Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Что является жертвой?

what is the victim?

 

Цель проповеди: Объяснить церкви, что или кто может быть назван жертвой и почему?

 

Вокруг жертвоприношения Авеля

 

       Как я не хотел напоминать сегодня церкви о войне! Вообще не хотел, чтобы тема сегодняшних размышлений касалась войны! Но, увы! Ничего не поделаешь… Всё информационное пространство мира сегодня оккупировала война и от неё никуда не деться!

       Но я всё-таки постараюсь максимально дистанцироваться от войны, хотя разговор сегодня будет близок и к крови, и к смерти…\


       И начну я с традиционного для меня места Писания – почти с самого начала. Книга Бытия, 4-я глава. Я хочу вам напомнить о самой первой смерти на земле! Вы помните это? Кто первым принял смерть?
       Вы думаете, что это был убитый Каином его брат Авель?! Не-а! Он был не первый!
       

       Первым был другой… Давайте прочтём несколько переводов с 3-го стиха, 4-ой главы Бытия:


(Синодальный) Быт.4:3-5 « Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».


       Обратите внимание, Синодальный перевод вообще никак не называет животное, принесённое в жертву… Кто это был? Телёнок, овечка, козлик, свинка? Неизвестно!


Давайте сейчас сосредоточимся поподробнее на даре Авеля!


       Тук – в словарях – это сало, животный жир. То есть, не убив животное, ты не можешь его жир принести в дар Богу.

       Посмотрим переводы именно этого места, 4-го стиха 4-ой главы на другие языки.


(Современный перевод) «…Авель же принес в дар животных из своего стада, самые лучшие части своей самой лучшей овцы».


       То есть он отрезал для жертвы лучшие части овцы. Естественно, убив её.


Старая шутка про то, что, зачем же убивать свою любимую свинью ради двухсот граммов отбивной? Отрезал ей ножку и пусть дальше бегает – вряд ли реальна!


(Прочтём Украинский, перевод Огиенко) «А Авель, він також приніс від своїх перворідних з отари та від їхнього лою».


       {Что такое лой?
       (ЛІЙ, (в родительном падеже) лою – Жир рогатої худоби, що вживається в їжу; у старовину використовувався для освітлення).


(Украинский, перевод Хоменко) «Та й Авель приніс жертву – з первістків свого дрібного скоту, і то з найгладкіших».

       ГЛАДКИЙ, а, е. Який має повне тіло; вгодований, ситий.
       Т.е. «найгладкіший» – это самый откормленный!


       И английский, и немецкий переводы (а я их посмотрел несколько) говорят или об овцах, или вообще о стаде (без всяких уточнений) и о жире от них.


       В Септуагинте, греческое слово «проватон» переводится и как «овца» и как «стадо» (что называется, выбирай, что хочешь!). А слово «стеатон» как «жир»


       Давайте условно остановимся на овце (или если хотите на ягнёнке, или агнце!).
       А то, что упоминается не только овца, но и её жир, говорит о том, что овечка не была приведена живой в дар Богу с красным бантиком на шейке, чтобы Господь с ней поигрался. Она была убита Авелем!


       В церквях всегда и везде рассматривается жертвоприношение Авеля, как образец угождения Богу.
       И упор в рассуждениях о конфликте Каина с Авелем делается именно на вере и на праведности Авеля:


Евр.11:4 «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его».


       А о Каине всегда говорят как о злобном человеке:


1Иоан.3:12 «…Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».


       То есть, Авель своим жертвенным животным угодил Богу, а Каин не угодил своими овощами – не из-за качества жертвы, а из-за духовного состояния каждого из братьев: праведного у Авеля и неправедного у Каина!

 

Убил овечку!


       И нигде в комментариях Библии я не нашёл взгляда на это действо (на жертвоприношение Авеля), как на совершение убийства животного.
       Если наша трактовка этих стихов верна, то Авель совершил первое во вселенной убийство живого существа. Он убил бедного ягнёнка.


       При этом вспомним, что Бог в те времена, отнюдь, не давал пока животных в пищу людям.


Быт.1:29 «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу»;


       Хотя власть над всеми животными была человеку дана, о чём говорится на стих выше, в 28-ом стихе.

