Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Стучать или не стучать?

 

Стучать или не стучать?

 

Цель проповеди: Объяснить церкви, как часто
нужно обращаться к Богу
по одному и тому же вопросу.

 

Стучать...

 

       Сегодняшняя проповедь началась, не только что, а 67 часов тому назад, в прошедший четверг. А сегодня мы её просто продолжим. Но… поскольку большинство присутствующих сегодня, увы, тогда отсутствовали, я кратенько повторю, что было тогда сказано.

       В четверг мы размышляли о том, что нужно как можно больше молиться. И оттолкнулись мы в нашем рассуждении от 17-го стиха, 5-ой главы, 1-го Послания к Фессалоникийцам.
       Там сказано: «Непрестанно молитесь!»


       И мы убедились в справедливости этого утверждения из двух притч Иисуса Христа.


       Первая притча из 18-ой главы Евангелия от Луки о неправедном судье, который был просто вынужден рассмотреть дело настойчивой вдовы, которая долбила его каждый день, и в конце концов добилась своего.
       Иисус ставит её в пример своим ученикам, как пример неотступности в молитве.

       Вторая притча из 11-ой главы Луки, о полуночном друге, который пришёл к своему соседу и тарабанил в его двери, пока тот не дал ему просимого.
       И из этой притчи Господь делает вывод, который на сегодня воодушевляет многих молитвенников и стал уже пословицей у множества народов: «Стучите и отворят вам!»


       Также мы вспомнили две реальных истории из жизни Христа, которые ещё раз подтвердили правильность призыва к упорству, и к неотступности в обращении к Богу:


       Первая, о женщине хананеянке, которая просила Христа исцелить её дочь. И которая, не смотря на молчание Мессии, продолжала кричать и просить, пока к её молитвам не подключились и ученики Христа, которых она своими криками достала, с просьбой к Господу – помочь просительнице.
       Молитва была услышана и отвечена, и мы получили отсюда реальный урок, как нужно к собственным нашим молитвам подключать молитвы служителей и церкви, чтобы получить решение проблемы от Господа.

       И вторая реальная история о слепом Вартемее, которого заставляли молчать, но он продолжал кричать вослед Иисусу, пока тот не обратился к нему и не даровал ему прозрение.
       Пожалуй, самый впечатляющий по результату пример успеха неотступной молитвы.


       Мы также вспомнили из Ветхого Завета призывы непрестанно славить, восхвалять, возвеличивать и говорить к Господу в псалмах Давида: В 33-ем, 34-ом, 39-ом, 69-ом, 71-ом, 83-ем псалмах.
       В этих стихах главное слово – «непрестанно»!


       Мы нашли связь, откуда предположительно появилось словосочетание «жертва хвалы». Из повеления Господа Моисею и Аарону постоянно поддерживать огонь на жертвеннике.
       И тот же сравнение курений на жертвеннике с молитвами святых мы находим и в Книге Откровений.


       И подытожили мы наши размышления о постоянстве в молитве словами апостола Павла из Послания к Евреям:


Евр.13:15 «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его».


       И как иллюстрацию упорства, постоянства, непоколебимости и целеустремлённости (которые можно отнести и в отношении нашего постоянства в молитвах) я рассказал историю 16-го президента США, Авраама Линкольна:


Его преследовали неудачи в бизнесе и в 1831 году он обанкротился. На выборах в Конгресс 1835 года он не прошел в кандидаты. Его невеста умерла в том же 1835 году. И в 1836-м он пережил нервный срыв, и опять был побежден на выборах, так же как и на выборах в парламент 1843, 1846, 1848 и 1855 годов. Его надежды стать вице-президентом не оправдались в 1856 году, а в 1858-м он проиграл выборы в сенат. Но, благодаря своему упорству и целеустремлённости в 1860 году он был избран президентом Соединенных Штатов Америки. И остался в памяти американцев как один из лучших президентов.


       Ну, чем не реализации слов Христа: «Стучите и отворят вам!»


