Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- От абсолютной греховности к абсолютной святости
От абсолютной греховности к абсолютной святости
Цель: Убедить церковь, что наши слова должны отражать состояние нашего сердца, наши дела соответствовать нашим словам, а наше сердце полностью одобрять наши дела.
Легенда о покаянии
Я начну сегодняшнюю проповедь не со стихотворения и не с притчи, и даже не с басни, а с легенды.
В одном из францисканских монастырей Италии был найден свиток с историей, проверить достоверность которой нет никакой возможности. А потому историю эту мы и назовём легендой.
Итак, текст манускрипта:
«Я, монах францисканского ордена, по имени Мартин, родом из Льежа, описываю случай, приключившийся со мной в бытность мою рыцарем-крестоносцем, когда я принимал участие в Седьмом Крестовом Походе французского короля Людовика Девятого, прозванного Святым…
В случившемся я усмотрел Божий промысел, который полностью изменил мою жизнь, заставил отложить меч и надеть серую рясу монаха-францисканца, о чём я нисколько не сожалею…
Итак… В один из весенних дней 1252 года от Рождества Христова, в Палестине, недалеко от города Аккры, я с полусотней рыцарей преследовал отряд мамлюков, напавших на небольшое селение в трёх милях от крепости и направлявшихся на север после грабежа.
После получасовой скачки мы настигли грабителей и вступили с ними в бой. В погоне за одним из уцелевших в бою злодеев я отделился от своих товарищей и углубился в одно из ущелий у горы Кармил.
Наконец, проскакав ещё пол-мили, я догнал своего противника и, хотя он умолял меня о пощаде, всадил в него своё копьё.
По традиции крестоносцев я соскочил с коня, воткнул в землю рядом с телом поверженного врага свой меч и, приклонив колени, вознёс Господу молитву о прощении грехов проклятого язычника.
И вот тут произошло то, что навсегда изменило мою жизнь. Когда я поднял свои глаза после молитвы, я увидел перед собой фигуру в длинной белой одежде с обнажённым мечём в руках, чьё лицо я мучительно пытаюсь и не могу вспомнить до сих пор. Помню только, что оно было прекрасно какой-то ужасающей красотой, от которой меня объяла неудержимая дрожь. Руки и ноги мои затряслись, и я, уже начавший подниматься на ноги после молитвы, опять рухнул на колени.
– Скажи, рыцарь (и он назвал моё мирское имя), ты молился о спасении души своего врага, который хотел тебя убить?
– Да, господин! – отвечал я, – Наш Спаситель завещал в Слове Своём молиться о врагах своих!
– Значит, ты хочешь добра, спасения, врагу своему, который пытался тебя убить? – спросил Ангел.
– Да, господин! – отвечал я, – Наш Спаситель призывал благословлять, а не проклинать врагов своих!
– Хорошо, – сказал Ангел, – ты, похоже, прилежный ученик Христа и знаешь Его Слово! – и дальше продолжал грозным голосом, – А скажи-ка мне «прилежный ученик»: когда именно ты лгал?! Когда молился, делая добро, о спасении души убитого тобой человека?! Или когда убивал его, делая ему зло?! Ведь если ты молишь Господа о добре для какого-то человека, а на деле делаешь ему зло, не лжец ли ты?!
– Но, господин! – воскликнул я, – Я убил этого человека, потому что он был грабитель, убийца и язычник! А святая церковь учит нас, что возможно, своею смертью он искупит свои грехи, и может быть помилован Богом! Потому-то я и молился за него!
– Ты весьма ошибаешься, рыцарь: человек своей смертью ничего не может искупить! Смертью он может быть только наказан за грехи! А искупает человека одна единственная смерть – смерть Сына Божьего Иисуса Христа на Голгофском кресте!
Ведь если бы смерть обыкновенного человека искупала его от его грехов, то со Христом в раю были бы оба разбойника, висевшие на соседних с Ним крестах: и тот, кто признал Его Господом и покаялся, признавшись в своих грехах, и тот, кто поносил Его! Ведь они оба умерли, но не их смерть отправила одного в рай, а другого в ад, а их отношение ко Христу, не так ли?!
