Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- От веры к радости
От веры к радости
Цель: Показать церкви, как взрастить в себе совершенный плод духа.
Духовные и плотские
Объектом нашего сегодняшнего исследования будет изучение одного из главных качеств нормального христианина – плода духа… ?
Вы все, конечно помните это место Писания:
Гал.5:16-25 «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны».
Основное в этом отрывке, что нас сегодня будет интересовать:
- призыв жить и поступать по духу;
- уверенность в том, что поступать по духу могут только те, в ком есть все девять качеств духовности;
- …и перечисление поступков, которые названы плотскими.
И что ещё нужно подчеркнуть особо: в понятие плоти здесь входят не наши ручки, ножки, животик и прочие части тела, более или менее благообразные…
…а качества человеческого сердца, человеческой души плотского, грешного человека. Причём, этими плотскими качествами могут, увы, обладать и христиане…
Откуда я взял, что здесь (в Послании к Галатам) идёт речь не о плоти из мяса, костей и шкуры, а о душе, о сердце человека?
Известное место Писания (прочту из Современного перевода):
Мар.7:20-23 «Он сказал: "То, что выходит из человека, оскверняет его, ибо изнутри, из человеческого сердца, исходят дурные помыслы, распутство, кражи, убийства, прелюбодеяние, себялюбие, коварство, обман, непотребство, зависть, клевета, высокомерие и безрассудство. Всё это зло исходит изнутри и оскверняет человека".»
Как видим, то, что перечисляет Иисус в Евангелии от Марка как качества человеческого сердца, повторяет апостол Павел в Послании к Галатам, добавляя ещё пяток «прекрасных качеств души» плотского человека, что, увы, не предел…
И чтобы дальше не путаться, мы назовём христианские качества человеческого сердца – духовными, а не христианские – плотскими!
Перечислим ещё раз те и другие, изменив порядок их следования по принципу, правомерность которого я попытаюсь доказать в этой проповеди:
Итак, духовные качества, или качества плода духа ?:
- Вера
- Благость
- Милосердие
- Долготерпение
- Воздержание
- Кротость
- Любовь
- Мир
- Радость
А теперь попробуем, сцепив зубы в большом долготерпении, перечислить плотские свойства человеческого сердца, упомянутые в Библии. А поскольку выстроить их в каком-то порядке не представляется возможным (Почему? Вы сейчас увидите!), я перечислю их просто по алфавиту:
- беззаконие
- безрассудство
- безжалостность
- безумство
- беспорядки
- бесчинство
- блуд
- богоненавистники
- богохульство
- вероломство
- волшебство
- воровство
- вражда
- гнев
- гордость
- греховность
- грязные шутки
- ереси
- жестокость
- зависть
- злоба
- злобные подозрения
- злонравие
- злословие (злоречие)
- злые помыслы
- идолослужение
- клевета
- клятвопреступление
- коварство
- корыстолюбие
- кражи
- лжесвидетельства
- лихоимство (взяточничество)
- лицемерие
- ложь (неправда)
- лукавство
- любодеяния
- любостяжание
- малакаи
- мужеложество
- надменность
- неверие в Бога
- неверность
- наглость
- напыщенность
- неблагодарность
- невоздержанность
- недружелюбность
- немилостивы
- ненависть
- ненадежность
- непокорность
- непослушание
- непотребство (распущенность)
- непримиримость
- неразумность
- нечестивость
- нечистота
- обидчики
- обманщики
- осквернённые
- оскорбители
- превозношение
- предательство
- прелюбодеяние
- пустословие
- пьянство
- работорговля (человекохищники)
- разврат
- раздоры
- раздражение
- разногласия
- распри
- самолюбие
- самохвальство
- сварливость
- скверна
- сквернословие
- скотоложество
- соблазны
- споры
- сребролюбие
- ссоры
- трусость
- тщеславие
- убийства
- хищничество (мошенники)
- хуления
- чародейство
- эгоизм (ищет своего)
- ябеды
Как вам списочек из 91-го плотского качества человеческого сердца?
Какой там порядок? Просто гора пороков, под которой погребён человек!
Созревание плода духа, как последовательность
Впрочем, давайте вернёмся к духовности…
Сегодня мы попробуем девять качеств плода человеческого духа выстроить во временном порядке: от момента появления в человеке духовности вообще и до полного созревания плода духа. То есть до духовного совершенства, если это вообще возможно.
