Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


От веры к радости


Цель: Показать церкви, как взрастить в себе совершенный плод духа.


Духовные и плотские



       Объектом нашего сегодняшнего исследования будет изучение одного из главных качеств нормального христианина – плода духа… ?


       Вы все, конечно помните это место Писания:


Гал.5:16-25 «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».


      Основное в этом отрывке, что нас сегодня будет интересовать:

  1. призыв жить и поступать по духу;
  2. уверенность в том, что поступать по духу могут только те, в ком есть все девять качеств духовности;
  3. …и перечисление поступков, которые названы плотскими.


       И что ещё нужно подчеркнуть особо: в понятие плоти здесь входят не наши ручки, ножки, животик и прочие части тела, более или менее благообразные…
       …а качества человеческого сердца, человеческой души плотского, грешного человека. Причём, этими плотскими качествами могут, увы, обладать и христиане…  


       Откуда я взял, что здесь (в Послании к Галатам) идёт речь не о плоти из мяса, костей и шкуры, а о душе, о сердце человека?
       Известное место Писания (прочту из Современного перевода):


Мар.7:20-23 «Он сказал: "То, что выходит из человека, оскверняет его, ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят дурные помыслы, распутство, кражи, убийства, прелюбодеяние, себялюбие, коварство, обман, непотребство, зависть, клевета, высокомерие и безрассудство. Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека".»


       Как видим, то, что перечисляет Иисус в Евангелии от Марка как качества человеческого сердца, повторяет апостол Павел в Послании к Галатам, добавляя ещё пяток «прекрасных качеств души» плотского человека, что, увы, не предел…


       И чтобы дальше не путаться, мы назовём христианские качества человеческого сердца – духовными, а не христианские – плотскими!

       Перечислим ещё раз те и другие, изменив порядок их следования по принципу, правомерность которого я попытаюсь доказать в этой проповеди:


Итак, духовные качества, или качества плода духа ?:

 

  1. Вера
  2. Благость
  3. Милосердие
  4. Долготерпение
  5. Воздержание
  6. Кротость
  7. Любовь
  8. Мир
  9. Радость


       А теперь попробуем, сцепив зубы в большом долготерпении, перечислить плотские свойства человеческого сердца, упомянутые в Библии. А поскольку выстроить их в каком-то порядке не представляется возможным (Почему? Вы сейчас увидите!), я перечислю их просто по алфавиту:

 

  1. беззаконие
  2. безрассудство
  3. безжалостность
  4. безумство
  5. беспорядки
  6. бесчинство
  7. блуд
  8. богоненавистники
  9. богохульство
  10. вероломство
  11. волшебство
  12. воровство
  13. вражда
  14. гнев
  15. гордость
  16. греховность
  17. грязные шутки
  18. ереси
  19. жестокость
  20. зависть
  21. злоба
  22. злобные подозрения
  23. злонравие
  24. злословие (злоречие)
  25. злые помыслы
  26. идолослужение
  27. клевета
  28. клятвопреступление
  29. коварство
  30. корыстолюбие
  31. кражи
  32. лжесвидетельства
  33. лихоимство (взяточничество)
  34. лицемерие
  35. ложь (неправда)
  36. лукавство
  37. любодеяния
  38. любостяжание
  39. малакаи
  40. мужеложество
  41. надменность
  42. неверие в Бога
  43. неверность
  44. наглость
  45. напыщенность
  46. неблагодарность
  47. невоздержанность
  48. недружелюбность
  49. немилостивы
  50. ненависть
  51. ненадежность
  52. непокорность
  53. непослушание
  54. непотребство (распущенность)
  55. непримиримость
  56. неразумность
  57. нечестивость
  58. нечистота
  59. обидчики
  60. обманщики
  61. осквернённые
  62. оскорбители
  63. превозношение
  64. предательство
  65. прелюбодеяние
  66. пустословие
  67. пьянство
  68. работорговля (человекохищники)
  69. разврат
  70. раздоры
  71. раздражение
  72. разногласия
  73. распри
  74. самолюбие
  75. самохвальство
  76. сварливость
  77. скверна
  78. сквернословие
  79. скотоложество
  80. соблазны
  81. споры
  82. сребролюбие
  83. ссоры
  84. трусость
  85. тщеславие
  86. убийства
  87. хищничество (мошенники)
  88. хуления
  89. чародейство
  90. эгоизм (ищет своего)
  91. ябеды


       Как вам списочек из 91-го плотского качества человеческого сердца?
       Какой там порядок? Просто гора пороков, под которой погребён человек!



