Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- Воспитание бесстрашия
Воспитание бесстрашия
Цель: объяснить церкви, что такое бесстрашие, как стать бесстрашным.
Пятеро бесстрашных
Несколько недель назад мы рассуждали о страхе.
Обидно, что некоторые проповеди мы не имеем возможности записывать. Пересматривать такие вещи – весьма полезно.
Я хочу подойти к понятию страха с противоположной стороны.
Сегодня мы поговорим о бесстрашии.
А точнее: сегодняшнее размышление будет о воспитании в христианине бесстрашия.
Что такое бесстрашие, растолковывать не нужно – это храбрость, отсутствие страха у человека.
Для начала давайте определим, у каких именно категорий людей отсутствует чувство страха?
Во-первых, это люди, у которых по разным причинам отключено сознание
Каждый из нас читал или слышал, что лунатики совершенно не боятся высоты и пройти там, где они прошли с отключённым сознанием в состоянии сомнамбулизма, человек в большинстве случаев ни за что не сможет в состоянии бодрствования…
И в состоянии комы чувство страха напрочь отсутствует. Мы иногда видим в кино, как на находящегося в коме человека убийца направляет пистолет, а тот на это никак не реагирует. И если бы не мужественный главный герой фильма, бросающийся на помощь, то несчастный «комик» (человек, пребывающий в коме!), был бы определённо убит…
Итак, бесстрашны люди – с отключённым сознанием!
Вторая категория бесстрашных – люди с повреждённым разумом.
Это определённые категории психических больных с так называемым сумеречным повреждением сознания, которое бывает при некоторых психических заболеваниях.
И хотя основная масса психических расстройств сопровождается, как правило, как раз страхом. Существуют и больные с обратным симптомом – совершеннейшего пренебрежения опасностью…
Третья категория бесстрашных людей: это люди, которые способны сами себя взвинчивать до состояния «совершеннейшей безбашенности»...
....или же которые приходят в такое состояние в определённых обстоятельствах (например, в моменты наивысшей опасности)…
Хочу признаться, что я несколько раз в жизни проходил через подобное состояние, когда в минуты опасности я, совершенно не задумываясь о последствиях, шёл на обострении ситуации с противниками определённо более сильными, чем я (один раз это было в Боснии. Я как-то рассказывал эту историю церкви)
Один раз на трассе у границы, когда нашу машину пытались остановить бандиты… Ну, и пару раз в Крыму… В общем, было: глаза бешенные, в горле клокочет, руки трясутся… Короче – псих! Но надо сказать, что во всех случаях это очень отрезвляющее действовало на нападавших! Жертвовать здоровьем, а тем более жизнью мне, слава Богу, не пришлось! Мои противники во всех случаях быстренько сворачивались, не желая связываться с сумасшедшим, и ретировались!
Вообще, нечто подобное, но, конечно, совершенно на другой основе, из истории человечества известно.
Достаточно часто в среде норманнов (викингов) встречались так называемые берсерки – люди, которые во время боя совершенно зверели и могли пойти с мечём на сотню противников и перебить их всех.
Но надо понимать, что за их безумием, в отличие от моего, стояли годы тренировок в военном искусстве, навыки от которых впитывались в подсознание и действовали на уровне автоматизма.
То есть это были не просто безумцы, хаотично размахивающие мечом, а мастера боя высочайшего класса, сила которых умножалась на совершеннейшее презрение к смерти и дикий вид, который просто сметал с дорог и их противников!
Моя же смелость была легкомыслием чистой воды, поскольку драться, а тем более воевать я совершенно не умел!
Четвёртый вид бесстрашных людей – это люди одурманенные наркотиками или алкоголем.
Пословица «пьяному море по колено» работает для определённой категории людей. И человек в пьяном виде может совершенно потерять чувство опасности: полезть в море, не умея плавать, выйти на автотрассу перед мчащейся машиной, прыгнуть с крыши дома…
И наконец, пятый вид бесстрашных людей – это люди, которые знают, верят или чувствуют своё подавляющее преимущество перед опасностью...
