Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Стрела любви - откуда, куда и как?

 

  

  
Цель: объяснить церкви опасности подмены источников, способов и направлений любви к Богу и к человеку.

        

 

       Сегодня 8-е марта! Я поздравляю всех женщин с праздником! И пусть все полезные для вас пожелания, Господь исполнит! А если вернутся ещё на 23 дня назад, в 14-е февраля, то можно ещё вспомнить и о прошедшем Дне Влюблённых… и в связи с ним, тоже нужно ещё раз поздравить женщин и с этим праздником!

       Короче,.. учитывая такую длящуюся праздничную «атмосфэру», давайте мы сегодня поговорим о любви. Тема, на мой взгляд, само собой, автоматически следует из женских праздников… ну, во всяком случае для нормальных людей, без современных поли-гендерных сдвигов.

       Кстати, о любви и её сдвигах: когда я набрал в поиске картинок Гугла слово «любовь», чтобы посмотреть, какие же существуют символы любви, я пролистал на компе больше сотни экранов и ВДРУГ!.. я с удивлением заметил одну удивительную вещь: в картиночном поиске Гугла, по слову «Любовь», ВООБЩЕ нет фото или рисунков отражающих такое модное сегодня явление, как гендерная толерантность, инклюзивность, равенство полов,… нет вообще ни одной картинки с трансгендерами, бигендерами, гендерквирами, андрогинами, интерсексуалами, асексуалами, кросс-дрессерами и прочими, извините за выражение – «полами» (паркету и ламинату – просьба не обижаться!).

       А ведь всё современное дикое многообразие полов (а их сегодня по разным подсчётам от 46-ти до 78-ми), просто обязано по своей многочисленности наводнять Интернет…

       Но… НЭТ! Гугл, по слову «любовь» показывает одни только гетеросексуальные пары: а именно мужчину с женщиной! Вот ведь жуть какая! Это – возмутительно! Куда смотрит ЛГБТ-комьюнити?! Их нет! Нет вообще! А вы знаете, конечно, современный главный закон информации: Чего нет в Интернете, того не существует в природе! Вот ведь как интересно…
 

        О чём это говорит? Может о том, что взаимоотношения этих постоянно обижаемых… «созданий» вообще к любви никакого отношения не имеют? Вопреки их утверждениям… а представляют они из себя нечто другое! Вот что – интересно?!

Откуда? Как? Куда?

 

       Впрочем, эта загадка не является целью наших сегодняшних размышлений… А потому, давайте отвернёмся от много-гендерных проблем, и вернёмся к символам любви, которые я искал в Интернете. Их много всяких и разных… Но остановится я решил на сердце, пронзённом стрелой.

       Все знают, что обозначает этот символ? Да, конечно, это общепризнанный символ любви, чьё значение тянется из древнегреческой мифологии о боге любви, Купидоне, с его непременным луком… Но мы сегодня не о нём…

       Давайте вернёмся к картинке сердца, пронзённого стрелой и ещё сузив поле наших гендерных изысканий, обратим своё внимание только на одну часть этого символа: а именно – на стрелу!

       И оттолкнувшись от неё, давайте мы сегодня порассуждаем – откуда эта самая стрела вылетает, как летит и куда в итоге попадает?!

       А перейдя с языка символов на язык любви, мы…
                                                          …попробуем сегодня ответить на три вопроса о любви:

1. Откуда исходит любовь? Или Источник Любви.
2. Как или каким образом мы любим? Или траектория, Путь Любви.
3. И куда направлена наша любовь? Или какова Цель Любви?

 

       И начнём мы с источника Любви.

 

Откуда исходит любовь (при помощи чего мы любим)?

 

       Казалось бы, вопрос бессмысленный – ну, конечно, мы любим сердцем, любовь – это чувство, и все это знают…

       Вот и словари в один голос твердят, что (читаю из Словаря Òжегова) !) «ЛЮБОВЬ – это ЧУВСТВО самоотверженной, СЕРДЕЧНОЙ привязанности, склонность или пристрастие к кому-либо или чему-либо».

