Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Глаза мудрости

Глаза мудрости

 

Цель проповеди: Объяснить церкви важность понимания Божьего Слова.

 

Загадки глаз

 

       Не знаю, как ваши Библии, а моя – полна загадок, которые порой ставят меня в совершеннейший тупик.
       И вот одну из таких загадок, вокруг которой многие годы я ходил в недоумении, мы и попробуем сегодня разгадать. Читаем:


Лук.11:34-36 «Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием».


       Параллельное место в Евангелии от Матфея в 6-ой главе (в Нагорной проповеди) звучит несколько иначе:


Матф.6:22,23 «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?»


       Мы знаем из Писания, что некоторые Свои притчи Иисус растолковывал Своим ученикам. Но эту растолковывать Он не посчитал нужным.
       А потому мы проведём сегодня собственное расследования, пытаясь понять значение этой притчи.

 

Законы построения притч

 

       И чтобы сделать это, давайте вспомним, что большинство Новозаветных притч Иисуса Христа (а их, как известно – 36! Трижды двенадцать! И почему я не каббалист?!) Итак, притчи Христа построены по принципу противопоставления: одни участники притчи противопоставляются другим!

       Ну, например:

  • Дом на камне и дом на песке.
  • Новые мехи и старые мехи.
  • Пшеница и плевелы.
  • О послушном и блудном сыне.
  • О благоразумных и неблагоразумных девах.
  • О владельце виноградник и злых виноградарях.
  • О богаче и Лазаре…


       И так далее… и так далее… не все, конечно, но большинство притч содержат такие пары, вокруг которых строится повествование.
       И на противостоянии между двумя сторонами, входящими в таких пары, формулируется мораль притчи, понимание при помощи её неких истин. А вот о том, какие это истины сообщает нам второй закон понимания притч!


Второй закон притч Христовых:


При помощи притч, описывающих некоторые процессы в материальном мире, Иисус пытался понятнее объяснить ученикам духовные закономерности вселенной.


       А вот из этого закона исключений нет! Все притчи существует именно для этого – для объяснения законов духовного мира, которые Господь называет тайнами Божьего Царства!.

       Иисус говорит Своим ученикам:


Лук.8:10 «…вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют».


       Не знаю, как для вас, но для меня не очень оптимистическая картина следует из этих слов Спасителя, поскольку многие из Его притч, я до сих пор не совсем понимаю. Но, надеюсь, что когда-нибудь пойму! Во всяком случае, потихоньку… одна за одной… они-таки мне открываются… ну, а я, по мере сил, стараюсь рассказать о том, что я в них увидел, церкви.


       Впрочем, давайте вернёмся к «Притче о Глазах и Теле»… Итак, какие пары противопоставляемых понятий упоминает Христос в этой притче?
       Таких пар – четыре!

  1. Это – свет и тьма.
  2. Это – глаза и тело.
  3. Это – тело светлое и тело тёмное.
  4. Это – здоровые глаза и больные глаза.

       Маленькое уточнение по последней паре (откуда я взял здоровые и больные глаза?) Это следует из современного перевода притчи:


Матф.6:22,23 «Глаз — источник света для тела, и потому если твои глаза здоровы, то и всё тело полно света. Но если твои глаза больны, то и всё тело полно тьмы! И если тьма твой единственный источник света, то как же ужасна эта тьма!»


       Так, или почти так, трактуют значение слов «чисто» и «худо» (использованных в синодальном переводе этой притчи) большинство современных переводчиков на разные языки.

 

Какие такие глаза?


       И мы начнём наше исследование загадочной «Притчи о глазах и теле» именно с глаз.


       А для этого обратимся к третьей главе Книги Бытия, в которой глаза впервые и упоминаются. Речь сатаны:


Быт.3:5-7 «…но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».


       Очень интересно, что и в этих трёх стихах Книги Бытия речь идёт ни о каких не о глазах, как и в изучаемой нами притче Иисуса, а совершенно о другом инструменте для вИдения.

       И вот почему я смею это утверждать.

