Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Зовём гибнущих »
- Семь ступеней ко Христу
Семь ступеней ко Христу
Цель проповеди: изучить варианты ограничений для желающих идти за Христом.
Семь разных ступеней
Размышляя над темой сегодняшней проповеди, я долга искал наиболее подходящую аналогию из материального мира, которой мог бы проиллюстрировать то явление, которое мы сегодня будем изучать.
И я внезапно понял, что эта аналогия находится буквально у меня под ногами.
И, малого того, этот предмет, пожалуй, один из самых распространённых в цивилизованном мире. Да и в не шибко цивилизованном тоже встречается довольно часто…
Это… лестница! Вернее даже не вся лестница, а – пара ступенек.
И ходить по этим самым ступенькам каждому из нас приходится каждый день. Дома, на работе, на улице, в церкви…
Как это происходит при движении по лестнице вверх? (подняться на ступеньку) Мы ставим ногу на верхнюю ступеньку и отталкиваемся другой ногой от нижней…
И таким образом мы поднимаемся на пару десятков сантиметров вверх к той цели, к которой ведёт лестница…
Абстрактно этот процесс можно описать так: Для того чтобы подняться выше, нужно переместится вверх и оттолкнуться от низа.
Вот так всё просто!
А теперь к Писанию!
И начнём мы с жёсткого (я бы даже сказал – жестокого!) места Писания. Иисус говорит слушающим Его:
Лук.14:33 «Так всякий из вас, КТО НЕ ОТРЕШИТСЯ ОТ ВСЕГО, ЧТО ИМЕЕТ, не может быть Моим учеником».
Проблема этой фразы в том, что многие, даже не побоюсь этих слов – большинство христиан – видят за этой фразой буквально требование ОТКАЗА ОТ ВСЕГО с большой буквы. То есть – от всего ВООБЩЕ!
Хотя нужно признать, что очень-очень немногие в реальности идут на такой отказ…. Но на словах: Ух! Мы очень крутые ребята!
Так вот! В связи с этим,.. мы сегодня и попробуем разобраться, что именно стоит за жуткими словами «отрешиться от всего, что имеет»?
Которые в нашей аналогии с лестницей обозначают нижнюю ступеньку.
Там, внизу должно остаться то, что мы имели до Христа в мире!
И понятно, что верхняя ступенька здесь звание «Ученик Христа»! Наше участие в церкви, а в будущем и в Небесном Царстве!
Но сосредоточимся мы в основном на изучении нижней ступеньки нашей аналогии.
А именно, на том, что стоит за словами «отрешиться от всего».
Сегодня я попробую, на основании Писания, показать церкви, что это не огульное «всё-всё-всё» в жизни любого человека, от чего он должен отказаться в пользу Христа, как представляют многие толкователи, а довольно непростой процесс, который имеет свои закономерности, и за которым стоит взвешенный и дифференцированный подход Бога к Своим взаимоотношениям с человеком… с каждым – по-своему!
И начнём мы с самого незначительного отказа от определённых действий в пользу Ученичества Христова.
И будем двигаться в сторону действий более жёстких, бескомпромиссных и, увы, иногда просто опасных...
Три потенциальных ученика...
И начнём мы вот откуда: с обращения ко Христу трёх людей, пожелавших идти за Ним.
Лук.9:57-62 «Случилось, что, когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные – гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Вот такие три разных ответа трём разным людям…
Не прощайся!
И начнём мы с третьего, которому Иисус фактически отсоветовал идти и прощаться со своими домашними.
Что плохого могло быть в том, что человек захотел простится с родственниками?
Ведь в своё время пророк Илья разрешил Елисею сделать это. Помните?
3Цар.19:20 «И оставил [Елисей] волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?»
Но… зная дальнейшую жизнь Елисея мы уверенно можем утверждать, что это был человек суровый и твёрдый.
И вряд ли родственники могли сбить его с намерения следовать за Ильёй!
Но, согласитесь, подобные люди – скорее исключение, чем правило.