И после короткой паузы Ангел продолжил, – Вот если бы убитый тобой грешник покаялся и отдал своё сердце Христу после твоих слов к нему – вот тогда бы твоя молитва о нём не расходилась бы с твоими делами! А так, ты просто убил человека, пусть и своего врага, отправив его душу в ад! А потом ещё солгал Богу в молитве, пытаясь убедить Господа, что ты хотел этому человеку добра! Покайся! Иначе и ты окажешься там, где убитый тобой разбойник!
Я в ужасе распростёрся на земле, а Ангел продолжал:
– Но… Наш Господь усмотрел нечто доброе в твоём сердце. А потому, по неведенью твоему, грех этого убийства и грех этой лжи могут быть прощены тебе, если ты покаешься! Покайся!
Наступила тягостная тишина. Я поднял голову – предо мной стоял воткнутый в землю меч, лежал труп убитого мной человека, и больше никого не было…
В тот же день я вернулся в Аккру, продал коня, доспехи, меч, копьё и все свои вещи… И, раздав все свои деньги нищим, одел монашескую рясу… Больше я никогда не брал в руки оружие…»
Сразу хочу предупредить: ни о какой войне мы сегодня говорить не будем! Этих разговоров и за пределами церкви предостаточно! А говорить мы будем о тех трёх предметах, которые назвал Ангел крестоносцу в легенде, о трёх главных сосудах, по которым разлита жизнь любого человека:
- Человеческое сердце.
- Человеческие слова.
- Человеческие дела.
Собственно, всё, что с нами происходит можно распределить в три этих ёмкости:
- Сердце с его чувствами и мыслями;
- Слова, которые мы произносим исходя из чувств и мыслей или же вопреки им;
- И дела, которые мы делаем в соответствии с состоянием своего сердца и смыслом своих слов, или вопреки им.
Итак: сердце, слова и дела человеческие!
Обозначим дела символом руки, слова – символом языка, и сердце – символом сердца…
Зло
Злые дела
И начнём мы с того, чего больше всего в современном мире – а больше всего в нём зла!
Злые дела, которые давным-давно составляют большую часть дел на нашей планете, и за которые она, в конце концов, будет сожжена, как когда-то она была затоплена водой:
2Пет.3:10 «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».
Ну, и перечислим некоторые из них:
Гал.5:19-21 «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное.
Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют».
Запомним, люди, совершающие злые дела будут в аду!
Злые слова
Второе зло, которое совершает на земле человек – злые, пустые, грязные, лживые слова… Которых тоже преобладающее большинство, среди всех слов, которые произносят люди:
Иак.3:8 «…а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда».
Иер.9:5 «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости».
И ещё:
Откр.21:8 «…всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою»
Запомним, те, кто грешит языком своим, будут гореть в аду!
Злое сердце
И, наконец, третье и, наверное, самое важное зло, которому позволяют расти в себе абсолютное большинство людей – злое сердце:
Матф.15:19,20 «…ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…»
Сердца, осквернённые злом – ненавистью, завистью, обидой, коварными замыслами, прелюбодейными мыслями, лживыми идеями, жадностью, безжалостностью…
Не думаю, что намного ошибусь, если скажу, что у 999-ти людей из тысяч хотя бы что-то из выше перечисленного в сердце есть!
Истинно: «Нет праведного ни одного…»
Зах.8:17 «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь».
Как вы думаете, где, в конце концов, окажется человек, которого Сам Господь Лично ненавидит?! О тож!
Итак: злые дела, злые слова и злое сердце гарантируют человеку попадание в места преисподние!
Добро
Добрые дела
Но… нужно сказать, что не так всё безнадёжно на земле.
Бывает, и в немалых количествах, не только плохие, но и прекрасные сердца, слова и дела, которыми обладают, говорят и совершают очень… очень разные, как мы дальше увидим, люди.
Хотя, конечно, большинство людей знают золотое правило поведения в обществе, которое несколько тысяч лет тому назад Сам Спаситель продиктовал человеку:
Матф.7:12 «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Мих.6:8 «О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим».
