           
И первая составляющая – приоритетность разных человеческих забот – что важнее в жизни человека?


       Еда, питьё, одежда? Или есть нечто более важное?
       Обратите внимание, что в этой речи Иисуса, Он говорит о том, что это – приоритеты язычников, людей, не верящих в Бога! Мне нравиться их имя в прочитанном нами украинском варианте: погани!


       Но… с другой стороны, мне могут возразить: как же без еды, воды, одежды жить то?!
       Помрём! Засохнем! Замёрзнем!


       И вот тут Господь говорит очень важную вещь: он пытается убедить своих слушателей, что Бог абсолютно всё держит под своим контролем.
       Он заботится и о животных и о растениях, но особенная Его забота о тех, у кого на первом месте не еда и одежда, а «Царство Божье и правда» его. Он особенно заботится о тех, кто верит в Бога и доверяет Богу!


Пс.36:23-25 «Господом утверждаются стопы [такого] человека, и Он благоволит к пути его: когда он будет падать, не упадет, ибо Господь поддерживает его за руку.

Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба»


       Вернёмся ещё раз к еде, питью, одежде. Это важно для человека? Да! Очень! Но есть нечто ещё более важное среди всего этого и материального мира:
       Без питья человек может прожить 3-4 дня. Без еды – месяц-полтора. Без одежды – до первых морозов.


       Но есть нечто, без чего человек может прожить всего несколько минут – это воздух, дыхание!
       И если мы сейчас весьма просто нашли более важное, чем одежда, еда и вода, то невольно напрашивается аналогия, что возможно, есть нечто ещё более важное, чем даже воздух!


       И это важное –существует! И это важное – Бог!


       Потому что человек, у которого нет правильных взаимоотношений с Богом, всё равно что не родился!


       Помните старый анекдот про надписи на могилах: родился в 1920, умер в 1975. Жил один год!
       Так вот, человек, который не верит в Бога (по аналогии с этим анекдотом!)  – вообще не родился!


       И важность взаимоотношений с Богом по сравнению с мирскими заботами следует из того, что все ценности мирские позволяют человеку существовать в продолжении земной жизни, а вот ценности Божьего Царства обеспечивают полноценное и счастливое существование на протяжении вечности.


      Надеюсь, никто не сомневается, что вечность -  чуть больше, чем стандартные 70 лет жизни человека на земле.
        Но… люди, которые прожили в Боге несколько лет (а здесь в основном такие и есть) дружно скажут:
        Именно с Богом мы получили уверенность и в жизни земной.


       Наученные сначала из Писания, насколько Господь заботится о Своих, кому страшно повезло, и он пришёл однажды к Богу.
        Потом, уже в процессе нашей христианской жизни, мы видели ни раз и не два, как Господь заботится и о нас самих и о наших братьях и  сёстрах во Христе:
       Как защищает, исцеляет, разрешает самые, казалось бы, неразрешимые проблемы! Так?


       Конечно! Очень тяжело убедить в этом человека неверующего!
       Ну как объяснить слепому, что такое радуга, или северное сияние, или красивая женщина, или осенний лес, или грозовое небо?… Как?!
       Но это совсем не значит, что мы не должны слепым духовно рассказывать о Боге!
       Наше дело рассказывать, а Божье дело однажды открыть ему глаза!
       И тогда он увидит и поверит, так, как это однажды произошло с каждым из нас!

 

Доверять ли Богу?

 
         И здесь мы плавно переходим ко второй составляющей урока Христа:
         О способности человека доверять Богу.


  1Пет.5:7 «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
 Пс.54:23 «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.

Никогда не даст Он поколебаться праведнику».
Пс.36:3-5 «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит».


       И, наконец, самое прекрасное и удивительное:


 Фил.4:6,7 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».


       Посмотрите, почти один к одному слова Христа из Нагорной проповеди.

       Но проблема в том, что по настоящему и полностью доверять Богу может отнюдь не каждый христианин.
        Мы постоянно пытаемся забежать «поперед Батьки в рай»


       Вспомним Авраама с Сарой  (их самодеятельность с рождением первенца от Агари на 14 лет ранее срока, который Бог считал наилучшим!)
       Ведь из за этих Торопыжек проблемы с детьми Измаила евреи до сих пор разгребают!


