Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Духовное совершенствование »
- Всё могу
Всё могу
Цель: Убедить церковь, что мы можем сделать только то, в чём поможет нам Бог.
А могу ли?
Наши сегодняшние размышления мы построим вокруг очень известного и любимого многими из нас места из Послания к Филиппийцам апостола Павла.
Этот стих особенно оптимистичен и родит в сердцах верующих уверенность в благополучном исходе многих жизненных обстоятельств и часто подвигает нас на многие непростые, а иногда и почти, на первый взгляд невыполнимые, дела.
Читаем:
Фил.4:13 «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Великолепно! Превосходно! Мы всё можем! Каждый из нас может сделать всё, что угодно! Аллилуйя!
Та волна христианского энтузиазма, которая прокатилась в 90-е годы по одной шестой части суши, во многом была такой огромной и благодаря тому, что в тысячах проповедей повторялась вновь и вновь эта фраза: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!!!
И нажим неизменно делался на первых двух словах, и подчёркивают в ней в большинстве случаев первые два слова: ВСЁ МОГУ!!!
А потом, через годы, когда оказывалось, что в некоторых случаях я могу отнюдь не всё, многие, очень многие люди уходили от Бога с криком: ОБМАНУЛИ!!!
Не делай этого, Дадли!
Иногда, в ответ на мой совет брату или сестре: Пожалуйста! Не делай это! Это тебе не по силам! У тебя это не получится!...
…звучат, чуть ли не обвинением меня в святотатстве, неверии, а то и предательстве самого Христа, эти слова: Я всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! А ты мне говоришь: Не делай? Да ты что? Христу не веришь?!
И посмотрев на меня пристальным взглядом сотрудника КГБ, обличившего антисоветчика, человек фыркает и идёт разбивать себе нос о стену, которую я совершенно ясно вижу перед ним…
Ну, вы понимаете, когда нос уже разбит, то виновата, конечно, не стена, а кто? Правильно! Я! Который его пытался остановить…
А поскольку это происходило со мной неоднократно, я уже значительно меньше расстраиваюсь, надеясь, что разбитый нос научит чему-нибудь лучше, чем замечание какого-то умника!
Ну, и, конечно, я не обижаюсь на возникающие ко мне претензии … Хотя иногда подмывает вытащить из кармана зеркало и показать человеку истинного виновника его проблем!
Уточняем...
Но, всё-таки, почему закон: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! - иногда не срабатывает?
Или мы что-то не так понимаем в нём? Почему, провозгласив: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! – я иду, и разбиваю себе нос о стену?
Я не буду интриговать, а сразу скажу в чём дело… И в дальнейшем нашем рассуждении мы попробуем увидеть, прав ли я? Итак, ответ на этот вопрос,… учтите, это предварительное, скажем так, предположение,… пока мы этого не доказали из Писания и из нашей жизни, таков:
И предположение это звучит так: В этой фразе главные не первые два слова, а последующие четыре!
Не «ВСЁ МОГУ…»,
…А «…в укрепляющем меня Иисусе Христе»!!!
Попробуем разобраться, так ли это?
Ты - не прав!
И сразу же я вспоминаю многократно слышанные мной возражения:
Человек становится передо мной в третью позицию и заявляет: Я – христианин! А, следовательно, я всегда нахожусь в Иисусе Христе, а следовательно, я всё могу!!!
Понимаете! Мне и возразить нечего!
- Он – христианин? Христианин!
- Господь всегда с ним, а в нём самом живёт ещё и Дух Святой? Никаких возражений!
- То есть, он всегда пребывает в Господе? Ну, во всяком случае, должен…
Значит… он всё может! Всё!
Логика – железная! Разбить её невозможно теоретически, хотя мы сегодня и попробуем это сделать…
А потому… в большинстве случаев в такой ситуации на помощь приходит её величество практика – то есть, когда уже после всего соделанного эдакий «Энтузиаст Всемогущий» сидит у разбитого корыта, он, поднатужившись, начинает соображать: что-то тут не так просто и очевидно, как я думал, в этой знаменитой фразе: Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!
