Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Главная » Проповеди » Добродетели верующего » Границы милосердия

Границы милосердия



Цель проповеди: Определить из Писания, к кому именно мы должны проявлять милосердие.

 

Милосердные слова  и милосердные дела



       Я – человек не очень добрый! Вернее не так,.. я, наверное, всё-таки в каком-то смысле человек добрый… Но, уж точно не добренький!
…и поэтому, выбрав темой сегодняшних размышлений «милосердие», я хочу исследовать его под определённым углом зрения – а именно:

  1. Первое, понять, что является милосердием? Что это такое?
  2. И второе, определить границы милосердия!

       На каких именно людей должно распространяться милосердие христианина? А на каких – нет? (если таковые имеются!)

 

"Добрые" люди

 

       А что я человек, мягко говоря, «умеренно добрый» я понял, перебирая притчи о милосердии в попытках найти уместную для проповеди… Такую притчу я не нашёл, но зато нашёл притчу, которая очень импонирует моему типу доброты, милосердия и сострадания. Вот она:


У одного человека случилось горе: попал он в болото и, погрузившись в трясину почти по пояс, заплакал от безысходности.
Пришли к краю болота  «добрые» люди поддержать его и выразить ему свои соболезнование и сочувствие. Сели они рядом на бережке и давай рыдать вместе со страдальцем. «Вот какие добрые люди, — подумал человек, — как они переживают обо мне!», — и продолжил плакать дальше. А болото тем временем от его слёз и от слёз «добрых» людей стало ещё больше, и начал страдалец погружаться в него всё быстрее и быстрее.
Узнал о случившемся и другой человек. Он не был похож на остальных пришедших. Увидев, в каком плачевном положении находится страдалец, он решительно сказал:
— Хватит реветь или ты хочешь утонуть? Лучше хватай верёвку, которую я тебе кинул, крепче держись за неё и перебирай руками и тогда, если даст Бог, вылезешь из болота!
Не понял такой заботы о его жизни утопающий и не счёл он такое поведение проявлением милосердия и, возмутившись, прогнал он помощника, обвинив его в равнодушии, бессердечности и жестокости. Тот ушёл, предварительно привязав верёвку к ближайшему дереву.
Шло время. Слёзы из глаз страдальца и его «друзей» продолжали течь ручьями, и, естественно, что болото от этого не становилось меньше, а наоборот увеличивалось. Когда вода стала доходить до горла, желание жить пересилило чувство «саможаления». Пришлось ему схватиться за верёвку и постараться вытащить себя. Много потратил он сил на это, а когда выбрался на сухую землю, обступили его «добрые» люди и стали они со слезами на глазах радоваться, что его постигла такая «удача». Но он, как только увидел их слёзы, убежал от них, боясь, что от их слёз под его ногами образуется новое болото. И побежал он за своим спасителем, а догнав, поблагодарил его, ибо пока он вылезал из болота, то многое понял.
Понял он, что такое истинное милосердие и сострадание, что «сострадание» и слёзы плакальщиков нисколько не помогли ему, а наоборот ухудшили его положение, что прими он раньше помощь, когда болото было поменьше, то вылезать из него было бы намного легче, ибо тогда ему помогал бы ещё и тот человек.


       Может я действительно человек чёрствый, но я совершенно не понимаю смысла сострадания и милосердия на словах. А вот смысл милосердия на деле, я понимаю.


       И поэтому, например, я совершенно не понимаю, какого, простите, рожна к Иову припёрлись его друзья? Помните?


 Иов.2:11-13 «И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.

И подняв глаза свои издали, они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.

И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико».


       Если вы помните, Иов был совсем не простой человек. Одна из версий историков: пятый после Исава царь Едома. А, следовательно, друзья его вряд ли работали ночными сторожами или лифтёрами! Т.е. это люди со средствами и со властью. И что?
       Они, видите ли, неделю просидели молча, глядя, как человек мучается! Огромная помощь!


       Послушайте! У человека куча проблем:


       Он заболел!


Иов.7:5 «Тело мое одето червями и пыльными струпами; кожа моя лопается и гноится».
Иов.30:17 «Ночью ноют во мне кости мои, и жилы мои не имеют покоя».


