Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, info@golgofa.kiev.ua

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Добро без кулаков



Цель проповеди: Убедить церковь, что агрессивное добро с настоящим добром не имеет ничего общего.



Ну, я вам покажу!!!



       Хочу рассказать вам притчу:  

 
Один человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, избили до полусмерти и, оставив его едва живым на обочине дороге, ушли.
Через несколько часов по этой же дороге ехал на осле какой-то священник. Увидев раненного, окровавленного и грязного человека на обочине, он свернул на другую сторону дороги и, брезгливо оглядываясь, проехал мимо.
Через пару часов мимо раненного проходил левит, спешащий на службу в храм. Он подошёл, посмотрел на стонущего путника и, махнув рукой, быстро пошёл дальше по дороге.
Прошло ещё немного времени. И вот на дороге показался ещё один путник верхом на ослике. По одежде, вроде, самарянин. Подъехав ближе, он слез со своего осла, подошёл к раненному, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на осла, привез в придорожную гостиницу и позаботился о нем.
А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: присмотри за ним; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.   
Дней через десять самарянин опять подъехал к этой гостинице и, подойдя к хозяину, спросил: Помнишь? Я оставил полторы недели тому назад раненного в твоей гостинице. Как он? Не нужно ли заплатить тебе за его проживание?
Он ещё здесь, –  ответил тот, – Поднимись в его комнату. Он там как раз разговаривает  со своими земляками, которые приехали навестить его. Он уже всё оплатил. Как выяснилось, он – человек состоятельный!
Отлично! – обрадовался самарянин, –  поднимусь, поприветствую его.
Когда самарянин вошёл в комнату спасённого им человека, он с удивлением увидел, что там находится человек пятнадцать крепких мужчин, вооружённых дубинами, а некоторые даже мечами.
О! Вот он, мой спаситель! – радостно закричал сидящий на кровати человек и, вскочив, опираясь на палку, и прихрамывая, подбежал и обнял самарянина.  
 – Я рад, что ты уже на ногах, –  сказал самарянин.
–  Знакомься! Это мои земляки. Мы как раз обсуждаем, как рассчитаться с той бандой, которая меня ограбила. Мы выяснили, что их шесть человек. Они уже несколько месяцев бесчинствуют на этой дороге. А прячутся в пещере, в получасе пути отсюда… 
   Самарянин открыл было рот, чтобы что-то сказать, но раненый перебил его: Меня зовут Шуах! Посмотри, мы с моими земляками написали жалобу первосвященнику на левита, который прошёл мимо меня и не оказал мне помощи. Я узнал, как его зовут. Он живёт как раз недалеко от этой гостиницы. Он нарушил заповедь Божью и бросил своего брата иудея на дороге умирать, не оказав ему помощи. У меня есть знакомые в синедрионе. Уж я приложу все усилия, чтобы негодяй не остался ненаказанным!
Но… –  начал было самарянин. Но Шуах опять перебил его и с воодушевлением продолжал: Мои земляки привели двух тельцов и овна для принесения благодарственной жертвы за моё спасение и исцеление. И конечно, агнца в мирную жертву с благодарностью за моего спасителя, оказавшего мне милость и помогшего мне в нелёгкое для меня время. За тебя, дорогой!
А ещё я хочу обязательно вознести молитву в храме о том, чтобы Яхве наказал бессердечного священника, который проехал мимо раненого человека, даже не остановившись. Проклятье на его голову! И…
Но тут уже самарянин перебил его: Послушай меня, друг! Мирная жертва – дело хорошее! Но вот всё остальное…   
Я, как и ты, верую в вашего Всемогущего Бога и знаю из Писания, что Он избрал себе особый народ… Но это избранность (а левиты и священники ещё и избранные из избранных!) предполагает и многократно большую ответственность перед Ним за прегрешения, чем для обычных людей. И потому и священник, и левит, я верю и знаю, получат, а скорее всего уже получили серьёзное наказание от Яхве за отсутствие любви к ближнему.    
 А это значит, что писать жалобу, а тем более, проклинать в молитве начальствующего в народе твоём, само по себе грех, который влечёт наказание от Господа… Оно тебе надо?
Что же касается разбойников… Я вижу, что люди вы не военные. И бегать по горам в погоне за вооружёнными и озлобленными уголовниками – дело для вас непривычное…
Тем более, хозяин гостиницы ещё тогда сообщил властям о нападении на тебя.
И, мало того… Я думаю ты будешь рад услышать, что по дороге сюда я видел отряд воинов, который вёл связанными как раз шестерых здоровяков весьма зловещего вида. Возможно, это как раз и есть твои обидчики!