...и потому бестрепетно идут ей навстречу.
Один из известных библейских примеров: бесстрашие Давида перед Голиафом, который мы подробно и с разных сторон сегодня рассмотрим.
И именно на этом виде бесстрашия мы сегодня и сосредоточимся.
Поскольку понятно, что бесстрашие в состоянии комы или лунатизма, бесстрашие психически больного человека, бесстрашие пьяницы или берсерка – это отчасти болезни, а отчасти повреждение психики…
Нас же интересует: возможно ли и как именно стать бесстрашным обыкновенному человеку, каковыми (я очень надеюсь?) и являются большинство присутствующих.
Когда необходимо бесстрашие?
Но начнём мы с того, что определим, а в каких, собственно, обстоятельствах от человека требуется быть бесстрашным.
Ответ лежит на поверхности: бесстрашие необходимо в случаях, когда нам или нашим близким грозит опасность.
Все виды опасности для человека можно свести к трём категориям
- Опасность для жизни (физической или вечной);
- Опасность для здоровья (физического или духовного);
- Опасность для благосостояния. Об этом чуть подробнее…
В понятие благосостояния входят как материальные блага:
- Земля
- Дом
- Финансы
- …любое другое имущество
В понятие благосостояние можно включить и нематериальные блага:
- Свобода
- Права
- Безопасность
- …любые другие социальные и духовные блага
А теперь уточним, от кого или от чего может исходить опасность
Она может исходить от людей (отдельных личностей или групп):
- Это могут быть личные явные или тайные враги
- Мы сами себе можем быть врагами, поступая неблагоразумно или преступно
- Опасность может исходить от определённых организаций или человеческих сообществ
Опасность может исходить от природы:
- Пожары
- Землетрясения
- Наводнения
- Наши физические тела могут быть источником опасности (неосторожные движения, болезни и т.п.)
Опасность может грозить из духовного мира – наш духовный враг нам известен.
И наконец, последнее в оценке опасностей: каким именно образом обычно противостоят опасностям
Первое: Можно уничтожить источник опасности.
Пример: уже упомянутый сегодня бой между Давидом и Голиафом:
Второе: можно убежать от опасности или это можно назвать более мягко: уклонится от опасности
Вспомним бегство пророка Илии от угроз Иезавели.
3Цар.19:1-3 «И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что [сделано] с душою каждого из них.
Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее...»
Но… может сказать мне внимательный слушатель: мы же изучаем бесстрашие. Как это можно бесстрашно убегать?
Иногда можно! Например: чтобы убежать от областеначальника Дамаска апостол Павел спустился по городской стене в корзине.
Не ахти какой подвиг, но определённое бесстрашие необходимо (городская стена Дамаска (на картинке остатки городских ворот и стены) была высотой от 10-ти до 20-ти метров (т.е. 3-х - 6-ти этажный дом) При падении (не дай Бог!) – костей не соберёшь!
Современный пример: только ленивый не «оттоптался» на «бесстрашном» отступлении из дебальцевского котла.
Но с другой стороны, чтобы под постоянным обстрелом вырваться из окружения, тоже смелость нужна? Не правда ли?!
И наконец, третий способ противостоянии опасности: сдаться
Да-да! Сдаться, поступившись частью благосостояния (свободой, правами, имуществом) чтобы сохранить более дорогие – здоровье и жизнь!
Но здесь при чём бесстрашие-то? Отнюдь, дорогие мои, иногда и для того, чтобы сдаться – нужна смелость!
Библейский пример (диалог пророка Иеремии и царя Седекии):
Иер.38:17-20 «Тогда Иеремия сказал Седекии: так говорит Господь Бог Саваоф, Бог Израилев: если ты выйдешь к князьям царя Вавилонского, то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем, и ты будешь жив, и дом твой; а если не выйдешь к князьям царя Вавилонского, то этот город будет предан в руки Халдеев, и они сожгут его огнем, и ты не избежишь от рук их.
И сказал царь Седекия Иеремии: я боюсь Иудеев, которые перешли к Халдеям, чтобы [Халдеи] не предали меня в руки их, и чтобы те не надругались надо мною.