       Ну, вы, друзья страдальца, найдите ему врача или принесите какие-нибудь лекарства, по крайней мере, облегчающие страдания. В конце концов, пристрелите его, чтоб не мучился!!
       Это было бы намного милосерднее!


       У него плохая одежда…


Иов.30:18 «С великим трудом снимается с меня одежда моя; края хитона моего жмут меня».


        …так вместо того, чтобы раздирать одежду свою, друзья могли бы снять её, и одеть своего друга…
       И это было бы дело милосердия!


       Над ним издеваются «сопроказники» (ну, те прокажёные, кто вместе с ним живут вне города, как существа нечистые, больные проказой!)..


Иов.30:8-12 «Люди отверженные, люди без имени, отребье земли! Их-то сделался я ныне песнью и пищею разговора их.

Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать пред лицем моим.

Так как Он (Бог)  развязал повод мой и поразил меня, то они сбросили с себя узду пред лицем моим. С правого боку встает это исчадие, сбивает меня с ног, направляет гибельные свои пути ко мне».


       И что? Это не исправимо? Уверен, что если бы его друзья скинулись и наняли пару-тройку более-менее сильных мужиков из тех же прокажённых, то они бы защищали Иова от беспредельщиков с удовольствием!
       И это было бы настоящим милосердием!


       Да, в конце концов, друзья Иова – ведь люди верующие! Вместо того, чтобы на протяжении сорока двух глав пытаться учить его теологии, (которую он не хуже их знал!) лучше бы это время простояли на коленках в молитве, прося Яхве помиловать их друга!
       Ведь и это тоже – дело милосердия!


       А они, видите ли, диспут богословский устроили!


       Я совершенно согласен с апостолом Иаковом:
Иак.2:15,16 «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы?»

 

Милосердие – это дела! А не слова!


        Само значение слова «милосердие»: словарь определяет как готовность помочь кому-л. из чувства сострадания, человеколюбия; снисхождение, помощь кому-л., вызванные такими чувствами.
       И что практически то же самое – «милость»: Доброе дело, добрый, милосердный поступок; благодеяние.


       Обратите внимание – именно дело, именно поступок! А не сопливый трёп!


       Главная евангельская притча о милосердии утверждает то же самое. Прочтём:


Лук.10:30-37 «На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Т

огда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».


       Один человек, оказал другому человеку милость, проявил милосердие. Что он сделал?

  • Подошёл;
  • Перевязал раны;
  • Обработал раны вином и маслом;
  • Посадил на осла;
  • Отвёз в гостиницу (с отделениями «Скорой Помощи» тогда было напряжённо!);
  • Проплатил жильё и уход;
  • И, наверняка, ещё вернулся, чтобы доплатить за гостиницу, питание, лечение, и убедится, что у человека дела идут на поправку!


       Вот это называется милосердием!


       А «жалистные» слова из сочувствия – это всего лишь слова!

И потому меня смешат модные на западе дежурные фразы с придыханием: У тебя проблемы? Хочешь об этом поговорить?


      Да, ты помоги реальными делами человеку, «птица-говорун»!

       Я вспоминаю в связи с этим фразочку Эллочки Людоедкиной из «12-ти стульев»: Не учите меня жить! Лучше помогите материально!    И я с ней-таки согласен!


       Милосердие – это реальные дела помощи нуждающимся. И ничего больше!

 

Милосердие - от Бога!

 

       Важность милосердия для христианина следует из того, что оно является одним из основных качеств характера Господа.


       Обратимся к Ветхому Завету. Гора Хорив:


Исх.34:5-7 «И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него (Моисея), и провозгласил имя Иеговы.

И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода».


       Обратите внимание: в этих словах Яхве о Себе, три раза прозвучало слово «милость»!


       И ещё Господь через пророка Михея утверждает, что Он любит миловать:


Мих.7:18 «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? Не вечно гневается Он, потому что любит миловать».


       А в Новом Завете Бог назван «Отцом милосердия»:


2Кор.1:3 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения…»


       Собственно в Боге и находится источник всякого милосердия.


А теперь посмотрим, к кому нужно быть милосердным?