       Итак, в нашем четверговом размышлении мы убедились в том, что нужно безусловно непрестанно молится.

 

Стучать, но...

 

      А вот сегодня мы попробуем потянуть ниточку мысли прямо в противоположную сторону: А именно, когда и почему не нужно молиться именно так: непрестанно и постоянно! Да! Да! Не нужно!


       И в то же время, попробуем убедиться, что это не противоречит призыву апостола Павла: Непрестанно молитесь!
       Как этом может умещаться на платформе христианской молитвы одновременно мы сегодня и разберёмся.


       И начнём мы прямо с апостола Павла, который убеждал учеников в необходимости непрестанно молиться.
       Вы конечно помните этот его собственный рассказ из своей жизни:


2Кор.12:7-10 «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».


       Болезнь, которая сопровождала Павла многие годы (предполагают, что это какая-то болезнь глаз), мешала ему жить и служить Богу…
       И он, конечно, молился Господу об исцелении.

       Я уверен, что и в церквях, знавших Павла, тоже постоянно звучали такие молитвы…
       О верности такого предположения говорят слова апостола о галатах, которые очень за него переживали:


Гал.4:15 «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне».


       Наверняка они и молились за его исцеление тоже много и горячо… Ну и что? Господь сказал ему: Всё! Прекращай свои молитвы! Исцеления не будет! Тебе это принесёт только вред!
       И вопрос с постоянной молитвой об этой проблеме был закрыт для Павла навсегда!

       Почему? Потому что решение проблемы с болезнью апостола Павла было определено Богом окончательно: Отказать!

       В этом случае любая дальнейшая молитва становится бессмысленной.


       И, как мы знаем из Ветхого Завета, это не первый раз, когда Бог Сам лично останавливает молитву человека таким образом. Вспомним историю с, как бы эту должность правильнее назвать, секретарём пророка Иеремии:


Иер.45:1-5 «Слово, которое пророк Иеремия сказал Варуху, сыну Нирии, когда он написал слова сии из уст Иеремии в книгу, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя Иудейского: так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: ты говоришь: «горе мне! Ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя». Так скажи ему: так говорит Господь: вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, - всю эту землю.

А ты просишь себе великого: не проси; ибо вот, Я наведу бедствие на всякую плоть, говорит Господь, а тебе вместо добычи оставлю душу твою во всех местах, куда ни пойдешь».


       Видимо Варух тоже молился Иегове об исцелении и решении неких личных проблем. И, наверное, не один раз молился. Но настал момент, и Господь сказал ему: Всё! Больше не проси! Будет тебе охрана души в бедственное для Израиля время… Но… ни исцеления, ни решения твоих проблем – не будет! Точка!
       Не думаю, что Варух ослушался прямого приказа!

       То есть ситуация была очень похожа на запрет молитв по исцелению апостолу Павлу.


       Вывод по этим двум случаям таков: Даже если ты не в чём не виноват перед Господом, молитва должна быть остановлена, если Господь даёт категорический отказ.

 


       А теперь рассмотрим ещё два случая, когда человек пытается при помощи молитвы отвести от себя наказание за определённое прегрешение.

 

       Первый случай с царём Давидом.


2Цар.12:7-22 «И сказал Нафан Давиду: ты – тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.

Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.

И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом.

И сказал Нафан Давиду: и Господь снял [с тебя] грех твой; ты не умрешь; но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. И пошел Нафан в дом свой.

И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле. И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.

На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.

Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб? И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне».


       Обратили ли вы внимание, что Давид постился и молился семь суток (. На седьмой день дитя умерло, Тогда Давид встал с земли ).
       И когда он понял, что Господь не простит его в этом случае и ребёнок умер – он сам прекратил молитву.
       И чётко объяснил своим слугам, почему дальнейшие молитвы и пост бессмысленны, и потому были им прекращены.


       И второй похожий случай с Моисеем.


Чис.20:7-13 «И сказал Господь Моисею, говоря: Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.

И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?

И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.