       Как видим, чувство любви не ограничивается любовью между мужчиной и женщиной, (как утверждали картинки в Гугловом поиске!) а относится как к КОМУ-ЛИБО так и к ЧЕМУ-ЛИБО…


       Вы может помните фразу из фильма «Жестокий романс»: «У всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой – свиной хрящик!»
       К свиным хрящикам мы ещё вернёмся…

 

       А пока… Не будем спешить с выводами. А обратимся за определением любви к Священному Писанию.
       Иисус, в Евангелии от Матфея, отвечает на вопрос законника о наибольшей заповеди так:

«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (у Луки и у Марка здесь добавлено: «и всею крепостью твоей»):
сия есть первая и наибольшая заповедь;
вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
(Матф.22:37-39)

 

       Итак: по-Христу, любить Бога надо: сердцем, душою, крепостью и разумением! Ну, а ближнего – «как самого себя»!

       Ну, первые два слова – «сердце и душа», как будто бы подтверждают то, что любовь является чувством. Но вот вторая пара слов…

       Под крепостью (и на этом дружно сходятся все толкователи Писания) имеется в виду – воля.

       А под разумением – ум.

 

       Значить, абсолютная, или, если хотите, идеальная любовь (а именно такой хочет видеть, судя по Писанию, Господь нашу любовь к Себе) – есть неким совместным действием души или сердца (то есть, действием чувств); плюс действием воли и плюс действием разума, направленными в сторону Того, кого мы любим, то есть – в сторону Бога.

 

       Так мы и будем эти три качества любви называть:

• Любовь Эмоциями.

• Любовь Волей.

• Любовь Разумом.


        И начнём мы анализ с рассмотрения эмоциональной составляющей любви…

 

Любовь эмоциями.



       Итак, действия души или сердца... Какие же это действия? В чём их суть? Для того чтобы это понять, разберёмся во внутренней сути, так сказать, в механизме любви!

       Рискнём "алгеброй гармонию измерить"…

       И прежде всего определим, каков механизм, или алгоритм работы любого чувства вообще?

       Подойдём к ответу вот с какой стороны: у человека есть, так называемые, органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание – пять чувств.

1. Зрение различает или сравнивает светлое и тёмное, различные цвета, различные фигуры и т.п.
2. Слух различает или сравнивает: высокие и низкие тона, силу звука, шум и музыку и т.д.
3. Вкус различает или сравнивает горькое и сладкое, кислое и пресное, вкусное и невкусное и т.д.
4. Обоняние различает или сравнивает запахи приятные и неприятные, резкие и нежные и т.д.
5. Осязание различает или сравнивает гладкое и шероховатое, острое и тупое, округлое и угловатое и т.д.

 

       Итак, Принцип Сравнения и Выявления Различий – это основной механизм работы любого из пяти чувств.


      А теперь попытаемся использовать тот же принцип Сравнения и Выявления Различий для того, чтобы понять – как действуют найденные нами три составляющих любви: любовь эмоциями; любовь волей; любовь разумом.

 

       Эмоциональная составляющая любви различает или сравнивает между собой – что нам нравится и что не нравится, что мы для себя считаем хорошим, а что плохим...
       Пример из Библии:

 

Псалтырь 132 «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки».

 

       Здесь почти в чистом виде описана эмоциональная сторона любви к ближнему; а именно, две эмоции: хорошо и приятно – да ещё для лучшего понимания они подчёркнуты образными сравнениями, чтобы слушатель мог понять – насколько хорошо и насколько приятно! А именно: драгоценный елей… роса Ермонская…

       В то же время здесь немного подключён и разум – объясняется почему это хорошо и приятно: потому что там – благословение и жизнь на веки! (хотя в большинстве случаев эмоциональную любовь весьма трудно объяснить разумно).

   

 А теперь жизненный пример любви чувствами, допустим, чувством… вкуса.

       Не знаю, как вы, а я, например, люблю ватрушки с творогом и не люблю Киевский торт (даже старой советской Киевской фабрики Карла Маркса, не говоря уже о современной фабрики Фридриха… Порошенко!).
       Я не могу объяснить почему мне нравиться одно и не нравиться другое.
       Хотя, конечно, можно попытаться: скажем моя бабушка умела печь вкуснейшие ватрушки, и я к ним привык, и не умела печь Киевский торт – и я к нему не привык!
       Но это очень шаткий аргумент, поскольку многие вещи, о которых понятия не имела моя бабушка, мне сейчас нравятся. Например – пирожные Маскарпоне!
       В то же время, многое, чем меня пичкали в детстве я и сегодня не люблю.

       Итак, любовь эмоциями, или чувствами определяет – что мы именно для себя считаем хорошим, а что – плохим!

 

Любовь волей.

