Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
"Изгнание из рая", Микеланджело
Изгнание из рая
Книга Бытия, глава 3, стихи 13-24
"И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни".
Автор: Микеланджело Буонаротти (1475–1564 г.г.)
Время создания: 1508 - 1512 г.г.
Место создания: Италия, Флоренция
Материалы: фреска
Размеры:
Экспозиция: Ватикан, Сикстинская капелла
Создание произведения
Три недели работал Микеланджело над фреской, изображая сцену Искушения первых людей и Изгнания из рая. Он закрепил горящие свечи на шляпу, и, благодаря этому усовершенствованию, работал даже ночью.
Следуя установившейся ранее традиции, фреска развертывает два сюжета. Так поле со сценами «Грехопадения» и «Изгнания из рая» разделено могучим деревом на две части. В левой, под его сенью, мастер изображает сцену искушения. Адам и Ева, полные гордой красоты и силы, объединенные в ритмичную группу. Они смело протягивают руки к древу познания добра и зла. В правой части запечатлен момент изгнания Адама и Евы из Эдемского Сада. Смятенные, страдающие, гонимые карающим мечом ангела, Адам и Ева покидают райские кущи. Отказываясь от всего лишнего в характеристике места действия, художник сосредоточил внимание на главном — на людях, на их чувствах, их душевном состоянии. В образах Адама и Евы он воплощает свой идеал прекрасного человека. В каждом изображении Микеланджело находит новые черты, развороты фигур, мощно моделированных светотенью, объемных, живых, полных гармонии движения.
Спокойна и величава Первая Женщина в своей торжествующей красоте, с устремленным к древу познания открытым взглядом в сцене «Грехопадения». Съежившаяся, неуверенная — в «Изгнании из рая». Примечательно, что художник не возлагал вину за грехопадение только на женщину. На его фреске Ева остается пассивной, Адам тянется к запретному плоду дерева познания добра и зла.
"Ниже изображено, как Адам в ответ на уговоры полуженщины-полузмеи приемлет через яблоко собственную и нашу погибель. Там же изображено изгнание его и Евы из рая, и в фигуре ангела показано, с каким величием и благородством выполняется приказ разгневанного владыки, а в позе Адама и горечь содеянного греха, и страх смерти, в то время как в жене его стыд ее, унижение и раскаяние видны в том, как она обхватила себя руками, как она прижимает пальцы к ладоням, как она поворачивает голову к ангелу, опустив шею свою до грудей, ибо страх возмездия явно превозмогает в ней надежду на божественное милосердие" Вазари.
Сначала тела первых людей величественны и прекрасны, грех сделал их лица безобразными. Как горда Ева, как величаво прекрасна, наподобие античной богини — в сцене грехопадения, как унижена, как раздавлена в сцене изгнания из рая.
В своей живописи Микеланджело мыслит как скульптор: для него почти не существует цвета, он говорит языком объемов и линий. В рисунках его речь особенно лаконична. В фигуре изгоняемого из рая Адама обозначен только его жест отстранения, выразительность этого жеста не уступает зарисовкам Леонардо. Но Леонардо занимают в человеке его аффекты, и он передает их во всей их сложности и разнообразии. Микеланджело привлекают главным образом жесты, выражающие нравственную силу человека, порывы его воли и страсти. В одном только движении тела и рук Адама, отстраняющего от себя ангела, выражено и его самосознание, и обреченность, и мужество, и готовность сносить свое горе, и всепобеждающая сила его телесной красоты., обретает свое человеческое достоинство.
В этом отношении Микеланджело идет сходным путем с Леонардо, создателем Джоконды. Но в женщине Леонардо преобладает интеллектуальная проницательность; наоборот, Микеланджело в сивиллах подчеркивает их мощь, неукротимое бунтарство, вдохновенную прозорливость. В голове Евы из «Искушения змия» творческий опыт Микеланджело как скульптора ясно сказался в смелом ракурсе, какого до него никто не решался передавать. Тело предстоит зрителю не в его спокойном бытии, а во всей сложности его противоречивых устремлений. В откинутой назад голове Евы, в направлении ее взгляда, в изгибе ее могучей шеи, в набегающих друг на друга контурах выраженр, что она всем своим существом обращена к соблазнителю-змию, протягивающему ей яблоко. Контурные линии отличаются особенной напряженностью своего ритма. В них заключено много движения, они приобретают огромную формообразующую силу