Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Главная » Проповеди » Добродетели верующего » Угодливый христианин – кому, в чём и зачем?

Угодливый христианин – кому, в чём и зачем?


Цель: Объяснить церкви особенности христианской угодливости.

 

Нехорошее слово



       Угодливый! Вам нравится это слово? Мне – нет! Что-то в нём такое скользкое, неприятное… Когда я произношу слово «угодливый» мне приходит на память фамилия Молчалин из «Горя от ума» Грибоедова.
       Кстати, одно из значений слова «угодливый» – выслуживаться перед кем-либо…
        Неприятно, правда?!


        Но, тем не менее, мы сегодня походим вокруг этого малоприятного слова и попробуем его прояснить.


       Хочу напомнить, что слово «смирение» - тапейнос, в греческом языке тоже было чуть ли не ругательством. Оно использовалось, как правило, в сочетании со словами: рабский, подлый, малодушный, трусливый, пресмыкающийся перед другими.
        И тем не менее, мы нашли в нём великолепную христианскую добродетель:
         Христианское смирение – это прежде всего сравнение себя с Богом и понимание того, что какие бы мы не были умные, талантливые, красивые, счастливые, удачливые… по сравнению с Совершенным Богом все наши великолепные качества – крошечные, незначительные, почти невесомые…



      И начнём мы наши сегодняшние размышления об угодливости с определения значения этого слова помимо того, которое мы уже сегодня упомянули:
      Словарь Даля: «угодить» – сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно.
       Согласитесь, в этих значениях слова уже такого мерзкого душка поменьше… хотя ещё и есть…


      Ну, а теперь к Писанию, чтобы понять, а чего это я вцепился в это малоприятное слово?
       Послание к Римлянам, 15-я глава:


Рим.15:1,2 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».



       Если мы проверим Библию поиском по словам, то в ней в двух с лишним сотнях стихов встречается слова «угодить» и «угождать» и в абсолютном большинстве случаев угождать нужно или Богу, или царю…


      И если с Богом для нас, христиан,  всё совершенно очевидно… Да, и с царём, в общем, тоже не очень запутано… Угодников начальству хватает на белом свете! (Помните, как говаривал Чацкий в том же «Горе от ума»: «Молчалины блаженствуют на свете»)


       Так вот: Библейское утверждение того, что сильные должны угождать бессильным, в этом контексте звучит неким парадоксом: Что? Мы сильные должны угождать слабым? Не помогать! Не поддерживать! А именно угождать?! Нонсенс!!!

 

Угождение как часть братской любви

 

      Впрочем, давайте всё по порядку…
       С понятием угождения ближнему (а ведь в изучаемом нами месте Писания говорится не только о бессильных в частности, но и о ближних вообще!) очень-очень близко понятие братской любви…


       В связи с этим, из того же послания к Римлянам:


Рим.12:9,10 «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте»


       Не правда ли, есть в этих стихах некий оттенок угодливости?!

       Для того, чтобы точнее разобраться с угодливостью в любви, давайте посмотрим на взаимоотношения парня и девушки, между которыми завязываются первые чувства…
…и вот она ему говорит: А ты бы мог для меня броситься с тридцатиметровой скалы в море? А ты бы мог для меня пройти по нашему кладбищу ночью? А ты бы мог для меня побить самого страшного хулигана нашего двора?


      Ну, что, старые? Вспомнили молодость? Ведь бывало с вами нечто такое? Или это бывало только со мной?


       И как вы помните, если часть из этих, мягко говоря, не очень умных просьб были достаточно безобидны, другая часть грозили только синяками… Но вот  некоторые из них могли кончится просто смертью!


      Вы знаете, я человек ужасно скучный! И я совершенно не экстримал!
       Я не понимаю, зачем лезут на скалы те, у кого в этом нет никакой нужды! Я не понимаю, зачем прыгают с парашютом те, кому это никогда не пригодиться! Я не понимаю, зачем учатся стрелять те, кто никогда не собирается воевать!
       А потому, когда моя девушка пыталась испытать силу моей любви к ней при помощи вопросов типа: а ты мог бы для меня…
       Я задавал ей, в свою очередь, скучнейший вопрос: а зачем?
       Ты что, тонешь в море? И мне надо бросаться со скалы, чтобы спасти тебя?
       Ты что, заблудилась на кладбище? И мне нужно побродить по нему ночью, чтобы найти тебя?
       К тебе что, пристаёт негодяй-хулиган? И мне нужно защитить тебя?
       Поверь мне на слово: если возникнет действительная необходимость – я и прыгну, и пойду, и подерусь… Но ради понтов я этого делать не буду! И не мечтай!
       А… ты предлагаешь мне просто подраться, просто показать свою смелость, просто для того, чтобы ты могла сказать своим подружкам: вот как он сильно меня любит!!! И не надейся, дорогая! Не будет этого!
       На этом, как вы понимаете, наша любовь и заканчивалась! Я же вам говорил: скучнейший я человек!