А давайте-ка мы вместе с ним присядем у этого самого корыта и попробуем найти ответ…
Самый простой и действенный способ разобраться в сложном вопросе – это поискать параллели в Писании.
И начнём мы издалека…
Чис.16:1-3 «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?»
Похожая ситуация! Вы не находите? В чём похоже? Давайте проанализируем…
Все «корейцы» (имеются в виду не жители Корейского полуострова, а родственники Корея :), итак, все «корейцы» входили в израильское общество, в избранный народ? Да, все!
Все они были святы, то есть, отделены Богом от остального человечества? Все!
И среди них тоже находился Господь? Находился! Причём, видимо: мы помним о присутствии шехины.
Ну, захотели верующие в Бога люди больше ему послужить – стать всем скопом первосвященниками, кадить в скинии и всё такое…
Разве они плохого захотели? Наоборот! Подняться в своём служении ещё на одну ступеньку… Ну, что здесь плохого?
Они (вы помните, они все были из колена Левина) носили скинию, собирали её, разбирали…
Ну, послужили на одной должности и достаточно! Хорош! Нужно расти в служении Богу! Двигаться! Развиваться!... (сколько раз я это слышал!)
Они же хотели расти в служении! Не так ли?
Ну, кто их может остановить в таком благородном деле?!
Может! И остановил… Место остановки – преисподняя, живьём, и со всем пожелавшим продвинуться в служении коллективом и со всеми родственниками…
Чис.16:28-35 «И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня; а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа.
Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество; и сошли они со всем, что принадлежало им, живые в преисподнюю, и покрыла их земля, и погибли они из среды общества.
И все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля. И вышел огонь от Господа и пожрал тех двести пятьдесят мужей, которые принесли курение».
Вот такой конец «благороднейшей» попытки послужить Господу!
Очень необычными словами припечатал Моисей взбунтовавшихся сограждан: «люди сии презрели Господа!!!»
Они хотели послужить, а посчиталось это, как неповиновение Богу, презрение к Его воле.
И в этой ситуации Господь не укрепил Корея, но поразил его…
...и защитнички!
Но на этом эта «корейская» история не заканчивается, как, в большинстве случаев не заканчиваются просто так истории с неудачей в служении сегодня.
Зачастую, также как и тогда появляются защитники несправедливо отстранённых от достижения своих благородных целей и сегодня.
Чис.16:41 «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень».
Ничего не меняется! Кто виноват, что у Корея «промашка вышла»? Ну, конечно, Моисей и Аарон!
А Корей и его родня – невинная жертва!
Быстренько вспомнили, что он, Корей, принадлежит (то есть принадлежал!) к народу Господнему… Что делать с Моисеем? Побить камнями!
Результат мы тоже помним –
Чис.16:49 «И умерло от поражения четырнадцать тысяч семьсот человек, кроме умерших по делу Корееву».
И случай с защитниками, если внимательно присмотреться, тоже подходит для сегодняшней темы: они тоже народ Господень (который может всё!) и тоже выступили с благородной, на первый взгляд, инициативой, защитить (ну, или посчитаться!) за несправедливо наказанных.
Но и здесь Господь не укрепил «защитничков», а поразил их.
Одни и те же грабли...
Но может быть, это исключительный случай и больше такого никогда не было?
Было! И не раз… Вспомним инициативных сыновей Аарона:
Лев.10:1,2 «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним».
Послушайте! Они не грабить пришли скинию, не идолам служить... Они же послужить Богу пришли со своими кадильницами!
…и Бог, с их точки зрения, наверное, должен был, наоборот, выдать им по конфетке – ведь они пришли послужить Ему!
А Он их уничтожил!
И ещё один случай… все мы помним историю с царём Озией (мы её не так давно вспоминали):
2Пар.26:16-20 «Но когда он (царь Озия) сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его], и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить [фимиам] на алтаре кадильном.
