Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Жизнь христианина »
- Цепи свободы
Цепи свободы
Цель: Убедить церковь, что свобода христианина и утверждение: Делаю, что хочу! – ничего общего между собой не имеют.
Свободна ли свобода?
Сегодня у нас непростая тема для размышлений (я бы сказал – тема философская!). Эта тема вызывала множество споров на протяжении столетий и продолжает сегодня оставаться предметом, вызывающим противостояния, конфликты, теракты, революции и даже войны…
Мы сами были свидетелями происходивших в нашей стране в недавнем прошлом событий. И одним из лозунгов, выкрикиваемых из толпы на майдане, был лозунг: Свобода!!!
Но... для начала попробуем правильно сформулировать, что же такое – свобода?
Свобода — это наличие возможности выбора варианта и реализации исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.
Свобода - это отсутствие принуждения со стороны других людей.
В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».
Американцы говорят: моя свобода размахивать руками заканчивается там, где начинается нос моего соседа.
Правда, в нашей стране есть ещё одна разновидность свободы – воля.
Это свобода вседозволенности, так сказать исконная мечта русского человека. Хотя я порылся в русских пословицах и с удивлением увидел, что отношение к воле в основном отрицательное:
Волю дать - добра не видать. Боле воли - хуже доля.Дай душе волю, захочет и боле. Дай сердцу волю, заведет тебя в неволю. Дай черту волю, живьем проглотит. Дай себе волю, заведет тебя в лихую долю. Хороша воля с умом да с деньгами.Глупому в поле не давай воли. Дал муж жене волю, не быть добру. Находишься по воле, наплачешься вдоволе. Жить по воле, умереть в поле. Воля портит, а неволя учит. Воля губит, неволя изводит. Воля и добрую жену портит. Воля и добра мужика портит. Своя воля страшнее неволи.
И так далее в этом же духе. Самое позитивное выражение, которое я нашёл:
Кто живет на воле, тот спит поболе.
И, наконец, нельзя не вспомнить знаменитое определение Спинозы (те, кому довелось учить философию, конечно, его помнят): Свобода – есть осознанная необходимость.
То есть, свобода, это понимание наличия определённых ограничений как вне человека, так и внутри, его, и полная свобода действий в рамках этих ограничений.
А теперь давайте посмотрим, возможно ли такое состояние, как полная свобода?
Может ли человек быть абсолютно независим ни от кого и не от чего? А если говорить более обще – может ли тело, являющееся составной частью вселенной не зависеть ни от какого другого тела во вселенной?
Ответ очевиден – нет! Даже если тело будет находится в космическом вакууме, его будет освещать свет звёзд (а значит, видимость этого тела зависит от внешнего света); также абсолютного вакуума не существует, а потому о тело будут ударятся частицы космической пыли и, возможно, другие тела, находящиеся в космосе.
А теперь перенесём это на человека: мы живём в семье, посещаем церковь, ходим на работу, живём в городе и государстве…
А потому на нас влияют все составляющие окружающего мира.
Мало того, мы зависим также и от своего собственного тела. Ему нужно дышать, кушать и ещё много чего… Стоит нам заболеть и мы, ох как зависим, от больного органа: Он нам жить не даёт – болит, мучит, постоянно отвлекает на себя наше внимание, заставляет о себе заботиться…
Я вот тут несколько недель назад ногу подвернул и теперь не могу совершать ежедневные прогулки, побежать, чтобы успеть на маршрутку – я зависим от своей болезни и мечтаю от неё освободиться…
Таким образом – полная, абсолютная свобода является абсурдом, понятием, которого вообще в природе не существует…
Но о чём мы тогда сегодня говорим? А говорить о свободе можно исключительно в таком ключе: Мы стремимся к свободе?
- Свободе от чего: от каких предметов, людей или явлений?
- И свободе для чего – для каких таких целей? Как именно я собираюсь воспользоваться своей свободой?
На этом философскую часть проповеди позвольте мне закончить.
Теперь обратимся к Писанию: Слова – «свобода», «освобождение», «свободный» встречается в Библии около ста раз.
Наша свобода
И начнём мы говорить о нашей свободе, отталкиваясь от следующих двух мест Писания:
Иак.1:25 «Но кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».
И второе:
Иак.2:12 «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы».
Я не знаю как для вас, а для меня всегда казалось странным, как связаны между собой слова «закон» (который всегда в человеческом обществе был призван накладывать определённые ограничения на поступки человека) и слово «свобода», которое по определению означает отсутствие ограничений?!
Но исходя из предыдущих наших философских размышлений, мы с уверенностью можем сказать, что Закон Свободы будет устанавливать для христианина: от чего именно он освобождается и для каких целей он освобождается именно от этого явления, предмета или же человека?!
И ещё одна интересная деталь: оказывается по закону свободы мы ещё будем и судимы… То есть, если Бог говорит, что Он освобождает нас от каких-то зависимостей. Наша ответственность не подчинятся уже этим зависимостям, поскольку Бог нас от них освободил.
