Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Надежда? Только на Бога!


Цель: Объяснить церкви, почему объектом надежды может быть только Бог и никто больше.

 

Надеюсь, что он не провалится!

 

 

Доводилось ли вам переходить реку весной по льду?..
…когда местами видны полыньи, с плавающими в них отколовшимися льдинами, местами по льду пробежали трещины, где-то лёд подтаял и тёмный, почти чёрный…
…и когда ты осторожно ставишь ногу… шаг за шагом, выбирая, где лёд меньше прогибается и трещит…
Собственно, вся эта неприятная процедура сводится к тому, что ты ищешь, где лёд ещё достаточно толст и надёжен…
И каждый раз, опуская ногу на лёд, ты в очередной раз надеешься, что он окажется достаточно толстым и выдержит вес твоего тела.
И вот, наконец, последний прыжок через уже свободную ото льда полоску у берега… конечно, не допрыгиваешь… и уже поминая недобрым словом долгожданную тёплую погоду и, сидя на берегу и выливая из мокрого ботинка ледяную воду, вспоминаешь неприятный холодок в затылке при каждом шаге по льду… Выдержит? Не выдержит?
И каждый раз, когда нога опускалась на лёд, надеялся – выдержит!


       Вот о надежде-то мы сегодня и поразмышляем.

Что такое надежда?

       Давайте по нашей традиции нырнём в словари и посмотрим точное значение слова НАДЕЖДА: (сл. Ефремовой) Надежда – ожидание чего-то благоприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении. То, на что можно надеяться, опереться, положиться, оплот.


       В словаре Даля слово НАДЕЯТЬСЯ поясняется так: надеяться на что-то, верить, уповать, не сомневаться, ожидать с уверенностью, (слушайте внимательно!) НАДЕЯТЬСЯ – считать исполнение желания своего вероятным; (и совсем вяло! ... но с юмором) НАДЕЯТЬСЯ – это частица АВОСЬ, выраженная глаголом.


       В Писании, наряду со словом НАДЕЖДА, почти также часто используется слово УПОВАНИЕ. (сл. Ефремовой) Упование – твёрдая, стойкая надежда на кого-либо, на что-либо.


       Словарь Даля: УПОВАТЬ – на кого-либо, твёрдо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь.


       Заметим, что упование – более жёсткое значение того же понятия. Если надеяться – лежит в диапазоне от твёрдой уверенности в осуществлении, до значения – «авось сбудется». То уповать – означает исключительно уверенную надежду, отметающую всякое сомнение!
       Собственно, и слово НАДЕЖДА, видимо, когда-то означало нечто подобное.
       Это слово имеет корень ДЕЖ, общий со словом ДЮЖИЙ – что означает БОЛЬШОЙ, РОСЛЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ОЧЕНЬ КРЕПКИЙ. И слово НАДЁЖНЫЙ тот же Даль поясняет  так – верный, несомненный, прочный, твёрдый, крепкий.


       Всё мельчает в этом мире: почти вышедшее из употребления решительное слово УПОВАНИЕ, что знаменательно, используется разве что в Библии.


       А активно применяемая в разговорном языке НАДЕЖА, увы, от употребления лишилась своей твёрдости и скатилась до жалкого АВОСЬ!


       Но мы, в сегодняшнем нашем размышлении попробуем вернуть силу, утратившей силу НАДЕЖДЕ… Или по крайней мере разделить – на что можно (покрутить пальцами) надеяться, а на что – (сжать кулак) уповать!

Тема надежды – огромная тема. В Библии встречается несколько сот мест Писания так или иначе касающихся надежды… И потому, мы, чтобы не «растекаться мыслию по древу», сузим тему – ограничимся только обсуждения нашей надежды на живых существ – физических и духовных.
       И начнём мы с людей…                          


На кого надеяться-то?!



       В самом слове НАДЕЖДА заключается указание, на кого, прежде всего, надеются люди:  Помните? Что означает слово ДЮЖИЙ – крепкий, большой, сильный!
       И как раз сильные мира сего и являются основным объектом надежд большинства людей.

 

Надеяться на власть имеющих?!


