Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Божья воля »
- "Несправедливая" Божья справедливость
"Несправедливая" Божья справедливость
Цель проповеди: Исследовать в Писании некоторые особенности Божьей справедливости.
Косить или не косить?
Справедлив ли Бог? Всё ли происходящее с нами происходит под Божественным контролем? Так почему некоторые события кажутся нам несправедливыми?
Чтобы понять это, мы сегодня поразмышляем над двумя притчами Иисуса Христа, разъясняющей особенности Божьей справедливости и её отличие в понимании справедливости человеком.
И первая, это, пожалуй, одна из самых возмутительных и шокирующих слушателей Мессии притч, которая, с одной стороны связана десятками нитей со всем Писанием, а с другой, вызывала во времена Христа и продолжает вызывать в наше время внутренний протест у многих верующих.
Начинается эта притча с последнего стиха 19-ой главы Матфея и заканчивается 16-ым стихом 20-ой главы.
Вообще-то говоря современное деление на главы было осуществлено в первой четверти 13 века. В1205 г. канцлер Парижского университета (позже – архиепископ Кентерберийский) Стефан Лангтон (ок.1155-1228) разработал систему разделения библейского текста по главам и применил ее к Вульгате. Завершил эту работу доминиканец Гуг-де-Сен-Шир (1240 г.). Это разделение было внесено в еврейскую и греческую Библии. Нумерацию стихов внутри глав осуществили: сначала Сантес Панино (1540 г.), а затем в 1555 г. Робер Этьен (Робертус Стефанус), парижский типограф.
И внимательный читатель может отметить, что в некоторых случаях это разделение разрывало единые по смыслу фрагменты. Ну, это такое типографское отступление.
А мы вернёмся к Христовой притче:
Матф.19:30 «Многие же будут первые последними, и последние первыми».
Матф 20:1-16 «Ибо Царство Небесное (продолжает Христос в Матф.20:1-16) подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам.
Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».
...а мы - ПРОТИВ!!!
Так что же за противодействие могла вызвать эта притча?
Израиль против!
Прежде всего, эта притча могла возмутить израильтян. Как только у пророка появлялось в пророчестве упоминание виноградника, у евреев становились «ушки на макушке», поскольку пророки многократно сравнивали Израиль, избранный народ, с виноградной лозой.
Царь Давид: Пс.79:8-12 «Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лицо Твое, и спасемся! Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки».
А Исайя прямо называет Израиль виноградником Божьим:
Ис.5:1-7 « Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его.
У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды.
И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды?
Итак, Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, — и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя.
Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды — любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот — кровопролитие; ждал правды, и вот — вопль».
Пророк Иеремия сравнивает Израиль со львом, разноцветной птицей и виноградником:
Иер.12:7-11 «Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его.
Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу; возвысил на Меня голос свой: за то Я возненавидел его.
Удел Мой стал у Меня, как разноцветная птица, на которую со всех сторон напали другие хищные птицы. Идите, собирайтесь, все полевые звери: идите пожирать его.
Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею, и в запустении он плачет предо Мною; вся земля опустошена, потому что ни один человек не прилагает этого к сердцу».
Пророк Иезекиль называет Израиль виноградной лозой:
Иез.19:10-14 «Твоя мать была, как виноградная лоза, посаженная у воды; плодовита и ветвиста была она от обилия воды. И были у нее ветви крепкие для скипетров властителей, и высоко поднялся ствол ее между густыми ветвями; и выдавалась она высотою своею со множеством ветвей своих.
Но во гневе вырвана, брошена на землю, и восточный ветер иссушил плод ее; отторжены и иссохли крепкие ветви ее, огонь пожрал их. А теперь она пересажена в пустыню, в землю сухую и жаждущую.
И вышел огонь из ствола ветвей ее, пожрал плоды ее и не осталось на ней ветвей крепких для скипетра властителя.
Это плачевная песнь, и останется для плача».