  • Скажите, Адам и Ева были голыми?
  • Скажите: Они видели друг друга?
  • Скажите: Они видели (простите за физиологические подробности) собственные и друг друга вторичные половые признаки?


       Но… Мало того! Имеется ещё более интересная информация: очень многие авторитетные толкователи Торы считают, что Адам и Ева уже в раю были мужем и женой во всех отношениях и выполняли заповедь «Размножайтесь» буквально! (Вообще-то размножаться, если вы помните, им приказал Бог именно до изгнания из Эдэма! Это – одна из семи самых первых заповедей!)


       Мало того, раввины убеждены, что первый сын Адама и Евы, Каин, родился не за пределами Эдэма, а именно в Эдэме, до их изгнания!

       Поэтому все последующие сказки о так называемом первородном грехе, при упоминании о котором не шибко умные люди многозначительно подмигивают – не более чем сказки! Сказки и глупость недалёких людей!

       Потому что на «это самое», то есть на процесс, предшествующий размножению, был прямой приказ Бога.
       А потому не нужно делать из этого первородный грех!

 

Каин не любивший Авеля


       Но мало того… Мнение толкователи Торы о рождении Каина в Эдэме подкрепляется ещё вот чем: вы не задумывались о глубинной подоплёке ненависти Каина к младшему брату?


       Подумайте! Я – Каин!!! Первый Рождённый Самой Первой Женщиной Человек! И моё имя означает «Приобретение от Господа»! Меня при рождении, можно сказать, Сам Бог принял на Свои руки при родах!! Я родился в Раю!!! Я – ВЕЛИК!!!


       И вот в итоге… оказывается – что это для Бога совсем-совсем ничего не значит?!
       И жертву этого щенка, Авеля, (чьё имя означает вообще-то – Пар, Суета!) который родился уже на прОклятой земле, Он принял! А мою жертву, жертву Первого Рождённого Человека, Дара от Бога (Богдана по нашему!) – нет! Как такое можно стерпеть!!! Убить гада! Выманить в поле и убить!!!

       Я думаю, что именно в Каине появилось первое желание в людях подменять духовное материальным:

1. Чистоту души – привязке себя к «священным» местам.
               Ну как же, я в раю родился! Значит я – Ого-го!!!

2. Доброту сердца – великим прозвищем!
               Богдан! Это вам ни какой-то там «парообразный суетёнышь»!

3. Собственные душевные качества – гордостью за достижения предков.
               Я первородный сын самых-самых-самых первых людей! А он – последыш, слова доброго не стоит!


       За что же меня Бог наказал проклятьем?
       А очень просто: «За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны». (1-е Иоанн. 3:12) А у кого правильная, а у кого неправильная жертва – это, мне кажется, дело второе!


       И вот это желание выдать внешнее, видимое за внутреннее, увы, так часто будет возникать в последующих поколеньях людей…
       Мы сегодня ещё не раз вспомним об этом!

 

Разум увидевший мудрость


       Впрочем, вернёмся к глазам Адама и Евы. Так какие же такие глаза у них открылись, если они и до этого превосходно видели друг друга нагими?

       Они – поняли!!! С первым откушенным кусочком того знаменитого яблочка (если это было яблочко!), у них открылся ум и туда вселилась мудрость:

  • Они научились понимать, что такое хорошо, и что такое плохо.
  • Что – нравственно, а что – безнравственно!
  • Что можно делать, а чего – нельзя!
  • Что – добро, а что – зло!


       Интересно, какое такое уникальное вещество содержалось в запретном плоде, которое произвело эту удивительную метаморфозу – подарило человечеству разумение, мудрость?!
       Когда-нибудь, я очень надеюсь, мы это узнаем!

 

Что есть что?


       Ну, хорошо! Мы поняли, что глаза в изучаемой нами сегодня притче Христа – это разум!
       И я вам хочу сказать, что это понимание – есть ключ к пониманию всей притчи! Дальше всё очень легко:

 

  • Тело – это наша душа.
  • Свет – это Божья Истина.
  • Тьма – это ложь, искажение Божьих истин.
  • Здоровые глаза – разум, в котором есть мудрость.
  • Больные глаза – разум, поражённый ложью.
  • Тело светлое – благословенная душа, освящённая Божьей Истиной.
  • Тело тёмное – проклятая душа, в которой царствует ложь.


