Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Жизнь христианина »
- Мелочей не бывает
Мелочей не бывает
Цель проповеди: показать церкви важность нашего любого, даже самого малозначительного поступка.
"Эффект бабочки"
Я хочу начать наше сегодняшнее размышление с коротенького стихотворенья, которое много лет тому назад я уже вам читал и которое некоторые из вас, наверняка не раз слышали или читали.
«Из старинной английской поэзии» в вольном переводе С. Я. Маршака:
Не было гвоздя –
Подкова пропала,
Не было подковы –
Лошадь захромала,
Лошадь захромала –
Командир убит,
Конница разбита,
Армия бежит!
Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя!
Этот стишок появился впервые в сборнике Bescheidenheit (что переводится как "Непритязательность») немецкого поэта Freidank’a в 1230г. А потом в разных вариантах распространился по всем народам Европы. Но…
Почти через шестьсот лет случилась историческая иллюстрация этого стихотворенья (во всяком случае, в том, что касается гвоздей!), которая уничтожила армию одного из величайших полководцев в истории Европы.
Во время битвы при Ватрлоо (1815г.) у французов были все шансы одержать победу. Более того – они ее даже уверенно одерживали.
Французская конница под командованием маршала Мюрата, предприняв головокружительную по дерзости и смелости атаку, захватила английские батареи. Огонь английской артиллерии прекратился, и французы стали одерживать верх по всему фронту.
Но английская пехота выбила французскую конницу с захваченных редутов, батареи возобновили огонь, ход сражения был переломлен, и Наполеон потерпел известное поражение.
После Ватерлоо многие задавались вопросом, почему же французы, овладев британской батареей, не вывели ее из строя.
А все оказалось просто. В те времена, чтобы вывести из строя орудие, кавалеристы забивали в отверстие для воспламенения пороха обычный гвоздь. Потом сбивали шляпку – и все, при всей внешней нетронутости, орудие превращалась в кусок совершенно бесполезного железа.
И это бы так и случилось, но... но кавалеристы очень не любили таскать с собой гвозди. Неудобная штука – мешок с гвоздями в конной атаке... Каждый норовил от своих гвоздей избавиться, а в случае необходимости попросить десяток-другой у товарищей. В случае с английской батареей друг на друга понадеялись все, и в решающий момент гвоздей не оказалось ни у кого.
Таким образом, когда англичане отбили батарею обратно, они получили от своих противников абсолютно боеготовые пушки, огонь которых и изменил ход битвы при Ватерлоо, что привело к полному разгрому армии Наполеона Бонапарта.
Как многие из вас уже догадались, мы поговорим сегодня о мелочах…
Когда мы смотрим фильмы, читаем книги, общаемся с другими людьми, нас особенно привлекают грандиозные события, великие цели, яркие поступки, крупные победы…
Мелкое и незначительное, как правило, людям малоинтересно.
Человек должен ставить перед собой большие задачи, сделать в жизни действительно что-то значительное… Так мы слышим отовсюду в течении всей своей жизни…
Но в этой гигантомании существует одна проблема и одна тонкость:
Проблема состоит в том, что если все замечательные достижения, допустим, за год, разделить на количество людей на планете, то мы с огорчением увидим, что одно крупное дело, достигнутая цель, выдающееся открытие, серьёзный успех приходится приблизительно на миллион человек.
То есть, наши шансы совершить что-либо выдающееся, практически равны нулю.
И в этом – проблема крупных дел!
А тонкость состоит в том, что любое крупное дело начинается с поступка весьма незначительного:
Допустим, записной троечник в пятом классе совершенно случайно решил у доски сложную задачку по математике, получил пятёрку, и это ему так понравилось, что школу он закончил с золотой медалью, университет – с красным дипломом. А через десять лет стал самым молодым академиком в стране.
