Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
Стрела любви - откуда, куда и как?
Цель: объяснить церкви опасности подмены источников, способов и направлений любви к Богу и к человеку.
Все знают, что обозначает этот символ? Да, конечно, это символ любви. Сегодня мы обратим своё внимание только на одну его часть: На стрелу!
Давайте порассуждаем – откуда она вылетает, как летит и куда попадает?!
А перейдя с языка символов на язык любви, мы…
Попробуем сегодня ответить на три вопроса о любви:
- Откуда исходит любовь?
- Как или каким образом мы любим?
- И куда направлена наша любовь?
Откуда исходит любовь (чем мы любим)?
Казалось бы, вопрос бессмысленный – ну, конечно, мы любим сердцем, любовь – это чувство, и все это знают…
Вот и словари в один голос твердят, что «любовь – это чувство самоотверженной, сердечной привязанности, склонность или пристрастие к кому-либо или чему-либо» (Ожегов).
Но полное ли это определение любви? Не будем спешить с окончательными выводами. А обратимся к Священному Писанию:
(Лук.10:27) "Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя".
Итак: сердцем, душой, крепостью и разумением!
Ну, первые два слова – «сердце и душа», как будто бы подтверждают то, что любовь является чувством. Но вот вторая пара слов…
Под крепостью (и на этом дружно сходятся все толкователи Писания) имеется в виду – воля.
А под разумением – ум.
Значить, абсолютная, или, если хотите, идеальная любовь (а именно такой хочет видеть, судя по Писанию, Господь нашу любовь к Себе) – есть неким действием души или сердца (то есть, действием чувств); действием воли и действием разума, направленными в сторону Того, кого мы любим, то есть в сторону Бога.
Так и будем их называть:
- Любовь эмоциями.
- Любовь волей.
- Любовь разумом.
Итак, действие души... Какие же это действия? В чём их суть? Для того чтобы это понять, разберёмся в внутренней сути любви!
Рискнём "алгеброй гармонию измерить"
И прежде всего определим, каков механизм работы любого чувства?
Подойдём к ответу вот с какой стороны - у человека есть, так называемые, органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание – пять чувств.
- Зрение различает или сравнивает светлое и тёмное, различные цвета, различные фигуры и т.п.
- Слух различает или сравнивает высокие и низкие тона, силу звука, шум и музыку и т.д.
- Вкус различает или сравнивает горькое и сладкое, кислое и пресное, вкусное и невкусное и т.д.
- Обоняние различает или сравнивает запахи приятные и неприятные, резкие и нежные и т.д.
- Осязание различает или сравнивает гладкое и шероховатое, острое и тупое, округлое и угловатое и т.д.
Итак, принцип сравнения и выявления различий – основной механизм работы любого из пяти чувств.
А теперь попытаемся использовать тот же принцип для того, чтобы понять – как действуют найденные нами три составляющих любви: любовь эмоциями; любовь волей; любовь разумом.
Любовь эмоциями.
Эмоциональная составляющая любви различает или сравнивает между собой – что нам нравится и что не нравится, что мы для себя считаем хорошим, а что плохим...
Пример из Библии:
Псалтырь 132 «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки».
Здесь почти в чистом виде эмоциональная сторона любви к ближнему: хорошо и приятно – да ещё и подчёркнутая образными сравнениями, чтобы слушатель мог понять – насколько хорошо и приятно!
В то же время здесь немного подключён и разум – объясняется почему это хорошо и приятно: потому что там благословение и жизнь на веки! (хотя в большинстве случаев эмоциональную любовь весьма трудно объяснить разумно).
А теперь пример из жизни:
Я например люблю ватрушки и не люблю Киевский торт (даже фабрики Карла Маркса). Я не могу объяснить почему мне нравиться одно и не нравиться другое. Хотя, конечно, можно попытаться: скажем моя бабушка умела печь ватрушки и я к ним привык и не умела Киевский торт – и я к нему не привык! Но это очень шаткий аргумент, поскольку многие вещи, о которых понятия не имела моя бабушка, мне сейчас нравятся. В то же время, многое, чем меня пичкали в детстве я и сегодня не люблю.
Итак, любовь эмоциями, или чувствами определяет – что мы для себя считаем хорошим, а что – плохим!
Любовь волей.
Волевая составляющая любви отличает дела, которые я решаю для себя делать, движимый любовью, от тех, которые я точно не собираюсь делать, поскольку это противоречит моему понятию любви.
Пример из Писания:
Бытие 37/3 «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду».
Израиль любил Иосифа и потому решил сделать и сделал ему особую одежду.
Пример обратный:
Осия 9/15 «Все зло их в Галгале: там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их – отступники».
Господь возненавидел грешников и решил изгнать их из Своего дома, то есть из земли обетованной, и сделал это.