И вознаграждение за добрые дела от Бога:
Рим.2:6,7 «Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную!»
Ну, и как вы, возможно помните из прошлой проповеди о радости в вечности, массу всяческих наград, ценность которых мы сейчас оценить не в состоянии.
Добрые слова
Кроме добрых дел, есть у человека возможность произносить в своей земной жизни слова, которые Бог называет добрыми:
1Пет.4:11 «Говорит ли кто, [говори] как слова Божии…».
Вы же понимаете, что для того, чтобы так говорить, нужно эти самые Божие слова знать: читать, слушать, запоминать и потом уже говорить другим. И Господь призывает нас:
Еф.4:25 «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему…».
И слова, которые мы произносим, не менее материальны, чем те дела, которые мы делаем:
Матф.12:36,37 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».
Исход Божьего суда зависит, в том числе, и от тех слов, которые мы произносим на земле.
Доброе сердце
И, наконец, самая большая редкость на земле, и при этом самое главное для человека, – доброе сердце, в котором живут:
Гал.5:22,23 «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание…»
Почему я осмеливаюсь говорить, что главное – это состояние нашего сердца? Потому что это утверждает Бог:
Прит.4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».
Фактически состояние человеческого сердца определяет, в абсолютном большинстве случаев, но не всегда (как мы дальше увидим!), что он говорит, что он делает и что в итоге получит – вот насколько это важно:
Прит.3:1-6 «Сын мой! Наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои».
Вот насколько важно состояние человеческого сердца… и в то же время, менять его к лучшему труднее всего…
Но зато, если твои дела угодны Богу, твои слова - являются словами истины и добра, а в твоём сердце живёт Господь – всё у тебя будет превосходно и здесь, на земле, и там, в вечности!
Возможны варианты...
А теперь перейдём к самой сложной части нашего размышления – какие же существуют варианты состояния этих трёх составляющих человеческой жизни?
Таких состояний - восемь:
И первое состояние – Законченный Злодей:
- В сердце – злоба.
- На устах – брань и ложь.
- А за дела – просто удавить гада, больше ничего не остаётся (воровство, предательство, издевательства над слабыми, прелюбодеяния, драки, убийства и проч.)
Хотя, надо честно сказать, такую «совершенную конструкцию» встретишь не часто. Времена, всё-таки не те. Такие типы вылезают наружу во время войн, революций, в тюрьмах, и вообще, в ситуациях экстремальных…
Мне такие не встречались. Только читал о подобных типах: ну, например, если кто читал роман Джека Лондона «Морской волк», такая злобная, во всём законченная тварь, – это капитан шхуны по прозвищу Волк Ларсен.
Приходят ли такие люди к Богу? Наверное, да!
Вы немного подустали, давайте-ка я расскажу вам ещё одну легенду именно о таких «совершенных» грешниках. Николай Алексеевич Некрасов, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» сказание «О двух великих грешниках»:
Господу Богу помолимся,Древнюю быль возвестим,Мне в Соловках ее сказывалИнок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников,Был Кудеяр - атаман,Много разбойники пролилиКрови честных христиан,
Много богатства награбили,Жили в дремучем лесу,Вождь Кудеяр из-под КиеваВывез девицу-красу.
Днем с полюбовницей тешился,Ночью набеги творил…Вдруг у разбойника лютогоСовесть Господь пробудил.
Сон отлетел; опротивелиПьянство, убийство, грабеж,Тени убитых являются,Целая рать - не сочтешь!
Долго боролся, противилсяГосподу зверь-человек,Голову снес полюбовницеИ есаула засек.
Совесть злодея осилила,Шайку свою распустил,Роздал на церкви имущество,Нож под ракитой зарыл.
И прегрешенья отмаливатьК гробу Господню идет,Странствует, молится, кается,Легче ему не стает.
Старцем, в одежде монашеской,Грешник вернулся домой,Жил под навесом старейшегоДуба, в трущобе лесной.
Денно и нощно ВсевышнегоМолит: грехи отпусти!Тело предай истязанию,Дай только душу спасти!