       Помните у Некрасова в стихотворении «Забытая деревня»:
«Вот приедет барин –Барин на рассудит!Барин сам увидит,Что плоха избушка,И велит дать лесу –Думает старушка…»


А концовку этого стихотворения помните?
«Четвернёю-цугом показались дроги…»
А на них гроб… с барином, а в гробу (вместе с барином) – все надежды наивных жителей забытой деревни…
         И сегодня, не смотря на многовековой опыт, как часто в роли эдаких наивных старушек выступают очень неглупые люди:

  • Вот придёт новая власть, серо-буро-малиничная, или зелёная в крапинку – и тогда-то уж…
  • Вот я познакомился с таким влиятельным человеком, и теперь-то уж…
  • Вот я напишу на самый верх, и уж они-то… У-у-у-у! Как есть всё решат!..


       Такое впечатление, что люди только на свет родились!


       Но что особенно обидно, что среди этих оптимистов с наивными голубыми глазами, есть и наши братья и сёстры… христиане! Хотя и слышат, и читают постоянно:


 «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения». Пс.145:3
 «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Пс.117:8,9
 «Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? 

Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове.

И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними». Ис.2:22/3:1-4


       Все влиятельные люди появляются в мир и исчезают из мира по воле Бога!  Даже по человеческим меркам, скажите, какой начальник имеет больше возможностей, чтобы разрешить сложную проблему?     
       Конечно, тот, который имеет больше власти! Так к кому, те, кто знает у кого высшая власть, должны бежать в сложных ситуациях?!
       Мы – те, который знают Его! Мы! Но всегда ли мы бежим именно к Нему?!


       Конечно, имеющие силу, деньги, власть, славу могут кое-что сделать в этом мире. Но львиная доля того, что они могут – это просто мыльный пузырь, самореклама. Ну, с ними всё понятно – это их способ зарабатывать денег… Без саморекламы – денег просто не будет!.. Хотя некоторые так ослеплены «собственным величием», что и сами уже верят, что что-то могут.

       Великолепной иллюстрацией их действительных возможностей служит диалог Пилата с Иисусом из

Евангелия от Иоан.19:10,11:  «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? (слышите! Это – пылинка говорит Богу!!! Но Господь быстро ставит всё на своё место:)

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».


 «Сердце царя – в руке Господа,  как потоки вод: куда захочет, Он направляет его…» Притч. 21/1


       Они только думают, наивные, что живут, как хотят и делают то, что хотят… Но мы то так не должны думать!


       И неужели мы, христиане забыли судьбу Навуходоносора:


 Дан.4:26,27 «По прошествии двенадцати месяцев, расхаживая по царским чертогам в Вавилоне, царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»


       Р-р-р-раз! Мозги – долой! И он уже поскакал на четырёх лапах на семь лет травку лопать! На витаминную «диетку», чтобы гордыня немножко похудела!


       И, пожалуй, это один из немногих случаев за историю человечества, когда она таки-похудела!


       Во всяком случае, такое признание дорогого стоит:

«Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо». Дан.4:34


       Заметим, что это после того, как Бог отобрал у него царство, власть, богатство, разум…  


       А теперь, я хочу сказать несколько слов тем, кто, может быть, подумал, что категорический отказ от надежды на власть имущих исключает молитвы о них, покорность им, или признание того, что они поставлены свыше.


       Боже упаси!

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены.

Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.  Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых.

Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро.

Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести.

Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.

Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». (Рим.13:1-8)
 1Тим.2:1-3 «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу…»
       Покоряться? Да! Молиться? Да! Но надеяться, но искать в них опору – ни за что на свете!


       Недаром мудрец советовал:

«Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то тщательно наблюдай, что перед тобою, и поставь преграду в гортани твоей, если ты алчен. Не прельщайся лакомыми яствами его; это – обманчивая пища». (Прит.23:1-3)  


       О пище ли говорил Соломон?       

Надеяться на ближних?!

 

       Вторая ошибка, которую часто совершают христиане – надежда на ближнего.


       Ну, как же! Мой ближний: мой брат и сестра во Христе, мои старые друзья, мои родные и близкие, моя жена, мой муж, мой ребёнок, мои родители… Как же мне не надеяться на них? Я должен по заповеди любить их и люблю их, а значит и надеюсь… Или нет!


«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете». Иак.2:8


       Но если вы надеетесь на то, что и он будет любить вас, вы совершаете ошибку! Он – может и не любить вас, но вы – должны его любить!


«Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Матф.5:46)
«А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Матф.5:44)


       Любите ближнего своего, но не надейтесь на него! Не делайте его своей опорой…


       Сколько в жизни ситуаций, когда, казалось бы, самая несокрушимая любовь рассыпается в пыль, самая крепкая дружба переходит во вражду, самые прочные родственные связи превращаются в стальную стену до конца жизни…


       И очень часто одной из причин разрыва отношений в том, что надеялись на человека, попытались опереться на него в сложной (или не очень сложной) ситуации, а он оказался или слаб, или не способен поддержать, или по какой-то причине не захотел это сделать… И всё! Отдай мои игрушки! Не ходи на мой горшок! Разбежались!


       И уходят из семьи, и перестают разговаривать на годы, и уходят из церкви, и становятся врагами на всю жизнь…


       Но как же это предотвратить?! Решение простое и парадоксальной – перестать надеяться на своего ближнего!

 

Кто кому ближний?!

 

       Чтобы понять, как это сделать, давайте начнём издалека: проведём вот такую интересную параллель… Притча Иисуса о добром самарянине из 10-ой главы Евангелия от Луки:


 Лук.10:29-37 «…он (законник, который говорил с Иисусом), желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился  и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;  а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».


       А теперь посмотрим на эту притчу вот под каким углом зрения… Два ключевых момента притчи: Законник как бы крутит головой по сторонам и спрашивает у Иисуса: а кто мой ближний? (то есть – он ищет, кто его ближний)
       А Иисус в итоге притчи отвечает на этот вопрос законника совершенно неожиданно для него: иди и ты поступай также!!! Также, как – кто? Как иудей, попавшийся разбойникам? Нет! Как самарянин!


       Заметим, ограбленный иудей не говорил проходящим священнику и левиту: Ты мой брат по крови! Ты – мой ближний! Помоги мне! Он вообще был пассивной стороной! Активной стороной был самарянин.


      Другими словами, Господь как бы говорит законнику: ты не должен искать, кто твой ближний! Ты должен сам становиться ближним! И даже к тем, кто ни в грош тебя не ставит (вспомним, что иудеи считали самарян значительно ниже себя!).


       Возвращаемся в наше время… Мы очень часто требуем от других, чтобы они были нашими ближними. А суть в том, чтобы самим становиться ближними.


       Вечные стоны: Мне мало внимания! Меня не любят! А суть в том, чтобы мы, именно мы сами, старались оказывать другим внимание! Сами старались их любить!  Не вываливать на ближних свои проблемы, а стараться помочь им в их проблемах! Не требовать любви к себе, а стараться любить самим!


Так в чём же здесь параллель с надеждой на ближнего?


       А вот в чём? Не надейтесь на своего ближнего, а пытайтесь сами стать для него надеждой! Не пытайтесь опереться на него, а становитесь сами его опорой! И, поверьте, множество проблем в ваших взаимоотношениях просто растворяться в воздухе… Ну, представьте себе, что в некоторых семейных ситуациях жена становится опорой мужу, он – может надеяться на неё! Она, по собственной инициативе в этих вопросах становиться его надеждой! Не ища в ней опору, но получая её! Согласитесь насколько это приятнее!
       А в других – муж становится опорой жене! Он – становиться, по собственной инициативе, её надеждой!


       Бог – наша надежда! Не должны ли мы, как Его дети, брать с Него пример, и пытаться стать опорой для своих ближних, а не требовать, чтобы они были опорой для нас?! 

 

"Самонадеждование"

 

      А теперь рассмотрим третий ошибочный объект наших надежд: это мы сами!


       В современном мире, мире где все толкают друг друга локтями, где успех является мерилом достоинства, где, с лёгкой руки американцев, слово неудачник – это тяжкое оскорбление… В мире, который кричит: будь самоуверен, надейся только на себя и ты достигнешь успеха в жизни! Я, также живя в этом мире, хочу попробовать это опровергнуть…


       Первое и главнейшее в жизни человека, главный успех – построить нормальные взаимоотношения с Богом! И нет успеха выше!
Поможет ли в этом надежда на себя?! Скорее помешает…

 

Моя надежда - мой разум!

 

       Что может подвигнуть человека на то, чтобы он стал надеяться на себя? Ну, во первых, его ум. Давайте разберёмся с умом в этом вопросе:


 Прит.3:5-8 «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих».


       У тебя есть ум? Направь его на то, чтобы познавать Бога! Потому что не от ума человеческого успех, а от Бога! Ум – просто инструмент, но направляешь этот инструмент отнюдь не ты сам, а Господь.


Прит.26:12 «Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него».


       Мне ещё нравится замечание французского философа 17 века Жана де Лабрюйера: «Быть в восторге от самого себя и сохранять незыблемую уверенность в собственном уме – это несчастье, которое может стрястись только с тем, кто или вовсе не наделён умом, или наделён им очень в малой степени».