       А вспомним жертвоприношение Саула, всего на несколько часов раньше определённого Богом.
       И он навсегда лишился царства!


       Да зачем далеко ходить? Обратимся на нашу собственную жизнь:
       Как часто, не дождавшись разрешения своих проблем от Господа, мы начинаем дёргаться и суетиться раньше времени, пытаясь решить их самостоятельно.
       Не знаю, как у вас! У меня это всегда заканчивалось печально!


       Как же научится доверять Богу всегда и во всём? Где же обрести эту уверенность, что Бог лучше нас знает наши нужды и обязательно даст нам всё необходимое для благословенной жизни?


       Могу поделиться только собственным опытом.
                      Начните с малого: попробуйте вымолить у Господа решение небольшой проблемы.
                                     Посмотрите, что получится.


       Но учтите! Никогда не считайте, что Бог решит проблему именно так, как вы заказываете в молитве!


      Это не магазин, где вы говорите продавцу: вот вам десять гривен, дайте мне пакет молока! И он приносит вам пакет молока…


      Это скорее будет напоминать вот такое:

 

  •  Представьте, что у вас очень шумные соседи за стеной и вы молитесь: «Господи! Сделай так, чтобы они больше не шумели!»
  •  
    • И ваши соседи вдруг продают свою квартиру тихой старушке.
    • Или внезапно, делая ремонт, монтируют хорошую звукоизоляцию именно на смежную с вами с тену.
    • Или вы сами ставите звукоизоляцию на эту стену.
    • Или соседи садятся в тюрьму лет на 10 и квартира остаётся пустая.
    • Или вы теряете слух и уже ничего не слышите.
    • Или внезапно получаете в наследство домик в тихом местечке…


       Вариантов может быть множество.
       Господь очень-очень часто разрешает проблемы совсем не так, как мы это себе предварительно представляли!
       Но… и это проверено мной многократно, решение будет всегда и в наилучшее время!


Иер.29:11 «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».

 

Никогда не узнаем...

 

       И, наконец, третий урок из обсуждаемого нами сегодня отрывка из Нагорной проповеди:
       Забота сегодня о завтрашнем дне для человека является ущербной, а порой и совершеннейшей бессмыслицей по нескольким причинам:


       Занимаясь сегодня завтрашними проблемами, мы не имеем времени качественно сделать то, что нужно было сделать сегодня.
       То есть, мы наносим ущерб сегодняшнему дню не имея времени сделать сегодняшнюю работу!


       Второе, очень часто мы поступаем, как богач из знаменитой притчи: тот труд, который мы совершаем сегодня, в общем-то, нам совершенно не пригодится завтра. Помните?


 Лук.12:16-20 «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;  и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»


       И здесь опять всплывает проблема приоритетов: что делать сегодня в первую очередь?
       Заботится о еде, питье, одежде? Или о том, что намного-намного важнее?


      Вспомним в связи с этим, как Иисус пришёл в гости к Марфе и Марии:


Лук.10:38-42 «В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».


       В этой истории всегда обращают внимание на приоритет духовного перед материальным.
       А я хочу обратить ваше внимание ещё на один нюанс:
       Марфа заботилась об угощении лично для Иисуса (ну, конечно, и его учеников!)
       А Мария просто сидела и слушала Христа...


      И Господь посчитал работу слушателя Слова Божьего более важной, чем, казалось бы, реальное видимое дело для того же Бога!


       Как часто мы не умеем давать правильную оценку тому, что мы делаем. И более важное принимаем за  менее важное!


       И третья наша ошибка по отношению к завтрашнему дню:
       За редчайшим исключением (я имею в виду случаи, когда Господь лично даёт откровения человеку-пророку о предстоящем дне!), мы не знаем, что принесёт нам завтрашний день! Очень хороший пример в послании Иакова:


 Иак.4:13-16 «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий.

Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое",  вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло».


       И потому, тем более бессмысленно переживать и волноваться о завтрашнем дне, так как мы не знаем, какие приятные или не очень заботы ждут нас завтра.

 

Сравним силы!

