Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- Духовное совершенствование
Духовное совершенствование
Цель: Объяснить церкви, в чём состоит духовное совершенствование.
Духовность…
Об этом много сейчас говорят в мире… жалуются на её упадок,.. её отсутствие... При этом, что только не называют духовностью.
Но для начала посмотрим всяческие словари:
Духовный, бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий; все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля. || Относимый к духовенству и званию этому. (Даль)
Определения духовности нет ни в Брокгаузе и Ефроне, нет – в БСЭ.
Духовность – духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа (он-лайн толковый словарь Ефремовой).
Значение слова «дух» м.
- Философское понятие, означающее невещественное начало; сознание, ум, мышление, психические способности.
- Нематериальное и – по религиозным представлениям – сверхъестественное, божественное начало в человеке; душа.
- Состояние души, настроение.
- Моральная сила, готовность к действию.
- Мироощущение, мировоззрение.
- Характерные черты, основные свойства, сущность чего-л.
- Бесплотное сверхъестественное существо, оказывающее – по религиозным представлениям – влияние на жизнь человека и природы.
- разг. Дыхание (обычно в составе словосочетаний).
- разг.-сниж. То же, что: воздух.
- разг.-сниж. Аромат.
В современной культуре пост-советского пространства духовностью называют:причастность к православию, в противоположность западным вариантам христианства.
Что является совершеннейшей ложью и это очевидно для любого разумного человека, живущего в нашей стране и знающего о "высокой" морали нашего человека и высокой моральности православия...
Отличительные качества нашего человека:
- Меркантильность (сосредоточенность на потреблении)
Наш человек за метр земли может убить всю скотину и всю семью (произошло при мне в одном из сёл, где я жил).
- Низкая нравственность.
Низкая нравственность православных священослужителей вошла в пословицы.
- Низкая нравственность нашей культуры вообще (литература, искусство):
Кино, телевидение, эстрада… - основные герои - бандиты и менты.
- Патриотизм - извращённый (наш - значит хороший, не наш - значит плохой)
- Национализм… - национализм вообще не имеет нравственных оснований. "Национализм - последнее прибежище негодяев" (Бисмарк)
А что же говорится о духовности в христианстве?
Я долго подбирал место Писания, которое бы отражало максимально точно понятие духовности…
1Кор.2:11-16 «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?
Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов».
Что из себя представляет человек духовный? Принявший Духа от Бога. Слушает, понимает, делает и говорит то, что даровано от Бога. Оценивает всё духовно.
Как же это духовно?
1Цар.16:7 «Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце».
Напомню недавнюю проповедь о Слове Божьем, как о наивысшем критерии истины:
Слово в еврейском и греческом – это прежде всего суть, внутренняя сущность того, о чём оно говорит. И мы, как носители Слова, если хотим быть действительно духовными – должны смотреть на суть, а не на видимость; на содержание, понимая, что форма – вторична.
Фактически, марксистский лозунг: «Бытие определяет сознание» является вывернутой наизнанку Божьей истиной: «Сознание определяет бытие».
Попробуем это доказать Писанием:
Мар.7:21 «Ибо изнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства»,
Лук.6:45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Итак, быть духовным человеком означает – быть человеком, который принимает истину от Бога, использует её в своей жизни и передаёт другим и умеет видеть за формой содержание, суть, существо дела. (если хотите видеть за лицом - сердце).
И в наших сегодняшних изысканиях мы попробуем понять, каким же образом можно прийти к духовному совершенству, стать духовным человеком.
Начало духовности – духовный младенец.
Основные признаки духовного младенца:
- Много качеств плотского человека.
1Кор.3:1-3 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.
Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому ли обычаю поступаете?»
- Младенец – ест, спит, и пачкает памперсы.
- Поглощает информацию любую и без разбора.
- Неспособность слушать.
Евр.5:11,12 «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались неспособны слушать.
Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища».
Повторю то, что недавно говорил на молитвенном служении: к сожалению, слушатели делятся на четыре категории:
- Первая и самая большая – люди, которые слышат и понимают, что им говорят.
Нормальные, взрослые люди, которые, как верийские верующие: слушают и обдумывают услышанное, сверяя с Истиной.
2. Вторая – люди, которые слышат то, что хотят услышать.
Дети – мама мне разрешила погулять. (а мама сказала: сынок, пойди погулять после того, как выучишь уроки).
3. Третья – люди, которые слышат то, что бояться услышать.
У таких людей проблемы. Их уже обличила их совесть, но они пытаются её не слушать. И вдруг им с кафедры заявляют нечто, что слово в слово повторяет неслышные слова их совести.