       И жизнь показывает, тем, кто может видеть: очень редко умный достигает успеха в жизни. Я знавал нескольких чрезвычайно умных людей и из них так никто и не «выбился в люди» в общечеловеческом смысле. И в то же время мне были знакомы множество совершеннейших посредственностей, если не сказать сильнее, которые достигли и чинов, и почестей, и богатства…


       Итак, на ум свой нельзя надеяться!

 

Моя надежда - на мою силу!

 

       Второе, на что часто надеется человек – на физическую силу, на здоровье.


       Ну, тут такая масса примеров и в жизни, и в Писании, опровергающих эту ложную опору, что достаточен только пример классического здоровяка – Голиафа… (рассказывать подробно не буду, это знают даже дети). Был здоров, поскользнулся, упал, очнулся – головы нет…


       Пожалуй, физическая сила самое шаткое основание надежды на себя, все люди, даже не очень умные, прекрасно понимают, что физическая сила у человека очень ненадолго.

 

Моя надежда - на богатство!

 

       Третья иллюзия надежды на себя – своё богатство.


       Это сейчас особенно актуально: как много сейчас...

«…надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! В мыслях у них, что дома их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.

Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.

Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила - жилище их.» (Пс.48:7-15)


       В самом-то богатстве ничего нехорошего, а тем более грешного нет. Но для многих людей оно создаёт в их головах иллюзию вседозволенности и безнаказанности. И это часто подвигает их на поступки преступные и жестокие, а кончается это печально:


(Пс.51:7-9) «…за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.

Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:`вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем'".


       И потом, даже если ты богат, то помни:

«…если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий». (Еккл.5:18)


       А потому Господь предупреждает через того же царя Соломона:

«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу. (Прит.23:4,5)


       Итак, и богатство – не повод для того, чтобы надеяться на себя!


        И наконец, главная причина, по которой человек возлагает надежду на самого себя – это власть, которую он имеет. Ну, этот клинический случай мы достаточно подробно разбирали сегодня.
       И сделали вывод, что во первых, власть не зависит от её имеющего, а зависит от Бога, а во вторых, власть – штука ой, какая непрочная! И надеяться на то, что она у тебя будет достаточно долго – просто не умно!

 

А как у нас с надеждой на Бога?!

 

       И наконец, мы перейдём к самому очевидному для каждого христианина – к надежде на Бога!


       Все мы прекрасно понимаем, что это единственный вид надежды, или упования, который соответствует самому понятию слова надежда или упование. 

       Напомню: Надежда – ожидание чего-то благоприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении. То, на что можно надеяться, опереться, положиться, оплот.
 Упование – твёрдая, стойкая надежда.
 УПОВАТЬ – твёрдо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь.


        И на кого и надеяться, как не на Того, кто вечен, кто полон любви, кто никогда не солжёт, кто держит всё словом силы своей. Лучшей опоры и желать трдно!

 
       Самое, наверно, прекрасное место Писания о надежде на Господа, которые многие знают наизусть. Я бы назвал его – гимном надежды:


Пс.36:3-9 «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.

Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.

Покорись Господу и надейся на Него.

Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю».


       Казалось бы, что тут можно добавить? Можно было бы и закончить сегодняшнюю проповедь, если бы не одно, очень большое НО!!!


       Как показывает история церкви, да и жизнь каждого отдельного христианина – очень трудно надеяться на Бога!


       Нет! Говорить: Я надеюсь на Бога! – очень легко, я бы сказал, слишком легко… А вот действительно надеяться на Него…


       Тут возникает несколько трудностей, преодолеть которые в состоянии далеко не все люди, и не все церкви.


       Трудность номер Один: Бога нельзя увидеть! Ну вот, скажите, трудность! Мы же знаем: «Бога не видел никто и никогда, но Иисус…» Но ведь Иисуса сегодня в теле тоже никто не видит…


       А уж носорожьей болезнью – с глаз долой из сердца вон – страдает большинство людей. Вспомним – и иудеи, и церковь на протяжении своей истории постоянно пытается подменить Бога чем-то, что можно увидеть, а лучше – потрогать: начиная от тельца хоривского и заканчивая миллионами икон, распятий и статуэток. Причём, эта художественная жилка, видимо от подспудного понимания того, что, это скопище, простите, идолов имеет к Богу весьма отдалённое отношение, а тем более, сходство, постоянно тянет человека на путь создания гоп-посредничков между Богом и человеком.