Сжалился Бог и к спасениюСхимнику путь указал:Старцу в молитвенном бденииАнгел пречистый предстал,
Рек: "Не без Божьего промыслаВыбрал ты дуб вековой,Тем же ножом, что разбойничал,Срежь его, той же рукой!
Будет работа великая,Будет награда за труд;Как только свалишь ты дерево -Цепи греха упадут".
Смерил отшельник страшилище:Дуб - три обхвата кругом!Стал на работу с молитвою,Режет булатным ножом,
Режет упругое дерево,Господу славу поет,Годы идут - подвигаетсяМедленно дело вперед.
Что с великаном поделаетХилый, больной человек?Нужны тут силы железные,Нужен не старческий век!
В сердце сомнение закралося,Режет и слышит слова:"Эй, старина, что ты делаешь?"Перекрестился сперва,
Глянул - и пана ПетровскогоВидит на борзом коне,Пана богатого, знатного,Первого в той стороне.
Много жестокого, страшногоСтарец о пане слыхалИ в поучение грешникуТайну свою рассказал.
Пан усмехнулся: "СпасенияЯ уж не чаю давно,В мире я чту только женщину,Золото, честь и вино.
Жить надо, старче, по-моему:Сколько холопов гублю,Мучу, пытаю и вешаю,А поглядел бы, как сплю!"
Чудо с отшельником сталося:Бешеный гнев ощутил,Бросился к пану Петровскому,Нож ему в сердце вонзил!
Только что пан окровавленныйПал головой на седло,Рухнуло древо громадное,Эхо весь лес потрясло.
Рухнуло древо, скатилосяС инока бремя грехов!..Господу Богу помолимся:Милуй нас, темных рабов!
Ну, вы понимаете, это наш отечественный менталитет: чтобы стать "святым" надо непременно кого-то зарезать...
Вот такая история двух заклятых грешников со злыми сердцами, злыми словами и злыми делами. Но, как вы понимаете, это всего лишь легенда… (хотя, есть некоторые сведения, что Кудеяр – это историческая личность)
Однако вернёмся к нашим знакам описания человеческой жизни.
Тип номер 2: Плохой человек с хорошими делами.
- В сердце – нечистота и злоба;
- На словах – мерзость и ложь;
- А дела? А дела – прям святые!
Вы скажете, такого не может быть? Ещё как может! Я был знаком с подобным господином:
Внутри – подлость, низость, грязь.
Открывает рот – уши в трубочку сворачиваются.
Но зато: он и столовые для бездомных открывает; и церкви за свой кошт строит, и кровь для больных СПИДОМ сдаёт…
Правда, всё это в присутствии прессы и телевиденья (но это ведь детали, не так ли?)
И нам этот тип «святых» на деле отлично известен из Евангелия:
Матф.6:1,2 «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди.
Истинно говорю вам: они уже получают награду свою».
Как можно расшифровать слова: они уже получают награду свою?
А так: никакого одобрения, а тем более награды от Бога за подобные «добрые» дела – не существует! Лживое сердце и лживые слова - свыше не поощряется!
Поехали дальше...
Экземпляр номер 3: Плохой человек с хорошими словами.
- Чёрное сердце;
- Чёрные дела;
- А на словах прям ангел Божий! Знакомо?
Это определённая часть современных политиков, которые достигли власти и богатства жульничеством, а то и прямым разбоем.
Зато на митингах, собраниях, всяческих Думах и Радах норовят поучать других людей высоким идеалам нравственности и духовности.
Лет 20 тому назад я сочинил о подобном человеке эпиграммку:
Гадючье сердце скрыл карденовский костюм,Убийства, грабежи СМИ ложью завалило,И референтами прикрыт убогий ум...Но только всё это напрасно, кум!Бандитское своё куда ты спрячешь рыло?!
Простите за грубость. Время было такое – 90-е годы, знаете ли!
Четвёртый тип людей: Плохой человек с хорошим сердцем.
- Золотое сердце;
- Мерзкая речь;
- Гадкие дела…
Вы скажете: не может такого быть? Может!
