Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Главная » Проповеди » Добродетели верующего » Привычка - хорошо или плохо?

Привычка - хорошо или плохо?


Цель: Объяснить церкви положительные и отрицательные стороны добрых привычек.

 

Что - снаружи, а что - внутри?!

 

        Представьте себе, что у вас сегодня день рождения. К вам пришла масса гостей и, среди множества подарков, вы увидели 4 одинаковых конверта.          
        На каждом надпись: “ПОДАРОК”:
В №1 – деньги.
В №2 – бумага.
В №3 – пусто.
В №4 – отрывок из Второзакония, 28/16-44.


       Как вы отнесётесь к содержимому этих конвертов?
№ 1 – вас обрадует.
№ 2 – слегка огорчит.
№ 3 – расстроит.
№ 4 – разозлит и, возможно, испугает.


       Оболочка и содержимое, внешнее и внутреннее,  буква и дух. Они всегда идут рука об руку, и хочется, чтобы внешнее всегда соответствовало внутреннему.


       Однако, это бывает далеко не всегда, что довольно часто раздражало как людей, так и Бога.


   (Ис.29:13-15) «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;  то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысел свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?"».
(Матф.23:27,28) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.»


       И вот о соотношении внешнего, материального, и внутреннего, духовного, мы сегодня и порассуждаем. Но рассмотрим это применительно к одному из качеств человеческого поведения – по отношению к привычке.

 

 

Привычка

 

       Что такое привычка – все хорошо знают.
        (Толковый словарь. А.Даля) Привычка –  все, что принято или усвоено человеком по опыту, на деле, по частому повторению; опыт, навык или наметка; или принятая, не природная потребность; или терпение, сносливость, приобретенная твердой волей, нуждой и пр.
       (Словарь русского языка. С.Ожегова).  Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.


        Мы не будем рассматривать плохие привычки, а будем говорить сегодня только о хороших.

 

  • Вот у многих есть привычка ходить по воскресениям в церковь.
  • А у некоторых – и ещё более редкая привычка – ходить в церковь и по четвергам.
  • Большинство в нашей церкви привыкли приходить на прославление вовремя.
  • А многие имеют привычку ещё и не болтать на прославлении, а славить-таки Бога.
  • Очень много христиан приобрели привычку читать каждый день Библию.
  • И, я надеюсь, что у очень многих есть привычка каждый день хотя бы несколько минут разговаривать с Богом, молиться.


       И, вообще, хорошие привычки имеют хорошие люди. Древнегреческий философ Диоген Синопский 2400  лет тому назад говорил: «Привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение».


       О положительной стороне хороших привычек говорит очень многое:

 

  • Врачи утверждают, что люди, привыкшие питаться в одно и то же время, избегают многих проблем со здоровьем. Железы внутренней секреции начинают в определённое время подготовку к перевариванию пищи и она намного лучше усваивается.
  • Некоторые привыкли каждый день делать зарядку и это поддерживает их организм в хорошей физической форме. Мало того, благодаря привычке, все физические упражнения становится не только легки, но и желанны. И, самое главное, приступить к этой самой зарядке не только не представляет проблем, но наоборот, даже появляется неотвязное стремление сделать это.


        Господь в своих законах ввёл для избранного народа некоторые установления, которые приучали их в определённое время поступать определённым образом – таким способом вырабатывая у них привычку периодически обращаться к Богу: субботы, новомесячия, празднование пасхи, куще, первого снопа, урожая, праздник труб, праздник очищения.


       День отданный Богу, день посвящённый Богу, день благодарения Бога, день очищения перед Богом – отличные привычки, безусловно приносящие пользу человеку.


       Но…  как мы уже упоминали в самом начале наших размышлений, в соблюдении привычных действий есть подводные камни, которые могут «свести на нет» всю пользу хороших привычек.


 Что же может быть плохого в хороших привычках?


       Вскроем конверт №2, в котором лист чистой бумаги. О чём он нам говорит? Хорошая привычка абсолютно бесполезна, если за ней стоит пустота.