 

        Волевая составляющая любви характеризуется действием и отличает дела, которые я решаю для себя делать, движимый любовью, от тех, которые я точно не собираюсь делать, поскольку это противоречит моему понятию любви.
       Пример из Писания:

 

Бытие 37/3 «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, – и сделал ему разноцветную одежду».

 

       Израиль любил Иосифа и потому решил сделать и сделал ему особую одежду (что не пошло ему на пользу, усугубив негативное отношение к нему братьев). Но волевое действие Иакова, одевшего в красивую одежду Младшенького, было сгенерировано именно любовью к сыну…

        Пример обратный:

 

Осия 9/15 «Все зло их (ефремлян) в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их – отступники».

 

       Господь возненавидел грешников и решил изгнать их из Своего дома, то есть из земли обетованной, и сделал это, реализовав Свою волю.
       Причём, в отличии от эмоциональной составляющей любви, которую иногда затруднительно объяснить, волевое действие всегда объяснимо: мне сделали добро – я сделал добро в ответ. А на злое действие – ответил злым же и ответом!

       Так работает волевая составляющая любви: при помощи дел!

 

Любовь разумом.

 

       И, наконец, любовь разумом сравнивает и различает, что я хочу изучать, понимать и запоминать больше и лучше, а что – нет.

 

Ну, например, знакомясь с девушкой, которая нам понравилась (чувства), мы решаемся назначить ей свидание (воля) и осторожно узнаём, какого цвета розы ей нравятся, чтобы ей угодить. Подключаем разум, чтобы не огорчить её жёлтыми розами, которые она почему-то ненавидит!

 

       Или такой пример:

       Придя к Богу однажды, мы старательно изучаем Его Слово, чтобы знать, что Ему угодно, а что – нет.
       Прочли,… поняли,... и дальше уже действуем в соответствии с понятыми Божьими правилами!

       Так работает разумная составляющая любви!

  

        Таким образом, мы разобрались, что любовь это не только чувство, которое исходит из сердца или души, это также воля к определённым действиям и движение разума в соответствии с полученными знаниями.

       А потому, когда мне говорят: я люблю, но не знаю почему! Эта любовь (по определению), ой как далека от совершенства!


       А потому, по отношению нашей любви к Богу, да, если разобраться, и к ближнему тоже, любовь чувством, разумом и делами – именно тот, наилучший способ любви, которую ожидает от нас Господь (по крайней мере, по отношению к Себе!).

 

       Но всё это, так сказать, в идеале. А что же происходит в действительности, на практике?

 

Практика любви

 

       Как мы любим на самом деле (в чём любовь наша проявляется)? Есть у Гёте в «Фаусте» такие слова: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»

       Но вот ведь в чём парадокс! Обращаясь к реальности нашей христианской жизни, к сожалению, видишь совсем другое – пышно зеленеет Слово Божье, а сухим оказываются наши понятия о нём и, что самое печальное, реализация его в нашей жизни.
       Можно уверенно сказать, что существуют…

 

Три Лагеря Любви в христианстве

 

       Вся многомиллионная армия христиан, причём вне зависимости от деноминационной принадлежности, хотя, конечно, приверженность к той или иной церкви накладывает свой отпечаток, делятся на три огромных Лагеря Любви:

 

       Первый – «Лагерь воли», который не очень настаивает на внешнем выражении своих чувств к Богу и ближнему, не очень углубляется в изучение Слова, но все усилия направляет на дела угодные Богу: благотворительность, помощь нуждающимся, дела милосердия и т.п.
       В этом лагере без обсуждения главенствует направление – любовь к Богу и к ближнему это только и исключительно благие дела! Приверженцы такого вида любви к Богу совершенно уверены, что если ты кормишь голодных, раздаёшь секонд-хенд, даёшь ночлег бездомным, создаёшь больницы в Африканских странах – ты настоящий христианин!
       А всё остальное – это лирика и умствования!


       Второй – «Лагерь разума», и он для нас более интересен, решительно отрицает всякое эмоциональное, а тем более бурно-эмоциональное выражение любви как к Богу, так и к ближнему (допускается строгая и сдержанная печаль, в крайнем случае скупая слеза – не более). При этом, в меру делаются дела, угодные Господу, (так сказать, без фанатизма).
       А основное внимание уделяется изучению Писания и, на основании Писания, внутри-церковному серьёзному служению. Здесь поднимается на щит лозунг: Анафема сильным эмоциям в церкви! Да будут благословенны сдержанность и серьёзность! Любовь к Богу в этом лагере – есть любовь к Его Слову, и только!