И сказал Иеремия: не предадут; послушай гласа Господа в том, что я говорю тебе, и хорошо тебе будет, и жива будет душа твоя».
Седекия оказался трусом – не сдался халдеям и результат был плачевный:
Иер.39:6-8 «И заколол царь Вавилонский сыновей Седекии в Ривле перед его глазами, и всех вельмож Иудейских заколол царь Вавилонский; а Седекии выколол глаза и заковал его в оковы, чтобы отвести его в Вавилон.
Дом царя и дома народа сожгли Халдеи огнем, и стены Иерусалима разрушили».
За неверие Богу и страх перед пленом заплачено пленом, слепотой, полным разрушением города и выселением всего народа в Вавилон…
Ещё пример: Новый Завет: Гефсиманский сад… Иисус сдаётся страже, пришедшей его арестовать:
Иоан.18:7-9 «Опять спросил их: кого ищете?
Они сказали: Иисуса Назорея.
Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого».
Сдаться Самому, чтобы спасти других – и скажите, что для этого не нужно бесстрашие!
Итак, начав рассуждение о бесстрашии, мы определили, что бесстрашными могут быть…
- Люди с отключённым сознанием
- Безумцы
- Люди, действующие в состоянии аффекта
- Находящиеся под действием наркотиков
- Люди, имеющие значительное преимущество по сравнению с врагом
И ещё раз повторю, что именно осмысленное бесстрашие человека, обладающего значительными преимуществами по сравнению с врагом, несущим опасность, мы и будем сегодня изучать!
Назовём этот вид бесстрашия для краткости – бесстрашием превосходства!
Мы нашли три вида опасностей:
- Опасность для жизни
- Опасность для здоровья
- Опасность для благосостояния
Мы поняли, что опасность может грозить:
- От людей
- От природы
- Из духовного мира
Противостоять опасностям можно:
- Уничтожив её источник
- Убежав от неё
- Сдавшись ей
Бесстрашие превосходства
А теперь, наконец, обратимся непосредственно к бесстрашию. А именно, к бесстрашию превосходства.
И, перво-наперво, давайте попробуем перечислить причины, которые могут сделать нас бесстрашными перед лицом опасности:
И начнём мы с самого главного, что может сделать человека бесстрашным – с веры в Бога!
Когда человек не просто называется христианином, а знает Истину и живёт в соответствии с ней – он просто не может уложить в свой разум мысль, что можно чего-нибудь или кого-нибудь боятся в этой жизни, кроме Бога!
Ведь нам известно высказывание Иисуса Христа об опасностях этого мира:
Матф.10:28 «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».
Бога, Бога нужно бояться! А больше никого и ничего!
Он сам пообещал:
Евр.13:5,6. «Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
Постоянная, везде и на протяжении всей земной жизни защита Того, Кто создал эту вселенную и контролирует каждый атом её ежесекундно, гарантирована нам его Словом:
Ис.43:1-3 «… не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой.
Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.
Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой!».
И тот, кто верит в Бога, любит Бога, послушен Богу, убеждается в этом каждый день на практике всем, что происходит в его жизни!
И последняя цитата:
Пс.22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной…»
А теперь пару примеров:
Пример из Писания – история Гидеона в четырёх стихах:
Суд.7:7 «И сказал Господь Гедеону: тремястами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место».
Суд.7:12 «Мадианитяне же и Амаликитяне и все жители востока расположились на долине в таком множестве, как саранча; верблюдам их не было числа, много было их, как песку на берегу моря».
Суд.7:16 «И разделил триста человек на три отряда и дал в руки всем им трубы и пустые кувшины и в кувшины светильники».
Суд.7:21 «И стоял всякий на своем месте вокруг стана; и стали бегать во всем стане, и кричали, и обратились в бегство».
Фактически никакой битвы не было!
Было слово от Бога, вера в Бога, кувшины и светильники, паника и… Всё! Победа!