       Угодить любимой… или угодить ближнему… или угодить бессильному…

 

Так в чём же ему нужно угождать?



       Давайте вернёмся к 15-ой главе Послания к Римлянам и прочтём внимательно одно слово в изучаемых нами стихах:


 Рим.15:2 «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».


       Слово, на котором я хочу сосредоточить ваше внимание сейчас: «во благо»… «…угождать ближнему во благо».


       Понимаете, в чём тут тонкость?


       Угождать ближнему, конечно, нужно! Но из того, что наш ближний  простит сделать для него, делать нужно только то, что по нашему разумению принесёт ему благо, добро!!! И только это! И ничего кроме этого!


       Чтобы поточнее проиллюстрировать это, я хочу обратиться к такому примеру:
       Вы одеваете своего маленького ребёнка на прогулку, а он канючит: Мама! Я не хочу одевать шапочку и рукавички! Можно я пойду гулять без них?! А на улице, на минуточку, минус 20!
       Надо ли в данном случае угождать бессильному? А? Сильные?!
       Нет, конечно! Шлепка ему хорошего! Шапочку на голову, а рукавички на руки! Кулак под нос - попробуй только сними!!! И марш-марш гулять!


        И, тем не менее, я хочу вам сказать, что в данном примере, как это не парадоксально звучит, мы таки-угодили бессильному!
        Но почему? Мы же не сделали ему, нашему ребёнку,  то, о чём он нас просил!
         Да! Не сделали! Но мы сделали ему благо – потеплее одели, чтобы он не замёрз!
         А это и значит, что мы ему угодили!


       Понимаете! Смысл христианского угождения не в том, чтобы потакать глупостям бессильных! А в том, чтобы делать для них то, что действительно является для них благом, добром!

       А что происходит в случае, если не очень умный начинает помогать окружающим, даже в этом мире хорошо известно: получается разруха!


         Примеров – тьма! Все страны бывшего Союза – живой пример того, как кухарка может управлять государством (по словам всемирно известного умника!). И в истории есть немало примеров подобного… Но мы истории не пишем, а вот о том как басни говорят (то есть, конечно, притчи!).


        Известный «притчётник»  Иван Андреевич Крылов:

Притча «Пустынник и медведь»

Хотя услуга нам   при нужде дорога,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинокой,Вдали от города, в глуши.Про жизнь пустынную,как сладко ни пиши,А в одиночестве способен жить не всякой:Утешно нам и грусть,и радость разделить.
Мне скажут: "А лужок, а темная дуброва,Пригорки, ручейки и мурова шелкова?""Прекрасны, что и говорить!А все прискучится, как не с кем молвить слова".
Так и Пустыннику томуСоскучилось быть вечно одному.Идет он в лес толкнуться у соседей,Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.В лесу кого набресть,Кроме волков или медведей?
И точно, встретился с большим Медведем он,Но делать нечего: снимает шляпу,И милому соседушке поклон.Сосед ему протягивает лапу,И, слово за слово, знакомятся они,Потом дружатся,Потом не могут уж расстатьсяИ целые проводят вместе дни.
О чем у них, и что бывало разговору,Иль присказок, иль шуточек каких,И как беседа шла у них,Я по сию не знаю пору.
Пустынник был неговорлив;Мишук с природы молчалив:Так из избы не вынесено сору.
Но как бы ни было, Пустынник очень рад,Что дал ему Бог в друге клад.Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнитсяИ Мишенькой не может нахвалиться.
Однажды вздумалось друзьямВ день жаркийпобродить по рощам, по лугам,И по долам, и по горам;А так как человек медведя послабее,То и Пустынник наш скорее,Чем Мишенька, усталИ отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу:"Приляг-ка, брат, и отдохниДа коли хочешь, так сосни;А я постерегу тебя здесь у досугу".
Пустынник был сговорчив: лег, зевнул,Да тотчас и заснул.
А Мишка на часах –да он и не без дела:У друга на нос муха села.Он друга обмахнул,Взглянул,А муха на щеке; согнал, а муха сноваУ друга на носу,И неотвязчивей час от часу.
Вот Мишенька, не говоря ни слова,Увесистый булыжник в лапы сгреб,Присел на корточки, не переводит духу,Сам думает: "Молчи ж, уж я тебя, воструху!" -И, у друга на лбу подкарауля муху,Что силы есть – хвать друга камнем в лоб!Удар так ловок был, что череп врознь раздался,И Мишин друг лежать надолго там остался!
Хотя услуга нам при нужде дорога,Но за нее не всяк умеет взяться:Не дай Бог с дураком связаться!Услужливый дурак опаснее врага.