       И вот теперь мы совсем уже легко можем растолковать притчу так, как это делал для Своих учеников Христос. Попробуем:


Светильник для души человека – его разум. Если в разуме у тебя обитает мудрость Божья – то и твоя душа будет наполнена Божьими благословениями. Если у тебя разум, изуродованный ложью, твоя душа – проклята. Итак, внимательно наблюдай за собой: то, что ты называешь Божьей Истиной в себе – действительно ли ей является? Потому что если душа твоя во всём и полностью руководствуется Божьей Истиной, то она будет без искажений отражать сияющий образ Бога, по которому ты создан! И жить ты тогда будешь во всём отвечая Божьей Истине!


       Ну, вот, где-то… приблизительно так!

 

Стали мудры! Что дальше?


       А теперь мы попробуем понять из контекста вокруг этой притчи, для чего и кому Иисус её рассказал.
       

Нести свет

 

       И начнём мы со стиха, предшествующего ей в Евангелии от Луки:


Лук.11:33 «Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет».


        Мы видим, что это тоже притча, имеющая духовный смысл, и состоящая, как и большинство притч, из пары предметов противостоящих друг другу: Это свеча на подсвечнике и свеча под сосудом (или в сокровенном месте).


       В этой притче Иисус утверждает, что тот, кто несёт свет Божьих Истин, должен освещать этим светом всё вокруг, показывая и своими словами, и своими делами всем людям тот единственный путь к Богу, который существует сейчас в мире – христианство!
       Как мы видим, эта история дополняет притчу о глазах и теле, указывая христианам (если они действительно христиане и свет Божьей Истины в них!) на их обязанность нести Божье Слово в мир.

 

Внешнее и внутреннее


       Вторая притча из Евангелия от Луки, которая идёт после притчи о глазах говорит совсем о другом:


Лук.11:37-40 «Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег. Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?»


       Говоря о внешности и внутренности чаши (опять пара понятий!), Господь настаивает на том, к чему он призывал не раз: главнЕе духовное, внутреннее, чем внешнее, плотское.
       …поскольку видимое, внешнее – временно, а невидимое, внутреннее – вечно!

       Как это соотносится с притчей о глазах и теле?


       Давайте исследуем этот вопрос. Известна основная претензия, которую Спаситель имел к фарисеям: внешнее соблюдение религиозности при полном внутреннем пренебрежении Законами Божьими.
       Он высказал эту претензию к книжникам, фарисеям и законникам в дальнейших стихах 11-ой главы Луки:


Лук.11:42-51 «Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы».


       Беда в том, что очень скоро гробницы пророков становились объектом поклонения… То есть люди, которые приходили для поклонения на гробницы пророков, поклонялись и поклоняются твари вместо Творца!


       Впрочем, продолжим читать 11-ю главу:


«Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом»


       (обратите внимание: Каин, убийца Авеля, здесь становится в ряд (вернее начинает ряд!) фарисейства, обличаемого Христом. О чём мы уже сегодня говорили).

       А заключают этот ряд фарисейства прихожане Лаодокийской церкви:


Откр.3:17,18 «Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».


       Вот они, глазки-то! В самом конце вселенной, простите за каламбур, повылазили! О глазах ли говорит Господь? Да нет, конечно!!! О слепоте духовной! О слепоте разума и сердца человеческого!

       Слепота духовная, видимо, увы, будет сопровождать человечество на протяжении всей его истории…. До самого конца!


       Но продолжим речь Иисуса из 11-ой главы Луки:


Лук. 11: 51-54 «Ей, говорю вам, взыщется от рода сего. Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали. Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его».


       Послушайте! Они хотели Бога обвинить!!! Подлинно у этих людей дУши были во тьме! А на месте мудрости царствовала глупость!