Советский Союз, 30-е годы, нормальный добрый человек вынужден жить в обществе всеобщего доносительства, страха, партийных собраний, прямо на которых передавали в руки НКВД не в чём ни повинных людей…
А человек, хоть и добрый, но слабый и совсем не герой: семья, дети, хорошая работа…
И вынужден изображать из себя выходца из народа (т.е. через шаг мат!); и вынужден голосовать за осуждение врагов народа, чтобы самому не попасть в эти списки… Да, мучится потом, да, терзается совестью, но продолжает делать зло и говорить ложь, так сказать, из чувства самосохранения…
А вы говорите, не может! Может!
И думаю, и сейчас достаточно мест на земле, где твориться, или приближается нечто подобное!
Пятый тип человека: Хороший человек с плохими делами.
- Хорошее сердце;
- И говорит всё правильно;
- А вот дела? Мерзость и гнусность...
Представьте ситуацию: женатый человек, прекрасный, добрый, хороший семьянин… А на работе его коллега «положила на него глаз»… Мало того, женщина предельно активная (встречали таких?) взяла ситуацию в свои руки и всё устроила так, что очень скоро он оказался в её постели… А в оправдание своё он потом говорил: я человек слабый, а она – красавица! Я не мог ей отказать! Неудобно! Что бы она обо мне подумала? Что я не мужчина!
Ситуация вторая: в стране идёт война; добрый, хороший, правильный человек попадает на фронт и ему говорят: Вон там впереди тебя проклятые уроды, которые жрут детей, пьют кровь и насилуют наших женщин! В атаку! Вперёд! А напротив него в окопе сидит такой же добрый хороший и правильный человек, которому слово в слово рассказали такую же историю… В атаку! Вперёд! И вот один из них убивает другого, а потом внукам своим рассказывает: Все бежали и я бежал! Все стреляли и я стрелял!
Ситуация третья: женщина, с прекрасным сердцем, говорящая правильные слова, мать четверых детей, прекрасная хозяйка устраивается на работу на «Птицефабрику» и ей в первый же день говорят: мы здесь все воруем! Вот так и так нужно подвязывать пакеты с мясом под юбкой, чтобы не было видно… А не будешь воровать, как все, мы тебя заложим! У нас уже десяток таких «чесненьких» срок мотают! И потом она своим детям рассказывает: все воровали и я воровала! А я что?! Я как все!
Шестая разновидность человека: Хороший человек с мерзким языком.
- Прекрасное сердце;
- Добрые дела;
- А язык полный ненависти и лжи…
Не бывает? Бывает!
Кто смотрел фильм «Список Шиндлера»?
Реальная история: Оскар Шиндлер, немец, член нацистской партии, спас тысячи евреев из фашистской Германии… Спасал их от концлагерей, от расстрелов, давал работу, обеспечивал продуктами и медицинским обслуживанием, вывозил в Швейцарию и Штаты… А на словах – деляга и законченный фашист! Он вынужденно строил из себя фашиста, чтобы спасти тысячи людей…
Сегодня имя этого человека значится в Мемориале Праведников Яд-Ва-Шем в Израиле!
Седьмой экземпляр: Хороший человек с гадким сердцем.
- Праведные дела;
- Праведные слова;
- Грязное сердце!
Что? Опять не может быть? Ещё как может
Церковь… вокруг люди, старающиеся жить праведно и говорить правду! Человек внешне, делами и словами подстраивается под менталитет церковного сообщества, чтобы получить почёт, высокий пост, уважение, деньги!
А то и сам организует церковь и превращает её для себя в дойную корову! Что, мало таких?! Хватает! Даже, по моему, имеются лишние!
Вы знаете, люди, с правильными словами и с правильными делами, но с чёрным сердцем наиболее опасны для церкви!
Когда-то, лет 30 тому назад я прочитал весёлый фантастический рассказик и с тех пор в моём лексиконе появилось выражение «Запах мыслей»
О чём бишь я? Есть люди: вроде и говорят всё правильно и поступают хорошо, но витает вокруг них какой-то неприятный запашок! Что-то в человеке не то! Что-то грязное, неприятное! Впрочем, чтобы точнее это передать я сейчас прочту вам этот рассказик (он очень короткий!)