И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных, и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
И разгневался Озия, - а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
И взглянул на него Азария первосвященник и все священники; и вот у него проказа на челе его. И понуждали его выйти оттуда, да и сам он спешил удалиться, так как поразил его Господь».
Хочу обратить внимание церкви на несколько важных подробностей в этой истории.
Читаем ещё раз: «когда Озия сделался силён»…
Говоря современным церковным языком: Озия нёс служение царя перед Господом и когда он стал очень успешен в своём служении, он решил подняться на новую ступеньку в своём служении Богу – и... «слегка покадить»!
Заметьте, патологическая тяга к кадилам присутствует и в сегодняшней церкви! Я имею в виду не наших братьев-православных (хотя и их тоже?), а желание, чтобы в Моём Служении было побольше дыму, и чтобы он был погуще, и чтобы он поднимался вверх столбом, чтобы его было издалека видно...
Но думаю, что за всеми сокрушительными наказаниями всех «кодилоносцев» стоит одно: Ты, дорогой, не Богу служить хотел, а элементарной славы!
И стоит за этим «тётушка гордыня»!
И детки её –
- молитвы на углах улиц,
- и милостыня на виду
- и постные рожи постящихся…
- могу продолжить: и колокольный звон на всю округу,
- и золотые одежды,
- и метровой высоты шапки,
- и соборы по сто метров высотой,
- и церкви, превращённые в рок-фестивали,
- и стотысячедолларовые автомобили с номером «пастор»,
- и истошные крики с кафедр… и прочее, и прочие…
Начиналось всё с кадил, а заканчивается «Кадиллаками»…
Согласитесь, если служение тихо и незаметно – это не интересно! (некоторым… иногда… кое-где…)
Но, вернувшись к нашим патриархальным «кадилоносцем», мы можем сказать, что мы нашли в Писании три практически одинаковых случая с практически одинаковым исходом.
Доктрина, однако!!!
От чего зависит исполнение желаний?..
А теперь давайте вернёмся к изучаемому нами месту Писания: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!
Мы пока только предположили, что первые два слова «всё могу» не так важны как последующие четыре: «в укрепляющем меня Иисусе Христе».
И теперь мы поищем среди этих четырёх слов ключевое, от которого может зависеть смогу я всё или не смогу…
И это слово – «в укрепляющем»!
И наши три истории из Ветхого Завета не напрямую, но косвенно, подтверждают такую мысль. Даже если мы, по нашим понятиям, хотим послужить Богу, но если Он не укрепит нас в этом действе – ничего у нас не получится!
Истинно: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его!!!»
Причём, очень важно не только поступать по воле Божьей, но и делать это во время, когда Он скажет, а не тогда, когда мы сами захотим это сделать.
Ещё одна ветхозаветная история служит прекрасной иллюстрацией этого.
Армия Израиля стоит в пустыне Фаран перед входом в землю обетованную и по воле Господа посылает разведчиков исследовать землю Ханаанскую.
Чис.13:2,3 «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым; по одному человеку от колена отцов их пошлите, главных из них».
Те вернулись с разноречивой информацией: двое говорили, что нужно идти брать наследие, а десятеро кричали: Мы все там погибнем!
Чис.14:1-4 «И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет?
И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет».
Что, естественно, вызвало гнев Бога и Он откладывает прежние приказание войти в обетованную землю на 40 лет.
Чис.14:21-23 Господь говорит «…жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее».
И вот тут начинается самое интересное:
Чис.14:39-45 «И сказал Моисей слова сии пред всеми сынами Израилевыми, и народ сильно опечалился.
И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.
Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно; не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши; ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа.
Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана.
И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы».
Понимаете! Они пошли воевать, чтобы исполнить волю Божью о завоевании Ханаана!
Только сделать это решили не тогда, когда Он велел, а когда уже, простите за некафедральное выражение, получили от Него «по сусалам» за неповиновение.
А вместе «с сусалами» получили от Бога следующее указание: кругом, марш!
Но по глупости своей, они и следующее приказание Господне не исполняют! За что и получают опять!