 

        А теперь я хочу вернуться к одно фразе Христа, из изучаемого нами отрывка, чтобы увидеть ещё одну фундаментальную вещь.
       Я вам сегодня говорил, что для того, чтобы развить в себе доверие к Богу, нужно пробовать просить у Него, для начала, что-нибудь небольшое.
       В противоположность этому я сейчас хочу, чтобы вы сосредоточились на сравнении возможностей человека и Бога:


       О наших возможностях хорошо когда-то сказал поэт:


«Единица - вздор,              единица - ноль, Один -         даже если                    очень важный - Не подымет                  простое                             пятивершковое бревно, Тем более                  дом пятиэтажный».


      А теперь мы произнесём слово, которое обозначает, что может Бог? И это слово – «ВСЁ»!


     Но я отвлёкся! Итак о наших великих возможностях говорит Сам Бог:


  Лук.12:25,26 «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?»


       Мы же не пытаемся сами, не имея соответствующей подготовки ремонтировать свой компьютер или вырезать себе аппендицит?
       Нет! Мы обращаемся к тому, кто это сделать может!


       Так и в случае с заботой о нашем завтрашнем дне. Давайте поручим это Специалисту, Тому, Кто этот завтрашний день создаёт, Создателю!


        Да! Мы должны строить нашу жизнь сами! Да! Многое зависит и от нас! Да! Мы должны каждый день давать ответы на вопросы, которые ставит нам жизнь и делать те дела, которые мы должны сделать!
       Но тонкость в том, что переживать по поводу будущего строительства здания, о котором ты ничего не знаешь; отвечать на ещё не поставленные вопросы, и волноваться о делах, даже название которых мы не знаем – совершенно бессмысленно!
       И кроме огорчения, разочарования, ненужной суеты это ничего не принесёт!



Заключение.


       В заключении я хочу прочесть вам старинную бас… притчу, конечно.                                                
       Автор, знаменитый «притчеписец» Крылов Иван Андреевич.


       Прежде, чем её прочесть, я хочу пояснить два старинных слова, которые встретятся в тексте:

 

  • Рыдван - большая, неуклюжая карета, как правило, для целой семьи.
  • Откупщик – тоже, что и мытарь, человек, выкупивший у государства право собирать налоги.     

           

В Июле, в самый зной,                          в полуденную пору,Сыпучими песками, в гору,С поклажей и с семьей дворян,Четверкою рыдванТащился.
Кони измучились,                      и кучер, как ни бился,Пришлося стать. Слезает с козел онИ лошадей, мучитель,С лакеем в два кнута                              тиранит с двух сторон:
Но толку нет. Ползут из колымаги вонБоярин, барыня,                    их девка, сын, учитель.Но, знать, рыдван                       был плотно нагружен,Что лошади, хотя его тронУли,Но в гору по песку                         едва-едва тянули.

Случись тут Мухе быть. Как горю не помочь?Вступилась: ну, жужжать                          во всю мушину мочь;Вокруг повозки суетится;То нАд носом юлит у коренной,То лоб укусит пристяжной,То вместо кучера                      на козлы вдруг садится,Или, оставя лошадей,И вдоль и поперек                      шныряет меж людей;Ну, словно откупщик                      на ярмарке, хлопочет,И только плачется на то,Что ей ни в чем, никтоНикак помочь не хочет.
Гуторя слуги вздор,                             плетутся вслед шажком;Учитель с барыней                            шушукают тишком;Сам барин, позабыв,                          как он к порядку нужен,Ушел с служанкой в бор                            искать грибов на ужин;И Муха всем жужжит,                       что только лишь онаО всем заботится одна.

Меж тем лошадушки,                           шаг зА шаг, понемногуВтащилися на ровную дорогу.– Ну! – Муха говорит,  – Теперя, слава Богу!Садитесь по местам,                       и добрый всем вам путь;А мне уж дайте отдохнуть:Меня насилу крылья носят».
Людей на свете много есть,Которые везде хотят                      себя приплестьИ любят хлопотать,                       где их совсем не просят.                                 

 

       Так часто наши действия по улаживанию  свих дел напоминают усилия этой Мухи! А наши "результативные"  хлопоты - наверняка вызывают у Бога только улыбку...

 

Аминь

 

                                                                                                                                           Проповеднк: брат А.