Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Язык - лучший друг или злейший враг


Цель: Убедить церковь в необходимости осторожного обращения с собственным языком.



Эзопов язык

 


       Обычно, притчей заканчивают проповедь. Я хочу сегодня с притчи проповедь начать!



По легенде, знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа.
Однажды Ксанф сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья-философы и поэтому Эзоп должен приготовить для них обед из самого лучшего продукта, который он только сможет найти на рынке. Ксанф дал Эзопу кошелёк с деньгами и тот отправился на рынок.
На рынке Эзоп купил десяток свиных языков и приготовил из них три разных блюда к обеду.
–  И это ты считаешь самым лучшим?  –  разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.
Эзоп ответил:
–  Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка?! Без языка ничего не совершишь в этом мире: не скажешь и не прикажешь, не дашь и не возьмешь, не купишь и не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок… Без языка невозможно постичь науки и искусства, рассказать что видел и что слышал, уговорить и наставить, спеть и продекламировать, научить говорить ребёнка и объяснится в любви женщине… Поистине, нет ничего в мире лучше языка! Все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям-философам. И им пришлось согласиться с Эзопом  и съесть приготовленные им блюда из яыка.
На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей к себе на обед. На этот раз он приказал Эзопу:
–  Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать! И приготовь из этого для нас обед…
Эзоп снова купил языков и приготовил из них те же самые три блюда.
Это привело Ксанфа в бешенство.
–   Ты что, раб, издеваешься над нами?! Вчера ты утверждал, что язык  – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! Как это может быть? Где в этом логика, Эзоп?!
–  Здесь – полно логики, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Подумай! Что может быть хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, клеветать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать и оскорблять. Именно посредством языка ты сейчас ругаешь меня. Ну, может ли быть хоть что-нибудь на свете хуже языка?!"



        Как вы, наверное, поняли, мы сегодня будем говорить о языке. Но… не столько о небольшом мышечном комочке, который находится у нас во рту, сколько о языке, как способе общения.
       Поскольку общение может происходить и без этого самого мышечного комочка. Например, посредством письма.

 

Комочек мышц

 

      Итак, сначала язык, как часть человеческого организма: Это (говоря научным языком) – непарный вырост дна ротовой полости у позвоночных животных.
      Язык человека образован поперечно-полосатой мышечной тканью и покрыт слизистой оболочкой. При сокращении мышц его форма меняется.


        Язык участвует в трёх процессах:

  1.  жевания,
  2. вкусового восприятия,
  3. и членораздельной речи.

 

Бездна богатства слова изреченного

 

        В свою очередь, членораздельная речь, которая тоже называется языком и которая нас и будет сегодня интересовать, несёт полтора десятка разнообразных функций. И вот тут этот жалкий комочек мышц превращается в огромный сложный и удивительный мир, который я сейчас вынужден на вас обрушить, чтобы вы осознали в полноте ту грандиозность, необычность и весомость, которую Господь дал человеку, одарив его способностью к слову:


1.     И самая главная функция человеческого языка – коммуникативная, т.е. язык, как инструмент общения между людьми.
       В нашем сегодняшнем размышлении о языке, мы постоянно будем сопоставлять плохую и хорошую стороны языка, как и происходило в притче об Эзопе.
       Итак, общение! Мы все знаем, что при общении люди могут говорить друг другу как правду, так и ложь, могут говорить как добродушно, так и зло, могут как шептать, так и орать…
       Таки образом, общение может носить как положительный, так и отрицательный характер.


2.      Вторая функция языка – конструктивная или мыслеобразующая.
        В ней язык выступает как инструмент создания и упорядочения мыслей, как отдельного человека,  так и общества.
       Но и этот процесс может идти как в положительном русле, так и в отрицательном:
       Например, размышления о Писании и процесс понимания Божьих истин – есть положительный.
       А процесс создания ложных мыслительных конструкций, например, атеизм – есть процесс отрицательный.