       Но говорил Господь об этом ошибочном упоре на внешнее в ущерб внутреннему и намного раньше, задолго до появления Христа во плоти, через пророков Божьих:


Иер.8:8,9 «Как вы говорите: "мы мудры, и закон Господень у нас"? А вот, лживая трость книжников и его превращает в ложь. Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне; в чем же мудрость их?»
Ис.29:13,14 «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет».

  • Смотрите: фарисей говорит, что в нём – свет! А по Божьему пониманию – это тьма!
  • Он говорит, что он носитель мудрости, а Бог считает, что он непроходимо глуп!
  • Он как бы утверждает, что у него здоровые глаза, а они – больные!
  • И потому душа его – в темноте, что он отверг мудрость Божью, подменив её своей!


       Как видим, связь притчи о внешней и внутренней стороне чаши с притчей о глазах – совершенно очевидна!

 

Главное и второстепенное


       А теперь обратимся к Евангелию от Матфея:
       Перед притчей о глазах там идёт рассуждение о главном и второстепенном:


Матф.6:19-21 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».


       Позволю себе такое толкование понятий из этой притчи:

1. Сокровище – это Божья Истина.


2. Моль, это то и те, что поедают её прямо сейчас, как используя её ради постыдной корысти, так и замалчивая в ней те вещи, которые неудобны как для проповедующих, так и для слушающих.
       Это всяческие «чудотворцы» нагревающие руки на бедах простодушных людей. И проповедники, которые в угоду своим церковным традициям смеют заявлять, что вот это утверждение из Писания применимо к современной церкви, а вот то – устарело…


3. Ржа – это то, что разъедало Божью Истину в прошлом – различные лжеучения, превратившие Слово Божье в ржавчину псевдо-мудрости и лже-пророчеств.
       Это – свидетели Иеговы, мормоны, это и многие «учителя» и «пророки» и в протестантизме, и в католичестве и в православии… уродующие Божьи Истины иногда намеренным образом, а иногда просто по своей глупости!


4. Воры – это те, кто подкапываются под Писание, пытаясь его обрушить.
       Это – воинствующие атеисты, и агрессивные адепты всевозможных языческих культов и противостоящих христианству религиозных движений, пытающиеся любыми путями оболгать христианство.


5. Ворами же являются и те, кто крадёт части Божьей Истины, чтобы оправдать свои преступления, прикрываясь званием христианина.
       Это всяческие участники крестовых походов, судьи и палачи инквизиции; фашисты, которые писали на бляхах солдатских ремней «С нами Бог», а сами были порождением дьявола; бывшие коммунисты, которые после разрушения их кровавой идеологии вдруг стали такими «православными-православными», что их хоть сейчас в «равно-апостольные» производи!


       А потому, призывает Иисус в этой притче о сокровищах небесных и земных Своих последователей: Люди! Стройте храм своей веры, опираясь исключительно на Слово Божье, пришедшее на землю с небес, ничего не убавляя и ничего не прибавляя к нему!

       В сердце должен быть этот свет, без всякой, даже ничтожной тьмы! И тогда и ваше сердца, а в итоге и вы сами будете на небесах!

 

Двое господ


       И последнее. После притчи о глазах в Евангелии от Матфея, Иисус говорит короткую притчу о невозможности служить одновременно двум господам (опять пара понятий в притче!):


Матф.6:24 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».


       И это утверждение о выборе одного из господ не только о Боге и маммоне! (здесь это приведено просто как один из вариантов).


       А на самом деле утверждение о невозможности служения двум господам можно приложить ко множеству взаимопротивостоящих понятий.


1. Невозможно служить одновременно истине и лжи.
       Ходить, например, в церковь, ставить свечи, ездить на поклонение по святым местам, и нагло врать по телевизору всему человечеству, нисколько не смущаясь, когда тебя разоблачают с фактами в руках!
               Мы это не сбивали, нас там нет, мы никуда не вмешивались, мы ничего не украли…


2. Невозможно радеть о внешних признаках религиозности и одновременно быть высокодуховным христианином (я не верю в существование такого тандема!             Слишком много усилий уходит на видимость и потому духовность завянет обязательно! На неё просто ни времени не сил не хватит!).
                И это доказывается всей историей христианства и постоянно возникающими скандалами в среде церковных служителей в церквях, озабоченных не духовными вопросами, а внешними ритуалами, и суетой вокруг церковной собственности…


3. Невозможно быть добрым и злым одновременно!