Пророк Осия использует образ ветвистого винограда:
Осия10:1 «Израиль — ветвистый виноград, умножает для себя плод: чем более у него плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры».
Как мы видим образ избранного народа как виноградника Божьего был очень близок евреям. И именно поэтому, на страшненький вывод из притчи Христа о злых виноградарях, был практически вопль ужаса. Помните?
Лук.20:13-16 «Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся. Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. И, выведя его вон из виноградника, убили.
Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим.
Слышавшие же это сказали: Да не будет!!!»
И потому мудрые раввины, слушавшие притчу о найме работников в виноградник, я уверен, немедленно увидели в рано нанятых работниках – Израиль, а последних из нанятых – язычников, о которых в качестве избранников Божьих они и слушать не хотели (помните, как они чуть не убили на месте апостола Павла после его слов?):
Деян.22:19-23 «Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его.
И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам.
До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух…»
Фактически после этих слов началась общая истерика! Вот как не хотели первые вообще допустить к Богу последних!
У одного из толкователей Библии, Феофилакта Болгарского, очень интересно описаны эти группы работников, распределённые по вековым периодам истории человечества:
«В первом часу дня Господь призвал Еноха, Ноя и их современников, в третьем – Авраама, в шестом – Моисея и живших вместе с ним, в девятом – пророков, а в одиннадцатом, под конец веков, – язычников. Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий – это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества, вводя в вечность»
Красиво!
Итак, первые противники Божьего понимания справедливости были евреи!
Апостолы против!
Вторые обиженные притчей об «одно-динарной» оплате могли быль апостолы.
Они ведь первые уверовали в Христа. А Спаситель прямо в лоб им говорит в этой притче, что следующие за ними получат тот же динарий.
А что апостолов волновал этот вопрос, мы можем судить из диалога Петра с Иисусом об оплате, которые собственно и привёл к изучаемой нами сегодня притче:
Матф.19:27-29 «Петр… сказал… Христу: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».
А дальше всё, перечисленное выше, для всех пошедших за Ним, ждёт стократное воздаяние отданного на земле и самое главное – вечная жизнь!
И всё это Иисус называет в притче одним словом: ДИНАРИЙ!
И этот динарий получат не только апостолы, но и их ученики, и ученики учеников… и так, вплоть до наших дней и далее до конца времён…
Думаю, для некоторых из апостолов это было не очень приятно слышать!
Мало того, апостол Павел, который не ходил вместе с учениками за Христом, не присутствовал при Его водном крещении, не видел Его смерть и воскресение воочию – внёс самый большой вклад в Новый Завет.
И он воистину, из последних апостолов может претендовать на звание первого, хотя и называл себя «наименьшим из апостолов».
Как пишет о Павле один из толкователей Библии 18-го века, Метью Генри:
«Возможно, наш Господь Иисус именно его имел в виду, когда говорил, что последние будут первыми, ибо Павел, которому Христос явился после всех, как некоему извергу (1Кор 15:8), был не только самым младшим в семье апостолов, но и присоединился к ней уже после смерти Христа, и тем не менее он стал великим. Вероятно, именно ему уготовил Отец первое, самое почетное место в Царстве Христа, а не Иакову, который так стремился к нему (помните просьбу воссесть справа и слева от Христа?); поэтому Провидение распорядилось таким образом, что как раз перед тем, как Павлу стать знаменитым апостолом, Иаков был убит (Деян 12:2), чтобы Павел мог заступить на его место в коллегии двенадцати».