       Так появляются многочисленные угодники, святые, равноапостольные и прочие. Уж, их-то изображать никто не запрещал?! И покланяются, и надеются на святых Урсул и Патриков, блаженных Коль и Петь, равноапостольных Славиков и Андрюш! А вернее, на их портреты и статуэтки!…
       Вот я повесила на шею ладанку с Маткой-Бозкой и теперь никакой сглаз мне не страшен! Она то уж защитит!
       А я! А я наклеил на торпеду своей машины – Николая угодника – покровителя странствующих и путешествующих, и теперь мне никакая авария не страшна! И правда – только половина машин с Николаями угодниками попадает в аварии, а вот вторая половина ездит совершенно безаварийно!  
        А сколько бегает по миру жуликов, выдающих себя то за Христа, то за деву Марию, то «за кого-то великого»… Слава Богу, никому ещё пока не пришло в голову выдавать себя за Бога-Отца! Но, видимо, и это не за горами…


       Трудность номер два в надежде на Бога: На Бога нельзя, простите за сленг, «наехать»!


       Хотя, конечно, мы все, и я не исключение, время от времени, пытаемся это сделать: Господь! Вот я уже много лет молюсь о своих проблемах – и что?! Где?! Почему нет?! А ну-ка давай!!!
       У вас как? Получается? И у меня не очень! А это же обидно!


       Что в этом случае некоторые из нас норовят сделать? Правильно! Опять таки ищем того, кого можно увидеть, а лучше потрогать. Царь Саул – бессмертен – Господь не отвечает, а вот мы к волшебнице, да дух Самуила за ушко да на солнышко: Ну-ка, Самуил, скажи, да всю правду расскажи…


       Ну, мы, конечно, христиане, к волшебникам не ходим… а проблемы не уходят… а избавиться от них хочется. Ну, что ж! Идём искать пророков – пусть спросят Господа… А, поскольку отличить пророков истинных от ложных непросто, влетаем из огня да в полымя: старались избавиться от одной проблемы – получили десять!
       А задуматься о том, что наша проблема, возможно, как слепота апостола Павла, помогает нам сохранить нашу веру, совершить спасение и пройти поприще – задуматься о такой функции нашей проблемы, увы, слабо!


       Но ещё хуже другое – после нескольких попыток нажать на Бога, человек поворачивается – и уходит от Него…  А это уже беда! И не пугают бывших верующих слова пророка Иеремии:

«Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. `Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой'». (Иер.17:13)


       И наконец, третья, очень трудная сторона надежды на Бога – Его нельзя обмануть.


        Я могу до хрипоты кричать: Я надеюсь на Бога!!! Но если этого нет в моём сердце? До лампады! А вы говорите – легко надеяться на Бога!


      Но всё-таки, не смотря на трудности, мы стараемся надеяться на Него! Я уже говорил в начале – сотни мест Писания, которые обещаю великие блага тем, кто надеется на Него:


Пс.39:5 «Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою…»
Пс.36:34 «Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю…»
Пс.146:11 «…благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его».
Пс.61:6 «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя».
Прит.14:26 «В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище».
Евр.10:35-39 «Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души».


       В послании к Римлянам апостол называет нашего Бога – Бог надежды:


 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою». (Рим.15:13)


       Суть надежды на Бога в том, чтобы полагаться на Его волю:


 «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду». (Иер.29:11)   


Ну, что ж! Подведём итоги:

 

  • Мы сегодня попытались разобраться, на кого можно надеяться, а на кого – нет.
  • И поняли, что нельзя надеяться на сильных мира сего, потому, что их сила – штука непрочная и временная.
  • Нельзя надеяться на ближних, они такие же временные и слабы люди, как и мы сами. Лучше самому служить для них надеждой.
  • Нельзя надеяться и на свои действительные или мнимые достоинства – это легкомысленно и опасно.
  • Мы поняли, что в надежде на Бога нас могут поджидать трудности: они – в том, что Бога невидим, суверенен и всеведущ.
  • И мы ещё раз вспомнили, какие блага ожидают действительно уповающих на Него.    

       А всю сегодняшнюю проповедь 2500 тысячи лет назад собрал в несколько слов пророк Иеремия

(Иеремия 17:5-8) «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.

Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.

Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод».


       И я верю, что эти пророческие слова актуальны и сегодня.

Аминь.

 

Проповедник: брат А