3.       Третья функция языка – познавательная. Язык является инструментом познания окружающего мира.
       Когда мы узнаём нечто новое об окружающем мире, мы пытаемся описать это при помощи слов и сохранить и передать полученную информацию другим.
       И к этому люди подходят по разному:
       Одни, например,  читая Библию в первый раз, видят в ней противоречия.
       А другие, находят благодаря ей – спасение.


4.       Четвёртая функция языка – эмоциональная. Язык является инструментом для выражения чувств.
       И в этом способе использования языка мы можем ругаться, обзываться, всячески унижать другого человека.
       А можем утешать, успокаивать, говорить слова не ненависти,  но любви…


5.       Пятая функция языка - волюнтативная. В этой функции язык выступает как инструмент воздействия на других людей.
       При помощи языка мы пытаемся убедить других людей, например, не делать зла,  не воровать, не лгать, не убивать…
       Или, напротив, есть множество людей, которые стараются воздействовать на других для пробуждения, допустим, межнациональной ненависти…


6.       Шестая функция языка – метаязыковая. Это разъяснение при помощи одного языка – другого.
       После разделения в Вавилоне, на земле появилось тысячи языков. И появились люди, которые разъясняют значение слов чужого языка для своих соплеменников.
       Кроме того существуют специальные профессиональные языки со своими терминами и понятиями.
       И здесь может быть как положительная, так и отрицательная функция языка.
       Ещё совсем недавно в историческом плане коммунисты разъясняли понятия христианства, подменяя истину ложью.
       В свою очередь, мы знаем, как часто новички в христианстве обращаются к опытным верующим за разъяснением того или другого нового для них понятия…


7.       Седьмая функция языка – фатическая или контактоустанавливающая.
       Именно при помощи правильно построенной доказательной речи проповедник устанавливает доверительные отношения со слушателями.
       С другой стороны именно при помощи речи аферист добивается доверия у человека, которого пытается обобрать.


8.       Восьмая функция языка – идеологическая, когда язык используется для выражения идеологических предпочтений.
       Многие столетия в католицизме используется латынь, которая показывала собеседникам, что они оба принадлежат именно к этой христианской деноминации.
       И мы помним времена в нашей стране, когда ревностные националисты избивали в переходах граждан, которые не знали, как будет называться галстук на украинском языке.


9.       Девятая функция языка – омадативная. Это особая функция языка, которой не всякий может пользоваться. Согласитесь, что язык, как средство для создания реальности и контроля над ней – штука среди людей редкая…
       Но мы знаем великолепные примеры именно этого качества языка:


Быт.1:3 «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».


       Бог говорит через пророка

Ис.55:10, 11 «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,

– так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его».


       С другой стороны, например, писатели создают именно при помощи языка свои особые, зачастую, сказочные миры.
       Коннан Дойл «Приключения Шорлока Холмса», Джоан Роулинг «Гарри Поттер», Джон Толкин «Властелин Колец»,  и т.д.
       В то же время, масса жуликов создаёт псевдо-реальности, которые выдаются за реальность.
       Вспомним, Джозефа Смитта и его «Книгу Мормона» на основании которой живут во лжи несколько миллионов жителей земли.


10.       Десятая функция языка – номинативная, использование языка в качестве инструмента для присвоения имён предметам окружающего мира.


Быт.2:19,20 «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым».


       Но зачастую человек использует эту функцию языка для того, чтобы ввести в заблуждение окружающих, клевеща на человека, которому хочет причинить зло: называет вором того, кто ничего не украл, называет прелюбодеем того, кто ничего подобного не делал…


11.       Одиннадцатая функция языка – репрезентативная, или обучающая.
       Как пример, наш Спаситель ходил по Иудее и учил заповедям Царства Божьего.
       В то же время Иисус упоминал и таких учителей:


Матф.23:15 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».