Созревание плода духа, как последовательность



       Впрочем, давайте вернёмся к духовности…


       Сегодня мы попробуем девять качеств плода человеческого духа выстроить во временном порядке: от момента появления в человеке духовности вообще и до полного созревания плода духа. То есть до духовного совершенства, если это вообще возможно.



И первой, в человеке появляется – вера.


     В отсутствии веры в Бога, человек не может быть признан духовным существом! Он – бездуховен (чтобы он про себя ни рассказывал, и какими бы выдающимися душевными качествами он ни обладал!) 
      И потому он «с гордость» может носить звание плотского человека.


       Итак, откуда берётся вера?
       Все мы это знаем:


Рим.10:17 «… вера от слышания, а слышание от слова Божия».


       Вера даётся человеку Богом в дар. Тому человеку, которому Бог Сам считает нужным её дать.
       Хотя, конечно, слышат Божье Слово намного-намного больше людей, чем получают в результате этого от Бога дар веры…


       Почему? Это вопрос к Нему!
       Я могу только предположить, что слушают многие, но соглашаются с услышанным – единицы.
       В основном, для абсолютного большинства людей,  процесс слушанья Божьего Слова, как и тысячи лет тому назад, протекает так:


Иез.33:30-32 «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: "пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа".

И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.

И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».


       90-е годы – ярчайший пример такого слушанья без получения дара веры:
Миллионы сходились послушать проповедников Слова, умилялись сердцем, выходили на покаяние, даже ходили какое-то время в церковь, ..
…а потом всё по притче:

 

  • Птички поклевали…
  • Корешки засохли…
  • Терние заглушило…


Сдохло семечко веры, так и не прорастив первый побег…



       Кстати, о семенах… я долго выбирал, какое бы растение могло проиллюстрировать рост из веры духовности?
Сначала думал взять горчичное зерно… но потом остановился на секвойе или, как его ещё называют – мамонтовом дереве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему? Значение веры понятно (без веры нет спасения, а значит невозможно добраться до неба!!!)

Мамонтово дерево выше любого другого на земле (более ста метров высотой), диаметр ствола более 10-ти метров, живёт более 4000 лет… Ну, в общем – самое-самое-самое!!!


       Убеждать присутствующих, что цель – достичь Небес, Божьего Царства, – самая-самая-самая, нет необходимости?! Отлично!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Итак, Бог садит в сердце человека вот такое семечко, которое в итоге должно превратиться в гиганта, достигающего до неба!


       А теперь представим себе, что семечко веры попало в сердце человека предизбранного Богом для Своего Царства и…

оно начинает расти… каким образом мы тоже знаем:


Иак.2:17-22 «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»


       А мы собираемся дорасти до духовного совершенства! И значит должны приниматься за дела веры…

 

Благость и милость - шаги к Богу

 

       Отлично! И в каком же направлении нужно двигаться, чтобы вера наша увеличивалась, а желательно ещё и умножалась.
       А дальше нам подсказывает Писание – мы созданы по образу и подобию Божьему и потому в направлении Бога и должны двигаться…


       Я хочу напомнить церкви два основных качеств Бога, которые  повторяются, как правило, рядом друг с другом в Писании сотни раз и, как в зеркале отражаются в качествах духовного человека:


Пс.106:1 «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!»


       Благость и милосердие ? вот те два качества плода духа, которые позволят расти нашей вере в правильном направлении…


      Благость и милосердие тесно связаны между собой.
 Милосердие  (хрестотес), обычно переведется, как доброта или великодушие.
       Это слово Плутарх считал более значимым качеством человека, чем справедливость. А греки были просто помешаны на справедливости! Но тем не мение – милосердие по Плутарху (и не только по нему!) выше!
       Старое вино называют хрестос, доброе, выдержанное.
       Иго Иисуса названо хрестос - легкое (Мат. 11,30), то есть оно не раздражает.
       Общий смысл слова сводится к великодушию.


       Слово (агатосуне), употребляемое Павлом в Послании к Галатам для передачи благости, специфично для Библии и вообще не употребляется в обиходном греческом языке (Рим. 15,14; Еф. 5,9; 2 Фес. 1,11).
       Благость – это высшая степень великодушия; его определяют, как "добродетель, обладающую всеми достоинствами".