Или вот так:
Кк умирающему от туберкулёза в больнице 19-тилетнему юноше случайно в палату зашла девочка 13-ти лет (имя которой он так и не узнал) и рассказала ему об Иисусе Христе. Парень, который вырос в буддистской семье, поверил ей и через 25 лет церковь, которую он начал после своего выздоровления с домашней группы из 4-х человек, состояла из 750 000 прихожан.
В общем, как любят повторять китайцы: путь в 10 000 ли начинается с одного шага.
Был когда-то такой рассказ Рея Бредбери «И грянул гром», в котором главный герой, отправившийся в прошлое на машине времени, случайно наступает на бабочку. А когда он возвращается в своё настоящее, он находит совершенно изменившейся мир.
Вот этот так называемый «эффект бабочки» поднимает маленькие наши поступки, решения, шаги и слова на удивительную по значимости высоту, как в нашей собственной жизни, так и в окружающем мире.
И о значении небольших дел и будет наше сегодняшнее размышление.
Ничтожное начало - плачевный результат
Я начал искать в Библии малозначительные поступки, влекущие серьёзные последствия, и с удивлением увидел, что тех, которые приводят к большим бедам, во много раз больше, чем тех, которые ведут большим и хорошим результатам.
Почему это происходило, мы решим после того, как посмотрим образцы и одних, и других.
Итак, начнём с самого начала:
Быт.2:16,17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Они (то есть Адам и Ева) конеееечно Бога послушались! Ага! Как же!
Ну! И потому съели! А вот что они съели, мы прочитаем:
Быт.3:16-19 «Жене сказал (Бог): умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
И за что?! Всего-то – яблочек поели!
Они ели эту кислятину, а у нас у всех, у всего человечества,на зубах до сих пор оскомина!
Ничтожный поступок привёл к страшному результату.
Прошло несколько тысяч лет…
Два брата не очень любили друг друга. Один был хитрый, а другой был рыжий.
И устроил хитрый рыжему ловушку:
(Современный перевод) Быт.25:28-33 «Однажды Исав пришёл домой с охоты усталый и обессилевший от голода. Иаков в это время готовил чечевичную похлёбку.
сказал Исав Иакову: "Я обессилел от голода, дай мне немного этих красных бобов". (Потому и дали ему прозвище Едом. )
Но Иаков ответил: "Продай мне твоё право первородства".
"Я умираю от голода, и если я умру, то к чему мне богатство моего отца? Я отдам тебе мою долю", - сказал Исав.
Но Иаков сказал: "Сперва поклянись, что отдашь".
Исав поклялся Иакову и продал ему свою долю богатства их отца, и тогда Иаков дал Исаву еды и хлеба. Исав поел, попил и ушёл, и пренебрёг своим правом первородства».
В результате, я не побоюсь этого слова «дурацкого», ничтожного поступка (ну что такое тарелка борща?) Исав (как видим, он был не только рыжий, но и глупый!) потерял не только фантастическое по тем временам состояние. Ведь их отец, Исаак наследовал всё богатство Авраама и наверняка преумножил его.
Рассказывает слуга Авраама, которого он послал в Хоран за невестой Исааку:
Быт.24:34 «Господь щедро благословил во всём моего господина, и стал мой господин великим человеком.
Господь дал Аврааму многочисленные стада овец и крупного скота, у него много серебра и золота, слуг, верблюдов и ослов».
А Исаак точно преумножил богатство своего отца:
Быт.26:12-14 «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь.
И стал великим человек сей и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей, и Филистимляне стали завидовать ему».
И вот от большей части этого богатства (а первородный сын получал по завещанию в два раза больше остальных сыновей) «мудрый» Исав отказывается за тарелку супа.
Но и это не главное! Он потерял благословение своего отца, которое его отцу подарил Сам Вседержитель:
Быт.25:10 «После смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его».
И как конечный результат, в конце концов, наследники Исава, идумеи, были полностью уничтожены!
Вот такой «эффект бабочки»! ну, или «эффект похлёбки», если хотите!
История третья.