 

4. Невозможно идти одновременно в небеса и в места преисподние!


5. И потому не бывает: спасённого частично – ты или спасён, или нет!


6. Не бывает почти христианина: ты или христианин, или нет!
       Или – или! И по-другому не бывает!
       И это подтверждает и изученная нами сегодня частично притча Христа о глазах и теле…


       Там ещё масса интересных вещей спрятана.
       Но это уже не сегодня!


Свет и тьма

 

       И в заключении я рискну рассказать историю, которая якобы произошла на самом деле (что не факт!) и которую когда-то, давным-давно уже рассказывал.

       Примите её как притчу:

Однажды, лет сто двадцать тому назад, профессор одного известного европейского университета задал своим студентам вопрос:
- Является ли Бог создателем всего сущего?
Один из студентов храбро ответил:
- Да, является!
- То есть, вы считаете, что Бог создал все? - спросил профессор.
- Да, - повторил студент.
- Если Бог создал все, тогда Он создал и зло. А в соответствии с общеизвестным принципом, утверждающим, что по нашему поведению и нашим делам можно судить, кто мы такие, мы должны сделать вывод, что Бог есть зло, - сказал на это профессор.
Студент замолчал, поскольку не мог найти аргументов против железной логики преподавателя. Профессор же, довольный собой, похвастался перед студентами, что еще раз доказал им, что религия есть миф, придуманный людьми.

Но тут второй студент поднял руку и спросил:
- Можно в связи с этим задать вам вопрос, профессор?
- Конечно.
- Профессор, существует ли холод?
- Что за вопрос?! Конечно, существует. Вам же когда-нибудь бывает холодно?
Некоторые студенты захихикали над простецким вопросом своего товарища. Он же продолжил:
- В действительности, холода нет. Согласно законам физики то, что мы считаем холодом, есть отсутствие тепла. Только объект, испускающий энергию, поддается изучению. Тепло есть то, что заставляет тело или материю испускать энергию. Абсолютный ноль (- 273° С или 0 по Кельвину) есть полное отсутствие тепла, и любая материя при такой температуре становится инертной и неспособной меняться (мы уже теперь знаем, что в этом состоянии изменение энтропии стремится к нулю!). Холода в природе нет, продолжал студент. Люди придумали это слово, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла.

Затем студент продолжил:
- Профессор, существует ли тьма?
- Конечно, существует, и вы это знаете сами... - ответил профессор.
Студент возразил:
- И здесь вы неправы, тьмы также нет в природе. Тьма, в действительности, есть полное отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не тьму. Мы можем использовать призму Ньютона для того, чтобы разложить свет на его составляющие и измерить длину каждой волны. Но тьму нельзя измерить. Луч света может осветить тьму. Но как можно определить уровень темноты? Мы измеряем лишь количество света, не так ли? Тьма - это слово, которое лишь описывает состояние, когда нет света.

Студент был настроен по-боевому и не унимался:
- Скажите, пожалуйста, так существует ли зло, о котором вы говорили?
Профессор, уже неуверенно, ответил:
- Конечно, я же объяснил это, если вы, молодой человек, внимательно меня слушали. Мы видим зло каждый день. Оно проявляется в жестокости человека к человеку, во множестве преступлений, совершаемых повсеместно. Так что зло все-таки существует.
На это студент опять возразил:
- И зла тоже нет! Точнее, оно не существует само по себе. Зло есть лишь отсутствие Бога, подобно тому, как тьма и холод - отсутствие света и тепла. Это - всего лишь слово, используемое человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Не Бог создал зло. Зло - это результат того, что случается с человеком, в сердце которого нет Бога. Это как холод, наступающий при отсутствии тепла, или тьма - при отсутствии света.

Профессор замолчал и собрав свои записи покинул аудиторию.

Студента звали Альберт Эйнштейн.

 

Аминь.

                                                                                                                  Проповедник: брат А.