А потому, была большая вероятность (и Иисус это, наверняка, знал!), что родные могли отговорить этого самого третьего в, изучаемом нами месте Писания, человека, готового идти за Христом, от этого его порыва стать учеником Христа.
И для подобного человека совет Христа сосредоточиться на будущем, а не на прошлом мог уберечь его от рокового отказа от служения Богу под влиянием родственников!
Как этот человек поступил – мы не знаем. Будем надеяться, что он послушался Христа»
К сожалению ситуация, когда родственники пытаются воспрепятствовать уверовавшему идти за Христом, случалась чрезвычайно часто и тогда, и сегодня…
И не зря Иисус повторял и у Луки, и у Матфея:
Матф.10:34-37 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
И потому не всегда, но достаточно часто для того, чтобы подняться на ступеньку Ученика Христа многим приходилось отталкиваться от ступеньки добрых взаимоотношения с роднёй...
Но заметим, при этом, что конфликтовать с родными имеет смысл тогда, и только тогда, когда они становятся враждебно настроены к твоему шагу в сторону Спасителя!
Если же такого противодействия с их стороны нет – зачем становиться врагами? Это просто бессмысленно!
То есть, это разделение с роднёй, о котором говорил Иисус применимо в строго определённых конкретных обстоятельствах и для конкретных людей!
Не хорони...
Немного иная проблема была у того, кто просился похоронить прежде своего отца, а уже потом идти за Христом.
Почему так жёстко, даже я сказал бы оскорбительно отвечал Иисус этому человеку? («предоставь мёртвым хоронить своих мертвецов!»).
Господь определённо знал, что за семья у этого человека, и насколько он отличен от своих родных.
Скорее всего они были люди неверующие, также, как и его отец (мертвыми духовно!).
И скорее всего сам этот человек, напротив был искренне верующим и очень подходил для служения благовестником, что видно из призыва к нему Иисуса: Иди и благовествуй!
И участие в похоронах отца ничего бы хорошего не прибавило ему. И потому правильным, с точки зрения Господа, было решительно оттолкнуться от ступеньки соблюдения обряда похорон родителя и подняться на ступеньку Служения Христу в качестве Евангелиста.
Что он скорей всего и сделал!
И что, скорее всего, как это ни печально, надолго разорвало его взаимоотношения с роднёй!
Ни в нору, ни в гнездо...
А теперь давайте посмотрим на ответ Христа первому из желавших пойти за Ним. И при чём здесь лисицы и птицы, и норы и гнёзда.
Скорее всего Иисус знал о том, насколько этот человек ценит удобства и комфорт. И он знал, что жизнь бродячего проповедника, которую на земле вёл Иисус, будет для этого человека невыносима. И его ученичество закончится очень быстро.
Он как бы предлагал ему через притчу:
Лук.14:28-30 «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить?»
И перед этим человеком Господь ставил дилемму: оттолкнуться от ступеньки комфортной жизни и подняться на ступеньку ограничений ученичества? Или же повернуться и уйти?
Что выбрал этот человек? Чем закончился его расчёт приобретений и потерь – неизвестно! Надеемся, что он принял правильное решение и шагнул на ступеньку вверх!
Таким образом для трёх категорий людей в этом месте Писания Христос ставит условия перехода в разряд Своих учеников:
- Для кого-то уклонение от общения с родственниками, могущими сбить человека с верной дороги;
- Для кого-то отказ от выполнения обязательств перед неверующими родными, то есть прямой разрыв с ними;
- А для кото-то отказ от комфортных условий жизни…
Причём отметим, что всё это в этом месте Писания – разные люди!
У одного ступенька, с которой он шагает в христианство одна, у другого другая, у третьего – третья…
Разные люди, разные обстоятельства – разные действия!
А вот от этого ты сможешь отказаться?
А теперь мы изучим ещё несколько категорий учеников Христа, которым пришлось отказаться от более серьёзных вещей, чтобы действительно стать Его учениками.