И ещё одно соображение о последних, которые станут первыми, высказанное Метью Генри:
«Многие евреи последовали за Христом в период духовного возрождения, становления евангельского Царствия, и эти новообращенные иудеи, казалось бы, опередили других. Однако Христос, не желая, чтобы Его ученики хвастались, говорит им, что: Вполне возможно, что их преемники по вере превзойдут их, превзойдут в познаниях, добродетелях и святости тех, кто раньше начал исповедовать Христа. Языческая церковь, которая тогда еще не зародилась, языческий мир, который в то время еще стоял праздно на торжище, произведут больше замечательных и полезных христиан, чем их было среди иудеев. У оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, (говорил об этом Исайя 54:1). Кто знает, какого расцвета и какой полноты может достичь Церковь в последние дни свои, чтобы показать, что Господь прав? Хотя святая вера первых христиан обладала большей силой и святостью, чем в наше время духовного упадка, однако, кто может сказать, какие работники могут быть посланы в виноградник в одиннадцатом часу, в Филадельфийский период? Какое изобильное излияние Духа может произойти тогда, более изобильное, чем когда-либо ранее?»
То есть, вполне возможно, что христиане последнего времени окажутся более сильными верующими, чем даже первые ученики Христа.
Намёк на это можно увидеть в Книги Откровения Иоанна:
Откр.11:3-6 «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят».
Разные пророки и чудотворцы упомянуты в Библии. Но согласитесь – огнедышащих не было! Круто! Они действительно в некоторых отношениях посерьёзнее двенадцати!
Уверовавшие в юности - против!
Третьи обиженные притчей об одном динарии могут считать себя те, кто покаялся в юности своей и всю жизнь посещал церковь, читал библию, молился, платил десятины и приношения, и даже немного служил…
А оказывается, что старушка, всю жизнь прожившая халдейкой и покаявшаяся за несколько недель до смерти, получит то же самое спасение и вход в Небесное Царство, что и человек, фактически от самого рождения бывший христианином.
Несправедливо!
Церковные служители - против!
Четвёртая группа задетых до глубины души верующих – это конечно серьёзные служители, годами служившие в церкви, положившие всю свою жизнь на алтарь Бога:
Участвующие в евангелизациях, во всевозможных служениях, проповедующие, поющие в прославлении и церковном хоре, участвующие в домашках и молитвенном служении, воскресной школе, семинарии, группа встречи, служение благотворительности, тюремном и реабилитационном служении, братья и сёстры, занимающиеся массой организационных работ, которые требует церковное служение…
И вот оказывается, что Спаситель приравнивает их к обычным прихожанам, которые появляются на воскресных Богослужениях и всё! Пока-пока до следующего воскресенья… А то и вообще только на Причастие и приходят….
И они получат тот же динарий? А ведь получат! Ну, как же тут не возмущаться?!
Что можно сказать об этой грани Божьей справедливости?
Все толкователи дружно объясняют равную оплату и первых, и последних милостью и благодатью Божьей.
С одной стороны, Господь так добр, что даёт динарий тем, кто трудился всего один час, а с другой, он не в чём не ущемил первых, ведь именно за динарий они и договаривались работать с утра до вечера (в отличии от последних, которые не ставили хозяину виноградника вообще никаких условий!).
А потому обида первых совершенна беспочвенна: договор есть договор!
Особенно учитывая, что стоИт за героями и предметами этой притчи:
- Хозяин дома – Бог Отец.
- Торжище – этот мир.
- Виноградник – Царство Божье.
- Работники – христиане.
- Работа в винограднике – служение Богу.
- Управляющий у хозяина дома – Иисус Христос, Сын Божий.
- Динарий – вечная жизнь.
Но на мой взгляд, не только Божья милость и благодать являются объяснением того, что за разные по объёму труды, Господь решил заплатить одинаковую цену!
Главное, по моему мнению, совершенно несопоставимая ценность Божьей оплаты с трудоёмкостью работы как первых, так и последних работников в Божьем винограднике!
Я попытался найти сравнение, которое проиллюстрировало бы наши труды в церкви (какими бы великими они не были!) со стоимостью Божьего Динария:
Простите за убогость сравнения, но это всё, что я мог придумать:
Представьте себе биржу труда в наше время, на которую постоянно подходят в течении дня новые безработные.