       И уж если мир знает, что принимать угождение от человека не очень сообразительного – иногда просто смертельно опасно.
       То тем более это должно быть известно христианам!

 

Кто кому угождает?

 

        А теперь обратимся к ключевому моменту заявления апостола Павла в изучаемом нами отрывке:


Рим.15:1 «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать».


       Понятно, что здесь Павел имеет в виду не только и не столько людей сильных физически, сколько сильных духовно: А именно, христиан, наученных Писанием, отлично знающих Писание и, что самое главное, живущих по Писанию.


       Меня постоянно поражает, просто не могу привыкнуть к тому, насколько Законы Божьи принципиально отличаются от законов этого мира: Ведь в миру именно бессильные угождают сильным…


        Ещё раз сегодня процитирую диалог Молчалина и Чацкого из «Горя от ума»:
— «Ведь надобно ж зависеть от других!

— Зачем же  - надобно?

— В чинах мы небольших!»


         В нашем, так называемом, христианском мире (который, разумеется, совершенно халдейский!) нормальным считается, когда сильные попирают слабых, смеются над слабыми, издеваются над слабыми, эксплуатируют слабых…
         И само собой разумеющимся считается, что слабые подчиняются сильным, служат сильным, угождают сильным…


        Воистину: 1Кор.3:19 «…мудрость мира сего есть безумие пред Богом…»

       Ведь по-христиански правильным считается как раз наоборот: именно сильные должны угождать слабым! Почему?!
       Мы уже поняли, что угождать – не значит потакать глупостям, а означает – делать добро!
       А делать добро, как утверждает Писание, могут только люди мудрые:


 Рим.16:19 «…желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».


       От человека не очень умного Бог требует только уклонятся от зла, а вот от умного - делать добро!
        А потому по настоящему, по-христиански угодить своему ближнему может только сильный, он же – мудрый!


       Я хочу подтвердить Писанием, что ум и мудрость – это есть духовный эквивалент силы:


Прит.8:12, 14 «Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила».


         Давайте попробуем из книги Притч извлечь то, добро, которое по мнению Бога даёт мудрость:

 

  • Мудрый сдерживает гнев;
  • Мудрые утишают мятеж;
  • Мудрый радует своих родителей;
  • Мудрый сохраняет свою жизнь;
  • Мудрый отвечает обдуманно;
  • Мудрый обличает зло;
  • Мудрый нелицеприятен;
  • Мудрость даёт будущее и надежду;
  • Мудрый обладает силой;
  • Мудрый устраивает свой дом;
  • Мудрый идёт путём праведности;
  • Мудрый приобретает знание;
  • Мудрый идёт в небеса;
  • Мудрый говорит доброе;
  • Мудрый удаляется от зла;
  • Мудрый знает свой путь;
  • Мудрость - охрана для человека;
  • Мудрый удаляется от смерти;
  • Язык мудрых – врачует;
  • Учение мудрого – источник жизни;
  • Мудрость привлекает души;
  • Мудрость смиренна;
  • Мудрость праведна;
  • Мудрость бережёт знания;
  • Мудрость любит обличения;
  • Мудрый наследует славу;


     И как итог: Мудрость даёт Господь!!!


       Помните?

Иак.1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему».


       Таким образом угодить бессильному может только сильный духовно, обладающий мудростью от Господа…

 

Как и кого назидает угождение?

 

        А теперь обратим внимание на второе важное слово в нашем стихе:


Рим.15:2 «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию».