Когда-то лет пятнадцать назад я написал её литературную версию. Думаю, что вы её уже подзабыли, а потому рискну прочесть её ещё раз. Она коротенькая:
Муши откинул завесу палатки и выглянул наружу. Солнце ещё только-только окрасило край неба в голубой цвет, а над головой по-прежнему сверкали огромные звёзды пустыни. Муши удовлетворённо хмыкнул. Поднялся он, как обычно, раньше всех и это будет, как всегда, лишним поводом попрекнуть его ленивых родственников в нерадивости. Хотя, подумал он удовлетворённо, моя-то семья как раз наиболее трудолюбивая в нашем колене Завулоновом. Уж соседские-то семьи с нами никак не сравняться! Отсюда и богатства у нас побольше, и уважение к главе семьи повыше. Но, всё равно, первый же родич, вышедший после него из своей палатки, получит заслуженный косой взгляд старейшины, а уж последнему достанется по полной программе!
Палатка главы семьи стояла на невысоком холме, и Муши с удовольствием окинул глазом окрестности – до горизонта, во все стороны, на сколько хватал глаз, пустыню покрывали стройные ряды палаток, на востоке упираясь в отроги Хорива, а по трём другим сторонам света теряясь далеко- далеко в редеющем утреннем тумане. Истинно, армия Божья! И совсем уже на краю земли, на востоке поднимался к небу огромный облачный столб, тень от которого накрывала весь лагерь…
Однако восторг от зрелища мощи «тысяч Израиля» омрачило лёгкое чувство беспокойства – что-то он вчера забыл сделать! Ага! Он не напомнил сыну набрать дров для костра, а тот сам, естественно, не вспомнил! Ну, лодыри! Почему я всё должен помнить?! Ну, погоди у меня! Вот я схожу, сам наберу дров, а потом ты у меня получишь!
Муши взял топор и верёвку у входа в палатку и направился в сторону пустыни. Стоп! Он чуть не упал от того, что внезапно вспомнил, что вот сегодня-то делать этого как раз и нельзя – ходить за дровами! Суббота! Вот неприятность! Но завтрак-то всё равно надо готовить! Да, но Моисей-то предупреждал, что в субботу ничего делать нельзя! Какая это заповедь? То ли 6-я, то ли 7-я?! Ах, нет! Четвёртая! Точно – четвёртая!… Что же делать?… А, ладно! Ну, не убьют же меня за вязанку дров, в самом деле! Да ещё и спят все – никто не заметит! Стоп! А Иегова? Муши с опаской оглянулся в сторону далёкого облачного столба. Далеконько… Даст Бог, не заметит…
Огорчённо бормоча что-то себе под нос, Муши быстрым шагом направился из лагеря.
Когда на следующее утро один из камней, попавший в его голову прервал бег лихорадочных мыслей, последние слова, сорвавшиеся с окровавленных губ были: «За вязанку дров…»
Пустяк! Маленькая кучка хвороста! И смерть! Как вам «дровяная бабочка»?!
История четвёртая из тех же времён.
«Маленький» проступок Ахана:
Иис.Нав.7:21 «…между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним».
Конечно, это не вязанка дров и не тарелка похлёбки. Но по сравнению с той добычей в земле обетованной, которую в итоге получил каждый еврей, в отличии от покойного Ахана, это конечно мелочь.
И за эту «мелочь» пришлось заплатить по-крупному:
Иис.Нав.7:24,25 «Иисус и все Израильтяне с ним взяли Ахана, сына Зарина, и серебро, и одежду, и слиток золота, и сыновей его и дочерей его, и волов его и ослов его, и овец его и шатер его, и все, что у него [было], и вывели их на долину Ахор.
И сказал Иисус: за то, что ты навел на нас беду, Господь на тебя наводит беду в день сей. И побили его все Израильтяне камнями, и сожгли их огнем, и наметали на них камни».
