Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- Духовность действительная и показная
Духовность действительная и показная
Цель: Объяснить церкви разницу между настоящей духовной личностью и теми, кто пытается выглядеть духовными
Духовность? Да, это - хорошо!
Мы сегодня порассуждаем о духовности. Почему я выбрал такой предмет для сегодняшней проповеди? Ну, во-первых, в церковь собраны люди, пережившие духовное рождение.
Иисус говорил Никодиму:
Иоан.3:5 «...истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».
И мы почти каждый можем сказать о себе: мы родились от воды и Духа и мы стремимся попасть в Царство Божее.
Во-вторых, мы знаем, что каждый из исповедующих Иисуса Христа Господом есть храм Духа Святого:
1Кор.6:17-20 «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
Кто верит, что в нём живёт Дух Святой? Ну,! Вот видите, сколько много духовных?
И, наконец, в-третьих, мы, старающиеся жить по духу, уверены, что нас ожидает вечная жизнь:
Гал. 6:8 «...сеющий в дух, от духа пожнет жизнь вечную».
Вы все верите, что нас ожидает вечная жизнь с Господом?! То есть, наше рождение, жизнь и бессмертие неразрывно связано со степенью нашей духовности.
Духовность популярна...
И ещё одна причина, по которой мы сегодня будем говорить о духовности: О ней слишком много говорят в христианских, да и в мирских кругах:
Мы часто слышим призывы с высоких государственных и общественных трибун – возродить духовность нации, вернутся к истокам духовности нации.
Но когда начинаешь разбираться, что имеет в виду под духовностью основная масса этих ораторов, с удивлением и ужасом обнаруживаешь дикую окрошку:
из патриотизма, замешанного на самом махровом национализме и ненависти к другим народам и нациям; в эту окрошку добавляют древнеславянское язычество, по поводу которого проливаются слёзы умиления (как же, это ведь вера наших предков!) А известно ли этим вещунам, что часть языческих обрядов славян предполагали человеческие жертвоприношения, людоедство и свальный грех?
Под духовностью понимают также православные традиции и обычаи, которые на треть состоят из окрашенных видимостью христианства гробов языческих, и ещё на треть из откровенных выдумок, не то что не согласующихся, а напрямую противоречащие и Ветхому и Новому Заветам, то есть, собственно говоря, христианству.
В общий котёл духовности валят художественную литературу, которая, по большому счёту, на 90% процентов, в принципе бездуховна, потому что возводит в добродетель убийство, прелюбодеяние, жадность, алчность, ложь и прочие «достоинства»! И чем более она, эта самая литература, развивается, тем больше в ней всей этой дряни!
И туда же, в одну кучу псевдо-духовности, валится вся живопись, архитектура, театральное искусство, кино, телевидение и прочее.
Вспомним одно только наше «высоко-духовное» телевидение – и этого будет достаточно для понимания того, какую именно духовность хотят возродить эти радетели о духовности.
...и вся эта помойка цивилизации с восхитительной наглостью провозглашается – духовностью нации!
Поэтому, когда мы начинам рассуждать о духовности, давайте договоримся, а что именно мы имеем под этим в виду?!
Почему я с некоторым сожалением произнёс, что о духовности слишком много говорят и в христианских кругах?
- Это нормально, когда о духовности говорится с церковной кафедры;
- это нормально, когда мы вспоминаем о духовности, сожалея о своих и чужих прегрешениях;
- это нормально, когда мы рассуждаем о духовности, изучая Писание;
- это нормально, когда мы говорим о духовности, свидетельствую друг другу и внешним о великих делах Божьих.
Не путать духовность с...
Но когда в качестве высокой духовности выставляются, ну, например, пусть действительно прекрасные, организаторские способности служителя – правильно ли это? Служение выстроено по всем закона современного менеджмента и работает безупречно, как швейцарские часы. Хорошо это? Конечно! Но вот только духовность тут причём?
Организаторские способности и духовность отнюдь не синонимы. Мир знавал достаточное количество прекрасных организаторов и при этом отнюдь не святых – достаточно вспомнить Сталина и Гитлера.
