Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- Кому мельничный жернов на шею?
Кому мельничный жернов на шею?
Цель: Убедить церковь в существовании двух видов соблазнов.
Истоки соблазна...
Сегодня мы будем рассуждать над одним из мест Священного Писания, которое, на первый взгляд, не вызывает никаких трудностей.
Господь говорит простые и очевидные вещи:
Матф.18:6,7 «…а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит».
Давайте сразу определимся со значением слова «соблазн»:
СОБЛАЗНЯТЬ, соблазнить кого-либо чем-либо, склонять к чему-либо (более к плохому) приманкой, смущать, вовлекать, подущать, заманивать; подать повод или случай ко греховному падению, возбуждать поползновение или вожделение, совращать; вводить кого в соблазн, в искушение, искушать, прельщать;
Соблазн, что соблазняет, повод ко греху, прелесть, искушение, предмет вожделения.
Соблазнитель, соблазнительница, соблазняющий кого-либо; прельщатель, искуситель, совращатель, склонятель, заманщик, смутитель, вовлекатель. (Словарь Даля)
Понятно, что такое соблазн? Да?
И, возвращаясь к прочитанному отрывку из Евангелия от Матфея, ясно, что речь идёт о людях, которые толкают других людей ко греху.
И судьба таких людей незавидна – камень на шею и в море! И действовать против таких людей нужно предельно жёстко. Вы помните, что дальше идёт небольшой экскурс в хирургию, с отсеканием рук, ног и удаление глаз, как пример того, как радикально нужно отделять себя от соблазнов.
Давайте посмотрим теперь на значение в Писании греческого слова, которое переводится на русский, как соблазн:
Буквальное значение греческого слова «скандалон», которое переводится как соблазн - "колышек, поддерживающий дверцу ловушки". Более отвлеченно оно обозначает также "толчок", "удар". В основе понятия соблазн лежит представление о препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению.
Как видите, понимание соблазнителя резко отрицательное и отношение к нему вполне очевидно и не вызывает никаких трудностей, если бы не одно «но…»
КТО может быть соблазном?!
Впервые в Библии эта парадоксальная мысль появляется в книги пророка Исайи:
Ис.8:13-15 «Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш!И будет Он освящением (никто с этим спорить не будет, но вот дальше начинаются чудеса, вызывающие, у читающего это место впервые, невольный протест – читаем:) ….и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены».
Господь Саваоф говорит о Себе через пророка, что Он Сам может быть соблазном, и камнем преткновения, и петлёй, и сетью для Своего народа (ну, или для некоторых из Его народа!)
Так что же это получается? Бог лично толкает некоторых из людей ко греху?
Быть этого не может!
Но всё-таки давайте разберёмся, что скрывается за этими загадочными словами?
И ключом к пониманию этого будет одно слово из 8-мой главы Исайи, которое мы только что прочли:
Это слово – камень! (помните? «камень преткновения и скала соблазна!) И в связи с этим два места Писания:
Ис.28:16 «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».
Пс.117:22,23 «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: это - от Господа, и есть дивно в очах наших».
А теперь посмотрим, может ли стать «камень испытанный, краеугольный, драгоценный и крепко утверждённый» – камнем преткновения и скалой соблазна?
Ответ мы находим в том же 16-ом стихе 28-ой главы Исайи: Только для верующего – он драгоценен, поскольку через веру в него человек получает спасение!
Гал.3:26 «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса»;
А вот для неверующего в него, он становится тем самым камнем, который толкает его к осуждению.
Иоан.3:18 «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия».
Надеюсь, мне не нужно убеждать церковь, что краеугольный камень и Мессия – одно и то же. Мы исследовали это неоднократно.
И поскольку Бог справедлив и никого не осуждает без вины, то понятно, что осуждённый согрешил – отказался поверить в мессианство Иисуса из Назарета, а следовательно, не имеет части в Его искупительной жертвы и остаётся во грехах своих непрощённым.
Таким образом, благодаря камню преткновения, становится явным грех не поверившего в Него человека.
А теперь обратимся к 117 псалму, в котором мы найдём ответ на вопрос, почему Сам Бог может стать соблазном для человека?
Всё дело в том, что ключевое, центральное место, которое занимает Слово Божье, Истина Божья, Сын Божий, Агнец Закланный – который по сути одна и та же личность, Иисус Христос из Назарета, в Божьем плане спасения людей было не принято Его народом.
Израиль не согласился принять своего Мессию – «строители отвергли» предложенный им Самим Богом центральный, краеугольный камень для строительства Своего Царства.
И таким образом, этот камень сработал, как камень соблазна для них – ловушка захлопнулась, избранный народ остался во своих грехах виновным в неприятии Самого Бога, как своего Спасителя!!!
Бог, как соблазн, сегодня
Ну, хорошо! Это было 2000 лет тому назад. А сейчас, сегодня, может ли Иисус Христос быть камнем преткновения и скалою соблазна, петлёю и сетью для людей?