Есть ещё достаточно примеров в Ветхом Завете, когда глупые мелкие проступки людей приводили к страшным результатам.
Все они характеризуются одной особенностью, о которой мы обязательно скажем ниже.
А вот пятый пример мы возьмём из Нового Завета:
Матф.26:14,15 «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников».
Тридцать монет, (или тридцать тетрадрахм) цена приблизительно четырёхмесячного труда подёнщика, как предполагают толкователи Писания – деньги не малые. Стоимость участка земли под кладбище в пригороде Иерусалима… Тоже серьёзная инвестиция… могла бы быть…если бы не одно «НО»!
Но по сравнению с преступлением и наказанием за него, к которым привела эта горстка монет – это пылинка по сравнению с галактикой.
Проклятый навеки предатель Спасителя, которого Он сам назвал дьяволом:
Иоан.6:70 «Иисус отвечал им (Своим ученикам): не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол».
Страшное клеймо!
Маленькое отступление апостола Павла
Не хотел… но уже сегодня утром всё-таки решил добавить ещё одну историю из Нового Завета про то, как маленькое отступление от собственных и Божьих принципов привело апостола Павла к тюремному заключению и в итоге к мученической смерти:
Деян.21:17-24 « По прибытии нашем в Иерусалим братия радушно приняли нас. На другой день Павел пришел с нами к Иакову; пришли и все пресвитеры. Приветствовав их, [Павел] рассказывал подробно, что сотворил Бог у язычников служением его.
Они же, выслушав, прославили Бога и сказали ему: видишь, брат, сколько тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона. А о тебе наслышались они, что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям.
Итак что же? Верно соберется народ; ибо услышат, что ты пришел. Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет.
Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон.».
И тот самый Павел, который бесстрашно противостоял бессчётное количество раз толпам иудейских начётчиков оравших о законе, в десятках городов по всей империи, не боялся плетей, тюрьмы и самой смерти, который твёрдо противостал самому апостолу Петру, когда тот стал лицемерить, изображай из себя блюстителя закона иудейского…
Тот самый Павел, который говорил, что очищает и освящает верующих только Кровь Христа… Говорил, что после жертвы Иисуса уже не требуются никакие жертвы…
Тот самый апостол Павел скис перед апостолом Иаковом и пресвитерами Иерусалимскими, и пошёл, вопреки своим взглядам, у них на поводу:
Деян.21:26 «Тогда Павел, взяв тех мужей и очистившись с ними, в следующий день вошел в храм и объявил окончание дней очищения, когда должно быть принесено за каждого из них приношение».
И вот с этого маленького шажка в сторону от новозаветных принципов веры кончилась его физическая свобода, но, слава Богу, продолжилась свобода духовная…
Маленькое начало - великолепный результат
Впрочем, хватит о страшном. Теперь мы перечислим незначительные поступки, ведущие к значительным и прекрасным результатам.
Таких я нашёл в Писании всего два: один в Ветхом и один в Новом Завете.
Начнём с Ветхого:
Жил-был один большой военачальник… Впрочем, давайте из первоисточника (Современный перевод)
4Цар.5:1 «Нееман был военачальником царя Сирийского. Он был великим человеком у своего господина и был весьма уважаем, потому что через него Господь дал сирийцам победу.
Нееман был отличным воином, но он был болен проказой».
И поехал он лечиться, как и сейчас это делают многие богатые люди, куда? Азохенвей! Конечно – в Израиль! Ну, а куда же?!
4Цар.5:9-14 «И прибыл Нееман на конях и на колесницах, и остановился у дверей дома Елисея.
Елисей отправил посланца сказать ему: "Пойди и омойся семь раз в Иордане. И тело твоё излечится, и ты будешь чист".
Нееман разгневался и ушёл. Он сказал: "Я думал, что Елисей хотя бы выйдет и станет передо мной, и призовёт имя Господа, Бога своего. Я думал, что он погладит рукой по моему телу и снимет проказу.