Правомерно ли, когда за высокую духовность человека выдаётся, пусть действительно сильный, дар чудотворения, или исцеления, или пророчества или другой какой-нибудь дар Духа Святого! Да, дар есть! Но духовность ли это? Дар – это подарок от Бога, а духовность – это моё личное качество. И путать их между собой не стоит!
Мне часто возражали, когда я сомневался в высокой духовности носителей некоторых даров, и говорили: Бог не может дать дар Духа Святого плохому человеку!
Что Бог может, а чего не может – судить не нам! И насколько наше понятие о том, что справедливо, а что – нет, не совпадает с Божьим, мы прекрасно знаем из Библии.
Есть место Писания, которое очень хорошо говорит об этом:
Матф.5:45 «... Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
А потому, если тебе даден дар от Бога, это не диплом о твоей духовности, а именно дар от Бога!
Правильно ли это, когда духовным называют человека, который к месту и не к месту поминает Господа: Господь ему и кашу варит и сапоги чинит, Господь и утром вовремя будит, а иначе бы он обязательно проспал, и троллейбус вовремя подаёт, иначе он бы обязательно опоздал...
Я бы посоветовал таким говорунам почаще вспоминать третью заповедь:
Исх.20:7 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно».
Говорить о себе: Я – духовный! Я – духовный! – конечно можно. Но пусть уж лучше Тот, Кто определяет степень духовности всех людей скажет обо мне: Он – духовный! И только это и будет правда!
Есть две арабские пословицы, которые уместно вспомнить в связи с этим: Сколько не кричи: Халва! Халва! Во рту слаще не станет.
И вторая: Он сказал один раз – и я ему поверил; он сказал два раза – и я засомневался; он сказал три раза – и я понял, что он лжёт.
Будем скромнее!
Духовность не орёт о себе!
Справедливо ли, когда более духовным провозглашают того, кто больше хлопает во славу Господа, или больше топает во славу Господа, или громче всех кричит «аминь и аллилуйя»?! Справедливо ли, когда более духовной провозглашает себя церковь, где служения похожи не то на цирк, где все как один работают клоунами, не то на дискотеку – с дымами, с прожекторами, с диким рёвом динамиков?
Ради Бога, не подумайте, что я против дымов, и прожекторов, и динамиков! Только давайте называть дымы – дымами, прожектора – прожекторами, и динамики – динамиками. Давайте называть прыганье – прыганьем, топанье - топаньем, аплодисменты – аплодисментами... А не «присобачивать» им ярлык духовности!
Вы хотите орать и прыгать на служениях, ребята? Да, пожалуйста! Только не мерьте свою духовность в децибелах крика и в высоте и частоте прыжков!
А потому сегодня мы и попробуем разобраться, что же такое духовность? Попробуем найти основные качества духовной личности. Ну, и конечно, посмотреть – есть ли они в нас?
Библейское понятие духовности?
Духовность! Я вынужден начать наши размышления с парадокса: в Библии слово «духовность» не встре-ча-ет-ся ни-ра-зу!
На этом можно было бы и закончить сегодняшнюю проповедь!.. Но мы ребята дотошные и мы обязательно докопаемся до сути.
И начнём мы издалека... Планета Земля... 110 лет до всемирного потопа... Бог говорит:
Быт.6:17 «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни».
Ага! Во всём живом оказывается есть дух жизни! Значит – все духовны: и все люди, и все птицы, и все звери... Красота! Можно заканчивать проповедь!
А с другой стороны... что-то не так! Выходит, что нам не о чем беспокоится – мы автоматически духовны? Все люди в этом отношении равны, никому не обидно, не за что бороться? Коммунизм! Всеобщее равенство и братство! Мало того, правы сдвинутые на защите животных – они (то есть животные, а не их защитники!) тоже, как и люди – духовны!
Нет! Что-то уж больно просто получается...
А может быть духовные те, кто имеет в себе Духа Святого?
А что? Хорошая мысль! Раз Господь говорит, что Дух Святой живёт во мне и во всех вас – значит мы все, христиане, - духовны!
Ведь мы уже вспоминали сегодня: «...тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа». А это значит: если Дух самого Бога живёт в нас... мы что? Мы - духовны!