       Каково же различие между ними?
 Агатосуне может заключать в себе и упрек и наказание;
 Хрестотес - лишь помощь.


       Один английский богослов говорит, что Иисус проявил агатосуне, когда Он очищал Храм и прогнал тех, кто сделал из него рынок;
 а по отношению к грешнице, умаслившей Его ноги, Он проявил хрестотес.


       Христианину (нам с вами!) нужна такая благодать, которая была бы и твердой и милосердной.


       И важно научится, в каких случаях добро, которое мы делаем другим людям должно сочетаться с милосердием, а в каких – с твёрдостью!
       Иногда нашего ближнего, для его же благо, нужно жёстко одёрнуть, чтобы он не покатился ещё ниже…
       А иногда, даже в серьёзных случаях – проявить к нему милосердие!


       Как написано:

Еккл.8:5-7 «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет…»


       Будем в этом отношении стремиться к мудрости и вымаливать мудрость у Бога…

 

Духовные тормоза

 

       Ну, хорошо! Появились в нас зачатки благости и милосердия и увеличивая нашу веры стали расти сами…
       Куда двигаться дальше на путях духовного совершенствования?


       А дальше нам нужно создавать в своём сердцу совершенную систему торможения, состоящую из трёх духовных качеств:

 

  1. Воздержания.
  2. Долготерпения.
  3. И кротости…


        Поскольку предыдущие качества (благость и милосердие) ведут нас на пути добра, то нам важно иметь механизмы, которые не позволят нам скатываться на пути зла, и противодействовать злу правильно при его попытках столкнуть нас с истинного пути.


А потому – воздержание!


       В послании к Галатам используется слово егкратеиа, которое у Платона значит самообладание.
       Человек, обладающий способностью  воздержания, справляется со своими желаниями и страстями, подчинив их себе.


       Это слово используется у спортсменов, тренирующего свое тело (1 Кор. 9,25) и христиан, ставших хозяевами своих половых влечений (1 Кор. 7,9).
       В бытовом греческом языке этим словом характеризуют императора, который не допускает, чтобы его частные интересы повлияли бы на управление страной. Мы знаем таких императоров? Нет!


       Смысл воздержания, который я увидел – никакого зла от нас не должно исходить!


А теперь - долготерпение!


       Собственно говоря, долготерпение обратно воздержанию в том смысле, что оно определяет наше отношение к тому злу, которое направлено на нас!
       Иоанн Златоуст определил значение долготерпения, как благоволение человека, обладающего властью и силой, чтобы отомстить, но не делающего этого; поступающий, как добродетельный человек, медленный на гнев.


       Самым показательным является тот факт, что в Новом Завете это слово обычно употребляется для характеристики отношения Бога к людям (Рим. 2,4; 9,22; 1 Тим. 1,16; 1 Пет. 3,20).
       Если бы Бог был человеком, Он давно уничтожил бы этот мир; но Его долготерпение пока прощает все человеческие грехи.


       В наших отношениях с собратьями и людьми мира мы должны руководствоваться этим же любящим, прощающим и терпеливым отношением, которое Бог проявляет к нам.


И, наконец, кротость!


       Почему я поставил его в один ряд с долготерпением и воздержанием? В чём оно является тормозом?
       Кротость призвана тормозить самый древний и самый сильный недостаток в человеке: гордость!


        Из нашего списка грехов я выбрал 13, которым противостоит кротость:

 

  1. беспорядки
  2. бесчинство
  3. гордость
  4. надменность
  5. наглость
  6. непокорность
  7. непослушание
  8. превозношение
  9. пустословие
  10. самолюбие
  11. самохвальство
  12. тщеславие
  13. эгоизм


       Вот такие три тормоза необходимо наладить для нашего духовного совершества!

 

Главный инструмент духовного совершества

 

       А теперь – самое интересное! У нас уже, худо ли бедно, начали работать шесть качеств духовного человека: вера, благость, милосердие, воздержание, долготерпение и кротость…


       Седьмое и главнейшее качество духовного человека – любовь!


       Вернее даже не качество, а тот наиглавнейший инструмент , который Бог даёт в руки человеку, для его движения к высокой цели!