И первой, в человеке появляется – вера.
В отсутствии веры в Бога, человек не может быть признан духовным существом! Он – бездуховен (чтобы он про себя ни рассказывал, и какими бы выдающимися душевными качествами он ни обладал!)
И потому он «с гордость» может носить звание плотского человека.
Итак, откуда берётся вера?
Все мы это знаем:
Рим.10:17 «… вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Вера даётся человеку Богом в дар. Тому человеку, которому Бог Сам считает нужным её дать.
Хотя, конечно, слышат Божье Слово намного-намного больше людей, чем получают в результате этого от Бога дар веры…
Почему? Это вопрос к Нему!
Я могу только предположить, что слушают многие, но соглашаются с услышанным – единицы.
В основном, для абсолютного большинства людей, процесс слушанья Божьего Слова, как и тысячи лет тому назад, протекает так:
Иез.33:30-32 «А о тебе, сын человеческий, сыны народа твоего разговаривают у стен и в дверях домов и говорят один другому, брат брату: "пойдите и послушайте, какое слово вышло от Господа".
И они приходят к тебе, как на народное сходбище, и садится перед лицем твоим народ Мой, и слушают слова твои, но не исполняют их; ибо они в устах своих делают из этого забаву, сердце их увлекается за корыстью их.
И вот, ты для них - как забавный певец с приятным голосом и хорошо играющий; они слушают слова твои, но не исполняют их».
90-е годы – ярчайший пример такого слушанья без получения дара веры:
Миллионы сходились послушать проповедников Слова, умилялись сердцем, выходили на покаяние, даже ходили какое-то время в церковь, ..
…а потом всё по притче:
- Птички поклевали…
- Корешки засохли…
- Терние заглушило…
Сдохло семечко веры, так и не прорастив первый побег…
Кстати, о семенах… я долго выбирал, какое бы растение могло проиллюстрировать рост из веры духовности?
Сначала думал взять горчичное зерно… но потом остановился на секвойе или, как его ещё называют – мамонтовом дереве
Почему? Значение веры понятно (без веры нет спасения, а значит невозможно добраться до неба!!!)
Мамонтово дерево выше любого другого на земле (более ста метров высотой), диаметр ствола более 10-ти метров, живёт более 4000 лет… Ну, в общем – самое-самое-самое!!!
Убеждать присутствующих, что цель – достичь Небес, Божьего Царства, – самая-самая-самая, нет необходимости?! Отлично!
Итак, Бог садит в сердце человека вот такое семечко, которое в итоге должно превратиться в гиганта, достигающего до неба!
А теперь представим себе, что семечко веры попало в сердце человека предизбранного Богом для Своего Царства и…
оно начинает расти… каким образом мы тоже знаем:
Иак.2:17-22 «Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?»
А мы собираемся дорасти до духовного совершенства! И значит должны приниматься за дела веры…
Благость и милость - шаги к Богу
Отлично! И в каком же направлении нужно двигаться, чтобы вера наша увеличивалась, а желательно ещё и умножалась.
А дальше нам подсказывает Писание – мы созданы по образу и подобию Божьему и потому в направлении Бога и должны двигаться…
Я хочу напомнить церкви два основных качеств Бога, которые повторяются, как правило, рядом друг с другом в Писании сотни раз и, как в зеркале отражаются в качествах духовного человека:
Пс.106:1 «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!»
Благость и милосердие ? вот те два качества плода духа, которые позволят расти нашей вере в правильном направлении…
Благость и милосердие тесно связаны между собой.
Милосердие (хрестотес), обычно переведется, как доброта или великодушие.
Это слово Плутарх считал более значимым качеством человека, чем справедливость. А греки были просто помешаны на справедливости! Но тем не мение – милосердие по Плутарху (и не только по нему!) выше!
Старое вино называют хрестос, доброе, выдержанное.
Иго Иисуса названо хрестос - легкое (Мат. 11,30), то есть оно не раздражает.
Общий смысл слова сводится к великодушию.
Слово (агатосуне), употребляемое Павлом в Послании к Галатам для передачи благости, специфично для Библии и вообще не употребляется в обиходном греческом языке (Рим. 15,14; Еф. 5,9; 2 Фес. 1,11).