Ура! Заканчиваем проповедь! Все – духовны! У всех всё хорошо!
Не-е-ет! Что-то подозрительно всё легко! Да ещё при этом есть несколько таких неприятных мест в Библии...
У скольких христиан за эти 2000 лет возникала мысль переписать или навсегда забыть неудобные части Библии. Как хочется иметь Бога, который думает также как я! Слава Богу, что ни у кого это до сих пор не получалось, да я и уверен, что никогда не получится! Хотя это ведёт и к разделениям и к конфликтам в среде христианства... но Божья истина до сих пор всегда выходила победительницей! И так всегда и будет!
Однако, вернёмся к нашим неприятным местам Писания:
Апостол Павел пишет в...
1Кор.3:1: «...И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе».
Ага, значит среди христиан есть люди, которые не являются духовными... Апостол называет их, своих братьев, таких же христиан, как и он сам – плотскими!
И второе неприятное место:
Иуд.1:4 «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в [повод к] распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа».
И далее с «16: Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.
Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.
Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа».
Как это не парадоксально звучит, душевные люди в церкви – намного хуже и опаснее, чем плотские. И они, как и плотские, не могут претендовать на духовность.
Это что ж такое получается? Христиане не все равны?! Есть христиане первого, второго и третьего сорта?
А как же знаменитое: «...нет лицеприятия и Бога» Рим. 2:11
Уважаемые господа христиане: вы отравлены многолетней глупостью гуманизма и демократии о всеобщем равенстве: Равенство существует, но равенство, отнюдь, не всеобщее.
Всеобщее равенство – это ложь, призванная одурачивать доверчивых избирателей!
Да! У Бога нет лицеприятия! Он не смотрит на внешние наши качества – богатство, славу, чины. Для него в этом отношении, и исключительно в этом отношении – все люди равны!
Но у Бога есть очень сильно развитое «сердцеприятие» - Он смотрит на нашего внутреннего человека. И здесь Он пристрастен, ой, как пристрастен!
Человеку, который ему по сердцу Бог прощал даже смертные грехи: прелюбодеяние и убийство!!! Конечно, после покаяния! Конечно, жёстко, очень жёстко наказывал! Но не убил на месте! Ведь не убил же?!
Вернёмся опять ко временам Ноя:
Быт.6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...»
Он не смотрел, кто из них блондин или брюнет, кто богат, а кто беден, кто имеет власть, а кто – нет... У Него действительно нет лицеприятия!
Но Он посмотрел на помышления, исходящие из их сердец и сказал: Только Ной и его семья – люди высшего сорта! А всё остальное человечество – не первой и даже не третьей свежести. Оно окончательно протухло и потому подлежит уничтожению! Вот такое вам равенство! Не нравится? Но это – правда!
И это подтверждается и по отношению к нам, христианам. Вот что об этом говорит апостол Павел в:
1Кор.3:11-15 «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.
Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.
У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.
А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
Такая вот себе дифференциация по строительным материалам. Но, конечно, тут имеется в виду наше духовное строительство. И при этом «...каждый получит свою награду по своему труду» (1 Кор. 3:8) Труд у всех разный – и награды для всех разные! И никакого равенства в этом отношении нет, и не может быть! Забудьте «этих глупостев»!!
Но как же быть с духовностью? Кто же они, эти самые загадочные духовные люди?!
Мы только что вспоминали, что Бог смотрит на наши помышления сердечные. Вот с них мы и начнём:
Рим.8:5-7 «...живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном.
Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут».
Ага! Значит первый признак духовности – присутствие духовных помышлений и отсутствие плотских!
Чудно! Значит, поняв, какие помышления плотские, и какие духовные, мы можем постараться избегать первых и пребывать во вторых. И тем самым становиться более духовными! Так?
Итак, поехали! Помышления плотские:
1Кор.3:3 «...потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?
«...зависть, споры и разногласия», само собой, не рождаются на голом месте. Сначала я позавидовал в сердце своём, сначала ищу аргументы против другого человека внутри себя, сначала возражаю в разуме своём, а потом уже это выливается в «зависть, споры и разногласия»
И о чём-то подобном говорил и Сам Иисус:
Мар.7:20-23 «Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло изнутри исходит и оскверняет человека».