Пример из моей жизни. Я когда-то рассказывал церкви, как мне некий человек позвонил из Крыма и сказал, что он послал бандитов в Киев с поручением схватить меня, скрутить, бросить в багажник авто и привести к нему на расправу.
Я очень-очень-очень горячо помолился, можете мне поверить! И на следующий день этот человек перезвонил с извинениями и с уверениями, что он против меня ничего не имеет.
В чём я, кстати, лично убедился, встретившись с ним в Симферополе через много лет!
Вывод: проверено мной лично на собственном опыте:
«Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». (Прит.16:7)
Подпись и печать небесной канцелярии!
Итак, первое качество, которое может сделать нас бесстрашными – вера в Бога.
Второе, что может увеличить наше бесстрашие – привычка к опасности, постоянная боевая готовность.
Всем известно, что солдат, участвовавший в боевых операциях, ведёт себя на поле боя намного увереннее новобранца: он знает, откуда может придти беда и как этой беды избежать; он знает, когда можно безопасно стоять во весь рост, а когда лучше не высовываться… он это всё испытал в предыдущих боях и знает из собственного опыта, что на войне ни в коем случае нельзя расслабляться…
Опытный воин и в атаку бестрепетно подымется и в рукопашную, не боясь бросится, потому что он уже всё это проходил неоднократно!
Мы очень много говорим о том, что мы – в армии Христа, что мы на духовной войне, что враг наш – рычит и хочет кушать…
А теперь, давайте честно дадим сами себе отчёт: а так ли это? А ощущаем ли мы себя на постоянно идущей войне? А работает ли в нас день и ночь та самая привычка к опасности, которая сберегает жизни многих опытных воинов и является одной из причин их бесстрашия?
Послушайте! Мы называем наше время - временем благодати? Так вот, нет страшнее времени для верующего, чем время благодати.
Пустеющие церкви, постоянные падения казалось бы вчера ещё наиболее верных, грех, возводимый в государственную политику, вражда между так называемыми христианскими странами…
Я вам прочту описание времени благодати, сделанное три с половиной тысячи лет тому назад:
Втор.32:13-15 «Он (Господь) вознес его (Израиля) на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы, маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов Васанских и козлов, и тучною пшеницею, и ты пил вино, кровь виноградных ягод.
И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего».
Весь наш мир усеян маленькими сладенькими кусочками, каждый из которых нанизан на крючочек, а тот в свою очередь привязан к леске, а другой конец лески крепко держит, как говорится в известном фильм «сами знаете кто»…
И мы, потерявшие привычку к постоянной опасности, хватаем по глупости эти кусочки:
Соврал? Так я же чуть-чуть соврал! Ну, преувеличил то, что мне нравится и приуменьшил то, что мне не нравится! Подумаешь!
Глупец! Ты уже попался! Потому что, посчитав малую ложь позволенной, ты почти стопроцентно, через некоторое время будешь оправдывать и большую ложь… нисколько не смущаясь!
Любая ежедневная и, казалось бы, обычная мелочь, может оказаться с маленьким крючочком внутри, который в итоге может стоить нам вечной жизни…
Давайте не забывать, что мы на войне и находится в постоянной боевой готовности ежесекундно, тогда любую проблему мы встретим бесстрашно и во всеоружии…
Третье, что делает нас бесстрашными - уверенность в своих силах
Когда у христианина есть твёрдая вера в Бога и приличный боевой опыт в духовных битвах, у него появляется ещё одно основание для укрепления бесстрашия – уверенность в своих силах…
Об этом же говорит и Давид:
Пс.25:1 «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь».
Так как он имел опыт хождения в непорочности и верил в Бога, он так же уверен, что и далее не поколеблется.
И в качестве примера уверенности в своих силах может послужить тот же Давид. Почитаем диалог с Саулом перед поединком с Голиафом:
1Цар.17:33-36 «И сказал Саул Давиду: не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей.
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого».
У Давида была уверенность в победе над великаном Голиафом не только потому, что он полагался на Бога (это, конечно, главное!), но (да простит меня Голиаф!) и потому, что Давид уже побеждал животных намного сильнее себя и потому и в этом случае был совершенно уверен в своих силах!