...от работы
Давайте для этого перемесимся на берега Геннисаретского озера:
Мар.1:16-20 «Проходя же близ моря Галилейского, (Иисус) увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним».
Таким образом, в этом случае люди оставили свою работу, свой бизнес, чтобы стать учениками Христа.
Согласитесь! Это довольно серьёзный шаг!
И ещё один пример:
Лук.5:27,28 «После сего [Иисус] вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним».
Мытарь, или сборщик податей, это – государственная должность.
Мало того, видимо в те времена звание «мытарь» и звание «жулик» - были синонимами! И подобный человек, как мы знаем из Писания, был презираем в Израиле…
И вот такой человек рывком меняет свой внутренний мир, отказывается от государственной должности, дающей возможность безнаказанно набивать карманы золотом, чтобы стать учеником Христа!
Согласитесь – это серьёзный шаг!
Но опять же он не требуется от всех учеников, а только от тех, для кого бизнес мог бы служить препятствием в ученичестве.
Но… в то же время в Писании известны случаи, когда служитель занимался ещё и маленьким гешефтом, при этом оставаясь верным служителем Божьим. Например… апостол Павел:
Деян.18:1-4 «После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф; И, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришел к ним, и, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов».
То есть и служил Богу, и работал в палаточном бизнесе.
Так что, в случае с Павлом, переход на ступеньку служительства не отрицает категорически и обычный труд с целью зарабатывания денег...
Мало того, как видно из Писания, Павел ещё и гордился тем, что не сидит на шее у церкви, хотя и имеет на это право:
2Фесс.3:7-9 «…ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, - не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам».
Таким образом, можно утверждать, что подъём на ступеньку учеников Христовых, для некоторых людей обязательно сопровождается отказом от работы или бизнеса в миру, а для некоторых – нет!
Если это не создаёт проблемы в служении…
...от богатства
Пятую категорию возможных (но сразу отметим, что очень-очень редких!) учеников Христа, Спаситель называет вот здесь:
Матф.19:16-26 «И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие?
Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно».
Есть малюсенькая вероятность того, что парень в последствии передумал и послушался Христа. Это следует из слов Евангелиста Марка, в 21-ом стихе, 10-ой главы, что этот человек сразу произвёл очень благоприятное впечатление на Иисуса. Видимо, Он увидел в нём некие добрые и обнадёживающие задатки!
Да, иногда, наверное, всё-таки, в исключительных случаях, Бог позволяет и очень богатым людям попасть в ученики Христа.
Там же, в Евангелии от Марки Иисус уточняет:
Мар.10:24 «Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!»
То есть, иметь богатство, конечно, можно, но относится к своему богатству, как к единственной опоре в этой жизни – нельзя ни в коем случае!
Иначе шанс подняться на ступеньку ученика Христа становиться совершенно ничтожным! А значит это – смертельно опасно для человека!
...от родины
Хочу обратить ваше внимание на шестой тип нижней ступеньки нашей лестницы, с которой некоторым людям приходится шагать вверх, приближаясь к Богу.
И начнём мы издалека, с праотца Авраама:
Быт.12:1-3 «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Родной дом, родная земля…
Для некоторых из нас ступенька к Богу, как и для Авраама, начиналась с ухода из родного дома, с родной земли.
Подобное же произошло и с избранным народом в Египте во времена Моисея:
Исх.33:1 «И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее».
А ведь евреи прожили в Египте 430 лет, 17-ть поколений однако! Ну, чем не родина?!
И в Евангелии от Марка мы читаем об оставлении прежних домов и земель ради приближения к Богу:
Мар.10:29,30 «Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной».
И мы знаем из истории, как многие семьи, начиная со времени появления протестантской церкви, вынуждены были иммигрировать в Америку от гонений на протестантов в Европе, оставляя свои родные страны.
Или как евреи в 70-ых уезжали в Израиль из Советского Союза, в котором их предки жили несколько сот лет.