И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. Это вода Меривы, у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом, и Он явил им святость Свою».


       Я думаю, долго молился Моисей, чтобы Господь позволил ему войти в землю обетованную:

       Он пишет в Книге Втор.3:23-27:


«И молился я Господу в то время, говоря: Владыко Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан.

Но Господь гневался на меня за вас и не послушал меня, и сказал мне Господь: полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги и взгляни глазами твоими к морю и к северу, и к югу и к востоку, и посмотри глазами твоими, потому что ты не перейдешь за Иордан сей».


       Я долгие годы не мог понять, что же такого сделал Моисей преступного, за что Господь отказал своему верному служителю в его просьбе? И недавно понял. Помните слова Моисея и Аарона у вод Меривы?

«…послушайте, непокорные, разве НАМ из этой скалы извести для вас воду?»

      Понимаете? Это мы, два брата, Аарон и Моисей даём вам воду! 

       Ребята просто потеряли ориентировку при оценке собственного могущества. Ну, как же: «они» и воду в кровь превращали, и жаб, саранчу, мошек на Египет насылали…
«Они» устраивали тьму и присылали ангела смерти… «они»!

      Тут любой человек спятит от собственного величия!


      …а говоря фразу (Но Господь гневался на меня ЗА ВАС!) Мойша слегка слукавил. Думаю, что Бог наказывает человека за его личные проступки, а не за чужие!...

       А сказали бы Моисей и Аарон, как в действительности и было: Мы сейчас ударим этой палкой по скале и наш Великий и Всемогущий Господь даст вам воду! Не мы! А Он!
И вошли бы они благополучно в землю обетованную… а не остались бы в пустыне…

       Думаю, что от самых вод Меривы и до горы Аварим на протяжении сорока лет Моисей молился о прощении.

       Но вердикт свыше был неумолим: Полно тебе! Впредь не говори Мне более об этом!
       И молитвы закончились…

       Вывод из этих двух случаев такой: есть такие прегрешения о которых ты или сам понимаешь, что молится о прощении уже бессмысленно или об этом тебе прямо говорит Бог.
       И в случаях с апостолом Павлом и Варухом, и в случаях с Давидом и Моисеем – это были молитвы молящегося о собственных проблемах.


       Третий вид остановленной молитвы – это молитвы о чужих проблемах.


        Здесь мы вспомним молитву пророка Самуила о царе Сауле. По приказу Господа Самуил помазал Саула в цари. А когда тот провинился перед Богом и Бог решил лишить его царства, Самуил долго молил Господа о прощении Саула...

       Почему я думаю, что Самуил долго молился о Сауле? Посмотрим на это место Писания:


1Цар.16:1 «И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя».


       А поскольку Самуил был пророком, который постоянно общался с Богом, наверняка его печаль выливалась в молитвы, как это делает каждый из нас.
       Но Господь в этом стихе говорит ему: Заканчивай это бессмысленное дело! Вот тебе новый приказ!...


       Второй очень яркий пример остановленной молитвы за других – это разговор Авраама с ангелом:


Быт.18:22-33 «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.

Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за [недостатком] пяти Ты истребишь весь город?

Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.

[Авраам] продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок?

Он сказал: не сделаю [того] и ради сорока.

И сказал [Авраам]: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?

Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.

[Авраам] сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?

Он сказал: не истреблю ради двадцати. [Авраам] сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?

Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».


       Удивительный пример ходатайственной молитвы! Какая настойчивость! Какой напор! Какая дипломатичность! И всё это с предельным уважением… истинно еврейский подход…
       Но Господь остановил этот поток дипломатии, просто отключившись: Всё! Приём окончен!


       И наконец, третий пример остановленных молитв за других – молитвы пророка Иеремии об Израиле, которые Бог останавливает:


Иер.7:16 «Ты же не проси за этот народ и не возноси за них молитвы и прошения, и не ходатайствуй предо Мною, ибо Я не услышу тебя».