Поэтому, давай-ка лучше, когда будем в Иерусалиме, пойдём в храм и помолимся о них. Возможно, Бог вернёт их на путь истинный! А также помолимся за священника и левита, которые обошли тебя стороной, но зато именно это позволило мне сделать доброе дело и оказать тебе помощь… Чему я несказанно рад… 


       На этом мы оставим наших героев в гостинице на дороге из Иерихона в Иерусалим и прочтём место Писания, от которого мы начнём наши сегодняшние размышления:


Матф.5:38-48 «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».


       Я думаю, что не ошибусь, если скажу, что самое высокое, и почти непреодолимое препятствие на нашем пути к совершенству, невозможность для абсолютного большинства людей,.. христиан,.. верных,… служащих Господу,..  соблюсти эту «ужасную» для обычного человека заповедь:

 

  • Не противься злому!
  • Подставь вторую щёку!
  • Люби врагов своих!
  • Благословляй того, кто тебя проклинает!
  • Молись за того, кто тебя обижает!
  • Тебя грабят? Отдай и то, что грабители у тебя не нашли!
  • Тебя заставляют делать бессмысленную работу! Делай больше того, к чему тебя принуждают!


       В голову не помещается! Как стать таким? Зачем становится таким? Господи! Помоги нам разобраться!



"Правильное" добро



       И прежде, чем мы пойдём дальше, хочу прочесть вам три коротеньких мирских стишка «О «добре», которые очень ярко показывают вИдение добра в нашем сегодняшнем мире для большинства людей:   


       Станислав Куняев, поэт, впоследствии главный редактор журнала «Наш современник», в 1959г. написал такое стихотворение…
 (так себе по качеству стишок, но достаточно известный, и очень характерный для того времени):  

 

Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
Принять не просто вывод тот,
Что дробно-дробно, добро-добро
Умел работать пулемёт,
Что смысл истории в конечном
В добротном действии одном –
Спокойно вышибать коленом
Добру не сдавшихся добром! 



       …и вот эта фраза «добро должно быть с кулаками» потом склонялась множество раз к месту и не к месту, оправдывая совершение зла, как бы во имя «добра»! В результате чего, как нам известно из истории, зло только умножалось!


Через 16 лет поэт Дмитрий Багрецов написал очень удачную пародию на этот стих:  



«Добро, должно быть, с кулаками,
С хвостом и острыми рогами,
С копытами и с бородой.
Колючей шерстию покрыто,
Огнём дыша, бия копытом,
Оно придёт и за тобой!
Ты слышишь — вот оно шагает,
С клыков на землю яд стекает,
Хвост гневно хлещет по бокам.
Добро, зловеще завывая,
Рогами тучи задевая,
Всё ближе подползает к нам!
 
Тебе ж, читатель мой капризный,
Носитель духа гуманизма,
Желаю я Добра — и пусть
При встрече с ним мой стих ты вспомнишь,
И вот тогда глухую полночь
Прорежет жуткий крик: «На помощь!»
А дальше — чавканье и хруст…»



       Писатель и поэт Евгений Лукин, в конце девяностых, написал такой стишок:   



«На излёте века
Взял и ниспроверг
Злого человека
Добрый человек.
 
Из гранатомёта
Шлёп его, козла!
Стало быть, добро-то
Посильнее зла».


       И ещё я нашёл такое высказывание… автор его не известен. Послушайте:   


«Добро обязательно победит зло. Поставит на колени и зверски убьёт». 


       Как вам такое добро?!


       И именно так действие добра и понимается в мире:  Я прав?! Значит мне можно убить или в крайнем случае покалечить неправого… Добро должно быть с кулаками, чтобы противостоять злу!!!


А теперь… вернёмся на нашу территорию:


       Апостол Павел. Как известно из Писания, он получил все знания о Христе и христианстве лично от Иисуса Христа на небесах:


Он пишет о себе в ...2Кор.12:1-7 «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке ([только] не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Таким [человеком] могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился».


       И только такой человек мог рискнуть написать такие слова:


1Кор.11:23 «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал…»


       И что же пишет он по поводу противостояния добра и зла?


Рим.12:14, 17-21 «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте……никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

.
       После слов Самого Христа и слов апостола Павла, всякие рассуждения о «добре с кулаками» становятся прямым противостоянием Богу.


       Мы не судьи:


Иак.4:12 «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?»