Называется он «Мысли не пахнут» , автор Валентин Берестов (был такой когда-то неплохой детский поэт, который ещё пописывал фантастические рассказики):
«…Честно говоря, я стесняюсь обращаться к частникам. Но объявление на столбе у автобусной остановки на всякий случай запомнил: "ДОКТОР ШНУР. ПСИХОТЕРАПИЯ. МЫСЛЕКОСМЕТИКА. МЫСЛЕГИГИЕНА". Адрес. Телефон. Телепатический индекс не самого доктора, а его лаборантки.
Терпение мое кончилось, когда в вагоне метро милая старушка шепнула мне на ухо:
- Молодой человек, с такими мыслями лучше бы дома посидеть.
Я не выдержал, тут же в метро установил ТПС (телепортсвязь) с лаборанткой и на следующий день очутился у доктора Шнура.
В приемной трое перелистывали старые журналы. Когда я вошел, все трое поглядели на меня, брезгливо сморщили носы и переглянулись.
Я бы на их месте вел себя скромней: у одного из них мысли явно пахли мышами, у другого квашеной капустой и лишь у третьего запах мыслей был такой, с которым не так уж стыдно появляться на улице и в обществе, нечто вроде этилированного бензина, резкий, противный, но хотя бы не позорный. Самих мыслей я, разумеется, прочитать не мог, так как ТПИ (телепортиндексы) сидящих в приемной не были мне известны.
Маленькая остроносая лаборантка (ее мысли пахли земляничным мылом) назвала мою фамилию, и я вошел в кабинет. Доктор Шнур, худой, высокий, в белом халате, на котором эффектно выделялся голубой колпачок ТПУ (телепортустройства), пожал мне руку и быстро заглянул в глаза. От его мыслей пахло озоном.
- Доктор, - начал я с места в карьер. - Пожалуйста, скажите, чем же, черт побери, пахнут мои мысли? Ведь только я один этого не знаю.
- Успокойтесь, - ответил доктор. - Мысли не пахнут. Это иллюзия. Просто у всех завелись ТПУ, и люди улавливают некий фон, на котором возникают чужие мысли. Улавливают сознанием. Нос тут совершенно ни при чем.
- Но почему же они его морщат? А позавчера на концерте органной музыки от меня даже отсела соседка.
- Иллюзия, - улыбнулся доктор. - Этот фон, или, говоря по старинке, образ мыслей, воспринимается как запах. Но в действительности мысли, повторяю, запаха не имеют - и, следовательно, не могут воздействовать на обоняние.
- И все-таки чем пахнут мои мысли?
- Все будет хорошо, мой дорогой, - ласково сказал доктор Шнур. От его мыслей вдруг запахло нагретой хвоей.
И я приступил к делу:
- Я ничего не понимаю, доктор. На людях, клянусь вам, я всегда стараюсь думать только о хорошем. Ей-богу! О детях. Или там о природе. О поэзии. Недавно приятель посоветовал думать о памятниках старины - ему это помогло. Я и о них думаю. Толку никакого. У меня больше нет друзей, на работе меня едва терпят, жена ушла к матери, хотя до изобретения ТПС мы жили дружно. Пишет, чтобы я музыку слушал, ходил в музеи. Искусство, мол, облагораживает. Куда там! Помогает, конечно, но на каких-то десять минут. Постоишь в раздевалке, и опять от тебя носы воротят.
- Видите ли, голубчик, - усмехнулся врач. - Фон, или, как вы изволите выражаться, запах мыслей, не всегда зависит от самих мыслей, от их содержания. У одного моего больного прямо на глазах фон резко улучшился. "О чем вы подумали?" - сразу же спросил я. Подумал же он примерно вот что: "А пошли вы все!" И, знаете, фон оказался весьма благопристойным. Другой пациент восторженно размышлял на тему, как прекрасен мир. И что же? Фон этой достойнейшей мысли был такой, что мне пришлось на несколько часов задержать больного у себя, пока не выветрилось.
- Так что же делать?