В наших боях с грехом уверенность в победе нам придадут, в том числе, и наш боевой опыт, наши предыдущие победы в сходных ситуациях, дающие уверенность в собственных силах противостать опасности и сейчас!
Действительно! Если мне и раз, и два, и три раза удалось победить в себе ну, я не знаю, желание украсть в супермаркете булочку с маком… То в четвёртый раз, как вы понимаете, я совершенно уже уверен в своих силах противостать этому непреодолимому желанию! И булочка останется в витрине и я на кассе не попадусь за воровство...
Вывод: Надо обращать внимание и запоминать собственный успешный опыт противостояния опасностям в своей жизни.
Это даст силы и в дальнейшем бесстрашно встречать подобные опасности и верить, что ты сможешь их победить!
И наконец, последнее, что придаёт нам бесстрашие в противостоянии опасностям – знания, как нужно действовать в опасных ситуациях.
Напомню, три способа действия в опасных ситуациях:
- Уничтожить источник опасности;
- Убежать от опасности или, помягче, уклонится от неё;
- Сдаться, пожертвовав менее важным для сохранения более важного.
Откуда могут взяться эти знания? Есть два основных источника знаний:
Теория:
- Это, прежде всего Библия;
- И второе, это переданные устно или письменно знания и опыт других людей в противостоянию опасностям (проповеди в церкви и свидетельства братьев и сестёр).
И второй источник знаний: личный опыт, который мы уже сегодня вспоминали.
А потому обратимся к теории:
Что особенно важно здесь отметить: если вы будете иметь дома все возможные переводы Библии и сотни томов толкований. А также сотни книг различных теологов и богословов…
Если вы не будете их изучать – толку от них никакого!
Но самое печальное в том, что даже если вы будете скрупулёзно изучать все эти книги, но не будете применять их в своей практической христианской жизни – пользы для воспитания вашего бесстрашного отношения к опасностям не будет вообще!
Итак, для успешной победы над опасностями нашей жизни, надо применять на практике получаемые нами знания о способах противостояния злу…
Ну, и чтобы не быть голословным, хочу обсудить с вами несколько типичных ошибок, которые подкапываются под воспитание из нас бесстрашных духовных бойцов.
Первая ошибка – неправильное определение точки, откуда исходит для нас опасность.
Пример:
Мы многократно слышали стенания о том, что в церкви мало любви. Мало того, одна из типичнейших причин ухода верующего из церкви, что здесь к нему недостаточно внимательны.
Нас здесь не любят! – знакомая фраза.
В чём здесь ошибка? А ошибка в том, что человек определяет точку, откуда исходит для него неприятность - неверно! Он её ищет вне себя, а она внутри него!
Вы знакомы с такой Заповедью Христа: Пусть ближние меня возлюбят?!
Ребята! Такая заповедь существует только в вашем воображении!
Есть заповедь: возлюби ближнего своего!
А переворачивание её наоборот – называется ересью и влечёт за собой некоторые санкции: читайте 18-тый и 19-тый стихи 22-ой главы книги Откровений.
Рецепт прост: хочешь, чтобы тебя любили и были к тебе внимательны – люби других и будь к другим внимателен.
И тогда в твоей жизни сработает другой закон: что посеешь, то и пожнёшь! И ты получишь то, к чему стремишься – любовь и внимание! Всё, казалось бы, просто! Но сколько на этой простоте народу погибло – не перечесть!
Вторая типичная ошибка – опасность принятия одного за другое. Что я имею в виду?
Сколько раз мы слышали: в церкви – скучно! Всё что здесь говорят, я сто раз слышал! Уйду я в более весёлую церковь!
Товарищи путают церковь с цирком! Понятно – три буквы в слове совпадают, так почему же мне не весело?!
Предназначение церкви, вообще-то, духовное питание, а не духовное развлечение!
Что бы вам сказала жена, если бы после тарелки борща за обедом, вы выставили ей претензию: почему это после твоего борща мне не весело?