       А разрешение на поедание (и соответственно) убийство животных было получено много лет спустя уже Ноем, после потопа. Господь обращается к Ною:


Быт.9:2,3 «…да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё»;


       Значит есть, принесённого в жертву Богу, ягнёнка Авель не мог, не нарушив Божий закон.

       Много позже, во времена Моисея, на протяжении больше тысячи лет, приводящий жертву к храму верующий и священник, приносящий жертву, не ели только жертвы всесожжения. Они сжигалась на жертвеннике полностью.


       Можно предположить, что Авель совершил что-то подобное. То есть сжёг не только жир, но и всего ягнёнка полностью.
       Или как вариант, сжёг только жир, а остальное – зарыл.


      Но, будучи праведным, как утверждает Писание, точно не жарил из ягнятины шашлыки… поскольку есть животных пока не разрешалось.


       Итак, самым первым в нашей вселенной умер ягнёнок.
       Он был убит Авелем и жир от него, (предположительно?), был сожжён на огне, как первая жертва Богу.


       И только после этого убит был и Авель! Но он был – вторым…

 

Вегетарианский вариат.


       Это общепринятое понимание, так сказать, техники жертвоприношения Авеля.


       Но, я рискну предложить церкви и другой вариант дара Богу со стороны Животновода-Авеля.
       Мы все знаем, что продукция животноводства – это не только мясо и шкуры.

       Овечки – это не только ценный мех, и 10-15 килограмм диетического, легко усваиваемого мяса…
Но… это ещё и молочная продукция!

       А почему бы нам не предположить, что Авель принёс в дар Богу овечье молоко, простоквашу, творог, сыр, масло… (в которых тоже есть жир, между прочим!). Я уже не говорю о кефире, йогурте, ряженке и всевозможных нынешних молочных десертах…

       И пусть о принесении в жертву молочных продуктов в Ветхом Завете не упоминается, но и запрета явного на это нет (как, допустим, запрет на приношение мёда в жертву (Лев. 2:11)

       Хотя выражение «молоко и мёд», как символ изобилия многократно повторяется в Писании.


       Но вот во времена Авеля и Каина, никаких указаний Бога по поводу качества и номенклатуры даров Ему, Библия не зафиксировала.
       И, если моё допущение о молочных дарах верно (что, конечно, только предположение!) тогда Авель не выглядит уже таким кровожадным, а Каин не тянет на защитника животных… Который напал на брата своего исключительно в целях защитить животный мир планеты от уничтожения…

 

       Вот такое, несколько затянутое предисловие, я рискнул предложить церкви сегодня перед основной часть проповеди.
       А говорить сегодня мы будем, как вы, наверное, уже поняли, о жертвах.
       И своими короткими изысканиями я хотел направить ваше внимание на то, что жертвы могут быть самые разные по своим характеристиками…


Жертвы – хорошие и разные...


       С точки зрения большинства граждан цивилизованных стран, жертвоприношения в Ветхом Завете, по мере движения времени от прошлого к будущему, выглядит всё более и более диким и жестоким.

       Хотя кровавые жертвоприношения животных у некоторых народов и религий продолжают практиковаться до сих пор (допустим, у мусульман, на празднике Курбан-байрам приносят в жертву баранов, или коров, или верблюдов…)

       Но… для современного цивилизованного человека выглядит это совершенно «не комильфо»! То есть, мягко говоря – не прилично!


       Представить себе, что в случае восстановления храма Иеговы в Иерусалиме, являющиеся подлинным фундаментом современной цивилизации, культурные и продвинутые израильтяне (айтишники, программисты, врачи, учёные и т.п.), начнут снова приносить в жертву каждое утро и каждый вечер по однолетнему агнцу – для меня, например, очень затруднительно!


       И то, что пока спускается отвязанным мусульманам, вряд ли будет прощено Израилю! Ему, как вы, наверное, заметили, вообще ничего не прощают! Скандал по всему миру будет такой, что претензии защитников палестинской автономии к злому, угнетающему бедных арабов, Израилю, по сравнению с диким воплями многочисленных защитников бедных овечек и козочек покажутся слабым комариным писком по сравнению с рёвом урагана пятой категории!


       Но… тем не менее, жертвоприношения Богу, начиная от «Авелевской овечки» и заканчивая последними жертвами в сожжённом римлянами 10-го августа 70-го года н.э., последнем храме, проводились, верующими в Создателя вселенной, на протяжении нескольких тысяч лет!