Для того, чтобы понять это вернёмся на 2700 лет тому назад, во времена пророка Исайи и прочтём из 28-ой главы его Книги ещё один стих (мы уже читали оттуда стих 16-ый):
Ис.28:13 «И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены».
Вывод очевиден – для добавляющих к Слову Божьему свои домыслы, для убавляющих из Слова Божьего Его заповеди, для искажающих Слово Божие для собственной выгоды – Бог всегда будет камнем преткновения и скалою соблазна.
Однако Он – не тот камень, который толкает человека ко греху, а тот, который ставит клеймо на этом человеке: Грешник!
И определяет их дальнейший путь, как написано: «…пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены»
И место для уловленных уже готово – «тьма внешняя»!
Есть ли сегодня любители подстраивать Писание «под себя»?! Да сколько угодно!
И совсем не обязательно это - крупные теологические деятели, пасторы, руководители христианских и псевдо-христианских движений и деноминаций, которые на виду!
Многие из нас тихонечко толкуют Слово Божье, для оправдания своих слабостей и грехов, не задумываясь о том, что говорил Иисус в предупреждение нам:
«Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». Лук.20:18
Речь идёт о том же самом камне! А потому – будем осторожны в обращении с ним!
"Наш" бог, придуманный нами для нашего удобства - всегда будет только соблазном...
Но существует менее страшный соблазн, хотя тоже достаточно неприятный, причиной которого выступает как бы Бог. Этот вид соблазна хорошо показан в Евангелии от Матфея, в 26-ой главе:
Матф.26:31-35 «Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя.
Подобное говорили и все ученики.»
Произошло то, о чём неоднократно говорил ученикам Иисус – он был схвачен иудеями.
Почему же это поведение Спасителя послужило соблазном для учеников? (помните – они соблазнились о Нём!)
Они видели Его оживляющего людей, исцеляющего прокажённых, дающего зрение слепым, усмиряющим бурю…
И перефразируя известные из вот этого места Писания, стова иудеев:
Иоан.11:37 «А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?»
Не мог ли Сей, делавший все эти чудеса, не допустить, чтобы Его схватили?!
Ну, конечно, мог! Только вот это было бы уже осуществление не Божьего плана, а человеческого!
А почему я сказал, что впадение в такой соблазн, менее страшный?
Помните: обвиняя учеников в будущей трусости, Иисус тем не менее говорит им после этого совершенно спокойно, что после воскресения своего Он встретится с ними в Галилее…
Мы, время от времени, тоже как бы в ужасе отшатываемся от Бога, когда осуществление Его планов в нашей жизни не совпадает с нашими представлениями о том, как всё в этой самой жизни должно происходить:
- Мы хотим Ему служить, а Он нас держит на галёрке церкви.
- Мы не хотим служить, а Он берёт нас за ухо и ставит на служение.
- Мы рассчитываем жить тихо и спокойно в своей семье, а Он забирает от нас «утеху очей наших» и заставляет идти по жизни в одиночку…
- Мы хотим жить в достатке, а Он нас держит на голодном пайке…
И в этих случаях очень важно, даже убежав на какое-то время от Бога, всё-таки придти к Нему на место назначенной встречи в Галилею, подчинится Его воле, сделать для Него то, что Он хочет от нас...
Просто потому, что для нас это – самое лучшее!
Таким образом, Бог может служить соблазном для человека в двух случаях:
- Когда человек не принимает истину Божью и не верит ей и тогда Господь ставит на нём печать – Грешник!
- И во втором случае, когда человек не принимает планов Божьих для себя и пытается бежать от них. В этом случае Бог даёт ему шанс покаяться и вновь прийти к Нему (как, например, Ионе).
Соблазн - от человека для человека
А теперь давайте вернёмся к тому виду соблазна, за который полагается мельничный жёрнов на шею. К классическому соблазну, когда человек толкает другого человека ко греху.
И тут есть две неприятности:
- Первая, когда нас пытаются соблазнить и толкнуть на путь греха.
- И вторая, когда мы вольно или невольно становимся соблазнителями, толкая других людей ко греху.
Рассмотрим первый вариант: мы становимся объектом атаки!
Нас намеренно или без задней мысли пытается толкнуть ко греху другой человек.
При этом, он может действовать как вполне сознательно (если это человек не знающий и не боящийся Бога), или же невольно, неосознанно своим поведением провоцируя нас к совершению греховного поступка.
Ну, например, зная, что я христианин, мой сосед всячески пытается привлечь меня к праздничным застольям, упирая на знаменитую фразу: Ты меня уважаешь?
Или же тоже классический случай: допустим, я женатый человек, прекрасная молодая жена, а возле меня начинает крутиться хорошенькая девушка, вынашивая свои коварные матримониальные планы и делая почти невинные, но тем не менее совершенно определённо направленные поступки – в конце которых неглупый человек ясно видит прелюбодеяние, разрушение семьи, отлучение от церкви и места преисподние!!!