       …и Ветхий Завет, книга Псалмов, 

Пс.74:7,8 «…ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит…»;


       И мы не исполнители приговора:


       Вот что говорит через пророков Господь к Израилю за все его преступления:


Иез.7:8,9 «Вот, скоро изолью на тебя ярость Мою и совершу над тобою гнев Мой, и буду судить тебя по путям твоим, и возложу на тебя все мерзости твои. И не пощадит тебя око Мое, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я Господь Каратель».
Наум.1:2 «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих».


       Есть Судья! И есть – Каратель!
       И любые попытки подменить Его в этих качествах – смехотворны и просто опасны!
       Давайте знать своё место!


Так где же и каким образом происходит битва добра со злом?


       Попробуем разобраться в этом, вспомнив ещё две притчи Христа:


Лук.6:45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
 Мар.7:20-23 (Современный перевод) «Он сказал: «То, что выходит из человека, оскверняет его, ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят дурные помыслы, распутство, кражи, убийства, прелюбодеяние, себялюбие, коварство, обман, непотребство, зависть, клевета, высокомерие и безрассудство. Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека»


       Вот место, в котором происходит главная битва добра со злом – наше сердце!
       И потому Господь, обращаясь к своим детям призывает из Книги Притч:


Прит.4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».


       …и апостол Павел в Послании к Колосянам подхватывает ту же мысль:


Кол.3:12-15 «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».


       …помните, какими словами заканчивался прочитанный сегодня отрывок из Нагорной проповеди?
       Будьте совершенны! А любовь в нашем сердце и есть совокупность совершенств!


       И только изгнав из собственного сердца всякую злобу, возможно изменить и наши слова, и наши поступки на добрые: «ибо от избытка сердца говорят уста» и…


Лук.6:43 «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое приносило бы плод добрый»,


       То есть, если мы будем добры внутри, по своей внутренней природе, в своём сердце, то и все дела и поступки наши, плоды нашей жизни, будут добрыми. И мы ни за что и ни в каком случае не будем совершать злых поступков…


       Хотел бы подчеркнуть уже понятное из приведённых мест Писания абсолютное сходство позиции Христа в отношении добра  (подставить вторую щёку, любить врагов, благословлять проклинающих…) с позицией Ветхого Завета, часто называемого мирянами жестоким и кровавым из-за обилия войн и убийств.


Прит.25:21 «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою»:
Исх.23:4,5 «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним».
Прит.24:17,18 «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его…»


       Давайте возьмём за образец отношение к своим врагам Иова:


Иов.31:29,30 «Радовался ли я погибели врага моего и торжествовал ли, когда несчастье постигало его? Не позволял я устам моим грешить проклятием души его».


       Апостол Павел призывает в 1-ом Послании к Фессалоникийцам:


1Фесс.5:14,15 «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем».


       Обратите внимание на последнее слово – «ВСЕМ»! Ищите добра всем!


       А что касается способа ведения войны добра со злом, то он описан в уже не раз вспомянутом нами сегодня Послании к Римлянам:


Рим.12:21 «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».


Попробую пояснить, как происходит эта битва и каким образом в ней добро может победить зло?


       Вспомним химию. Школьный курс:


Что будет если в сосуд с соляной кислотой налить щёлочи (натрий-о-аш!)? (щёлочи ещё называют в химии "основаниями" – запомним это название!)
Так что в результате получится?
Правильно: соль и вода!
Если на месте кислоты представить зло, а на месте основания – добро, то в результате так называемой реакции нейтрализации кислоты получится соль!


       Помните, как Иисус иногда называл своих учеников?


Вы – соль земли! (Матф. 5:13)


       А помните, где и в каком смысле апостол Павел упоминает слово «основание»?


1Кор.3:10,11 «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».


       То добро, которое является нашим основанием, которое только и может нейтрализовать любое зло, находящееся в нашем сердце, имеет Имя: имя ему – Иисус Христос!
       И вот когда Иисус в нашем сердце победит всё зло, которое там ещё осталось, только тогда мы сможем называться совершенными учениками Иисуса Христа, солью земли.


       Но эта соль не столько нынешней земли, на которой мы сейчас живём, сколько будущей, на которой мы будем жить вечно!


Хотя, конечно, эта сила добра и в этой жизни может помочь нам побеждать зло добром.