Минимум, что она бы сделала: покрутила пальцем у виска! Но жёны бывают разные! Есть такие, что могут и кастрюлю с борщом на голову надеть! То-то весело будет!
А потому, прежде чем замахиваться на опасность, или уклонятся от опасности нужно правильно понимать, откуда опасность исходит и в чём она состоит?
А теперь рассмотрим очень опасное желание уничтожить источник грозящей нам опасности.
Почему опасное? Вы сейчас поймёте, после того, как я прочту четыре места Писания:
2Кор.13:5 «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».
Гал.6:4 «Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом…»
Плач.3:39,40 «Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои. Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу».
Иак.1:14 «…но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью…»
Понимаете в чём дело: в абсолютном большинстве случаев возникновения в нашей жизни всевозможных опасностей их основной источник по утрам смотрит на нас из зеркала!
Подожди, может сказать мне тот, кто внимательно слушал сегодня: а другие люди, а природа, а сатана, наконец! Ты же перечислял их сегодня, как источники опасности? Нет?!
Да! Только решения идти на поводу у людей и у сатаны – принимаешь ты лично! И отвечаешь за это ты лично перед Богом!
Иак.4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
И в отношении людей призывающих нас согрешить и тем подвергающих нас опасности:
Исх.23:1-3 «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды.
Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды; и бедному не потворствуй в тяжбе его».
Бесстрашно говори и людям и сатане «Нет!» и ты избежишь многих опасностей…
И даже во время стихийных бедствий мудрый человек с Божьей помощью в большинстве случаев избегает опасности!
Не читали ли вы:
Прит.27:12 «Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед [и] наказываются».
С этой кафедры говорится очень многое для того, чтобы слушающие были благоразумны и бесстрашны в противостоянии злу!
А потому бесстрашно уничтожать, полезнее всего, собственную глупость и греховность, которые и являются самыми главными опасностями в нашей жизни!
И не жалейте в этой битве себя, любимого! Ему же (любимому) лучше в итоге и будет!
Второй и самый популярный способ борьбы с опасностями, также, как мы видели, требующий бесстрашия, уклонения от опасностей:
Под ним самое прочное Библейское основание:
Пс.33:14, 15 «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним».
1Пет.3:10-13 «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их,
но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?»
1Фесс.5:15 «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем».
Коротенькая история в связи с этим:
Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор выкинул, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его! Ща мы его проясним, какой он хороший?!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:
— Кто чем богат, тот тем и делится!
Представляете, каким себя увидел сосед скандалист?
Приблизительно так:
Рим.12:20 «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья».
Ну и конечно, Христос:
Матф.5:44-48 « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Не идти на конфронтацию, а гасить конфронтацию собственной добротой – вот пример истинного бесстрашия!
И на закуску самое неприятное: сдаваться или не сдаваться перед опасностью? И требует ли такая капитуляция бесстрашие?!
Давайте без теоретических рассуждений. Библейская известная ситуация – счетовод Давид:
1Пар.21:5-14 «И подал Иоав Давиду список народной переписи, и было всех Израильтян тысяча тысяч, и сто тысяч мужей, обнажающих меч, и Иудеев - четыреста семьдесят тысяч, обнажающих меч.
А левитов и Вениаминян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву.
И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля.
И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно.
И говорил Господь Гаду, прозорливцу Давидову, и сказал: пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] Я предлагаю тебе, избери себе одно из них, - и Я пошлю его на тебя.
И пришел Гад к Давиду и сказал ему: так говорит Господь: избирай себе: или три года - голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать [до тебя]; или три дня - меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий во всех пределах Израиля.
Итак, рассмотри, что мне отвечать Пославшему меня с словом.
И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие.
И послал Господь язву на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек».
Мы сейчас не будем обсуждать правоту Бога в назначении столь сурового наказания за перепись (Кому интересно смотрите Исход и Второзаконие)
Интересно другое, почему Давид при явной опасности: голод, война или эпидемия, не предпринял никаких шагов, чтобы этой опасности противостать?