Мне сейчас пришло в голову объяснение того, почему еврейский народ так обилен умными людьми?
В течении многих столетий болваны в рядах евреев целенаправленно уничтожались, подставляясь, благодаря своей глупости, под Божий гнев!
Действовал, если хотите, закон Божественного отбора!
Впрочем, мы сегодня не об этом…
Подведём промежуточные итоги: Нам необходимо не только стараться делать только то, что позволяет делать Господь и в чём Он нас захочет укрепить, но и тогда, в то время, когда Он хочет, чтобы мы это делали.
А теперь посмотрим на изучаемый нами стих Писания несколько шире и увидим интересную подробность, на которую мало кто обращает внимание:
Фил.4:10-13 «Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже вновь начали заботиться о мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке.
Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе».
Посмотрите! Если мы, как правило, используем эту фразу в основном, как провозглашение Божьих благословений на наши будущие поступки (даже, простите, как некое заклинание успеха!!!), то Павел, напротив, подводит этой фразой как бы итог прошедшего отрезка своей жизни, в котором он убедился на деле, что действительно он смог всё в укрепляющем его Иисусе Христе.
И честно говоря, такая позиция мне нравится больше, чем харизматические вскрики «Всё могу» с последующими всхлипываниями: "Как же так? Опять не получилось!"
Я бы для себя предпочёл позицию Павла: я прожил жизнь, был и беден и богат, в бедности не протягивал рук к чужому и не хулил Господа, а в богатстве помогал другим и пресытившись не говорил: кто такой Господь?
И я с удовлетворением могу сказать, что в моей жизни многое именно так и произошло.
И в этом случае верна известная русская пословица: хвались не подпоясываясь, а распоясываясь!
Мне очень нравится аналогичная пословица у индейцев-команчей: Вождь не говорит: я сделаю! Вождь говорит: я сделал!
А потому я желаю каждому из находящихся сегодня в церкви, чтобы в любой день и в любую минуты каждый из нас с уверенностью и радостью мог сказать: До сего места помог мне Господь!
И ещё одна подробность, на которую почти не обращают внимание в этом отрывке – Павел радуется тому, что он смог всё не в служении Богу и в данном месте Писания он ссылается не на то, что Иисус укреплял его в его служении…
Он радовался тому, что Господь укреплял его в обычных житейских материальных обстоятельствах: в бедности и в богатстве позволял оставаться человеком.
И вы знаете, в большинстве случаев нашей жизни, именно обычные житейские обстоятельства нам труднее всего преодолевать. И именно в них особенно важно всё смочь и выстоять, если конечно Господь будет нас в них укреплять.
И разумный христианин всегда, перед тем как начать какое-нибудь дело просит Господа в молитве не дать потерпеть в этом деле поражение, помиловать его, помочь ему и укрепить его.
И наше право просить Его об этом. Сказано:
Матф.7:7,8 «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Только не надо делать и из этого места Писания заклинание. Надо помнить, что сказано также:
Рим.9:15,16 «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
…я могу продолжить… и даяние, и отворение, и получение, …да и укрепление тоже зависит от Бога дающего, отворяющего, и укрепляющего.
Будет Его воля – войдём, получим, и укрепимся! Не будет! Давайте попробуем собрать все свои силы в кулак, склониться перед волей Божьей и сказать, как когда-то сказал Иов:
Иов.1:21 «…наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
Но на все эти мои аргументы со ссылками на Ветхий Завет дотошный христианин может сказать: Э-э-э-э, Борисович! Это всё было давно, когда народ Божий Христа не знал. А я то всё могу именно в укрепляющем меня Иисусе Христе!
Ну, что ты можешь на это возразить?
Да! Я абсолютно с вами согласен! Я всегда говорил, что сейчас Господь намного добрее!!! (шутка!)
А если серьёзно, то Христос был всегда! И основные требования Бога к человеку не потерпели абсолютно никаких изменений…
Как вы думаете, если бы Христос был лично во время бунта Корея (а Он был там лично!), осудил бы Он кадильный бунт? Конечно! Бог – един! И Он вчера, и позавчера, и поза-поза-вчера – тот же! И сегодня, и завтра, и послезавтра, и после-после-завтра Он будет тот же!