Авана и Фарфар, реки Дамасские, лучше всех вод Израильских! Разве не мог я омыться в них и очиститься?"
Нееман был очень зол и повернулся, чтобы уйти.
Но слуги Неемана подошли к нему и сказали: "Отец наш, если бы пророк сказал тебе сделать что-нибудь важное, разве бы ты не сделал? Так, тем более, подчинись ему, когда он сказал тебе только: «Омойся и будешь чист».
И сделал Нееман, как сказал ему человек Божий. Он пошёл и окунулся в Иордане семь раз. И тело его очистилось, и стало чистым, как тело ребёнка».
Проказа, или лепра излечивалась раньше очень редко. Это сейчас, при ранней стадии выявления она излечивается почти в 100% случаев. Бацила лепры была открыта норвежским медиком Герхардом Хансеном в 1873г.
И тем не менее, и сегодня в мире около полумиллиона человек больны проказой.
А в, например, в 13-том веке только в Западной Европе было открыто (подумайте!) 19 тысяч лепрозориев.
А ещё в 1990 году (всего 27 лет тому назад) в мире насчитывалось 12 миллионов больных проказой.
Итак, незначительный поступок: семикратное окунание в водичку, привёл к фантастическому результату, полному и главное мгновенному излечению от, практически в то время неизлечимой, болезни.
То есть в случае с Нееманом «эффект бабочки» сработал молниеносно. Один взмах крылушками – и человек здоров!
А теперь из Нового Завета:
(Современный перевод) Иоан.9:1-7 «По дороге Иисус увидел человека, который был слеп от рождения.
Ученики Иисуса спросили Его: "Учитель, раз он родился слепым, то кто согрешил: он сам или его родители?"
Иисус ответил: "Ни он, ни его родители, но родился он слепым ради того, чтобы Бог проявил Свою силу. Мы должны совершать деяния во имя Пославшего Меня, пока ещё день. Когда приходит ночь, никто не может работать. Пока Я в мире, Я свет миру".
Сказав это, Он плюнул на землю, растёр пыль со слюной и помазал этим глаза слепого. И сказал ему: "Пойди, омой лицо своё в купальне Силоам", что значит: "посланный".
Тот пошёл, умылся и возвратился зрячим».
Слепой от рождения человек всего лишь умылся (какой пустяковый поступок!) и выздоровел от болезни, которую до сих пор никто и нигде не лечит. Слепой от рождения человек – неизлечим!
Исключение составляют случаи, когда в процесс исцеления вмешивается лично Бог!
От малого - катастрофа или победа?
Отталкиваясь от этого вывода, мы плавно переходим к анализу того, почему маленькие, незначительные поступки в одних случаях приводят к катастрофам, а в других к удивительным победам?!
Ответ очевиден и лежит на поверхности:
И в случае с Нееманом, и в случае с слепорождённым, эти люди совершили первый маленький шажок к грандиозному (в их случаях) исцелению по личному повелению Бога.
Нееману приказал Божий пророк Елисей, а слепорождённому Сам Сын Божий.
И потому первый незначительный шаг привёл к победе, в этих случаях выразившейся в чудесных исцелениях..
А вот с историями катастроф, начавшихся с малого поступка, давайте разберёмся поподробнее:
Первое. Бывшие жильцы Эдемского сада нарушили прямой и личный запрет Бога.
И потому их маленький поступок окончился большой бедой!
Голодающий Исав пренебрёг на самом деле, как видно из продолжения истории с похлёбкой, не первородством! Он отказался от Божьих благословений, а потеря первородства – это уже результат потери Божьих благословений.
Почему я так думаю?
А вот скажите пожалуйста, когда Исаак благословлял своих сыновей?
Правильно: перед свой смертью.
А когда его сыновья получили наследство?
Правильно: после его смерти.
Значит последовательность событий такая:
- Чечевичная похлёбка,
- Затем клятва отказа от первородства,
- Затем получение урезанных благословений,
- Затем получение урезанного наследства.