Видите: сначала мысль, замысел (списочек прилагается), а потом и воплощение замысла.
Итак, о чем не должен мыслить духовный человек – мы знаем! Это: злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство (добавим из параллельного места Матф 15:19 - лжесвидетельства и хуления и список полный)
А какие же помышления относятся к духовным?
Апостол Павел говорит:
Фил.4:8 «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
И как бы объединяя все духовные помыслы воедино призывает...
в послании Кол.3:1-3 «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге».
Что это означает в практической христианской жизни?
Представим себе, что нам предложили высокооплачиваемую работу.
Размышления плотского человека: Отлично! Я заработаю много денег, куплю себе великолепную квартиру, шикарный автомобиль, одеваться буду только от Кордена и Версачи, буду ездить на курорты заграницу, куплю себе яхту...
А знаете, что будет дальше: шикарные рестораны, казино, девочки, до свидания Господь и, как следствие, ад!
Вот это и означает на практике: «помышления плотские – суть смерть»!!!
А теперь размышления духовного человека:
Большая зарплата? Это же здорово! Я смогу класть больше десятину в церковную кассу и у общины будет меньше проблем с арендой зала.
Можно будет купить что-нибудь полезное для церкви (вот скажем, микрофон-петличку для проповедников (он стоит 1000 долларов), а насколько братьям будет свободнее проповедовать Слово Божье).
Да, вот ещё, можно будет больше помогать не очень богатым братьям и сёстрам в нашей церкви – сколько людей живут на ничтожную пенсию.
И кое у кого из братьев есть финансовые проблемы. И их тогда тоже можно будет легко решить.
И мне ещё на нормальную жизнь останется!
Вот – помыслы духовного человека! Вот за такие помышления засчитываются Богом, как духовные! Вот это и означает на практике: «помышления духовные – есть жизнь и мир»!!!
Вот это и называется – строить из золота и серебра! Это и будет духовность на деле.
Но всё ли это? Только ли одни помыслы духовные – есть признак духовности?!
Есть второе качество присущее духовному человеку. И вы его прекрасно знаете. Это – реализация духовных помыслов в свою реальную жизнь.
Мысли и слова – это конечно здорово. Но без их воплощения в жизнь – это всего лишь нервные импульсы в нашем мозге и сотрясение воздуха, когда мы говорим.
Рим.8:9 «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его».
Мы ЖИТЬ должны по-ду-ху! И вот именно из этого окружающие поймут, насколько мы духовны.
1Пет.2:5 «...и сами, как живые камни, устраивайте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Постоянное действие духовное, именно действие, наше движение в сторону Бога формирует нашу духовность. Мало того, существует ещё одно важное действие духовное – противодействие плотским делам в своей жизни:
Рим.8:12,13 «Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете».
Давайте и этот вопрос уточним из практической ситуации:
Вы приходите домой, садитесь обедать, а жена подаёт вам борщ, ну, совершенно не солёный! Отрава и всё! У вас есть несколько вариантов последующих действий:
Вариант первый, вариант человека духовного:
Это ваша жена, данная Богом, ваша сестра во Христе. Вы должны любить её вдвое: и как жену и как сестру во Христе. Она – немощнейший сосуд. Она, бедненька, «солички забыла в борщик положить!»
1. Итак, наша реакция: мы можем промолчать и попросить у жены солонку.
2. Мы можем спокойно объяснить ей: сколько соли нужно класть на трёхлитровую кастрюлю борща.
3. Мы можем встать и сами приготовить для неё, для дорогой и любимой, эталонный борщ, по коему образцу она и будет впредь нас потчевать.
4. Или, если у нас есть деньги, мы можем сходить и пообедать в ресторане.
В любом из четытрёх случаев – ноль гнева, или крика, а тем более, рукоприкладства.
Вариант второй, вариант человека плотского:
1. Вам рассказать, или вы сами знаете? Мы можем наорать на неё и сказать, что мы думаем о её кулинарных способностях и о ней вообще. Да ещё при этом показать ей, чем надо думать, когда готовишь борщ любимому мужу. И попутно указать ей место, которым думала в этом конкретном случае она.