       Из этих слов Господа видно, что перед этим он слышал, и наверняка, очень часто молитвы Иеремии за свой народ. Но приходит время и Бог говорит ему: Всё! Хватит! Больше я эти молитвы вообще слушать не буду!

       И далее объясняет причины:


Иер.7:17-20 «Не видишь ли, что они делают в городах Иудеи и на улицах Иерусалима? Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба и совершать возлияния иным богам, чтобы огорчать Меня. Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?

Посему так говорит Господь Бог: вот, изливается гнев Мой и ярость Моя на место сие, на людей и на скот, и на дерева полевые и на плоды земли, и возгорится и не погаснет».


       Это, в частности является ответом на вопрос, почему Господь допускает мучения и даже смерть детей, стариков, женщин… Ответ прост: невиновных перед Богом на этой земле нет!


Рим.3:23 «…потому что все согрешили и лишены славы Божией»,
Еккл.7:20 «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»;
Пс.142:2 «…и не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих».


       Поэтому не слушайте сказки про невиновных стариков, женщин и детей, которые незаслуженно страдают: Таких на этой планете никогда не существовало, не существует и не будет существовать до самого конца!


Вывод из историй остановленных молитв Самуила, Авраама и Иеремии следующий: Когда Господь принял решение о наказании грешников, не подлежащее отмене, молитвенники должны закрыть рты!


       А теперь рассмотрим ещё одно ограничение на непрерывные молитвы, которые накладывает также Сам Господь.

      Читаем и Евангелия от Матфея:

Матф.6:7,8 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».

       И ярчайший пример вот этой самой долгой, но бессмысленной, молитвы язычников и короткой, но эффективной молитвы Божьего пророка мы находим в 3-ей Книге Царств:


3Цар.18:25-29 «И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха».


       А потом помолился кратенько Божий пророк:


3Цар.18:36-38 «Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их [к Тебе]». И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве».


       Есть в Книге Екклесиаста такие мудрые слова:


Еккл.5:1,2 «Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов».


       Понятно, что Господь видит насквозь глупость каждого из нас, но давайте стараться хотя бы внешне не выглядеть пред ним глупцами…


       Впрочем, вернёмся к Иисусу, сказавшему о бессмысленности и даже опасности многословия в молитве. Почему это было актуально тогда, впрочем, как и сейчас? Я нашёл очень толковое исследование этого вопроса в Комментариях Баркли. Послушайте некоторые из его соображений.

У иудеев был самый высокий из всех народов идеал молитвы; ни в одной религии ей не отводили такого значения, как в иудаизме.
"Сильна молитва, – говорили раввины, – сильнее, чем все добрые дела".
Прекрасна другая поговорка раввинов о молитве в кругу семьи: "Кто молится в доме своем, тот окружает его стенами, которые прочнее железа".
Раввины сожалели только о том, что невозможно молиться весь день.

Но в обычай молиться вкрались у иудеев определенные недостатки.
Здесь надо отметить, что эти недостатки вовсе не свойственны только для иудейского представления о молитве; они могут иметь место везде, но они могли возникнуть лишь в обществе, где к молитве относились очень серьезно.
Эти недостатки вовсе не проистекают от небрежности или пренебрежения; они проистекают от неправильно понятой набожности.

Молитва в иудейском сообществе все больше и больше в те времена принимала формальный характер. Иудеям были предписаны для моления ежедневно две обязательные молитвы:
Во-первых, Шема, которая состоит из трех отрывков из Писания: Втор. 6,4-9; 11,13-21; Числ. 15,37-41.
Шема – это повелительное наклонение древнееврейского глагола со значением слушать и она получила свое название от стиха, который и являлся сутью и центральным пунктом всего: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть".
Каждый иудей должен был каждое утро, в середине дня и каждый вечер читать всю молитву.
Прочитать ее нужно было как можно раньше, когда было достаточно светло, чтобы отличить голубой цвет от белого (вот такое интересное цветовое указание! Откуда оно взялось – я не знаю! Не нашёл объяснения). Но в любом случае, ты должен был прочитать эту молитву до третьего часа, то есть до 9 часов утра, и до 9 часов вечера.
Когда наступал последний момент, когда еще можно было прочитать Шему, где бы человек ни находился – дома, на улице, за работой, в синагоге – он должен был остановиться и произнести ее.
Многие любили Шему и повторяли ее с чувством благоговения, восхищения и любви, но еще больше людей быстро и невразумительно бормотали её и бежали дальше по своим делам,..
…и Шема у большинства верующих превращалась в бессмысленное повторение, наподобие магической формулы и заклинания.