       Понятие, которое мы сейчас обсудим, – «…к назиданию»!
       Оно звучит в данном отрывке, на мой взгляд, как-то странненько! Как связано между собой угождение и назидание? Кого и в чём моё угождение бессильному может и должно назидать?

 

...бессильного...

 

       И начнём мы с того, кому мы угождаем, с бессильного. Может ли его назидать, учить то добро, которое мы для него делаем? Да! Конечно! Давайте для примера разберём реальную ситуацию:


Приходит к пастору брат и рассказывает ему, что он познакомился с девушкой и хочет на ней жениться. Но вот беда! Она – не верующая!
И он говорит пастору, что хочет на ней женится, чтобы потом повлиять на неё и убедить прийти ко Христу!
А пастор говорит ему: Нет, брат! Давай поступим наоборот: свидетельствуй твоей подруге о Христе; приводи её в церковь; читай вместе с ней Библию; молись вместе с ней… А вот когда и если она действительно придёт к Богу, тогда ты на ней и женишься!!!


       В чём здесь добро, спросите вы?

 

  1. Отговорить брата жениться на халдейке – это и есть добро!
  2. А если она ещё и придёт к покаянию – вот вам и второе добро!
  3. А если они ещё и поженятся в итоге и будут счастливы – вот вам и третье добро!


       Ну, а где же здесь назидание?

 

  1. Во-первых, делая добро, мы показываем слабому в вере, что именно есть для него добро. Это для него наука?
  2. Во-вторых, мы подаём ему пример, как нужно поступать в подобных случаях, если в свою очередь к нему обратятся за подобным советом. Это для него наука?


       Давайте посмотрим ещё на один пример, который говорит не о добром совете, а о добром деле:


Я, бессильный, попросил моих сильных братьев помочь мне при переезде с квартиры на квартиру…
Почему я себя считаю бессильным в этом отношении?
Дело в том, что последние годы я мало работаю физически и самое тяжёлое, что я передвигаю – это компьютерная мышь!
Так вот, я попросил троих сильных братьев помочь мне бессильному!
Слава Богу, что они посчитали помощь в переезде добрым делом и потому всё произошло быстро и без запредельных усилий с моей стороны (хотя ещё пару дней все мышцы болели!)


     Но в чём же здесь для меня назидание?


       А оно в том, что я получил урок, что людям нужно помогать!
       Ну… скажите вы – то же мне назидание! Это же очевидно! Ой, нет! Дорогие мои! Совсем не очевидно!
       Мне не раз приходилось сталкиваться в жизни с ситуацией, когда люди совершенно спокойно отказывали мне в помощи… причём, в помощи именно в добром деле! Прямо глядя мне в глаза чистым взглядом произносилось всемирно известное: "Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти".

      А потому, я не очень люблю просить других о помощи!
      Хотя иногда и прошу!

 

Угождая, учишь себя!

 

       Но… есть ещё одна большая категория людей, которым угождение служит к назиданию:
      Это – те, которые пытаются угодить своим ближним…


       То есть, если я каким-то образом пробую угодить своему ближнему – это меня, в том числе, учит, это – меня назидает! Вопрос – как!


       А очень просто, на самом деле… знаете ли вы, что самый верный способ научится чему-либо это – делать это!


 Теория – это здорово, это - необходимо! Но пока я не сяду за компьютер, я не научусь по-настоящему на нём работать! Даже если я по образованию компьютерщик!
 Пока я не сяду за руль автомобиля – я не научусь по настоящему его водить! Даже если я закончил институт автомобильного транспорта!
 Пока я не начну делать добро своим ближним – я не научусь по-настоящему делать добро! Даже если у меня за спиной библейский институт!


        Если можно так сказать: изучение Писания – это наша теория, а вот угождение ближнему – наша практика в великой науке христианства!



       Таким образом, мы сегодня исследовали не очень на первый взгляд благозвучное понятие «угодливости».


       Мы разобрались:

 

  • В том, что угождать – это совсем не означает выполнять все прихоти того, кому мы пытаемся угодить;
  • Мы поняли, что угождать ближнему означает делать ему добро;
  • Мы узнали, что делать добро обязаны именно духовно сильные для духовно слабых;
  • Мы определили, что такое подозрительное занятие, как угодливость, может учить праведности как тех, кому мы хотим угодить, так и тех, кто пытается угодить своим ближним.


А потому, давайте угождать друг другу в добре и для взаимного назидания, чего ожидает от нас и Господь!

 

Аминь


Проповедник: брат А.