Благость – это высшая степень великодушия; его определяют, как "добродетель, обладающую всеми достоинствами".
Каково же различие между ними?
Агатосуне может заключать в себе и упрек и наказание;
Хрестотес - лишь помощь.
Один английский богослов говорит, что Иисус проявил агатосуне, когда Он очищал Храм и прогнал тех, кто сделал из него рынок;
а по отношению к грешнице, умаслившей Его ноги, Он проявил хрестотес.
Христианину (нам с вами!) нужна такая благодать, которая была бы и твердой и милосердной.
И важно научится, в каких случаях добро, которое мы делаем другим людям должно сочетаться с милосердием, а в каких – с твёрдостью!
Иногда нашего ближнего, для его же благо, нужно жёстко одёрнуть, чтобы он не покатился ещё ниже…
А иногда, даже в серьёзных случаях – проявить к нему милосердие!
Как написано:
Еккл.8:5-7 «Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав; потому что для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло от того, что он не знает, что будет…»
Будем в этом отношении стремиться к мудрости и вымаливать мудрость у Бога…
Духовные тормоза
Ну, хорошо! Появились в нас зачатки благости и милосердия и увеличивая нашу веры стали расти сами…
Куда двигаться дальше на путях духовного совершенствования?
А дальше нам нужно создавать в своём сердцу совершенную систему торможения, состоящую из трёх духовных качеств:
- Воздержания.
- Долготерпения.
- И кротости…
Поскольку предыдущие качества (благость и милосердие) ведут нас на пути добра, то нам важно иметь механизмы, которые не позволят нам скатываться на пути зла, и противодействовать злу правильно при его попытках столкнуть нас с истинного пути.
А потому – воздержание!
В послании к Галатам используется слово егкратеиа, которое у Платона значит самообладание.
Человек, обладающий способностью воздержания, справляется со своими желаниями и страстями, подчинив их себе.
Это слово используется у спортсменов, тренирующего свое тело (1 Кор. 9,25) и христиан, ставших хозяевами своих половых влечений (1 Кор. 7,9).
В бытовом греческом языке этим словом характеризуют императора, который не допускает, чтобы его частные интересы повлияли бы на управление страной. Мы знаем таких императоров? Нет!
Смысл воздержания, который я увидел – никакого зла от нас не должно исходить!
А теперь - долготерпение!
Собственно говоря, долготерпение обратно воздержанию в том смысле, что оно определяет наше отношение к тому злу, которое направлено на нас!
Иоанн Златоуст определил значение долготерпения, как благоволение человека, обладающего властью и силой, чтобы отомстить, но не делающего этого; поступающий, как добродетельный человек, медленный на гнев.
Самым показательным является тот факт, что в Новом Завете это слово обычно употребляется для характеристики отношения Бога к людям (Рим. 2,4; 9,22; 1 Тим. 1,16; 1 Пет. 3,20).
Если бы Бог был человеком, Он давно уничтожил бы этот мир; но Его долготерпение пока прощает все человеческие грехи.
В наших отношениях с собратьями и людьми мира мы должны руководствоваться этим же любящим, прощающим и терпеливым отношением, которое Бог проявляет к нам.
И, наконец, кротость!
Почему я поставил его в один ряд с долготерпением и воздержанием? В чём оно является тормозом?
Кротость призвана тормозить самый древний и самый сильный недостаток в человеке: гордость!
Из нашего списка грехов я выбрал 13, которым противостоит кротость:
- беспорядки
- бесчинство
- гордость
- надменность
- наглость
- непокорность
- непослушание
- превозношение
- пустословие
- самолюбие
- самохвальство
- тщеславие
- эгоизм
Вот такие три тормоза необходимо наладить для нашего духовного совершества!
Главный инструмент духовного совершества
А теперь – самое интересное! У нас уже, худо ли бедно, начали работать шесть качеств духовного человека: вера, благость, милосердие, воздержание, долготерпение и кротость…
Седьмое и главнейшее качество духовного человека – любовь!
Вернее даже не качество, а тот наиглавнейший инструмент , который Бог даёт в руки человеку, для его движения к высокой цели!