       Почему я так считаю? Вернёмся к началу:


       Бог посеял в нас веру – помните? Вера при помощи дел начала расти – мы надеемся, что у каждого из нас так и происходит ко благу и милости, притормаживая кротостью, долготерпением и воздеражанием она работает над нашим сердцем совершенствуя его духовно…


       Но… самый главный инструментом, которым работает вера, является любовь! Вспомним очень-очень интересную мысль, которая заключена вот здесь:


Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».


       Перефразируем, отбросив обрезание, которое нам не интересно:


Силу имеет вера, действующая при помощи любви!!!


       Вот оно главное оружие веры!!!


      Причём, смотрите: практически все предыдущие шесть духовных качеств в любви уже содержаться:


1Кор.13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,  не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».


       И что ещё важнее, действуя при помощи любви, мы, фактически, действуем при помощи Бога! Вы же помните:


1Иоан.4:8 «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».


       Я не могу не упомянуть ещё одно качества любви, которое свойственно только и исключительно христианам. Я с большой осторожностью отношусь к толкованиям Писания, но в  данном случае, я совершенно согласен с толкование Баркли:


       «Агапе – любовь. Слово, которое употребляют христиане, обозначает нерушимую благожелательность. Это значит, что, независимо от того, как относится человек к нам - оскорбляя, обижая или унижая нас, - мы всегда будем желать ему лишь только добра!
        Поэтому это чувство исходит столько же от ума, сколько и от сердца; оно столь же результат нашей воли, сколько и наших чувств.
       Это сознательное усилие, которое мы можем сделать только с Божьей помощью: никогда, ни за что и ни под каким видом не желать ничего кроме добра даже тем, кто желает нам самое плохое!»

 

Мир, как цель духовности


       И наконец, мы добрались до главного, до той цели, к которой ведут все предыдущие качества духовного совершенствования, которые мы уже рассмотрели.


       Мир!  Если всё предыдущее в нас работает на полную мощность однажды в наше сердце придёт мир, который ничто в мире не сможет поколебать:


Фил.4:7 «…мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».


       Это тот мир в сердце, который проистекает из абсолютной уверенности, что всё в нашей жизни находится в Божьих руках. Что бы с нами не происходило!
       Результатом внутреннего мира будет то, что мы будем и с другими жить в мире, не смотря ни на что!


Ну, вот! Цель духовного совершенствования – мир - достигнута! Всё!



...а Радость?



       Погодите-погодите! А радость? Мы же не упомянули радость! А она тоже является духовным качеством совершенного христианина…
ДА! КОНЕЧНО! Только вот, если вы заметили, радуемся мы не очень много… всё больше огорчаемся!


        Давайте попробуем понять, почему это происходит?


        Дело в том, что радость является следствием достижения того внутреннего мира, к которому мы шли на путях совершенства.


Есть внутри мир – будет радость! Нет внутреннего мира – извините!!!


       Почему так и важно существование в полноте в наших сердцах всех восьми духовных качеств? Потому что без них ни за что не будет девятого!!!

 

  1. А вот если мы верим в Бога,
  2. делаем добро людям
  3. и милосердны к ним,
  4.  если мы воздерживаемся от совершения зла по отношению к другим людям
  5. и с долготерпением переносим то зло, которое, бывает, обрушивается на нас,
  6. если мы изо всех сил стараемся обуздывать свою гордость и не превозносимся над ближними,
  7.  если мы любим Бога и ближнего своего,
  8. Тогда в сердце у нас будет Божий мир…
  9. И постоянное состояние внутренней радости ?? от понимания нашей близости к Тому, Кто держит абсолютно всё под своим Божественным контролем!


       И напоследок стихотворение о радости:



Жизнь в чистой радости Господь нам подарил,
Чтоб своей жизнью мы прославили Творца.
Он смерть и ад  крестом навеки покорил…
Смерть – лишь порог!.. За нею – радость без конца!

Источник радости – жизнь, полная Тобой!
В неё вошёл Ты – цель и смысл жизнь обрела:
С нечистотой, грехом и злом священный бой,
Любви, добра и милосердия дела!

В молитве – радость от общения с Христом!
В Писанье – радость от познания Христа!
В общеньи – радость от того, что Божий дом
Стал нашим домом… Здесь – любовь и чистота!

И в день воскресный, когда верные идут
Дорогой к храму,  чтоб пред Господом предстать,
Они поклонятся и славу воздадут,
Приобретая благодать на благодать!



Аминь

 

                                                                                                                       Проповедник: брат А.