А человек, который опять подчиняется тому, от чего его освободил Господь, таким образом нарушает Закон, Закон Свободы.
И ещё, мы уже определили, что освобождение служит определённым целям: если мы не стремимся к этим целям – мы тоже не выполняем Закон Свободы.
Простой пример: мы идём на охоту, берём с собой свою любимую собаку, гончую, назовём её, ну, скажем, Гектор; ведём её до места охоты само собой, на поводке. И вот мы далеко впереди в поле видим зайца. Мы отстёгиваем карабин поводка и командуем Гектору: Пиль! Или – куш! или – взять!
А наш умный Гектор берёт зубами поводок и подаёт опять нам (есть такие собачки): Мол, на, хозяин! Пристигни меня опять! Чего это я как ненормальный буду за этим зайцем бегать по жаре!
Или же того лучше, побежал он не за зайцем, а за моим товарищем по охоте и гнал его, пока не загнал на дерево!
Понимаете? В первом случае наш Гектор отказывается от свободы передвижения, подавая нам поводок, а во втором случае – он не выполняет ту цель, для которой его освободили – ловить зайца!
Мы ещё вспомним нашу не особенно свободолюбивую собачку, а теперь давайте посмотрим на того, кто дал нам, христианам, свободу.
Источник нашей свободы
При этом уместно будет привести места Писания, как из Ветхого, так и из Нового Завета, тем более, что все они говорят об одном и том же Источнике нашей свободы:
Пс.118:44,45 «…и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки; буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих»
Иоан.8:31, 32 «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Иоан.8:36 «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете».
Все три места Писания говорят об одном источнике свободы для верующих: Слово Божье, Иисус Христос даёт свободу тем, кто уповает на Него!
Но обязательное условия сохранения этой свободы, обратите на это особое внимание, – пребывание в Слове и познании истины.
Не напрасно с этой кафедры постоянно звучит: Читайте Библию, не пропускайте Богослужений, не пренебрегайте молитвами, как одним из способов общения с Истиной, с Иисусом Христом…
И вот тогда есть надежда полученную уже от Христа свободу сохранить!
Свобода от чего?
А теперь посмотрим, от чего же именно освободил нас Иисус?
Во времена апостолов особенно важным для первой церкви было освобождения от уз Ветхого Завета и об этом много говорится в посланиях:
Гал.4:21-31;5:1-6 «Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание.
Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам.
Ибо написано: возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа.
Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал [рожденного] по духу, так и ныне.
Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной. Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной. Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».
Хотя заметим, что сам апостол имел обрезание, но прекрасно понимал, что во взаимоотношениях с Иисусом Христом главное – не обрезание, а вера!
У нас в церкви, скорее всего, не очень много обрезанных, а потому освобождение от действия Закона Моисея для нас не очень актуально.
Хотя, время от времени возникающие споры среди христиан разных деноминаций и течений, в необходимости соблюдать те или положения Ветхого Завета поднимают эту проблему, но я полагаю, что от нравственных принципов Ветхого Завета ни один разумный христианин не откажется, а в ритуальных положениях Моисеева закона после пришествия Христа уже нет особой нужды.
Тем более, что и сами евреи давным-давно никаких жертв не приносят и никакого фимиама не воскуряют, а процесс празднования многочисленных праздников с мелкими псевдо-законными ритуалами, которых в Законе просто не существует, только с очень большой натяжкой можно признать соответствующими Пятикнижию.
А вот то, что действительно имеет огромное значение для современной церкви, как и для первых церквей, как для иудеев так и для детей язычников, так это то, что Господь избавил нас от зависимости от греха, освободив от него навсегда.
Рим.6:3-13 «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
Ибо если мы соединены с Ним подобиием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобиием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».
Смерть на кресте наших грехов освободила нас от их власти, а это значит, что тот, кто пытается как пёс, возвратится на свою блевотину, напоминает упомянутого нами сегодня нашего симпатичного четвероного друга, который принёс нам поводок, чтобы его обратно пристегнули.
Мы свободны от зависимости от греха, а потому, по Закону Свободы, не имеем права (именно так!) возвращаться в эту зависимость! Дорога обратно нам закрыта навсегда. А кто пытается вернуться – нарушает Закон Свободы.
И ещё одно колоссальной важности освобождение произошло в нашей жизни – к нам пришла через Христа свобода от ада и смерти:
Обещание Господа через пророка...
Осию.13:14 «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня».
И подтверждено в Новом Завете:
1Кор.15:51-57 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти - грех; а сила греха - закон.
Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»
Смотрите, как здорово: смерть побеждена, потому что у неё отнято жало – грех, а у греха отнята сила – Закон (о которых мы уже сегодня говорили).
Я почему-то когда прочитал эти стих вспомнил свои труды на пасеке:
Когда пчела теряет жало, она живёт всего несколько минут, и уже не может летать, так как жало у неё вырывается с внутренностями.