Нам не стоит особенно порицать этих иудеев, поскольку, например, наше бормотание молитвы перед едой зачастую не намного отличается от бормотания Шемы.

Кроме того, каждый иудей должен был обязательно, так же как Шему, прочитать вторую молитву: Шемонех есрех, что значит «восемнадцать».
Она состояла из восемнадцати молитв и составляла, да составляет еще и нынче, важную часть службы в синагогах.
Со временем число молитв увеличилось до девятнадцати, но название осталось прежним.
Молитвы эти великолепны и по закону иудеи должны были читать их три раза в день: утром, в полдень и вечером.
И здесь случилось то же самое: благочестивый иудей читал их с любовью и с набожностью, а для очень-очень многих это собрание прекрасных молитв стало формальным бормотанием.

Было составлено своего рода резюме, скоростной вариант молитвы Шемонех есрех, которую человек мог прочитать, если у него не было времени, или если он не мог запомнить и повторить все восемнадцать молитв. Повторение Шимонех есрех стало ни чем иным, как суеверным заклинанием и магической формулой.

Вы знаете, что и в христианских церквях есть молитвы, которые читаются на каждом Богослужении: Отче наш, Благодать Господа, Благословение Авраама…
И надо приложить поистине титанические усилия, чтобы эти молитвы каждый, подчёркиваю, каждый раз проговаривать осмысленно, и обращаясь сердцем к Богу!

Кроме того, у иудеев тогда, как и сейчас имелись готовые молитвы на все случаи жизни.
Едва ли было в жизни такое событие или обстоятельство, на которые не было бы готовой молитвы:

  • молитвы перед каждой едой 
  • и после каждой еды; 
  • молитвы, касающиеся света, 
  • огня,
  • молнии; 
  • при зрелище молодого месяца или комет; 
  • по случаю дождя или бури; 
  • при виде моря, 
  • озер, 
  • рек; 
  • при получении хороших новостей;
  • по случаю приобретения новой мебели; 
  • при входе в город 
  • или при выходе из него. 

На каждый случай имелась молитва.
За этим изначально стояло искреннее стремление привести в присутствие Бога все аспекты жизни.

Но именно потому, что молитвы были так точно предписаны и разработаны, вся система имела тенденцию к формализации и возникала опасность, что молитвы будут срываться с языка без всякого смысла.

И у многих людей появилась привычка «на автомате» бойко прочитать нужную молитву в нужное время.
Великие раввины знали это и пытались предостерегать против этого.
"Если человек, – говорили они, – читает молитву так, будто ему нужно выполнить поставленное ему задание, то это вовсе не молитва".
Другой говорил: "Не смотрите на молитву как на формальную обязанность, а смотрите, как на акт смирения, чтобы тем самым обрести Его милость".

И, как мы знаем, в некоторых христианских деноминациях есть также молитвы на все случаи жизни.

И когда я случайно в метро слышу фразу: Я заказала сорок молитв «Достойно есмь» и пятьдесят «Богородица, Дева, радуйся», и это обошлось мне всего 200 грн… я не так уж критично смотрю на список молитв иудеев…

Более того, у набожного иудея были твердо установленные часы молитвы.
Это были третий, шестой и девятый час, то есть в 9 часов утра, 12 часов и в 3 часа пополудни.
Где бы человек в это время ни находился, он должен был молиться.
Конечно, он мог действительно вспоминать Бога, а мог и выполнять обычную формальность.