12.       Двенадцатая функция языка, конативная – это использование языка в качестве инструмента воздействия именно на эту личность.
       Так например, во всех учебниках по менеджменту настойчиво рекомендуют в разговоре с человеком, которого вы пытаетесь в чём-то убедить почаще произносить его имя. Якобы своё имя человеку слышать особенно приятно! Не знаю! Может быть! Я, например, терпеть этого не могу!


13.       Тринадцатая функция языка – эстетическая, творческая. Язык, как инструмент творчества наиболее полно выражен в поэзии.


14.       Четырнадцатая функция языка – аксилогическая. Т.е. использование языка для оценочных суждений (хорошо\плохо)


15.       Пятнадцатая функция языка – эмотивная. При помощи её человек выражает своё мнение, рассказывает о своих переживаниях, пробует произвести самооценку или выразить своё отношение к тому, о чём он говорит.


16.       И, наконец, шестнадцатая и последняя функция языка – референтная или отражательная. Это функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
       Он передаётся устно или письменно, правдиво или с искажениями, как и всё остальное, что связано с языком.


       Вот такая грандиозная конструкция скрывается за внешне простым понятием языка, человеческой речи…
       Уф! Вы устали?! Я уже устал, а всё ещё только начинается…    

 

Что мы говорим? ...и что делаем?!

 

       Мы сегодня остановимся только на двух особенностях языка, которые имеют важнейшие значение в наших взаимоотношениях с Богом.
        Мы – христиане! Мы изучаем Писание, посещаем церковь, слушаем проповеди, молимся, видим реальное действие Божье в своей жизни…                            
       …и мы очень много говорим о Боге, о Христе, о спасении, и Царстве Божьем, о Духе Святом. И это хорошо и правильно…


       Но только при одном непременном условии: если мы из всех наших сил во всех жизненных ситуациях стараемся жить по тем правилам, о которых говорим, которые провозглашаем, которые мы называем Божьими правилами и своими правилами одновременно…


      А.    Что я имею в виду? Ну, например, мы все прекрасно знаем десять заповедей. Возьмём, к примеру, одну из них:


Исх.20:12 «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».Исх.21:15 «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти».Исх.21:17 «Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти».Прит.28:24 «Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: "это не грех", тот - сообщник грабителям»Прит.30:17 «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!»Новый Завет: Кол.3:20 «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу».


       Вы согласны, что это Божья истина?!

       Значит, если я сейчас попрошу всю церковь подняться на ноги и произнести:
                              «Я почитаю отца своего и мать свою и потому Бог продлевает дни мои на земле!»
       Все поднимутся и от всего сердца повторят это и скажут: аминь?!
       И не побоятся, что Господь услышав ложь из уст наших, тут же поразит лжеца ?!


       В.     Или как вам такое?


Кол.3:18,19 «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы».


       Вы согласны с этим?!


       А если я сейчас попрошу церковь встать и всех жён произнести эти слова:
                            "Я, жена, повинуюсь своему мужу, как это прилично в Господе! Аминь!"


       А мужей попрошу произнести:
                             "Я люблю свою жену и не поступаю с ней сурово! Аминь!"
       И что? Все поднимутся и повторят от всего сердца эти слова и скажут: аминь?!
       И не побоятся, что Господь услышав ложь, тут же на месте поразит лжеца?!


       Давайте вспомним, какая главная претензия Иисуса Христа к фарисеям:


Матф.23:27,28 «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».


       Люди! Христиане! Давайте не наступать две тысячи лет на одни и те же грабли!!!


Есть такая шутка: Пастор читал проповедь по притче о молитве фарисея и мытаря, а в конце сказал:— А теперь давайте помолимся и поблагодарим Бога, за то, что мы не такие, как этот Фарисей!.........


       А если серьёзно, то давайте, уж коли мы говорим Христу «Господи! Господи!» Давайте в этом случае и делать на практике в своей жизни то, что Он завещал нам делать в Слове Своём!