       И третий христианский лагерь – «Лагерь чувств». В нём собраны люди, хотя они могут находиться в разных деноминациях и в разных церквях, для которых изучение Слова и дела угодные Богу, является стимулом для подхлёстывания собственных эмоций. Для них сильные религиозные переживания – не только показатель высокой духовности, но и подтверждение их близости к Богу.
       Как результат – сильные эмоции превращаются в самоцель, в духовный наркотик. Люди сдержанные и спокойные объявляются бездуховными и далёкими от Бога, а сами они считают себя без пяти минут в Царстве Божьем.
       Ну, и конечно, любовь к Богу для таких христиан – это страсть, это восторг, это эйфория, это превыше всего!!! Ну и ближний, если, конечно, он такой же как я пылкий, может тоже рядом попрыгать… Помните? Прославим Господа ногами!



Гармонию Писанием проверим...

 

       А теперь, чтобы правильно оценить степень ошибочности всех этих трёх направлений в христианстве, но, конечно, не полной, а частичной, давайте обратимся к Писанию:

 

К Филиппийцам 1/9, 10 «…и (я) молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов…»

 

       Заметим, любовь, по словам апостола, возрастает не только в чувстве, но и в познании. Познание Бога и чувство к Богу идут рука об руку – чем больше мы узнаём Его, тем сильнее наше чувство привязанности к Нему.

       И чем больше мы любим Его, тем больше хотим узнать Его.

 

       Маленькое отступление: мы часто слышим, что нужно не знать о Боге, а познавать Бога, при этом слову «познавать» придаётся некий сакральный, сверхъестественный, я бы даже сказал мистический, загадочный оттенок (никто из произносящих эти слова так никогда и не дал понятного их объяснения).
       Звучит это приблизительно так: Якобы познание Бога – это какое-то сверхъестественное, духовное погружение в Него, не имеющее ничего общего со знанием.

       Да, конечно, и духовное назидание тоже существует (например, эту функцию выполняют, и мы это знаем на собственном опыте, наши молитвы на иных языках!).
Но… познание – это прежде всего функция ума:

 

К Римлянам 12/2 «…и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь ОБНОВЛЕНИЕМ УМА вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».

 

       Преобразуется в познании именно ум:

 

К Ефесянам 4/ 20-24 «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, – так как истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».

 

       Обновиться всё-таки духом и именно ума в познании Христа.

 

       А теперь вернёмся опять к любви.

 

2-е Иоанна 1/6 «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней».

 

       Значит и в исполнении заповедей, в том числе и в поступках, заключается любовь к Богу.

 

К Римлянам 13/8, 10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».

 

       И любовь к ближнему также заключается в исполнение Закона, способности поступать по заповедям.

       Обратите внимание на двойной смысл последней фразы:

  1. Первый смысл – если я люблю ближнего, то значит я исполняю закон.
  2. Второй смысл – если я исполняю закон, то это означает, что я люблю ближнего.

 


Совершенство любви – её полнота во всём!

 

        Почему же так важно в нашей любви к Богу и ближнему стремится к тому, чтобы не лишиться ни одной из составляющих любви – ни эмоций в выражении любви, ни усилий разума для познания предмета любви, ни волевых усилий направленных на дела любви?

       И почему так важно не придавать определяющего значения какой-то одной стороне любви?

       Господь предостерегал от всего этого на протяжении всех книг Священного Писания:

Знания Слова без чувства любви к Господу – не угодно Ему:

 

Исаия 29/13, 14 «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человечески, то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет».

 

       Приближались устами, молясь, читая Пятикнижие, исповедуя свою веру к Богу, произнося правильные слова, но не любили Его – сердце их было далеко от Него.
       И как итог – наказание от Бога!

       Знание Слова без реальных дел по Слову не угодны Богу:

 

От Матфея 23/2, 3 «…и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»

 

       Говорить правильно, по-Божьи, но не делать по-Божьи – мерзость перед Богом.

       В то же время, дела благие без любви к Богу – пустая трата сил и времени:

 

1-е Коринфянам 13/3 «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».

 

       Попробуем найти сравнение всем трём сторонам совершенной любви. Для этого давайте сравним её с современным компьютером:

       Чувства, эмоции в любви можно сравнить с внешним дизайном компьютера – изящной формой, подобранной краской, украшающими элементами, и отточенными формами всех частей (лампочек, выключателей, разъёмчиков, окошек и т.п.).