Таковы же обычаи у современных мусульман – пять раз в день на намаз – заученная до автоматизма сура из карана… и… Оп! Ты – уже правоверный мусульманин! И никаких к тебе претензий со стороны аллаха.

Прекрасно, когда человек три раза вспоминает Бога, но существует опасность, что это сведется к тому, что он будет лишь быстро бормотать свою молитву, вовсе не думая о Нём!
Также существовала тенденция связывать молитвы с определенными местами, в особенности с синагогой.

Вне всякого сомнения есть такие места, где Бог кажется (увы, только кажется!) особенно близким, но некоторые раввины доходили до того, что всерьёз утверждали, что молитва имеет нужное воздействие лишь в том случае, если она произнесена в иерусалимском Храме или в синагоге, и потому вошло в привычку ходить в Храм в часы молитвы.
В первые дни христианской Церкви даже ученики Иисуса мыслили в этих же категориях, потому что мы читаем, что Петр и Иоанн шли вместе в Храм в час молитвы девятый (Деян. 3,1).
В этом была опасность, что человек станет думать, что Бог связан с определенными святыми местами, и что он забудет о том, что весь мир является Храмом Божиим.

Самые мудрые из раввинов видели эту опасность. Они говорили:
"Бог говорит Израилю: "Молись в синагоге своего города; если не можешь – молись в поле; если не можешь – молись в своем доме; если не можешь – молись в своей постели; если не можешь – беседуй со своим сердцем на своей постели, и молчи".
Класс!

Опасность любой системы заключается не в самой системе, а в людях, применяющих ее.
Человек может обратить любую систему молитвы в инструмент набожности или в формальность, которую нужно четко и не задумываясь выполнить. И всё! Никакой настоящей веры у него больше нет!

Кроме того у набожных иудеев была очевидная склонность к длинным молитвам, которая, однако, тоже свойственна не только иудеям.
В Шотландии в восемнадцатом веке, длительность богослужения отождествлялась с набожностью. Об этом писали многие проповедники.
Читали целый час Писание, потом еще целый час проповедь.
Личные же молитвы были непременно длинными и импровизированными.
Действенность молитвы оценивалась рвением и плавностью речи, и не менее – ее пылкостью и длиной.
Раввин Леви сказал когда-то: "Кто долго молится, тот будет услышан".
И еще у иудеев была поговорка: "Когда справедливые долго молятся, им внемлют".

Существовало представление, что, если человек достаточно долго стучится в дверь Бога, Бог ответит ему; что Бога можно уговорить быть снисходительным.

Самые мудрые из раввинов видели и эту опасность. Один из них говорил:
"Нельзя растягивать восхваление Всевышнего, ибо в Псалтири сказано: "Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?" (Пс. 105,2) Только тот, кто может сделать это, может затянуть свое восхваление и произнести его – но этого не может сделать никто!"
И ещё один из раввинов сказал: "Лучшее поклонение – хранить молчание".

Нетрудно спутать многословие с набожностью, а плавность речи с молитвою, и многие иудеи впадали в эту ошибку.

Да и в христианстве существуют братья и сёстры, которые как начинают молитву «В начале сотворил Бог небо и землю…», а заканчивают последними стихами «Откровения»…
С одной стороны, и останавливать таких неудобно (всё-таки молится человек), а с другой, нет да мелькнёт иногда мыслишка – уж больно похож этот тип молитвы на тот, о котором с огорчением вспоминал Иисус, о многословии в ошибочном желании быть услышанным!

Существовали, конечно, и другие формы повтора, которыми иудеи, как и все восточные народы, любили пользоваться.
У восточных народов была привычка гипнотизировать себя бесконечным повтором какой-то фразы или даже только одного слова.
в Деян. 19,34 читаем, что ефесская толпа в течение двух часов кричала: "Велика Артемида Ефесская!"

Уже на втором часу крика, я думаю, большая часть из них была твёрдо уверена, что она действительно чрезвычайно велика…
Ну, и где эта «великая» богиня теперь? Сдулась, как и всякий надутый глупостью человеческой пузырь!