- Прежде всего, старайтесь не лгать даже в мыслях, даже самому себе. Лживые мысли, как правило, неприятно действуют на окружающих. Поэтому в общественных местах рекомендуется мыслить правдиво.
- Э-э, доктор! Видел я в электричке рыбака, сидит ухмыляется, руки раздвигает - вот, мол, какая была! Уверяю вас, мысленно плетет всякие небылицы. А фон у этого вранья такой, что с ним хоть в президиум садись.
- Это, дорогой мой, не ложь, а самодеятельное творчество, разновидность поэтического вдохновения.
- Ну хорошо. Сижу дома, разбираю бумаги, а сам думаю, как на собрании всю правду выложу. А жена ворчит: "Не знаю, что ты думаешь, но чувствую, что лжешь". Что вы на это скажете?
От мыслей доктора Шнура у меня приятно защекотало в носу - видно, веселое что-то подумал.
- Милый, - произнес он. - Хочу напомнить вам слова старого английского поэта:
Правда, сказанная злобно,
Лжи отъявленной подобна.
И еще... В молодости, изучая психологию замкнутых коллективов, ездил я в экспедиции. Был там один повар, симпатичнейший заика. Как-то он сказал мне: "Говорят, я п-поехал в экспедицию, п-потому что меня жена б-бьет. Это, конечно, п-правда. Но зачем так к-клеветать на человека?" И по-своему он был прав. Как вы думаете?
- Я, доктор, об одном думаю. Вот выйду от вас на улицу, и опять от меня начнут шарахаться.
- Скажите, милый, вы не приглядывались к тем, у кого этот самый фон, или, по-вашему, запах мыслей, всегда приятен?
- Да, доктор. Как это им удается? Прямо артисты! И о чем, интересно, они думают? Как исхитря-ются?
- А знаете, милый, о чем вы на самом деле думаете, на что растрачиваете колоссальную умственную энергию? О том, какое впечатление вы производите! О том, как бы выглядеть получше в глазах людей!
- Разве это плохо, доктор?
- Как вам сказать... По существу, вы все время рассчитываете, прикидываете, как бы получше приспособиться к людям, как выдать себя не за того, кто вы есть. И ваши мысли, голубчик, даже правдивые, даже прекрасные, так сказать, пахнут чем-то не тем.
- Вы много себе позволяете, доктор Шнур.
- Простите ради Бога, голубчик… Так вот. Эти счастливцы, эти, по-вашему, ловкачи и пройдохи, меньше всего думают, что о них думают. Они полностью отдаются своему делу, своей любви, своему вдохновению. И значит, для того, чтобы иметь приличный образ мыслей, необходимо, как это ни парадоксально, мыслить! Да-да, мыслить, работать, любить, верить и, пусть это прозвучит банально, созидать! Вот и все. И тогда вы можете смело показываться в обществе.
- И только? - обрадовался я. - Да ведь это совсем нетрудно!
- Вы находите? - рассмеялся доктор. - А что? Пожалуй, вы правы. Нетрудно! Радостно! Приятно! Естественно! И главное - полностью соответствует природе человека! Желаю вам успехов!
И вдруг доктор Шнур непроизвольным движением зажал себе нос.
- Доктор! - завопил я. - Скажите же, наконец, чем пахнут мои мысли?
- Я же сказал, мысли не пахнут, - ответил Шнур. - Просто вы сейчас подумали: "Денег он, кажется, не возьмет!". Правильно подумали, но фон у этой мысли был, как бы вам сказать, не совсем тот. Ничего-ничего, родной, ступайте, ступайте… Это у вас пройдет!»
Ну, что? Попадались вам люди, от мыслей которых пахло не очень?
Однако, вернёмся к последнему столбцу нашего списка типов людей:
Восьмая категория людей: Человек совершенный.
- Святое сердце;
- Святая речь;
- Святые дела.
Известен вам такой Человек? А, между тем, Он сегодня здесь в зале! И его зовут: Иисус Христос!
Других, даже близко подобных Ему, я пока не встречал… Ну, вот не повезло пока… Но…
…одна из сторон Его святости в том, что Он оставил её нам, как цель, к которой мы должны стремиться.