Что делать в этом случае?
Способ один: спокойно, но твёрдо говорить – нет!
Будем помнить слова Бога к Каину: «…у дверей грех лежит, он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним!».
Есть ещё одно место Писания:
Иак.4:7 «… противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Давайте прочтём этот стих немного по другому, используя прямое значение слова «дьявол»: «Противостаньте противнику и убежит от вас!»
Ни у кого нет сомнения, что человек, пытающийся толкнуть христианина ко греху – есть его противник? А потому это прочтение – вполне можно признать верным!
Не позволяйте другому человеку управлять собой, толкая ко греху! Поскольку за свои грехи мы будем отвечать лично, то и принимать решение: делать или не делать то или иное, нужно лично!
Ну, и конечно, по возможности нужно пытаться образумить того человека, который служит нам соблазном, рассказывая ему про мельничные жернова и глубокое море.
Второй вариант, когда мы становимся соблазном для своего ближнего...
...значительно хуже, хотя бы потому, что море с жерновами в этом случае светит уже нам самим.
Главная опасность этого случая в том, что подающий соблазн брату своему, в большинстве случаев не замечает сути того, что он делает.
- …или потому, что это соответствует его характеру и образу его жизни (проще говоря, он – халдей!);
- … или потому, что он не задумывается над тем, что его слова или дела могут послужить соблазном для брата или сестры…
В этом случае главное для благополучного завершения такой ситуации: спокойно, без истерик, встретить обличающий слова стороннего наблюдателя, которому со стороны намного виднее, что с нами происходит.
Ну, например: навязчивые утверждения о том, что всякий христианин, поскольку он сын или дочь Владыки и Создателя вселенной, должны быть богаты, здоровы и счастливы – являются соблазном для многих пришедших к Богу.
Поскольку из реальной жизни они видят совершенно обратное этим завиральным высказываниям!
И очень многих людей это оттолкнуло от Бога и от церкви.
А когда такому записному оптимисту-соблазнителю говоришь, что он лжёт, он начинает вопить, что я не верю во всемогущество Бога!
А я не верю лжи, которую выдают за Слово Божье!
А теперь несколько слов о механизме действия всякого соблазна.
Разобравшись в этом, нам будет намного легче определить наличие соблазна в делах или словах наших и вовремя оказать противодействие ему.
Для понимания механизма соблазна обратимся ещё раз к образу камня, с которого мы начали наше размышление. Писание сравнивает Иисуса Христа с краеугольным, драгоценным, испытанным и крепко утверждённым камнем. И в то же время камнем, который в некоторых случаях и для некоторых людей может стать камнем преткновения и скалой соблазна…
А теперь вспомним ещё одно место Писания:
Исх.20:25 «…если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тесаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твое, то осквернишь их»
К чему это я прочитал? Камни для жертвенника должны быть природные целые, созданные Богом без участия человека.
Как скоро человек пытается изменить его форму «улучшив» её – он становится негодным для жертвенника - осквернёнными!!!
Здесь – образ!
Мы знаем, что очень часто идолов разных земных божков высекали из камня.Таким образом, камень, изменённый человеческим резцом, выдавался за бога.
У большинства соблазнов есть подобие этому идолу: к Божьим принципам прикладывается резец человеческой хитрости и грех выдаётся за добродетель. И это суть действия соблазнов!
- Прелюбодеяние или половые извращения выдаются за любовь.
- Воровство и грабёж выдаётся за заботу о достатке собственной семьи.
- Пьянство выдаётся за проявление уважения к собутыльникам.
- Введение в христианство банды посредников между человеком и Богом выдаётся за желание сделать Бога более понятным или более святым.
И так далее и тому подобное…
А обобщить это можно одной фразой: ради достижения высоких целей годятся мерзкие, грешные пути к этим высоким целям!!!
Нет! Не годятся! Чистота пути к цели также важна, как и чистота самой цели!!!
Недаром сам Христос говорил о Себе – Я есть путь!
А потому, если, показывая нам издали высокие цели, нам говорят, что для их достижения нужно поступится Божьими Истинами, праведностью, чистотой – да будет анафема!
Это предложить может только человек, чей мельничный жернов уже лежит на берегу моря и его дожидается!
Заключение.
Итак, сегодня мы рассуждали о соблазнах. О необычном случае, когда сам Бог может служить соблазном для человека:
- Когда человек не принимает истину Божью и не верит ей.
- И, когда человек не принимает планов Божьих для себя и пытается бежать от них.
А также мы рассуждали о том, что делать, если мы сами становимся соблазном для своих ближних.
Или наши ближние становятся соблазном для нас.
А правильное отношение к соблазнам заключается в словах апостола Павла из…
1Кор.10:31-33 «… что делаете, все делайте в славу Божию.
Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но [пользы] многих, чтобы они спаслись».
Аминь
Проповедник: брат А.