Мусульманские дервиши могут часами подряд повторять священный слог «хи», кружась на месте, пока не приведут себя в экстаз и, наконец, не упадут без сил и сознания.
Тоже самое делали иудеи с молитвой Шема.
Это была своего рода замена молитвы самогипнозом.

Такое существовало и в христианстве. Мы когда-то вспоминали о больших мастерах молитвы, умудрявшихся на дикой скорости десятки тысяч раз в день повторять фразу (не могу назвать это молитвой!) «Господи, прости меня, грешного!»

Но были и другие случаи, когда иудеи использовали во время молитвы повторы. Имели место попытки нагромождать в обращении молящегося к Богу всевозможные титулы и прилагательные. Одна знаменитая молитва начинается так:
"Свято, благословенно, и прославленно, превознесено, превозвеличено и высокочтимо, восхваляемо и возносимо будь имя Всевышнего".
Есть одна иудейская молитва, которая начинается шестнадцатью прилагательными к имени Бога.

Иудеи были, можно сказать, заражены словами.
Один из учителей сказал: «Когда человек больше думает не о том, о чем он молится, а о том, как он молится, его молитва умирает у него на устах».

И, наконец, Иисус отмечает и порицает в иудеях то, что они молятся для того, чтобы их видели люди.
Иудейская система молитвы очень способствовала такой показухе.
Иудеи молились стоя, с вытянутыми вверх руками, склонив вперед голову.
Молитвы надо было прочитать в 9 утра, 12 часов и 3 часа пополудни, где бы человек в это время ни находился, и человек мог вполне рассчитать так (а как вы понимаете, уж евреи-то считать умели!), чтобы оказываться в это время на оживленном перекрестке, или на переполненной людьми площади, чтобы весь мир мог видеть, как набожно он молится.

Человеку было легко остановиться на верхней ступени у входа в синагогу и там долго и демонстративно молиться, чтобы все люди могли восхищаться его исключительной набожностью;
Ему было легко разыграть сцену молитвы, которую мог видеть весь мир.

Мудрейшие из иудейских раввинов ясно видели эту тенденцию и безоговорочно осуждали ее.
Они говорили: "Лицемерный человек накликает гнев на землю и молитва его не будет услышана".
И ещё: "Четыре типа людей не узрят лица славы Божьей: насмешники, лгуны, клеветники и лицемеры".
Раввины говорили, что человек вообще может молиться лишь тогда, когда сердце его настроено к молитве.
Но сама вся иудейская система молитвы тяготела, увы, именно к показному, если в сердце человека была гордыня.
И это прекрасно понимал Иисус. И потому всю свою земную жизнь боролся именно с показной религиозностью! С лицемерием, синонимом которого стало фарисейство!

 

Заключение

 

       Так как же совместить призывы и Христа и апостолов непрестанно молится с предостережением от многословия в молитвах и от молитв, останавливаемых самим Господом или через прямой запрет или через жизненные обстоятельства?

       Я вижу только один вариант, не противоречащий этим трём принципам, который укладывается в четыре пункта:
       Молись всю свою жизнь Господу от момента твоего духовного рождения, до мига твоего перехода в вечность каждый день. И в этом будет заключена непрестанность твоей молитвы.
       Но пусть каждая из твоих ежедневных молив, в какой бы час дня или ночи, в каком бы месте, по какому бы поводу ты её не произносил, не будет многословна.

       И исключи из твоего молитвенного списка молитвы, в ответ на которые Бог тебе сказал – остановись!

       А чтобы не ошибиться в «проталкивании» наших молитвенных просьб, если мы не знаем пока – одобрены они Богом или нет, давайте не забывать добавлять в конце каждой нашей молитвы слова, обращённые к Господу: «Но не моя, а Твоя воля да будет!»

       Как это делал Иисус на молитве в Гефсеманском саду…


Ибо нет в молитвах лучшего примера для подражания!

 

Аминь

 

Проповедник: брат А.