4. Четвёртая – те, кто слышат то, что должны услышать.
А вот таких обличает уже сам Бог.
И вторая и третья и четвёртая категория, увы, обладает качествами духовных младенцев – неспособностью слышать.
Даже в делах веры внимание на плоть, а не на Бога; на внешность, а не на суть:
1Кор.3:1-7 «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские.
Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
Ибо когда один говорит: `я Павлов', а другой: `я Аполлосов', то не плотские ли вы?
Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий».
В центре внимания младенца человек – церковь Иванова. Метод – церковь верно-молящихся. География – церковь континентальная. Время – церковь святой пятницы.
Младенчество, затянувшееся на столетия.
Увлечение всякими учениями:
Еф.4:14 «…дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения»
Младенец не может долго заниматься одним делом:
Побежали: там в церкви падают, побежали – там изгоняют бесов; побежали – там хохочут в духе; побежали – там пророчествуют.А спрашиваешь их: ребята! Чо вы мечитесь-то? Они в ответ: Мы духовное ищем!!!
Знание только небольшой части истины:
1Кор.13:8-12 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
В контексте знаменитой 13 главы вставка о младенчестве, казалось бы, неуместна. Однако, на самом деле, как и всё в Писании, она имеет глубочайшее значение:
Помидоры и тухлые яйца никто не захватил? Потому что я сейчас буду говорить вещи, которые поначалу могут показаться кощунственными.
Начну издалека:
Зачем детям игрушки? Зачем они играют в игры? Они учатся жить! И игрушки, игры – это инструменты для обучения жизни!
Вся наша жизнь на земле, по большому счёту, – детство! Мы готовимся к жизни в вечности. А здесь – всё наше знание частично.
Но тогда, в чём же духовное совершенство?
Кто может называться духовным человеком.
Каков путь к духовному совершенству.
Духовное совершенствование – цель или путь.
Вернёмся опять к 13 главе 1-го послания к Коринфянам:
1Кор.13:1-13 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».
Сравним качества любви с плодом духа из 5-ой главы Галатов:
Гал.5:22,23 «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона».
Потрясающая вещь – полноценный плод духа совершенного духовного человека заключается в одном слове – ЛЮБОВЬ!
Но что же тогда великие, по нашим понятиям, признаки духовности – пророчества, говорение и толкование языков, слова знания, слово мудрости, повелевание духами, чудотворение (в конце концов)?
Это (прости меня Господь!) игрушки, инструменты, данные нам, детям Божьим, для обучения нашим Отцом Небесным на нашем пути к духовному совершенству.
Посмотрите! Так же считал и апостол Павел:
1Кор.14:1-4 «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь».
И языки и пророчества, да и все дары Духа Святого – суть инструменты для достижения любви.
Дары – не цель! Они – только средства для достижения духовных целей! А почему? А потому что они – временны! А вот любовь – вечна!
1Кор.13:8 «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».
Нужны ли пророчества, и языки, и знания? Да просто необходимы! Они – наши инструменты для достижения вечных целей. Но они не самоцель!
Может ли пророк, или говорящий языками, или освоивший и познавши глубины истин Божьих сказать, что достиг духовного совершенства?! Не-а!
1Кор.13:1,2 «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто».
А вот тот, кто обладает любовью и к Богу, и к ближнему, и к врагу своему – может смело сказать: Я – человек высокодуховный! И это будет правда!
Но попробуйте-ка этого достичь! Неимоверно трудно!
И потому апостол призывает:
Кол.3:14 «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
И возвращаясь к началу нашего рассуждения о духовности, я хочу напомнить, что любовь – это суть Бога.
«…Бог есть любовь!» (1-е Иоан. 4/8)
Итак, первая цель духовного совершенствования – достижение любви!!!
Вторая цель духовного совершенствования – достижение вечности.
Фил.3:8-11 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».
Апостол как бы выстраивает ступеньки ко второй цели духовного совершенствования от грешного человека, через младенца во Христе и далее к совершенному возрасту:
- Отказаться от всего.
- Отказаться от греховного мира
- Приобрести Христа.
- Признать Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
- Найтись в Нём Его праведностью.
- Признать, что своей праведностью достичь духовного совершенства невозможно.
- Познать Христа.
- Познать суть, смысл существования второй ипостаси Бога.
- Познать силу воскресения Его.
- Правильно оценить значение воскресения Христа, как прообраз нашего будущего воскресения в вечности.
- Познать наше участие в страданиях Его.
- Принять и познать, что благодаря Его страданиям, мы избавляемся от страданий наших. (и здесь и, что особенно важно, в вечности)
Сообразуясь в нашем отношении к смерти Его. Именно через Его смерть мы получили открытую дверь в вечную жизнь.