       Ну, исходя из предыдущих рассуждений, первый круг людей, на которых должно быть направлено наше милосердие – это люди, нуждающиеся в помощи.
       Круг их очерчен Библией. Это бездомные, нищие, бедные, больные, сироты, вдовы, попавшие в беду, в тюрьму, и т.п.
       Собственно, большинство из них перечислено в притче Иисуса:


Матф.25:34-46 «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».


       Причём, обратите внимание наличие или отсутствие милосердия отправляет милосердных в рай, а немилосердных в ад! Не больше, не меньше!!!
       Вот насколько важно быть милосердным!


       Итак, первая категория нуждающихся в милосердии  - это люди с реальными проблемами в мире.


Но есть ещё три категории людей, которые нуждаются в нашем милосердии:


       И объединяет их одно – это люди имеющие духовные проблемы! Фактически это те же больные, только больные духовно…

 

  1. Первая группа – это наши братья и сёстры, которые согрешили. Но осознали это и покаялись в своём грехе.
  2. Вторая группа, это тоже наши братья и сёстры, которые согрешили, но не хотят каяться.
  3. И третья группа, это халдеи, которые грешат и не собираются каяться.


       Понять, нужно ли проявлять к ним милосердие, наша дальнейшая задача.


Но… прежде чем взяться за неё, мы проясним для себя позицию милосердия в христианстве.


       А для этого обратимся для начала к Ветхому Завету:


Иер.9:24 «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь».


       Милость, суд и правда – в этих трёх понятиях заключено всё, что делает во вселенной Господь.


Начнём с правды или истины.

 

       Собственно говоря – эта та небольшая часть Божьих законов, которые открыты человечеству в Писании.
       Помните?


Втор.29:29 «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего».


       Именно на основании Божьих Законов Бог строит свои взаимоотношения с людьми и судит об наших поступках.

  • Соблюдаешь Божьи правила? Ты – праведник!
  • Нарушаешь Божьи правила? Ты – грешник!

 

       И именно на основании Божьих законах мы, люди, судим о своих поступках и о поступках других людей. То есть суд намертво связан с Божьей истиной, с Божьими законами.


       Собственно, что такое добро и что такое зло Господь и определяет через Свою Истину. Даже если это касается людей, не знающих Бога.
       Помните:

Рим.2:12-15 «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)».


      Таким образом, суд опирается на закон и вытекает из закона.


Ну, а что же милость, милосердие? Каким образом она соотносится с судом и истиной?


       Представьте себе ситуацию: группа людей согрешила и по закону они должны быть убиты.


 Исх.32:1-14 «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть.

И сказал Господь Моисею: поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы и сказали: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!

И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно.

И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой».


       Вы прекрасно помните, что в истории Израиля подобная ситуация повторялась не раз:


       Грех – присуждение к наказанию – покаяние или молитва о прощении пророка – и затем прощение (ну, или более мягкое наказание!) (или наказание отодвинутое по времени!)
       Помните: змеи в пустыне за ропот и огонь в стане, самовольство Корея, 40 лет пустыни, Ахан, оставление хананеев в Палестине, смерть первенца Вирсавии, отделение десяти колен, перенос захвата Иудеи на несколько лет… и ещё много-много подобного…


       По закону положено наказание, а из-за того, что включается милосердие Божие, оно откладывается, уменьшается или отменяется вообще.


       И место милосердия в системе взаимоотношения Бога и человека определено в Послании Иакова:


Иак.2:13 «…милость превозносится над судом».


       Фактически то, что Бог проявляет милосердие в различных ситуациях, Он обучает человека тому, как тот должен поступать в случаях, когда закон требует жёстких мер. По возможности конечно…

 

Миплосердие? К кому?!


       А вот теперь обратимся к тем, к кому мы должны проявлять милосердие. И как я уже говорил, первая группа – это братья и сёстры, согрешившие, но осознавшие свой грех и раскаявшиеся в нём!
       Нужно ли их прощать? Ведь есть и такое страшненькое место Писания:


Евр.6:4-9 «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему].

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.

Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так».