       А.       А потому, если в одном месте, допустим в церкви, я на словах согласен, что нужно почитать своих родителей, а в другом месте, допустим дома, ору на отца, что я его знать не хочу…
       То я должен совершенно чётко сознавать, что Бог вправе меня убить, поскольку я провозглашаю Его заповедь на территории церкви и нарушаю Его заповедь у себя дома, а наш дом – тоже территория Бога. И потому Бог совершенно определённо говорит такому человеку, называя его так, как он того заслуживает:


Пс.49:16,17 «Грешнику же говорит Бог: "что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои,  а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?»


      …и далее Бог говорит:

Пс.49:21,22 «…ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].  Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего».


       Помните: Бог терпит-терпит- терпит-терпит- терпит-терпит- наши беззакония! Но и Его долготерпение не беспредельно... Ведь однажды Он может сказать то, что мы уже не раз читали:


Иер.15:6 «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя: Я устал миловать!»


       В.       Или  если в церкви я с умилением говорю:


«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25)


       А дома обзываю жену дурой и придираюсь к каждой мелочи, чтобы унизить её…


       Я фарисей! И мне грозит то проклятие, которое Спаситель определил фарисеям:


Матф.23:38 «Се, оставляется вам дом ваш пуст!»


       А потому, когда мой дом станет пуст, (а он обязательно станет пуст!), я должен подойти к зеркалу, плюнуть себе в лицо  и сказать самому себе:
                              "Я – дурак! И получил от Бога то, что заслуживаю! Строго по Писанию!"


       И если жена в церкви, скромно потупившись, говорит, соглашаясь с Писанием:


« Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5:22)


       А дома орёт на мужа, что он недотёпа и лодырь!
       Что она, его жена, буду его слушаться только в том случае, если он будет делать то, что она, жена его святая и праведная, ему приказывает!
       В этом случае, женщины, вспомните слова Бога:


«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Прит.14:1)  


       Ведь фактически, если мы произносим правильные слова, слова истины, но делаем на деле совершенно противоположное – мы лжём Самому Богу.
      Парадокс в том, что в этом случае мы лжём, говоря правду, произнося истину!
        Говоря: Бог призывает любить Его и я люблю Бога! На самом деле я лгу, не соблюдая Его Слово!
        Говоря: Бог призывает любить ближнего и я люблю ближнего! На самом деле я лгу Богу, поскольку из поступков моих видно, что я совершенно не люблю ближнего!


       А в этих двух утверждениях, как говорил Иисус, заключён весь Закон и все пророки…


       Таким образом, нарушая эти две заповеди – мы нарушаем весь закон Божий, совершенно ни в чём не являясь христианами!!!
        Как говориться: Приехали!!!
        Давайте же будем разумными! Давайте делать то, что говорим! Зачем нам конфликтовать с Богом?!

 

Какой во мне избыток?!

 

        И вторую особенность языка, в которой мы попробуем разобраться, направлена в противоположную сторону от первой.


        Если перед этим мы рассматривали направление от слов к делам (так сказать, наружу!), то теперь повернёмся от слов к их источнику, внутрь, к нашим сердцам и посмотрим, какие проблемы нас могут подстерегать на этом переходе:
       Ведь мы должны сами себе честно признаться, что не всегда слова, которые мы произносим, подобают христианам?!


       Мы уже вспоминали сегодня о не очень христианских словах, которые в горячности споров или конфликтов срываются с наших уст.
       И это должно нас насторожить, ведь Христос говорил:


Лук.6:45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».


       Давайте попробуем понять, выражение «от избытка сердца»
       Мы часто говорим: «меня переполняет радость» или «меня переполняет злость».


       Так вот, если мы в радости не хвалим Бога за успех, удачу, благословения, счастье. А говорим окружающим друзьям или недругам: Ага! Видишь! видишь! Меня-то Бог благословил! А я говорил! А я ведь говорил! А тебя нет! Ага!