И вот подъезжает с утра на биржу один очень богатый человек, который только что купил дворец с парком в тысячу гектар. И ему нужны неквалифицированные работники, которые должны просто подмести все асфальтированные дорожки в парке. Он сказал, что работа на один день, но очень хорошо оплачивается.
И вот он увёз на автобусах первую партию работников… Посмотрел на месте… прикинул, что мало. Вернулся за следующей партией, потом и за следующей... И когда до конца рабочего дня остался всего один час, привёз в свой парк последнюю партию подметальщиков...
Вечером, по окончанию рабочего дня, его управляющий начал выдавать плату за подметание, начиная с последних взявших мётлы в руки...
Тем, кто работал один час выдал следующее: ключи и документы от собственных коттеджей, ключи и документы от 600-тых «Мерседесов» и чеки на миллион долларов каждому.
То же выдал и всем остальным, кто работал три, шесть и 12 часов… всем одинаково!
А теперь представьте картину, как те, что подмели 300 метров дорожек за 12-ть часов, стали упрекать тех, кто за один час подмёл тридцать метров… И требовать от хозяина себе по10 коттеджей, по 10 «Мерседесов» и по10 миллионов долларов каждому… Ну, логично же, поскольку они сделали в десять раз большую по объёму работу!
Представили эту картину? Я подмёл в десять раз больше – дайте мне 10 миллионов!!!
Что подумает посторонний наблюдатель, услышав эти совершенно бредовые претензии? Покрутит пальцем у виска!
Вы что, хлопцы? С глузду з’їхали?! За труд на сто гривен требовать десятки миллионов долларов! Очнитесь! Какая несправедливость? Вы чё?!
Так вот! Теперь о нашем воздаянии…
То, что в итоге будет выплачено нам, настолько грандиозней того, что самым талантливым и трудолюбивым из нас удастся за всю свою жизнь сделать для Господа, что всякое сравнение просто бессильно!
И поэтому вопрос о справедливости в этом случае вообще поднимать стыдно!
"Несправедливость" к грешникам
Но вот беда – чувство несправедливости того, что происходит при оценке Богом наших дел, а особенно при воздаянии праведникам и грешникам в этом мир, живёт в сердцах человеческих тысячи лет.
Начиная от самой древней книги Библии – книги Иова, в которой он жалуется Богу на Его же несправедливость:
Иов.21:7-26 «Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицом их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. Вол их оплодотворяет и не извергает, корова их зачинает и не выкидывает. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастии и мгновенно нисходят в преисподнюю.
А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? И что пользы прибегать к Нему? Видишь, счастье их не от их рук.
— Совет нечестивых будь далек от меня!
Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем?
Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем. Скажешь:
Бог бережет для детей его несчастье его. — Пусть воздаст Он ему самому, чтобы он это знал. Пусть его глаза увидят несчастье его, и пусть он сам пьет от гнева Вседержителева. Ибо какая ему забота до дома своего после него, когда число месяцев его кончится?
Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?
Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их».
Иов не понимает, почему нечестивые благоденствуют?
Он пытается давать советы Богу, как правильно поступить.
Хотя тут же одёргивает себя: Бога ли учить мудрости? Добавлю – и справедливости…
Эстафету Иова подхватывает Иеремия:
Иер.12:1-3 «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют?
Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их.
А меня, Господи, Ты знаешь, видишь меня и испытываешь сердце мое, каково оно к Тебе.
Отдели их, как овец на заклание, и приготовь их на день убиения».
Иеремии в унисон вторят пророки Аввакуум и Малахия…
Ав.1:13 «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его».
Мал.3:15 «И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы».
Так как же объяснить кажущуюся несправедливость Бога по отношению к нечестивым?
Почему Он не уничтожает их немедленно после совершения ими злодеяний.
Я нахожу только одно объяснение этому неприятному явлению, которое находится в другой притче Христа, которую мы чейчас и прочтём:
Матф.13:24-30 «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человека сделал это.
А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».