       И это никак нельзя сбросить со счетов. Что было, то было!


       Так что же такого особенного, значительного, вневременного и глобального в жертвах Богу, и в жертвах вообще, что размышления и споры о них не прекращаются и в наши дни?
       Вот на этот вопрос мы сегодня и попробуем ответить…

 

Какие бывают жертвы?


       А для этого, прежде всего давайте договоримся о терминах и выберем те значения слова «жертва», на которых мы сегодня и сосредоточимся.
       Воспользуемся словарём Ефремовой. Итак, жертва:


Первые три значения указывают на отказ от чего-либо или кого-либо или уничтожение этого:
       

       Первое. Жертва – это дар, пожертвование чего-либо на что-либо.
Например, десятина и приношение верующего в церкви, чтобы церковь имела возможность платить аренду, помогать неимущим, оплачивать необходимые для служений расходы, поддерживать служителей… И т.д

.
       Второе. Жертва это – предмет или живое существо, обычно убиваемое, которые приносятся в дар Богу с целью Его умилостивить; т.е. жертвоприношение.
Предположим, жертвенный агнец.


       И третье. Жертва – это добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо или чего-либо; самопожертвование.
Мой брат, например, добровольно отказался от своей части наследства, квартиры наших родителей, в мою пользу.


       Итак, первая группа значений слова «жертва»:

  • Отдать своё на какую-то цель.
  • Уничтожить своё для примирения с Богом.
  • Отказ от выгодного предложения в пользу кого-то.


Вторые три значения из словаря указывают на существо (человека или животное), по отношению к которому осуществляется насилие:


       Первое из этой группы. Жертва – это тот, кто подвергся чьему-либо насилию, злому умыслу, пострадал от кого-либо или от чего-либо.
Например, человека ограбили, он – жертва грабежа.


       Второй вид жертвы – это тот, кто пострадал или погиб от какого-либо несчастья, неудачи.
Предположим, это люди – ставшие жертвой урагана.


       И наконец третий вид жертвы из этой группы – это тот, кто пострадал или погиб во имя чего-либо, вследствие преданности чему-либо.
Допустим, солдат принёс свою жизнь в жертву за Родину.


       Таким образом, вторая группа значений слова «жертва»:

  • Человек пострадавший от насилия.
  • Человек, пострадавший от неудачи или катастрофы.
  • Человек пострадавший во имя чего-то.


       И, конечно, мирской словарь не мог включить в себя ещё три уже библейских значения слова «жертва»:


       Первая названа царём Давидом, когда он умолял Иегову о прощении после случая с Вирсавией.

Пс.50:19 «Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже»

       Вторая тоже упомянута Давидом:

Пс.49:14 «Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои».

       А третья названа апостолом Павлом:

Рим.12:1 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего»,

        Итак… Наша третья группа значений слова «жертва»:

  • Сокрушённый дух.
  • Жертва хвалы.
  • Разумное служение.


       Нас сегодня будут интересовать только шесть видов жертвы, которые применимы к людям верующим.

  1. Это – пожертвование для какой-либо цели.
  2. Это – жертва для примирения с Богом.
  3. Это – жертва во имя Бога (чтобы показать окружающим великую ценность правильны взаимоотношений с Богом, которые ценнее человеческой жизни!)
  4. Это – сокрушённый дух.
  5. Это – жертва хвалы.
  6. И это – служение Богу.

 

Ценность жертвы

 

        А теперь посмотрим, какими качествами должно обладать живое существо, предмет или действие, чтобы их можно было назвать жертвой?
       И первое такое качество – ценность.


       Если ягнёнком или деньгами вы не дорожите, то отдавая их вы не совершаете жертву.
       Помните, как Христос сравнивал степень жертвенности богатого человека и вдовы?


Лук.21:1-4 «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

       Он как бы подчёркивал, что ценность даров в храмовую сокровищницу богатея намного меньше ценности двух монеток бедной вдовы. Поскольку ценность измеряется тем, насколько критичней для жертвующего отказ от неё?