Значит сначала потеря Божьих благословений, а затем потеря наследства, причитающегося первородному сыну. Так?!
Теперь далее…
- С излишне активным собирателем дров совсем просто: он нарушил Божию заповедь: СОБЛЮДАЙ СУББОТУ.
- Жадина Ахан погиб потому, что протянул руки к заклятому. Нарушил конкретный Божий запрет.
- Иуда Искариот предал Бога!
- И наконец, апостол Павел пострадал из-за проявления слабости в отстаивании принципов Нового Завета.
Воистину, не было и нет совершенных людей. Увы!
Подведём итоги сегодняшних размышлений:
Наши незначительные поступки приведут к большим благим результатам в том, и только в том случае, если мы совершаем их по воле Божьей.
Как говорил Иисус:
Матф.25:23 «… в малом ты был верен, над многим тебя поставлю…»
А вот если мы намеренно или не намеренно в наших ежедневных маленьких поступках:
- Нарушаем Божьи заповеди,
- Отказываемся от Божьих благословений,
- Отступаем от Бога,
- Или недостаточно тверды в следовании за Ним,
Мы должны приготовится к большим неприятностям!
И по-другому – не бывает!
И в заключении я прочту стихотворение на эту тему, которой уже звучало с этой кафедры пару лет тому назад.
И тоже перевод С.Я. Маршака из сочинений армянского поэта Ованеса Туманяна.
Только закончу я стихотворение по своему, в духе сегодняшней проповеди. Надеюсь, Маршак с Туманяном меня простят:
Капля мёда
В ущелье гор среди села
Лавчонка тесная была.
Туда забрел в базарный день
Пастух одной из деревень.
Он на плече дубину нес.
За ним бежал мохнатый пес.
– Есть мед, купец?
– Есть, молодец!
Давай горшок или корец.
Вай, что за мед, душистый мед!
Похвалит всякий, кто возьмет.
Купец по капле мед цедил,
Но слов медовых не щадил.
Его и медом не корми,
А дай поговорить с людьми!
И за беседой невзначай
Он пролил каплю через край.
Сверкнула капля, как топаз.
О ней и будет наш рассказ.
Почуяв мед издалека,
Слетела муха с потолка,
Жужжит и жадно тянет мед,
А к ней ползет хозяйский кот.
Припал к земле и в тот же миг
На муху – прыг!
Но пес, пришедший с пастухом,
Такую прыть почел грехом.
Вскочил он с пеною у рта
И ну терзать, трясти кота,
Трепать, катать,
Валять, мотать.
Чуть отпустил –
И снова хвать!
Потом, как тряпку, отшвырнул.
Кричит хозяин: – Караул!
Мой славный кот! Моя краса!
Держите бешеного пса!
Ах, он такой! Ах, он сякой!
И всё, что было под рукой –
Горшок, жаровню с кочергой,
Полено, ось от колеса, –
Обрушил на голову пса.
Пес завертелся, завизжал
И на пол лег, где кот лежал.
– Мой бедный лев! – вскричал пастух. –
С тобою свет очей потух!
Кто будет мне стеречь овец?
Тебя прикончил злой купец.
Пусть он провалится со всей
Дрянной лавчонкою своей!
Ему припомнится мой пес...
Тут над купцом силач занес
Свою дубину – и купец
Нашел безвременный конец.
– Грабеж! Разбой средь бела дня! –
Кричит, орет его родня.
Со всех дворов, из всех ворот,
Из всех дверей валит народ.
Бегут на шум
Сосед и кум,
И теткин сват,
И тещин брат.
Свекровь, и деверь, и сноха
Колотят, валят пастуха.
– Ах ты, медведь косматый с гор!
Головорез, разбойник, вор!
Не покупать
Пришел, злодей,
А убивать честных людей!
С врагами в бой вступил пастух,
Сбил одного, отбросил двух
И пал на землю вниз лицом
Между собакой и купцом...