      Жёсткие, я бы даже сказал, жестокие слова…


      Но… обратите внимание: апостол не пишет «проклята», не захлопывает окончательно дверь пред такими людьми… но пишет «близка к проклятию». Да! Он фактически угрожает! Но он тут, на мой взгляд, действует по принципу:


Иуд.1:22,23 «И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью».


       Некоторых из нас полезно пугнуть, чтобы в себя пришли!


       И всё-таки Иисус призывает в случае покаяния наших братьев и сестёр прощать многократно:
       Лука описывает эту ситуацию так:

Лук.17:3,4 «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему».


       А у Матфея цифра умножается многократно:

Матф.18:21,22 «Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».


        490 раз! Т.е. прощай столько раз, сколько покается!


       Или вернувшись к предмету нашего сегодняшнего размышления можно сказать так: Милосердие наше по отношению к нашим согрешившим и раскаявшимся братьям и сёстрам должно быть бесконечно!!!

 
       Бог неоднократно говорил, что Он не хочет включать закон во всех случаях его нарушения, а оставляет человеку шанс вывернуться из под меча закона – покаяться:


Иез.33:11 «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был.

Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?»


       Ну, хорошо, а что делать с теми из нас, кто согрешил, но, тем не менее, не считает себя согрешившим и пока раскаиваться не собирается.  
Кем является для нас такой человек и можно ли быть с таким милостивым?


       Обратимся к книге Притч:


Прит.29:27 «Мерзость для праведников - человек неправедный, и мерзость для нечестивого - идущий прямым путем».


       Мы друг для друга – мерзавцы, враги!


       Но… мы не можем ставить на нём крест, пока не попробуем обратить его:


Матф.18:15-17 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь».


       Три шага мы обязаны сделать прежде, чем уравнять упорствующего в своём грехе с халдеем:

  1. Обличение наедине;
  2. Обличение при свидетелях;
  3. Обличение в присутствии церкви…


       Если же и в этом случае он упорствует в своём грехе, то мы вправе относится к нему, как к неверующему, как ко врагу.
       И что дальше?.. О каком милосердии к врагу может идти речь?!


       А дальше мы тоже знаем, как поступать:
       Иисус Христос, Нагорная проповедь:


Матф.5:43-45 «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

       Но может Иисус Христос такой добренький только на словах?


 Лук.23:33,34 «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают».


       А ведь и на деле тоже!


       Но тогда может это только в Новом Завете такое вопиющее милосердие к врагам?


Исх.23:4,5 «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».
Прит.25:21,22 «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе».


       Бог Ветхого Завета милосердие к врагу поставил в закон и благословляет тех, кто этот закон исполняет!


       Великолепная характеристика милосердия Божьего в общеизвестном гимне Творцу:


Пс.144:8,9 «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Господь ко всем , и щедроты Его на всех делах Его».
       И закончить эти слова из псалма, как инструкцию по  обучению нас в проведении границ нашего милосердия, могут слова Христа:


Матф.5:48  «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».


Заключение



       Наше отношение к другим людям может прекрасно проиллюстрировать найденные мной слова кардинала Вальтера Каспера, которые прозвучали в его речи осенью прошлого года на 23-ем Международном экуменическом православном конгрессе в Италии. На конгрессе присутствовали представители православной и католической церкви. Главной темой конгресса было «Милосердие и прощение»:

       А слова прозвучали такие:
Справедливость – это минимум, который мы должны воздавать другому! А милосердие – максимум!!!


       Вспомним притчу о блудном сыне. Милосердие отца не нарушает справедливости: у старшего сына ничего не отобрано! Но его отношение к блудному сыну превышает все человеческие представления о справедливости, превышает все ожидания. Милосердие Божие, если его мерить нашими мерками, это – бесконечно большая любовь!!!


        И сравнить это чудо можно только с чудом воскресения к новой жизни. Неслучайно отец в притче говорит: «брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». О том же говорит и Павел в послании к Ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены».


       Иоанн Златоуст воодушевляет христиан быть милосердными ко всем такими словами:
       «Милосердие – поистине великая вещь, это дар Господа, который, будучи правильно употреблен, уподобляет нас самому Богу, насколько это вообще возможно...»

 

Аминь

 

                                                                                                                                Проповедник: брат А.