Почему я так считаю? Вернёмся к началу:
Бог посеял в нас веру – помните? Вера при помощи дел начала расти – мы надеемся, что у каждого из нас так и происходит ко благу и милости, притормаживая кротостью, долготерпением и воздеражанием она работает над нашим сердцем совершенствуя его духовно…
Но… самый главный инструментом, которым работает вера, является любовь! Вспомним очень-очень интересную мысль, которая заключена вот здесь:
Гал.5:6 «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Перефразируем, отбросив обрезание, которое нам не интересно:
Силу имеет вера, действующая при помощи любви!!!
Вот оно главное оружие веры!!!
Причём, смотрите: практически все предыдущие шесть духовных качеств в любви уже содержаться:
1Кор.13:4-7 «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
И что ещё важнее, действуя при помощи любви, мы, фактически, действуем при помощи Бога! Вы же помните:
1Иоан.4:8 «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Я не могу не упомянуть ещё одно качества любви, которое свойственно только и исключительно христианам. Я с большой осторожностью отношусь к толкованиям Писания, но в данном случае, я совершенно согласен с толкование Баркли:
«Агапе – любовь. Слово, которое употребляют христиане, обозначает нерушимую благожелательность. Это значит, что, независимо от того, как относится человек к нам - оскорбляя, обижая или унижая нас, - мы всегда будем желать ему лишь только добра!
Поэтому это чувство исходит столько же от ума, сколько и от сердца; оно столь же результат нашей воли, сколько и наших чувств.
Это сознательное усилие, которое мы можем сделать только с Божьей помощью: никогда, ни за что и ни под каким видом не желать ничего кроме добра даже тем, кто желает нам самое плохое!»
Мир, как цель духовности
И наконец, мы добрались до главного, до той цели, к которой ведут все предыдущие качества духовного совершенствования, которые мы уже рассмотрели.
Мир! Если всё предыдущее в нас работает на полную мощность однажды в наше сердце придёт мир, который ничто в мире не сможет поколебать:
Фил.4:7 «…мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе».
Это тот мир в сердце, который проистекает из абсолютной уверенности, что всё в нашей жизни находится в Божьих руках. Что бы с нами не происходило!
Результатом внутреннего мира будет то, что мы будем и с другими жить в мире, не смотря ни на что!
Ну, вот! Цель духовного совершенствования – мир - достигнута! Всё!
...а Радость?
Погодите-погодите! А радость? Мы же не упомянули радость! А она тоже является духовным качеством совершенного христианина…
ДА! КОНЕЧНО! Только вот, если вы заметили, радуемся мы не очень много… всё больше огорчаемся!
Давайте попробуем понять, почему это происходит?
Дело в том, что радость является следствием достижения того внутреннего мира, к которому мы шли на путях совершенства.
Есть внутри мир – будет радость! Нет внутреннего мира – извините!!!
Почему так и важно существование в полноте в наших сердцах всех восьми духовных качеств? Потому что без них ни за что не будет девятого!!!
- А вот если мы верим в Бога,
- делаем добро людям
- и милосердны к ним,
- если мы воздерживаемся от совершения зла по отношению к другим людям
- и с долготерпением переносим то зло, которое, бывает, обрушивается на нас,
- если мы изо всех сил стараемся обуздывать свою гордость и не превозносимся над ближними,
- если мы любим Бога и ближнего своего,
- Тогда в сердце у нас будет Божий мир…
- И постоянное состояние внутренней радости ?? от понимания нашей близости к Тому, Кто держит абсолютно всё под своим Божественным контролем!
И напоследок стихотворение о радости:
Жизнь в чистой радости Господь нам подарил,
Чтоб своей жизнью мы прославили Творца.
Он смерть и ад крестом навеки покорил…
Смерть – лишь порог!.. За нею – радость без конца!
Источник радости – жизнь, полная Тобой!
В неё вошёл Ты – цель и смысл жизнь обрела:
С нечистотой, грехом и злом священный бой,
Любви, добра и милосердия дела!
В молитве – радость от общения с Христом!
В Писанье – радость от познания Христа!
В общеньи – радость от того, что Божий дом
Стал нашим домом… Здесь – любовь и чистота!
И в день воскресный, когда верные идут
Дорогой к храму, чтоб пред Господом предстать,
Они поклонятся и славу воздадут,
Приобретая благодать на благодать!
Аминь
Проповедник: брат А.