И вот до горного села,
Как дым пожара, весть дошла.
Всех взбудоражил этот слух.
– Убит в долине наш пастух!
Нельзя нам смерть его простить.
Убийцам надо отомстить!..
Ребята летнею порой
Вспугнут в гнезде осиный рой
И убегут. А тучи ос
Прохожих жалят в глаз и в нос.
Так муха бурю подняла...
Бегут со всех сторон села
И старики и молодежь,
Хватают вилы, серп и нож,
Лопату, вертел и топор
И вниз спешат с высоких гор.
Ведут коней на поводу
И рассуждают на ходу:
– Худой народ внизу живет.
Таким он исстари слывет.
За каплей меда вниз пойдешь –
Да и погибнешь ни за грош.
Черна их совесть от греха.
Идем же мстить за пастуха!
Мы их сожжем!
Мы их убьем!
Мы их – ножом!
Мы их – дубьем!
Так верхнее село пошло
Войной на нижнее село.
На брата – брат.
Галдят, кричат!
Кто бьет кого – не разберешь.
И вот уж в ход пустили нож.
Сверкнул отточенный кинжал.
Огонь по крышам побежал.
При виде крови и огня
Еще сильней пошла резня.
Младенцы плачут, и ревет
В хлевах, в клетях забытый скот...
Огонь село спалил дотла.
А были эти два села,
Где жили сотни две крестьян,
В пределах двух различных стран.
Рубеж меж ними проходил,
Закон различный их судил,
И подати несли они
Царям различным в эти дни.
Вот одному царю гонец
Донёс, явившись во дворец,
Что жители чужой земли
В его стране село сожгли.
Властитель скипетром потряс
И начертал такой указ:
«Мы, божьей милостью, и проч.,
Сим возвещаем: нынче в ночь
Король соседний, словно вор,
Презрев священный договор,
Границы наши перешел
Вступив в одно из наших сел.
У поселян он отнял кров.
Стенанья жен и слезы вдов
Текут к престолу моему.
А посему,
А потому,
Приказ мы отдали войскам,
Лихим наездникам, стрелкам,
Начав немедленно войну,
Занять соседнюю страну.
Согнем врага в бараний рог!
За нами – пушки! С нами – бог!»
Под сим – число календаря
И подпись грозного царя.
Но и во вражеской стране
На каждой городской стене,
На каждом тыне и плетне,
На всем, что только видит глаз,
Монарший вывешен указ:
«Мы, сын небес и царь царей,
Сим объявляем, что злодей
Соседний царь идет войной,
Чтоб нашей завладеть страной.
В наш край он вторгся, точно вор,
Презрев священный договор
И для сего найдя предлог…
Но с нами меч и с нами бог!»
Под сим – число календаря
И подпись оного царя.
И запылал огонь войны,
И две страны разорены,
И поле некому косить,
И мертвых некому носить.
И только смерть, звеня косой,
Бредет пустынной полосой...
Склоняясь у могильных плит,
Живой живому говорит:
– Откуда и за что, сосед,
На нас свалилось столько бед?!
Тут и кончается рассказ.
А если кто-нибудь из вас
Задаст рассказчику вопрос,
Кто здесь виновней – кот иль пес,
Пастух овец, или купец,
Горячий горец? «Мирный» жнец?
Кто в жертвах виноват войны?
Король одной... другой страны?
И неужели столько зла
Шальная муха принесла?
Ответ на каверзный вопрос
И сложен, и предельно прост:
С ничтожных капель начались
Все беды, что несла нам жизнь!
Будем же внимательны к любой мелочи, поскольку каждая из них может стать началом цепочки событий, которые могут принести нам множество проблем…
И будем даже в мелочах полагаться на Бога, быть послушны Богу и соблюдать заповеди Божьи…
И тогда любая цепочка событий в нашей жизни будет заканчиваться превосходно!
Аминь
Проповедник: брат А.