        Все шесть видов жертв, которые мы перечислили должны обладать ценностью:

  1. Десятины, которые мы приносим в церкви, мы могли бы использовать, допустим, на покупку еды или одежды для себя и своей семьи, но мы отдали их Богу на служение в церкви.
  2. Ради примирения с Богом мы отказались от прежних привычек (алкоголя, распутства, грубости, воровства, лжи и т.п.) которые, как мы считали в миру, давали нам преимущества перед другими людьми, доставляли удовольствия или приносили прибыль. То есть являлись хотя и ложной, но ценностью в наших глазах и в глазах мира.
  3. Жизнь и свободу (которые являются наивысшими человеческими ценностями), были отданы нашими предками, не уступившими давлению коммунистической власти и не отрёкшиеся от веры в Бога.
  4. Наше смирение в покаянии за свои прегрешения убирают из наших сердец ложную гордость за свою праведность, которой, конечно мы дорожили. Причитанию: я горжусь тобой! – так и кишат в современных фильмах. То есть гордость для мира – достоинство, ценность!
  5. Жертва хвалы (наши псалмы, славословия, стихи, свидетельства о действии Бога в наших жизнях), которые мы возносим Богу, требуют от нас жертвовать своим драгоценным временем на Богослужениях и для внецерковных молитв. А также направлять данные Богом таланты (которые тоже являются ценными!) не на мирское, а на небесное.
  6. И наконец, любое служение Богу в церкви и вне её тоже требуют отдавать своё время и силы Тому, Кому мы служим.

 

Отчуждение жертвы

 

       Второе качество, которым должно обладать живое существо, предмет или действие, чтобы их можно было назвать жертвой – это отчуждение.

       Чтобы эти вещи стали жертвой, мы должны что-то в процессе принесения жертвы обязательно потерять, от чего-то отказаться.

  1. Совершенно всё понятно с нашими добровольными приношениями. Мы отчуждаем (теряем) часть своего бюджета в пользу церкви.
  2. Также вся просто с жертвой примирения с Богом. Мы отказываемся от мирского образа жизни.
  3. Мученики во Христе отказывались от свободы и даже жизни, не уступая давлению противников Бога.
  4. Отказ от высокой самооценки при покаянии тоже является одной из форм потери некой ценности.
  5. Мы отдаём Богу своё время на Богослужениях для прославления Его имени.
  6. И мы отдаём силы и время для другие служения в церкви.

 

Принял ли жертву Бог?

 

       И, наконец, третье, последнее качество, необходимое, чтобы живое существо, предмет или действие можно было назвать жертвой – оно должно быть принято Богом.

       Как можно узнать, что наши жертвы приняты Богом?


       Конечно, бывает, что иногда это можно увидеть. Как например произошло с Гедеоном:


Суд.6:21 «Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его».

       Или на открытии первого храма:

2Пар.7:1,2 «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень».


       Но всё-таки такие вещи происходят не часто.

 

Благословения, как признаки принятия жертвы Богом


       Гораздо чаще о том, что наша жертва принимается Богом, мы можем судить по тому, как он благословляет в дальнейшем нашу жизнь.


       Конечно, хотелось бы, чтобы это было так же грандиозно, как с Иовом в конце его книги:


Иов.42:7,8 «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.

Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».

Иов.42:10-13 «И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде.

Тогда пришли к нему все братья его и все сестры его и все прежние знакомые его, и ели с ним хлеб в доме его, и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него, и дали ему каждый по кесите и по золотому кольцу.

И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц.

И было у него семь сыновей и три дочери».

Иов.42:16,17 «После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».


       Но… чтобы получить такое подтверждение от Бога того, что Он принял твои жертвы ( а я думаю, что в качестве жертв Иова можно признать и потерю богатства, и детей, и здоровья, и его прославление имени Божьего, и его покорности Богу, и его отказ от ропота на Бога… а не только семерых тельцов и семерых овнов…

       Хотя, очевидно, что они тоже были приняты Богом благосклонно.


       Вот только боюсь, что для получения такого грандиозного подтверждения принятия жертв, какое было дано Иову, необходимо пройти через такие же страшные испытания, через которые прошёл Иов!