И всё это для того, чтобы достигнуть воскресения мёртвых.
Найдём подтверждение, что именно это путь к духовному совершенствованию…
…в продолжение к Фил.3:12-15 Павел говорит о том, что достижение вечности – действительно цель христианина:
«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет».
И апостол подчёркивает значение стремления к вечности удивительными словами:
1Кор.15:19 «И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков».
Таким образом, вторая цель духовного совершенствования – достижение вечности.
И наконец, третья цель духовного совершенствования – достижение Иисуса Христа.
И во всём, что мы говорили до этого, как рефрен повторяется мысль, что Иисус Христос – тоже цель нашего совершенствования:
«Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим.11:36)
Познавать…
Фил.3:8 «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего»
Приобрести и быть в Нём.
Фил.3:9 «…чтобы приобрести Христа и найтись в Нем»
Опираться в духовном развитии на Его премудрость:
Кол.2:2,3 «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
Потому, что в Нём – вся полнота Божья.
Кол.2:9 «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно»
И потому цель духовного совершенствования – становиться похожими на нашего Спасителя.
Еф.4:12-15 «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос…»
Рим.8:29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями».
Я хотел бы обратить ваше внимание ещё на одно:
И любовь, и вечность, и Иисус Христос являются и началом духовного совершенствования, и путём духовного совершенствования и целью духовного совершенствования:
Мы приходим к Богу, благодаря тому, что Он нас возлюбил и привлёк к Себе; С приходом к Богу мы признаём Христа Господом и Спасителем; И получаем из Его рук в дар вечность, и как основу вечности и любовь и Христа…
Это начало!
Путём любви, познавая Иисуса Христа, получая в своё сердце всё больше и больше качеств вечного человека мы развиваемся как духовные личности.
Ну, а то, что любовь, вечность и Иисус являются целью нашего духовного развития, мы сегодня говорили достаточно подробно.
Что же представляет собой путь духовного совершенствования для каждого христианина?
Эта дорога с двумя колеями: одна – избавление от недостатков; другая – приобретение достоинств.
Как происходит избавление от недостатков?
Обличение:
- Обличает совесть
1. Иоан.8:9 «…Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних…»
- Обличает Бог:
Прит.3:11 «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его»;
- Обличает наш ближний:
Матф.18:15 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего»;
- Чудо Божье избавляет от недостатков
1Пет.2:24 «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились».
Некоторые наши грехи пропали как бы сами собой.
- Искушения избавляют от недостатков:
Иак.1:2-4 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Приобретение достоинств.
Я не буду опять читать 13 главу Коринфян и 5-ю Галатам. Я не буду говорить о тех, кто наследует Царствие Небесное. Но приобретение тех качеств, о которых мы говорили сегодня ведёт к духовному совершенству.
Инструменты духовного совершенствования.
- Писание, данное нам Богом.
2Тим.3:16,17 «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.»
- Духовные дары, которые даются нам Богом.
1Кор.12:4-11 «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
- Люди, которых ставит Бог для нашего совершенствования.
Еф.4:11-13 «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Итак, пути духовного совершенствования – освобождение от недостатков и приобретение достоинств.
Методы духовного совершенствования – через познания истин Божьих из Писания, через дары Святого Духа и через служителей в церкви.
А теперь – общий итог:
Духовное совершенствование христианина – путь к любви, к вечности и ко Христу.
Очень важно не путать цель духовного совершенствования с инструментами и методами, которые дарованы нам Богом для успешного прохождения этого пути.
На целях нужно сосредотачиваться и к ним стремиться.
А методы и инструменты для осуществления цели нужно разумно использовать и благодарить Бога за то, что Он их нам даёт.
Только сложность вот в чём:
В любой церкви всегда есть люди разного духовного возраста:
А потому, как опасно двухлетнему ребёнку давать в руки перфоратор (он и сам искалечится и окружающих покалечит), так опасно давать в руки дары или служения недостаточно духовному брату или сестре.
И ещё… в церкви всегда есть братья и сёстры разных духовных возрастов. А потому невозможно кормить всех одинаковой пищей. (младенцу нужно молоко, а взрослому – мясо.)
Но настоящая церковь должна питать и тех и других. Заботится только о взрослых, пренебрегая младенцами или только о младенцах, пренебрегая взрослыми – является признаком духовного младенчества уже руководства церкви.
Слава Богу, в «ГОЛГОФЕ», с её 8-ю проповедующими братьями всегда была пища разнообразная, для всех духовных возрастов, что, я надеюсь, будет и дальше.
Аминь.
Проповедник: брат А.