       И если в горе и отчаянии мы ругаем и обвиняем во всём кого угодно: родных, врагов, Бога… Только не себя! Если мы в проблемах злимся и ругаемся, нападая на ближних!
       Так чем же наполнены наши сердца, если та пена, которая выплёскивается из них при переполнении от эмоций – грязная и мерзкая, как вода в помойном ведре?!


       И ещё одно место, где, как утверждает Писание, от избытка сердца уста скажут не совсем то, что человек может сказать в спокойной обстановке:


Прит.26:26 «Если ненависть прикрывается наедине, то откроется злоба его в народном собрании».


         Я это наблюдал несколько раз в своей жизни… К сожалению, по отношению  к себе!
         Когда люди, совершенно мирные до этого со мной, в острой обстановке, когда все кричат: Распни его! Вдруг тоже начинают вспоминать тебе прилюдно твои проступки перед ним! О чём потом, как правило, жалеют!



       И потому, не напрасно с этой кафедры и со страниц Священного Писания многократно повторяется:


Прит.4:23 «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни».
Втор.4:9 «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих…»


       Потому что мы наследники Нового Завета, о котором Господь говорил за 600 лет до Христа:


Иер.31:33 «Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом».


      А если слова Завета мы будем стараться держать не только на устах наших, но и в сердцах наших, то и дела наши будут показывать, что все три ступеньки: сердце, язык и дела – совершенно чисты перед Господом!


        Как же содержать наши сердца в чистоте, чтобы от избытка сердца мы выносили из них только доброе сокровище? Помните молитву Давида?


Пс.50:12 «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня».


       А Новый Совет обещает вообще невиданное для тех, кто хранит сердце чистым:


Матф.5:8 «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят».


      Добавим – того самого Бога, Которого не видел никто и никогда! И Которого увидев, человек не может остаться жить! А чистые сердцам увидят и останутся живы!
       Заманчиво?!


       И путь к чистому сердцу единственный: позволить Богу записать Его закон на наших сердцах!
       И делается это опять же при помощи языка, при помощи слова: Писание, проповедь, молитва, общение…
       Всё старо, как мир!


       В связи с этим я хочу обратиться к…


Иоан.8:51  Иисус говорит всем людям: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек».


       Давайте посмотрим на значение слова «блюсти»: соблюдать, хранить, оберегать, охранять, стеречь, беречь, строго исполнять.
       Что значит «строго исполнять»? Это означает – исполнять во всём, никогда и ни за что не делая ни по каким причинам никаких исключений!!!
Тот самый закон, то самое слово, которое всю нашу жизнь Бог пишет в наших сердцах, мы должны исповедовать, то есть говорить как можно чаще и точнее, и исполнять в своей жизни вот именно так! Всегда! Во всём! И без всяких исключений!
       И тогда у нас всё будет в порядке!



Заключение.



       Итак, мы сегодня говорили о языке.

                                                
       Мы пытались оценить язык как средство общения и почувствовать всю грандиозность того, что он для человека и человечества.


       Это и средство общения, и способ сформулировать мысль, и инструмент для познания мира, и прибор для передачи эмоций, и метод влиять на мнение других людей, и переводчик с одного языка на другой, и инструмент для убеждения в своей правоте, и для выражения идеологических предпочтений, и аппарат создания и управления реальностью, и для присвоения имён, и для обучения, и для обращения к конкретной личности, и для творчества, и для определения того что такое хорошо, а что такое плохо, и для выражения своего мнения, и для накопления и запоминания человеческого опыта...


       Также мы размышляли о том, что иногда мы говорим правильные слова, но наши дела показывают нашу неправедность перед Богом.


       А иногда, наоборот, с наших уст срываются совершенно нехристианские слова, которые показывают о непорядке в наших сердцах.


       А потому давайте любить и очень осторожно обращаться со своим языком, помня из Писания, что…


«Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его». (Прит.18:22)  


Аминь        

                                                                                                                                        Проповедник: брат А.