       В молодости я занимался лёгкой атлетикой. Наш тренер, Евгений Николаевич, неустанно нам повторял:
«Ребята, когда вы прыгаете в высоту, вы должны прочувствовать внутри себя то ощущение полёта, которое поможет вам оторваться от земли, и вы должны каждую долю секунды думать о каждом элементе прыжка: вот – я делаю быстрый и пружинистый разбег; вот – я правильно ставлю с упором толчковую ногу и максимально мощно отталкиваюсь; вот – я делаю полноценный мах правой ногой; вот – я взлетаю над планкой и плавно разворачиваю согнутую левою ногу, чтобы максимально близко пройти над планкой; вот – я аккуратно и мягко опускаюсь на маты. Если вы прыгаете на автопилоте, не чувствуя полёта и не размышляя над своими действиями, вы никогда не преодолеете высоту и не научитесь прыгать технично, и не достигните высоких результатов».
Хорошо, если я приобрёл привычку регулярно ходить на тренировки, регулярно занимаясь спортом.
Но... если я на самой тренировке не «выкладываюсь», не обдумываю технические детали того, что делаю, а совершаю всё это механически, бездумно не стараясь делать упражнения как можно более правильно, я никогда не достигну высоких результатов.

                       
       Мы иногда сидим на проповеди, но совершенно не думаем о том, что нам говорят. И не то, чтобы мы думали о чём-то грешном, или о постороннем. В голове нашей вообще никаких мыслей и в сердце никаких эмоций – мы просто сидим, тупо глядя перед собой. Нас нет в церкви, мы отсутствуем! Нас вообще нигде нет!


     Получим ли мы какую-нибудь пользу от проповеди? Измениться ли что-нибудь в нашем разуме и сердце? Преодолеем ли мы ещё одну ступеньку в приближении к Богу?
       И представ когда-нибудь перед Богом и услышав обвинения в нерадивости, мы, возможно, возразим: "Господи! Не ходил ли я каждое воскресение в церковь?" Но Господь скажет нам: «Да! Ты каждое воскресение шёл в церковь, но никогда не приходил в неё! Я не видел тебя там, потому, что слушая, но, не слыша Слово с кафедры, ты не видел Меня! А потому и Я не видел тебя!»


     …а следовательно,… если у меня есть привычка приходить на проповеди – это отлично! Но если я слушаю проповеди просто по привычке, не слыша их – то у меня беда!  

 

Привычка: видимость прикрывает наше отсутствие

       
       Вскроем конверт №3, пустой.

У меня есть несколько знакомых старых мастеров-столяров.
Знаете, что у них у всех общее?
У всех изуродованы руки циркуляркой.

 
И рассказывают они все приблизительно одну и ту же историю:
Когда долго работаешь на станке, с какого-то времени ты уже не думаешь, что и как нужно делать. А считаешь, что ты уже профессионал и начинаешь во время работы думать о чём угодно.
Вот тут-то циркулярка и показывает твоим рукам свои «зубки»!
 

Как только перестаёшь обдумывать свои действия – готовь бинты и вату!   

    
       Мы иногда стоим на прославлении, но мысли наши далеко-далеко… И не о чём нехорошем мы вроде не думаем. Ну, подумаешь, я вспоминаю вчерашний разговор с родственником, или прикидываю дела на будущую неделю… что в этом плохого?!
       Или я тихонько переговариваюсь с соседом или с соседкой о новом фасоне платья, которое я вчера увидела в телепередаче… Ну и что? Я ведь никому не мешаю! Ну или почти никому… А кому это мешает – не слушай! Нечего подслушивать чужие разговоры! Отойди подальше! Вон сколько кресел свободных!


       А я скажу вам, кому вы мешаете! Мне! Лично мне! И мне не столько за себя, сколько за Бога обидно! Ведь большинство на прославлении стоят для того, чтобы славить Его! А они вынуждены слушать ваши глупости! Пусть безобидные, но глупости!