А потому такая пчела становится на несколько минут просто безобидной рыжей мухой в полосочку, которая уже никому не страшна и никого не укусит.
Вот так и смерть, и ад для верующих – если только они пребывают во Христе, уже не страшны – так: мухи в полосочку! Почему? А потому, что нас убеждают в этом слова из Откровения апостола Иоанна:
Откр.1:17,18 "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый.
И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти».
Слышите, люди! Два главных врага человечества остались без ключей! Их забрал Хозяин! Они – бездомные! И, как большинство бездомных, кончат они очень плохо, как написано:
«И смерть, и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая». (Откр.20:14)
Потому что…
«… закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Рим.8:2)
И, конечно, Господь даровал нам освобождение ещё от одного активного деятеля в нашем мире: от дьявола.
Иак.4:7 «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Заметим, что обязательным условием освобождения от власти сатаны является покорность Богу, покорность и соблюдение Его Закона Свободы.
Еф.6:11 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских..»
Бог выдаёт своим рабам оружие, чтобы мы могли эффективно бороться со врагом.
Свобода для чего?
И наконец, посмотрим, для каких же целей мы освободились через Иисуса Христа от Моисеева Закона, от греха, от смерти и ада?
И вот тут звучат, на первый взгляд, грустные слова:
Рим.6:18 «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
«Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу…». (Рим.6:22)
Вот те раз! Обещали свободу, а поменяли одно рабство на другое!
Кстати, христиан очень часто обвиняют умники атеисты, сторонники гуманизма, свободы и демократии, что мы, мол, рабы Бога, призываем повиноваться даже нечестивым властям, которых надо свергать (ну, а дать власть, конечно, именно им, которые через несколько месяцев становятся ворами и тиранами худшими, чем предыдущие), что мы неоднократно уже наблюдали!
Впрочем, вернёмся к нашему новому рабству!
Ну, во-первых, мы уже девочки и мальчики умные, нас «майдановой демагогией» не возьмёшь, мы уже знаем, что полная свобода – это выдумки для людей не очень далёких, то есть очень близких… к глупости!
Полной свободы – в природе никогда не существовало, не существует, и существовать не будет!
Мы утвердились в том, что мы категорически не хотим больше грешить, не хотим умирать, и не хотим попасть в ад!
А чего же мы хотим? Мы хотим сами быть людьми добрыми и чтобы все вокруг были добрыми! Мы хотим, чтобы в нас и в окружающих нас людях была: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, вера, благость и милосердие.
Как этого можно достичь? Способ только один – стать рабом Богу! Но рабом не по принуждению, а рабом по любви:
1Кор.7:22,23 «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков».
Вот такое соотношение свободы и рабства.
И в отличие от тяжести исполнения Законов Пятикнижия, которые, как говорили сами евреи, никто исполнить не может, в отличие от невыносимой боли последствий греха, от ужаса ада и смерти, рабство Господа – совсем не тяжёлая ноша:
Матф.11:28-30 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко».
Одно из значений слова «иго» – рабство. Итак, несвобода в Боге – вещь не тягостная и идущая только на пользу тому, кто Богом порабощён.
Мало того, так никто не заботится о своих подчинённых, как Бог о своих рабах:
1Пет.5:6,7 «Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас».
Посмотрим ещё на одно интересное явление: все апостолы в Писании не считали зазорным для себя называться рабами Бога, рабами Иисуса Христа (смотрим вступление к некоторым посланиям):
- Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа,
- Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа
- Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова
- Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол,
- Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну
Обратите внимание – звание Раба, которым люди гордились!
Мало того, свобода в Господе (которую можно назвать и рабством Богу) гарантировала свободный вход в вечность:
2Пет.1:10,11 «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа».
А там…
Откр.21:2-7 «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.
И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.
И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.
И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.
И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».
Вот такие результаты рабства и отсутствия свободы у христиан! И какой безумец от такого откажется?!
Заключение.
О многом ещё хочется сказать в связи с понятием христианской свободы:
Об избрании, о том, что, как мы сейчас слышали мы становимся сынами Бога, о свободе нашей в Боге, которая не должна служить соблазном для немощных…
Но это, наверное, в другой раз!
А сегодня мы говорили о свободе, как о освобождении от зла: от греха, ада и смерти… И о свободе, как приобщении к добру: к Богу, жизни, и вечности.
А в заключении я хочу вспомнить ещё об одном научном понятии: степень свободы.
Степени свободы — характеристики движения механической системы. Число степеней свободы определяет минимальное количество независимых переменных (обобщённых координат), необходимых для полного описания движения механической системы. Также число степеней свободы равно полному числу независимых уравнений, полностью описывающих динамику системы.
Так механическая точка в пространстве имеет три степени свободы.
Но в этой вселенной, только те, кто становится своим Богу, обладает ещё одной степенью свободу, которой нет больше ни у кого: свободы в Господе.
И эта свобода ведёт нас всех в небеса!
Аминь
Проповедник: брат А.