Так что родина часто оказывалась мачехой или в нашей аналогии – нижней ступенькой, от которой следовало оттолкнуться, чтобы приблизиться к Богу…
Хотя и тут нужно отметить, что эта ступенька была актуальна отнюдь не для всех!
...от жизни земной
И наконец, последний, седьмой тип нижней ступеньки сегодня. Это – наша человеческая жизнь!
Иногда, некоторым людям приходилось ради того, чтобы перейти на сторону Христа жертвовать своими земными жизнями:
Лук.9:23,24 «Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».
Или в современном переводе:
Лук.9:36,37 «Если кто желает быть Моим последователем, пусть отречется от себя и, изо дня в день беря свой крест, следует за Мной. Потому что тот, кто хочет спасти свою жизнь, потеряет ее, а тот, кто потеряет свою жизнь ради Меня, тот спасет ее».
Тут уместно вспомнить подвиг Месаха, Седраха и Авденаго, отказавшихся склонится перед вавилонским идолом. Они заявили Навуходоносору:
Дан.3:17,18 «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся».
И пошли на явную смерть, чтобы остаться верными Богу.
А вот пример с другого конца истории земли об отказе от жизни земной, ради Царства Божьего:
Откр.20:4 «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Эти люди, в будущем, когда придёт время, шагнут со ступеньки материальной жизни в царстве, которым управляет сатана, на ступеньку вечности Царства Христа…
Да и в нашем сегодняшнем мире тысячи христиан гибнут в муках в некоторых странах, отказываясь отречься от Христа.
Организация «Open Doors» сообщает, что в 2021 году в мир за свою веру было убито 5 898 христиан.
Но, и здесь нужно отметить, что требование буквально отдать жизнь, чтобы стать учеником Христа, к счастью, пока, требуется всё-таки не от большинства верующих…
Выводы
Итак, мы сегодня исследовали очень острые слова Спасителя о том, какими путями человек может стать учеником Христа.
От чего он должен отказаться, чтобы стать христианином?
И нашли мы пока семь таких путей:
- Для кого-то уклонение от общения с родственниками, могущими сбить человека с верной дороги;
- Для кого-то отказ от выполнения обязательств перед неверующими родными, то есть прямой разрыв с ними;
- А для кото-то отказ от комфортных условий жизни…
- Есть категория людей, которым ради служения Христу приходится отказываться от работы или от бизнеса.
- Есть небольшое количества людей, которым ради спасения приходится отказываться от богатства.
- Есть ситуацию, в которых человек для того, чтобы быть христианином отказывается от своего дома или своей родины.
- И наконец, есть ситуации, когда ради мира с Богом приходится расставаться и с самой жизнью.
И мы в процессе изучения этой проблемы определили, что для каждого из подобных шагов должны сложиться свои, особые обстоятельства.
А потому, говорить огульно, что все люди ради того, чтобы стать учениками Христа, должны отказаться от всего – неправильно!
И тут уместно вспомнить призыв апостола Павла в Послании к Римлянам ко всем нам:
Рим.16:19 «…желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
Что означает, что перед совершением добрых поступков (а шаг вверх, на ступеньку ученичества Христова, безусловно является таковым!), нужно всё тщательно обдумать и взвесить, от чего в своей жизни для этого придётся отказаться, а что можно и оставить!
И в заключении, как всегда, стихотворенье:
День за днём, ступенька за ступенью
Мы восходим к Богу, в небеса.
Мы идём в смиреньи и в терпеньи,
Через искушенья и сомненья,
Через Божий гнев и чудеса.
Каждый шаг нам не легко даётся.
Но Иисус, мы помним, говорил:
“Царствие усилием берётся!”
Значит цели только тот добьётся,
У кого на всё достанет сил.
Наш источник силы — Дух Господний!
И его вовек не исчерпать!
Потому мы в радости сегодня
И поём и дышим мы свободно...
Наша сила — Божья благодать!
АМИНЬ
Проповедник: брат А.