И судит Он человечество от самого первого дерева и до сих пор за одни и те же проступки! И они – общеизвестны!
И укрепляет, а также отказывается укреплять человека Господь (называем мы Его Савоофом, Иеговой, Христом или Духом Святым!) по Своей личной воле!
Мы можем – только умолять Его поддержать нас в делах наших… Но решение всегда за Ним! И поверьте, это решение всегда для нас наилучшее, каким бы нам оно ни казалось плохим!
Иер.29:11-13 «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.
И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим».
Но опять напоминаю, дать или не дать, укрепить или поразить – решает только Он!
А что мы крещены в воде, а евреи – обрезаны, так и то и другое есть подтверждением завета с одним и тем же Богом, в котором «нет изменения и тени перемен».
И хотя заветы немного отличаются друг от друга, но не отличаются требования к поведению людей: не убивай, не кради, не ври, не прелюбодействуй, чти родителей, чти Бога, не поклоняйся идолам…
Всё – то же и сегодня! Всё – то же!
Не заклинания, а часть Завета...
И последней проблемой, над которой я предлагаю сегодня подумать, это проблема исповедания Божьих истин.
Слово Божье: Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе! – это не магическая формула, не заклинание, по которой горы сдвинутся с места…
Чтобы сдвинуть гору, нужно как известно, сказать ей: Поднимись и ввергнись в море! (ну, при этом, конечно, желательно иметь веру хотя бы с горчичное зерно, да вот ещё разрешение Бога на такую перестановку!)
Вообще, в Библии нет заклинаний!
Наше исповедание Божьих истин, во-первых, укрепляет нашу собственную веру…
Помните? Вера от слышанья, а слышанье от Слова Божьего!
Во-вторых, является частью нашего завета с Богом…
Ну, допустим, это:
Лук.12:8,9 «Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими».
Или вот это:
Рим.10:9,10 «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
И здесь исповедание Господа - не формула-заклинание, чтобы спастись, а выполнения нашего обещания (а проще говоря – нашей части Завета с Богом!) свидетельствовать о Спасителе людям!
В третьих, очень часто исповедание Божьих истин помогает нам, как орудие против сатаны…
Помните? Написано…
И в данном случае это тоже отнюдь не заклинание, а просто напоминание врагу тех законов, которые Господь установил во вселенной и которые безнаказанно нарушать никому не удастся.
Из истории с Иовом мы помним, что на любое своё действие дьяволу нужно получить разрешение или запрет от Вседержителя.
И никак иначе!
Так давайте следить за тем, с какой целью мы произносим Божье Слово и не превращать христианскую веру в шаманство.
В четвёртых, молясь Богу словами из Писания, мы точно знаем, что произносим Божью истину, и Бог 100% одобряет Свои же слова.
Заключение.
Итак, сегодня мы внимательно и со всех сторон рассмотрели знаменитое место Священного Писания из Послания к Филиппийцам:
«Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе!»
При этом мы обнаружили несколько частных закономерностей, относящихся только к этой мысли, которые помогут нам в дальнейшем не только правильно применять в своей жизни эту Божью истину; но и несколько правил, которые относятся вообще к нашему обращению со словом Божьим.
Итак…
Мы действительно всё можем, если только Спаситель принял решение в этом всём нам помогать;
Даже на первый взгляд неплохие наши порывы к некоторым делам с Божьей точки зрения могут оказаться не правильными;
Ещё один вывод: Бог одно и тоже дело в зависимости от времени, когда мы его начинаем может или благословить или нет.
И наконец, Божьи истины могут быть и духовным оружием, и подкрепителем веры, а также их исповедание может быть частью выполнения нашего Завета с Ним.
А потому, давайте будем осторожны, размахивая Словом Божьим. И себя можем поранить и окружающих.
Аминь
Проповедник: брат А.