Мы знаем и толкование этой притчи Самим Христом:
Матф.13:36-43 «Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.
Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»
На основании этой притчи и её толкования можно понять, почему именно нечестивые не уничтожаются немедленно?
Этот мир управляется Богом через десятки тысяч, а может даже миллионы законов, определяющих работу всего мироздания. Некоторые из этих законов регулируют жизнь людей.
Например, закон сеяния и жатвы (что посеял человек, то и пожнёт), его ещё называют в науке принципом детерминизма, на котором держится в частности, вся классическая физика.
В мире идут миллиарды миллиардов взаимосвязанных процессов.
И каждый человек связан тысячами нитей с другими людьми. Большую часть этих связей мы просто не в состоянии разглядеть!
Так вот, Господь в притче о пшенице и плевелах провозглашает ещё одну закономерность: Добро можно будет отделить от зла без ущерба для добра только в час Х, когда будет собрано из мира и то, и другое. Когда время будет остановлено. И всякие процессы и движения прекратиться. И тогда добро и зло можно будет действительно отделить друг от друга!
И вот тогда злому можно будет справедливо воздать за зло, не нанеся ущерба никому из добрых!
Потому что и добро и зло настолько переплетены корнями в реальной жизни, что, вырывая зло, практически обязательно ты нанесёшь ущерб и добру.
Ну, например:
Поймали серийного убийцу, осудили, расстреляли.А у него остались дети (вполне нормальные люди, которых после оглашения приговора папочке будут травить «добрые» соседи, сотрудники на работе, соученики в школе).
Или, допустим, соврал человек своему приятелю, что его жена ему изменяет. А то пошёл и избил её до полусмерти. А она ни в чём не виновата. Пошла и повесилась.
Конечно, в некоторых случаях можно точечно уничтожить зло, не навредив добру.
Но это скорее исключение, чем правило.
Поэтому в большинстве случаев Бог и задерживает воздаяние за зло.
Ведь при массированном уничтожении зла почти всегда страдают и праведники.
Помните историю с уничтожением Содома и Гоморры?
Быт.18:20-33 «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем? не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город?
Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок?
Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать?
Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать?
Он сказал: не истреблю ради двадцати.
Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?
Он сказал: не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».
И скорее всего несколько из праведников всё равно погибли. Уж больно в этом мире всё рядышком!
Таким образом, основной расчёт за соделанное в жизни будет, как это не обидно в человеческом понимании, не здесь.
И в этом справедливость Божья принципиально отличается от человеческой.
Заключение
Итак, мы сегодня поразмыслили о двух сторонах Божьей справедливости:
О равном воздаянии за неравный труд на ниве Божьей.
Мы разобрались, почему это так установлено Богом.
Потому что воздаяние на небесах за наш труд на земле неизмеримо превосходит любые достижения человека.
И также мы разобрались, почему очень часто задерживается Господом возмездие неправедным за совершённое зло.
Причина в том, что, наказывая нечестивого на земле, велика опасность нанести ущерб праведным.
А потому возмездие откладывается до времени Божьего суда.
Ну, и в заключении небольшое стихотворение на тему:
Почему долготерпит Господь
Этот мир, утопающий в злобе?
Почему допускает величье
Ничтожных людей?
Их кумир – их же плоть,
Они жертву приносят утробе,
На сердцах и обличьях
Написано чётко: Злодей!
Мир наш – плевелов поле
Без края-конца, без границы..
Ядовитые стрелы стволов,
Корни-змеи и яд в семенах!
Островки в страшном море –
Колосья Господней пшеницы.
И становится тех островов
Меньше,.. меньше… в колючих волнах!
Скоро Божия жатва грядёт –
Серп Господень опустится с неба
И сожнёт поле это,
Лишь клочья вокруг полетят!
И пшеница на небо взойдёт
Вечным к Богу причастия хлебом,
Ну, а плевелы страшной кометой
Обрушаться в ад!
Так и будет!
Аминь
Проповедник: брат А.