       Волевые движения, дела любви можно сравнить с «железом» компьютера – всеми его работающими блоками, микросхемами, проводами.

       А разумную составляющую любви можно сравнить с программным обеспечением компьютера.

       Как красивый дизайн без исправных микросхем и отлаженных программ – превращает компьютер в красивую, но ненужную вещь, так одни эмоции возведённые на пьедестал превращают веру в Бога во временную игрушку для экзальтированных дамочек.

       Как неокрашенный, помятый, грязный, с отбитыми углами, но работающий компьютер является работающим уродцем, так знание Слова и благие дела без чувства любви к Богу – будут также духовным уродцем, который не сможет угодить Господу.   

   И если есть только программы для компьютера, но сам компьютер разбит и неисправен – то эти программы совершенно бесполезны. Так и знание Слова и познание Бога без реальных дел и сильного чувства любви к Богу – является бесполезной информацией, не приносящая никакой пользы тому, кто ей обладает.



       Вывод: настоящий христианин, любящий Бога и ближнего – обязан иметь в себе сильные эмоции, сильный разум и сильную волю, чтобы в едином порыве всех трёх сторон такой любви, быстрее достигать совершенства, как в любви к Богу, так и в любви к ближнему.



Направление любви

 

       А теперь разберёмся, куда направлена наша любовь? К Богу ли? Ну, конечно, к Богу! Мы любим Бога, мы изучаем Его Слово? Мы стараемся делать Его дела?
Но вот что важно – и Господь указывает один из основных признаков наличия в нас любви к Себе:

 

1-е Иоанна 4/12 «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

 

А есть ли в нас вообще любовь к Богу?!

 

       Совершенная любовь к Богу есть во мне (и это главный материальный признак её присутствия), если я люблю других людей.

       Но как часто мы слышим друг от друга, ты знаешь вот это брат, или эта сестра мне не очень симпатичны.
       Иногда я видел, когда по причине того, что в прославлении участвуют некоторые не очень симпатичные им люди, брат или сестра встают и уходят на это время со служения…
       Или, если проповедует не очень симпатичный ему человек – прихожанин встаёт и уходит с проповеди.

 

       Не о таких ли христианах говорит Господь в 1-ом Послании Иоанна?

 

1-е Иоанна 4/20 «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»

 

       Даю справку из Откровения 21/8: "…всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою."

 

       Почему же хоть со страху перед этим, мы не хотим любить Бога так, как Он этого требует – любя ближнего своего?!!!
Обратите внимание! Только одну заповедь во всём Евангелии Христос подчёркнуто называет Своей:

 

Иоан.15:12 «Сия есть ЗАПОВЕДЬ МОЯ, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».


       Мы – христиане, то есть люди, идущие за Христом! Какие же мы христиане, если единственную лично Христовую заповедь соблюдать не хотим, или не умеем, или не можем?!
       Так возможно наша любовь направлена не к настоящему Богу, Богу любви, Богу Святого Писания, а к выдуманному нами, урезанному, усечённому, но зато удобному нам Богу?!

        И если для некоторых из нас Он молчит, не обличая нас в нашей извращённой (другого слова я не подберу) любви к Себе, то не думаем ли мы подобно героям 49-го псалма, к которым обращается Господь через псалмопевца:

 

Псалтырь 49/16-22 «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
…и уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты?!
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего».

 

       Давайте серьёзно подумаем над этим, христиане!

 

А есть ли в нас любовь к человеку?!

 

       А теперь разберём, к какому именно человеку направлена наша любовь?

 

       Есть люди, которые имеют собственное Писание, где читают очень приятные для себя слова: «Ближний мой должен любить меня как самого себя!»
       И попробуйте-ка нарушить эту Самую Святую, Самую Главную заповедь – обиды смертельные на годы, никаких приветствованний, никаких контактов, шутка-ли – Основную Заповедь Моего Собственного Бога нарушил?!
       

       Похоже, что на некоторых в детстве очень подействовал один эпизод из фильма про Красную Шапочку:
       Помните там слова маленького мальчика, требующего к себе любви: «Сейчас тебя излупят плётками, и ты залюбишь меня, как миленькая!»


       Слава Богу, у нас в церквях нет телесных наказаний за нарушение Личных Очень святых Писаний – а то бы некоторые ходили бы в следах от пресловутых плёток!