       Давайте попробуем определить, как уразуметь что Бог принял каждую из исследуемых нами шести видов жертвы:

  1. Первое – это пожертвование для какой-либо цели. Если Господь даёт вам возможность зарабатывать и жертвовать десятины в церкви, можно сказать, что он благословляет и принимает вашу жертву.
  2. Второе – это жертва для примирения с Богом. Если ваша жизнь после покаяния меняется к лучшему, можно сказать, что ваша жертва покаяния принята Богом.
  3. Третье – это принесение самого себя в жертву во имя Бога. Если Господь позволяет многим людям в миру узнать, что вы пострадали или погибли за веру, и некоторые из них задумались, что, если человек пожертвовал жизнью или свободой за свои убеждения, наверное, стоит задуматься о их высокой ценности. И возможно, некоторые, узнавшие об этом, тоже придут к Богу. И это значит Бог принял вашу жертву.
  4. Четвёртое – это сокрушённый дух. Если после покаяния в совершённом грехе, Господь укрепит вас и поддержит в ваших делах, значит ваша жертва угодна Ему и принята Им.
  5. Пятое – это жертва хвалы. Если Господь позволяет вам прославлять его годы и годы, если вы видите, что ваше служение становится всё качественнее, если в вашей жизни благословений гораздо больше, чем проблем и неудач – значит Господь принимает вашу жертву хвалы.
  6. И шестое – это любое служение Богу. И здесь всё также, как с жертвой хвалы: в вашей жизни благословений больше, чем проблем. Можно предположить, что Господь благословляет ваше служение.


Итак: если есть ценность в приносимой вами жертве, если есть ваш отказ от владения ею, если вы видите, что Господь её принял.
Значит ваше жертвоприношение совершено в соответствии с Божьими законами.

 

Путь в небо через жертву


       Таким образом, всё вышесказанное указывает на то, что все изученные нами виды жертвоприношения являются уникальными путями для человека, для его перехода от привязанности к миру и его хорошим и плохим ценностям, до налаживания взаимоотношений с Творцом вселенной в своём движении к нему.


Это похоже вот на что: Можно представить себе человека, как ракету, которая движется от планеты Земля к далёкой и прекрасной планете под названием Небо.
При этом жертва – это дорогое топливо в баках ракеты.
И для того, чтобы ракета двигалась вперёд это топливо должно сжигаться в камере сгорания и выбрасываться наружу из сопел ракеты, назад, чтобы ракета двигалась вперёд. Мы отталкиваем от себя это топливо, мирские ценности, чтобы продвигаться к цели, к небесам.


       А благосклонное принятие Богом нашей жертвы может быть проиллюстрировано так:


Господь подготовил на планете Небеса специальную посадочную платформу именно для нашей ракеты. Там нас встречают с музыкой и цветами, как желанных, не скажу гостей, но соотечественников. То есть жителей небесного Отечества.


       Я намеренно не рассматривал сегодня главную жертву, совершённую в нашей вселенной: жертву Иисуса Христа!
       Отмечу только, что без существования института жертвоприношения, жертва Христа была бы просто невозможна!
       Вот насколько важна тема, которую мы сегодня изучили!

       И поэтому, не стоит осуждать жестокость Авеля в принесении самой первой жертвы в мире, его овечки!

 

Заключение

 

       Итак, мы сегодня исследовали такое важное понятие, как жертва.

       Мы определили шесть видов жертв, важных для христиан:

  1. Это – пожертвование для какой-либо цели.
  2. Это – жертва для примирения с Богом.
  3. Это – жертва во имя Бога (чтобы показать окружающим великую ценность правильных взаимоотношений с Богом, которые ценнее даже человеческой жизни!)
  4. Это – сокрушённый дух.
  5. Это – жертва хвалы.
  6. И это – служение Богу.

 

       Мы рассмотрели три основных свойства настоящей жертвы:

  1. Это её ценность.
  2. Это обязательность её отчуждения от приносящего жертву.
  3. И обязательность её принятия Богом.

 

       И в заключении, как всегда, стихотворенье: о жертве, о нашем продвижении к Богу, и о церкви:

 

От мирной жертвы прославленья
Вдыхая звуков фимиам,
Мы наполняем песнопеньем,
Молитвами с благодареньем
Твой жертвенник – Господень храм!

Он создан был на основаньи
Неколебимом и святом!
Ни времена, ни расстоянья,
Людские страсти и желанья
Не повредили этот дом!

Здесь, собираясь в воскресенье
У ног Спасителя Христа,
Чтобы исполнить повеленье,
В себя вникая и в ученье,
Святыми, как Господь наш, стать!

Так назидай нас Своим Словом,
Открой ларец Своих чудес,
Чтоб были мы, Господь, готовы,
Идя под знаменем Христовым,
Достичь когда-нибудь небес!

 

Аминь