Как пример такой победы, хочу привести вышедший полгода тому назад фильм Мела Гибсона «По соображениям совести». Фильм получил уже десяток наград на различных международных фестивалях.
В центре сюжета картины — реальная история капрала (рядового первого класса) Десмонда Досса, героя войны и первого отказника по соображениям совести, который получил высшую военную награду США Медаль Почёта.
После нападения Японии на Пёрл-Харбор Досс не желал оставаться в стороне от борьбы со злом. По своим религиозным убеждениям, будучи адвентистом седьмого дня, он отказывался брать оружие и убивать противников, и потому попросился добровольцем в армию на роль санитара, желая, насколько позволяли его религиозные убеждения, помогать своей стране.
Но в армии страшно не любят людей, которые отличаются от основной массы. Вопреки просьбам призывника, его посылают в обычную часть рядовым. Над Доссом издевались солдаты и офицеры, унижали, избивали, сажали на гауптвахту… Его не раз пытались уговорить перестать блажить и взять в руки винтовку…
Наконец, за отказ пройти курс стрельбы в учебном отряде Досс был отдан под трибунал. Но успешно избежал наказания и всё-таки прошёл курс подготовки санитара.
К изумлению командования, он попросился санитаром в тот же отряд  307-го пехотного полка , 77-й стрелковой дивизии, где он прошёл всю цепочку обычных армейских издевательств.
Но отношение к нему солдат и офицеров кардинальным образом изменилось после первого же боя на Окинаве, когда 307-ой пехотный полк был брошен на взятие высоты Маеда (это название довольно коряво перевели с японского на английский язык как «хексо рейдж» - Зубчатый Хребет (так, кстати, и называется этот фильм по-английски!). При попытки взятия высоты, американцы были отброшены, и капрал Досс, оставшись один на плоскогорье, за ночь спустил на верёвках с вершины на побережье 75 тяжело раненных бойцов… в том числе нескольких японцев. В документальной вставке настоящий Десмонд Досс скажет: «Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы ещё одного!»
На следующий день, после приказа на повторную атаку, полк категорически отказался наступать, пока капрал Досс не окончит молитву и не пойдёт с ними.
Капрал Досс прожил долгую жизнь и умер в 2006 г. в возрасте 87-ми лет.
Фильм, конечно, очень тяжёлый, но я настоятельно рекомендую его всё-таки посмотреть.
Он показывает, как можно даже посреди торжества запредельного зла, во время боя на уничтожения, побеждать зло добром.


       И ещё об одном процессе в связи с противостоянием добра и зла в нашем сердце и в этом мире, я хочу сегодня напомнить церкви.


       Вот описание последнего, нашего времени из Евангелия от Матфея:


Матф.24:6-13 «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».


       Умножающееся зло: войны, голод, болезни, гонения, ненависть, предательство, ложь, беззаконие…


       Что происходит, если мы на ненависть и вражду по отношению к нам, начинаем отвечать ненавистью и местью? Мы умножаем зло, которое направлено на нас в два раза – направляя уже наше зло на нашего обидчика.
       Если же мы не отвечаем ударом на удар, злобой на злобу, ненавистью на ненависть. А наоборот, пытаемся поступать по Писанию: благословлять проклинающих нас, подставлять другую щёку, молится за ненавидящих нас, благотворить причиняющим нам зло.
        В этом случае, зло в мире не умножается по нашей вине! А возможно, оно ещё, хотя бы частично, будет нейтрализовать окружающее нас зло!


       Потому что мне кажется, что не только «по причине умножения беззакония во многих охладевает любовь»,..

...но и наоборот – по причине уменьшения любви в мире умножается беззаконие!


       А можно сказать и так: по причине уменьшения добра в мире умножается зло!


       Не будем же людьми, умножающими в мире зло! Но будем поступать по Писанию: отвечая на зло добром и побеждая зло добром!



Заключение



          И в заключении небольшое стихотворение:



Придите, научитесь от меня,
Что означает: Господа бояться!
Ты хочешь долго жить
И благом насыщаться?
Тогда послушай то, что понял я:

Нигде и никому не делай зла
И всеми силами от злого уклоняйся!
Не злись, не мсти
И вообще, старайся
Творить, по мере сил, лишь добрые дела!

Удерживай язык от злобных слов,
Скандалом, руганью проблемы не решают!
Попробуй убеждать!
Когда ж не понимают,
Смолчи!.. Будь к мудрой кротости готов!

Очисть от злобных мыслей разум свой!
О добром помышляй!.. Благие мысли
К словам, к делам
Тебя направят чистым…
Тогда во всём твой Бог будет с тобой! 



Аминь

 

Проповедник: брат А.