 

       Мы слышали бывало о том, что вот-мол, в церкви маловато любви: "Ко мне не подходят некоторые братья и сёстры, не приветствуются, не поговорят, не посидят рядом... Какие нехорошие люди!"
       А ты не подумал (или не подумала) о том, что может у человека несчастье, может он заболел или чем-то озабочен? Подойди к нему, поздоровайся, спроси: Как дела? – этим ты и ближнего подбодришь и Слово Божье исполнишь.

 

       Ведь не написано – ближний должен любить меня, как самого себя!
       Написано: Я должен любить ближнего, как самого себя!!! А не наоборот!

 

2000 лет назад римский философ Сенека сказал: «Если хочешь, чтобы тебя любили – люби!».



       Ведь исполнять Слово нужно именно тебе! Именно ты ответишь перед Богом за недостаток любви к ближнему, а он ответит за своё:

 

Рим.14:4 "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его".

 

Бедные, бедные наши враги!

 

       Я уже не говорю о почти невыполнимой для некоторых из нас заповеди любить врагов своих:

 

От Матфея 5/44-48 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».

 

       Я намеренно прочитал этот отрывок полностью, чтобы показать, что любовь к врагам – признак совершенной любви, о которой мы сегодня говорим.

        Я бы сказал, что девизом христианина по отношению к нашим врагам должна быть строчка из детской песенки про бабушку и козлика: «Бабушка козлика ОЧЕНЬ любила!»
       Напомню последние слова припевчика: «ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА БАБКА КОЗЛА!»


       А потому: как бы неприятен не был нам человек – берите пример с бабуси!



Наша любовь – к реальному Богу и к реальному ближнему!

 

       Так на кого направлена наша любовь? На настоящего или на выдуманного Бога, на ближнего, на врага моего, или на меня самого.

       Есть такая христианская присказка: Я люблю не Господа в себе, а Себя в Господе. И тогда, конечно, любовь у меня не к ближнему, а к себе, и не к настоящему Богу, а к Богу, выдуманному для моего удобства.

 

Подведём всему итог

 

       Любовь исходит из сердца, окрашенная красками наших эмоций, силу ей придаёт наш разум, а движет её наша воля – это, если так можно выразиться триединый источник любви, как к Господу, так и к человеку.
       

       Истинная любовь к Богу и к человеку в своём движении поддерживается нашим разумом, волей и чувствами, в гармонии сочетающимися между собой.

       И цель нашей любви – во-первых, Господь истинный и единый, как в любви Своей к нам, так и в строгой требовательности к нам в соблюдении Его святой воли.

       И вторая цель нашей любви: все люди, без различия их отношения к нам.

 

       И закончить сегодняшнюю проповедь я бы хотел тремя высказываниями известных людей:

 

       Блаженный Августин:  «Мерой любви к Богу есть любовь без меры».

 

       Мартин Лютер: «Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами».

 

       И наконец, мысль Льва Толстого, которая, как мне кажется, имеет отношение как к любви к Богу, так и к любви к человеку: «Свойство любви именно в том, что она даёт благо тому, кто её испытывает».

        
       Не пренебрегайте благами, которые даёт нам любовь!

 

       И в заключении, как всегда, хочу прочесть вам один свой старый стих о Вечной Любви:

 

Одно на земле есть вечное,
Одно на земле не стареет!
Но мимо глядит человечество
И в вечность нырнуть не умеет!

 

Животные или растения –
Всего жизни срок ограничен!
Смерть в паре шагов от рождения,
Плод в паре шагов от цветения,
Взлёт в паре шагов от падения…
И «путь всей земли» – так привычен!

 

А вечность тут рядом кружится,
А вечность в сердца стучится,
В обыденность вплетена кружевом,
Проносится мимо птицей…

 

В привычном «спасибо» слышится,
В прощальном «ну, с Богом!» чудится,
Библейскими строками нижется,
Рассветными звонами будится…

 

У вечности есть название:
Любовь к человеку Бога!
Она – причина создания!
Она – в небеса дорога!

 

Однажды в плоть воплощённая,
На крест Голгофский восшедшая,
Распятая, но возрождённая,
Убитая, но воскресшая!

 

Любовь Бога к людям – вечная!
Ей держится мироздание!
Она зовёт человечество
Из вечных страниц Писания!

 

Аминь


                                                                                                                       Проповедник: брат А.