Понятно, что в земной жизни мало кому удастся даже приблизится к ней, но цель такую должен ставить перед собой каждый христианин.
Ведь Бог не пошутил с нами, когда неоднократно призывал людей в Своём Слове:
Лев.20:7,8 «Освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]. Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас».
Очень знаменательно, что слова «будьте святы» повторяются в Писании семь раз (число совершенства).
Мы уже видели сегодня, что отдельные элементы праведности и святости имеются у различных категорий людей, даже у предельно неприятных…
…у кого-то прекрасные дела; …у кого-то слова; …у кого-то мысли и чувства…
Значит, хотя бы частично – это возможно?! Ну, а где возможно частично, там возможно и максимально приблизится и к полноте святости. Стать, насколько это возможно, похожими на Христа! Но как?!
Шесть шагов к совершенству
Давайте поищем ответы в Писании.
Вы знаете, я нашёл даже краткую инструкцию, как это сделать. Она, правда, не прямая, непосредственно говорящая: делай вот так – и будешь свят во всём.
Но она даёт подсказку людям, которые не просто читают Писание, а стараются понять его и применить к собственной жизни. Вы читали эту инструкцию сотни раз:
Пс.1:1 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей…»,
А дальше, идут слова, которые я только что произнёс о размышлении над Писанием. Собственно в этом и есть подсказка для людей стремящихся к пределам святости сердец, слов и дел:
Пс.1:2 «…но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!»
Слово «воля» - нужно захотеть понять; слово «размышляет» - и тогда поймёшь!
Но давайте вернёмся к первому стиху:
Первое, что здесь нужно увидеть – связь блаженства со святостью. Для меня она очевидна, но есть и прямая подсказка в Писании:
Откр.20:6 «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом…»
Если ты свят – ты блажен! И наоборот!
Ну, а теперь, займёмся собственно той инструкцией приближения к святости сердца, слов и дел, о которой я говорил:
Итак: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей»:
- Смотрите: в собрании мы в основном слушаем – меняется наш разум или если хотите сердце:
- В совете мы совещаемся, то есть в основном, говорим произносим слова, подбирая их, чтобы объяснить своё мнение, свою позицию;
- На пути – мы идём, движемся, действуем.
Итак – сердце, язык, рука!
А теперь сформулируем первые три шага к святости сердца, речи и дел:
- Избегай слушать злых;
- Избегай говорить злое;
- Избегай делать зло.
Причём эти три шага доступны любому человеку, в не зависимости от интеллекта, образования, воспитания… в трёх словах это формулируется так:
Будь прост на зло!
Последующие три шага к святости формулируются от обратного:
- Старайся слушать и мыслить доброе;
- Старайся говорить доброе;
- Старайся делать доброе.
К сожалению, эти три шага не под силу большинству людей, поскольку, чтобы делать, мыслить и говорить доброе, нужно иметь мудрость, а то такого можно наворотить!
Однако… именно у христиан есть надежда преодолеть и эту трудность. Помните?
Иак.1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему».
Значит, путь к святости для нас открыт – просто по нему нужно идти и когда-нибудь мы её достигнем.
Заключение
Итак, мы сегодня рассмотрели все возможные типы людей на их пути от греховности к святости.
И определили, при помощи чего можно по этому пути достичь нашей цели.
И в заключении небольшое стихотворение:
До дня заветногоПришествия Христова,Которого века в терпенье ждут,Луча рассветного,Начала жизни новой,В которую лишь верные войдут,
Стремимся мыслями,Надеемся сердцамиДожить, добраться, дотерпеть, войтиНавеки чистыми,Под святости лучами,В телах прославленных мир новый обрести,
И там воочиюУвидеть и коснутьсяТого, Кто нам спасенье подарил,Надежду прочнуюДо неба дотянутьсяЧерез Своё Писанье нам открыл!
И за руку провёлСквозь бури, испытанья,Чтоб стали золотом, очищенным в огне,Те, кто за Богом шёлИ все мечты, желаньяСложил к Его ногам, чтоб Божьим стать вполне...
Аминь
Проповедник: брат А.