2. Мы можем вывернуть эту кастрюлю борща на пол и, хлопнув дверью, пойти обедать к соседке.
3. Мы можем вообще решить, что соседка и готовит лучше, и фигура у неё..., и всё такое... А то, что её муж – мой приятель? Ну кто на это сейчас смотрит?!
И то, что это нарушение Божьей заповеди, за которое неизбежно полагается смерть, человеку плотскому придёт в голову опосля, как правило, уже в аду.
Я вас уверяю, что такие пустяковые случаи отправили в места преисподние в тысячи раз больше людей, чем все рестораны и казино, вместе взятые.
Потому что ресторанов и казино, ну, может быть сотни тысяч, а симпатичных соседок – миллиарды!
Вот и получается, что в каждой жизненной ситуации, простая она или сложная, перед нами всегда становиться выбор: как поступить? По плоти или по духу!
Меня всегда удивляла фраза, постоянно повторяющаяся в Ветхом завете. Даю образец:
Иез.18:5 «Если кто праведен и творит суд и правду»
Такое впечатление складывается, что она обращена только к людям, которые поставлены судьями. Но множество раз из контекста видно: нет! Это обращение к обычному человеку!
О каком же суде идёт речь? И вот что я подумал (а вы посмотрите – прав ли я!) Что делает судья? Он решает, в конечном счёте – какой человек совершил зло, а какой добро? Верно?
Фактически, он определяет разницу между добром и злом. А в приложении к израильскому народу – кто поступает по Божьим законам, а кто – вопреки им?
Так вот, в каждой жизненной ситуации мы выступаем собственными судьями и решаем, как поступить: по-Божьи? Или по-плотски?
И в нашем случае:
Гал.5:25 «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».
И выше на один стих:
Гал.5:24 «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями».
Давайте посмотрим на практике, что это означает? Увы, желания и страсти в нас есть и будут, пока мы живём на земле, по крайней мере. Всё дело в том, насколько мы даём им ход?
Классическая ситуация: воскресение, на улиц полощет дождь, холодно, а время собираться в церковь.
Идти или не идти! Вот в чём вопрос!... «О! Я немного простужен, и вообще сегодня не выспался, да и проповедует сегодня Борисович – опять заумное что-то будет нести, и начало прославления я не очень люблю... Нет, не пойду!»
Вы знаете, что это?! Разрешите вас огорчить: это рассуждение плотского человека!!! Извините! Почему? А потому что объектом ваших размышлений был не Бог, не то, что нужно любым путём соблюсти 4-ю заповедь, прославить Бога и услышать Слово от Него.
Предметом размышлений были объекты материальные: дождь, простуда, недосыпание, не очень хороший проповедник, раздражающие звуки музыки.. Приехали!
Вы думаете, что те, которые Христовы, один раз распяли плоть со всеми страстями и похотями при покаянии?! И потом можно почивать на лаврах?!
Ещё раз хочу вас огорчить: распинать её, голубушку, придётся день за днём, до самой смерти... Так что запаситесь гвоздями... и тампонами для ушей, чтобы не слышать её криков, когда она будет орать, когда вы ей в очередной раз будете ручки к кресту приколачивать!
И в каждой ситуации пути только два, а вернее для человека, который хочет быть духовным – только один:
Гал.5:16 «...поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти...»
И альтернативы этому нет, никогда не было и никогда не будет!!! И вот тогда, в сумме, все наши поступки соберутся в один плод, плод нашего духа, который будет обладает следующими качествами:
Гал.5:22,23 «...любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание...»
И вот такой плод мы сможем бестрепетно принести к ногам нашего Господа.
Вывод:
Итак, мы определил два основных качества христианина, без которых его нельзя считать духовным: духовные помыслы и духовные поступки.
Но позвольте! А как же тогда дары Духа Святого, как часть нашей духовности? А служения Богу, как показатель нашей духовности?
А вот об этом мы, даст Бог, и поговорим в следующий раз!
Аминь
Проповедник: брат А.