- Голод? Закупим пшеницу у Моавитян!
- Война? Проведём сей час полную мобилизацию, поставим всех мужчин под ружьё (то есть «под копьё!»)
- Эпидемия? Сделаем всем прививки, пригласим халдейских врачей!
Не-а! Он сложил лапки и принял то наказание, которое выбрал сам Бог! Мало не было – 70 тысяч трупов!!!
А не выступил он бесстрашно против опасности потому, что понимал, что опасность пришла в результате его собственной глупости и гордыни! Получите и распишитесь!
Говорить дальше, в каком случае надо сдаться перед опасностью?
Истинное бесстрашие состоит здесь в том, чтобы признать свой грех и принять наказание от Бога. Послушайте бесстрашные слова человека верующего в Бога:
2Цар.24:10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ.
И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я».
Иными словами, Давид попросил у Бога: прости меня, дурака несчастного, за грех мой!
И вот это - смелость! Царь избранного народа, человек по сердцу Бога, автор сотен псалмов, сладкоголосый певец Израилев, человек бесконечно популярный в своей стране…
Я вспоминаю говоря об этом, сколько всегда возмущений, криков, слёз, скандалов, если, не дай Бог, церковный совет назначает смешное, вообще, то наказание за грех…
Ужас! Меня! Меня поставили на замечание! Как же я жить то буду?
А не дай Бог, на отлучение!!!
Послушайте себя и почитайте историю Давида:
- Вы хотя бы три дня голодали?!
- За вами хотя бы месяц бандиты гонялись?!
- У вас тётя с дядей умерли?!!!
- Так какого…?
А голову нагнуть вы не хотите попробовать? Сдаться, поднять руки и сказать: да! Я виноват!
Попробуйте! Нет лучше способа воспитания бесстрашия, как сдаться и принять наказание…
А не бегать из церкви в церковь в тщетной надежде убежать от собственной глупости и греховности!
Опять я пугаю церковь. Для примирения басня. Когда-то давно, я, по моему, её уже читал:
"Прощай, соседка! –
Волк Кукушке говорил, -
Напрасно я себя покоем здесь манил!
Всё те ж у вас и люди, и собаки:
Один другого злей; и хоть ты ангел будь,
Так не минуешь с ними драки". -
"А далеко ль соседу путь?
И где такой народ благочестивой,
С которым думаешь ты жить в ладу?"
"О, я прямехонько иду
В леса Аркадии счастливой.
Соседка, то-то сторона!
Там, говорят, не знают, что война;
Как агнцы, кротки человеки
И молоком текут там реки;
Ну, словом, царствуют златые времена!
Как братья, все друг с другом поступают.
И даже, говорят, собаки там не лают,
Не только не кусают.
Скажи ж сама, голубка, мне,
Не мило ль, даже и во сне,
Себя в краю таком увидеть тихом?
Прости! не поминай нас лихом!
Уж то-то там мы заживем:
В ладу, в довольстве, в неге!
Не так, как здесь, ходи с оглядкой днем
И не засни спокойно на ночлеге".
"Счастливый путь, сосед мой дорогой! -
Кукушка говорит.
- А свой ты нрав и зубы
Здесь кинешь, иль возьмешь с собой?"
"Уж кинуть, вздор какой!" -
"Так вспомни же меня, что быть тебе без шубы".
Чем нравом кто дурней,
Тем более кричит и ропщет на людей:
Не видит добрых он, куда ни обернется,
А первый сам ни с кем не уживется.
Заключение
Итак… мы сегодня говорили о бесстрашии христианина .
О четырёх источниках нашего бесстрашия:
- Вера в Божью защиту
- Постоянная готовность противостоять злу
- Вера в собственные силы в противостоянии злу
- …и знание, как именно противостоять тем опасностям, которые ожидают нас на нашем христианском пути…
И закончить сегодняшнее размышление по поводу бесстрашия я хочу словами Господа, обращёнными к Иисусу Навину:
Иис.Нав.1:9 «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».
Аминь
Проповедник: брат А.