Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com
Навигация

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


"Воскресение дочери Иаира", Поленов

Воскресение дочери Иаира

 

Евангелие от Луки, глава 8-я, стихи 41, 42, 49-56

        "И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его...

       ...Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
        Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
       Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
       И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
       Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
       И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
    И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем".

 

 

Автор: Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927г.г.)

Время создания: 1871 г.

Место создания: Россия, Санк-Петербург

Материалы: холст, масло

Размеры: 1,73 м х 2,80м

Экспозиция: Россия,Санкт-Петербург, Государственная Русский Музей

 

 

История создания картины

 

     Картина написана в 1871 г. Поленов писал ее одновременно с Репиным. Эта тема была конкурсной в Академии художеств на золотую медаль. Обычно этой работе Поленова уделяют не столько внимания, сколько аналогичной Репина. Однако критики отмечали реалистический подход автора к этой теме, жизненность картины. Считается, что Поленов создал картину, не уступающую репинской по колористике, по составлению композиции, но при этом проигрывающую по глубине сюжета и его значительности. Библейская история изображена художником в момент, когда дочь Иаира уже воскресла, то есть драматичность смягчена, виден уже результат волшебства, а не сам его процесс.

 

Описание картины

 

       Персонажи картины — люди, со своими эмоциями, страстями, интересами. Лицо умершей девушки написано красиво и натурально. Плотно закрытые глаза, некоторая бледность её лица и губ как бы доказывают зрителю, что жизнь ее остановилась. Христос, подошедший к девушке и взявший ее за руку более реален, нежели У Репина. Он скорее врач, нежели божество. Но глядя на него веришь, что он способен совершить чудо. Его жесты настолько уверенные, что складывается впечатление, что он заранее продумывает свои действия. У Репина присутствует некий элемент таинственности. У него Христос — божество. Он как бы в двух мирах, среди грешных людей телом, и с богом-отцом душой.

 
       В картине Поленова драпировки не отвлекают внимания от действия. Они лишь играют свою роль, как и в жизни. Естественный дневной свет, льющийся из окна, скользит по лицам и одежде присутствующих и ложится на лицо умершей девушки, как бы подчеркивая естественность этой сцены. Не вырывая ее из жизни, а наоборот, приземляя события.

       В глазах старика-отца Репина мы видим глубокое переживание, смешанное с удивлением и надеждой. У Поленова старик-отец больше жанровый персонаж. Если говорить о психологических качествах этого персонажа, то здесь скорее уверенность в благополучном исходе.

       В целом полотно Поленова больше напоминает жанровое произведение. Оно впечатляет жизненностью сцены, естественностью колористической гаммы, стройностью композиции. Тусклый дневной свет, льющийся из окна, освещает небольшое помещение, в котором происходит действие. Свет скользит по стоящим у входа людям и освещает лицо девушки. Чудо уже произошло — девушка открыла глаза. Христос стоит рядом с ней, приподняв правую руку над ее головой. У ног девушки стоит её мать, сжав руки около груди. Она с восхищением смотрит на дочь, готовая кинуться к ней и заключить в объятья. Позади нее стоит отец воскрешенной. На его лице, еще с остатком горя, скользит улыбка. Это как символ оправдавшейся надежды. Возможно, он еще не совсем верит в случившееся. Остальные люди, наблюдающие позади Иаира, тоже немало удивлены.

       Поленову удалось удивительно точно передать дневное освещение, очень красивые блики на одеждах и стене, неосвещенные участки дома, контрастирующие с льющимся светом. Все гармонично и равномерно распределено. В доме нет предметов, которые бы резали глаза. Акцент сделан на действия людей. Вокруг Христа ощущается некий ореол. Возможно Поленов этим хотел подчеркнуть особую роль Христа в этом мире, как символ его святости. Расположение персонажей в картине очень удачно и жизненно правдиво. Кто, как не мать, первая рядом со своим ребенком в трудную минуту. Отец, более сдержанный в эмоциях, позади.

       В своем произведении Поленов передал момент « преобразования» трагедии в счастье. Его произведение впечатляет не эффектным построением и удивительными контрастами света и тени. Но скорее, своей естественностью и обыденностью. В нем нет эффектно написанных драпировок, борьбы нескольких источников света друг с другом, случайно положенных или поставленных предметов, дополняющих общее впечатление. Обычное утро, обычная комната небогатой семьи. Но в нем есть особенность, присущая только живописи Поленова. То, с каким мастерством он умеет передавать простую окружающую действительность. И этот его дар проявился и в этой жанровой картине. Стремление к естественной передаче красоты жизни заставило Поленова написать уже свершившееся чудо воскрешения — и этим придать обыденности утра и серого помещения недостающую им частичку жизни, которая способна своей теплотой согреть сердце зрителя.