       И если моё прославление выглядит приблизительно так: «Слава Господу! Господи, как давит левый туфель! Надо же мне было померять только правый…. Аллилуйя, Господь!… Вот теперь стой и мучайся!… Да прославиться Бог наш!… И шнурки какие-то неудачные… Свят наш Господь!… Обязательно заскочу сегодня на рынок и куплю шёлковые и покороче…»
Это – прославление? Я вас спрашиваю – это прославление?! Это не прославление, а оскорбление Бога!!!


     …а следовательно,… если у меня даже есть хорошая привычка приходить вовремя на прославление, но… я на прославлении занимаюсь чем угодно, только не прославлением – меня тут нет!  

 

За привычкой скрывается прямо противоположное

 

             
       И, наконец, конверт № 4. Самый опасный и самый серьёзный.

Есть такие растения, которые прикидываются безобидными цветами, а на самом деле являются опасными хищниками.
 

Все наверное слышали о росянке.
Внешне это вполне обычный цветок, но когда насекомое, желающее попить нектара, садится на него, лепестки смыкаются и… от бедной букашки остаётся только оболочка. 

   
       У немногих людей в церкви (я надеюсь, что у очень немногих) имеющих прекрасную привычку регулярно посещать церковь, есть ещё одна, я не побоюсь этого слова, ужасная проблема, которая, однако, почти невидимая снаружи.
       Они приходят в церковь не для встречи с Богом (не для прославления, не для слушания Слова, не для молитвы), и не для доброго общения с братьями и сёстрами.
       Они приходят в церковь, чтобы похвастаться обновкой, богатством, общественным положением, или напротив самоутвердиться в церковной иерархии, поскольку в мире у них это не получилось.
       В любом качестве, любым путём, любыми методами…и здесь они рвутся правдами или неправдами занять ступеньку повыше, показать, что они тоже из себя что-то представляют.
        А, не дай Бог, не получиться, уходят из церкви грохнув дверью! Что мы, не видели такого?!               
        Они приходят в церковь посплетничать о прихожанах, позлословить о служителях.
       А если их ловят «на горячем» поднимают крик, что в церкви нет любви, что нет Духа Святого! Что мы, не слышали такого?!

    
        В церкви ли мы, если в нас вместо кротости – гордыня, вместо слов истины – клевета, вместо почтения к старшим – ропот?! Ничего подобного! Нас в церкви и в помине нет! Хотя  что-то такое, вроде меня по церкви и передвигается, но к церкви я не имею совершенно никакого отношения, если внутри меня нечистота, грех и бездуховность...

              

       Что же получается – хорошая привычка, а вернее привычка к хорошему может принести мне неприятности? Да, может! Если мы не знаем, когда действовать в соответствии с привычкой, а когда – это категорически нельзя делать!


      Привычка хороша «До…», и недопустима «Во время…»


       Хорошая привычка – регулярно посещать в церковь. Но Боже нас упаси, поступать в церкви в соответствии с мирскими привычками!
       Хорошая привычка – приходить на прославление. Но Боже нас упаси, прославлять Бога «по привычке», только открывая рот и не отдавая свой дух, свои чувства и свой разум Богу в прославлении.

       Хорошая привычка, посещать проповеди. Но Боже нас упаси, бездумно впускать слова в одно ухо и выпускать из другого, не растворяя услышанное верою.
       Хорошая привычка регулярно молиться и читать Библию. Но Боже нас упаси, делать это, не вкладывая в молитву и чтение своего сердца.                                                                       

 

Александр Сергеевич! Ты - не прав!

 

       А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» написал такие строки:


«Привычка  свыше нам дана,Замена счастию – она!»


       Хочу сказать, что Александр Сергеевич сморозил глупость! Говорить, что привычка может заменить счастьевсё равно, что утверждать, что коробка от торта может заменить торт; нарисованный очаг – огонь, а гроб с покойником – живого человека.


       Немецкий философ Эмманул Кант утверждал: «Привычку никогда нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Хорошее, благодаря ей, перестаёт быть добродетелью. Добро только то, что добывается усилием»


       Добавлю: усилием нашего духа, наших чувств, нашей воли и нашего разума.


Аминь.     

 

                                                                                                               Проповедник: брат А.