Любовь разумом.
И, наконец, любовь разумом сравнивает и различает, что я хочу узнавать, изучать больше и лучше, а что – нет.
Ну, например, знакомясь с девушкой, которая нам понравилась (чувства), мы решаемся назначить ей свидание (воля) и осторожно узнаём, какого цвета розы ей нравятся (разум), чтобы ей угодить.
Или такой пример:
Придя к Богу однажды, мы старательно изучаем Его Слово, чтобы знать, что Ему угодно, а что - нет.
Таким образом, мы разобрались, что любовь это не только чувство, которое исходит из сердца или души, это также воля к определённым действиям и движение разума к определённым знаниям.
И, по крайней мере, по отношению нашей любви к Богу, да, если разобраться, и к ближнему тоже, это именно тот, наилучший способ любви, которую ожидает от нас Господь.
Но это, так сказать, в идеале. А что же происходит в действительности.
Практика любви
Как мы любим на самом деле (в чём любовь наша проявляется)? Есть такие стихи: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»
Но вот парадокс, обращаясь к реальности нашей христианской жизни, к сожалению видишь совсем другое – пышно зеленеет Слово Божье, а сухим оказываются наши понятия о нём и, что самое печальное, реализация его в нашу жизнь.
Три Армии Любви в христианстве
Вся многомиллионная армия христиан, причём вне зависимости от деноминационной принадлежности, хотя, конечно, приверженность к той или иной церкви накладывает свой отпечаток, делятся на три огромных лагеря:
- Первый – «Лагерь воли» не очень настаивает внешнем выражении своих чувств к Богу и ближнему, не очень углубляется в изучение Слова, но все усилия направляет на дела угодные Богу: благотворительность, помощь нуждающимся, дела милосердия и т.п. В этом лагере без обсуждения главенствует направление – любовь к Богу и к ближнему это только и исключительно благие дела!
- Второй – «Лагерь разума», и он для нас более интересен, решительно отрицает всякое эмоциональное, а тем более бурно-эмоциональное выражение любви как к Богу, так и к ближнему (допускается строгая и сдержанная печаль, в крайнем случае скупая слеза – не более). При этом, в меру делаются дела, угодные Господу, (так сказать, без фанатизма). А основное внимание уделяется изучению Писания и внутрицерковному серьёзному служению. Здесь поднимается на щит лозунг: Анафема сильным эмоциям в церкви! Да будут благословенны сдержанность и серьёзность! Любовь к Богу в этом лагере – есть любовь к Его Слову, и только!
- И третий христианский лагерь – «Лагерь чувств». В нём собраны люди, хотя они могут находиться в разных деноминациях и в разных церквях, для которых изучение Слова и дела угодные богу, является стимулом для подхлёстывания собственных эмоций. Для них сильные религиозные переживания – не только показатель высокой духовности, но и подтверждение их близости к Богу. Как результат – сильные эмоции превращаются в самоцель, в духовный наркотик. Люди сдержанные и спокойные объявляются бездуховными и далёкими от Бога, а сами они считают себя без пяти минут в Царстве Божьем. Ну и конечно, любовь к Богу для таких христиан – это страсть, это восторг, это эйфория, это превыше всего!!! Ну и ближний, если, конечно, он такой же как я, может тоже рядом постоять…
Гормонию Писанием проверим...
А теперь, чтобы оценить степень ошибочности всех трёх направлений в христианстве, каковой является однобокость в реализации любого сложного Божьего повеления, а ведь закон любви совсем не прост как для понимания, так и для практического исполнения, давайте обратимся к Писанию:
К Филиппийцам 1/9, 10 «…и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов…»
Заметим, любовь, по словам апостола, возрастает не только в чувстве, но и в познании. Познание Бога и чувство к Богу идут рука об руку – чем больше мы узнаём Его, тем сильнее наше чувство привязанности к Нему.
И чем больше мы любим Его, тем больше хотим узнать Его.
Маленькое отступление: мы часто слышим, что нужно не знать о Боге, а познавать Бога, при этом слову познавать придаётся некий сверхъестественный, я бы сказал мистический, загадочный оттенок (никто из произносящих эти слова так никогда и не дал понятного их объяснения).
Звучит оно приблизительно так: Якобы познание Бога – это какое-то сверхъестественное, духовное погружение в Него, не имеющее ничего общего со знанием.
Да, конечно, и духовное назидание тоже существует, но познание – это прежде всего действие ума:
К Римлянам 12/2 «…и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
Преобразуется в познании именно ум:
К Ефесянам 4/ 20-24 «Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Обновиться всё-таки духом именно ума в познании Христа.
А теперь вернёмся опять к любви.
2-е Иоанна 1/6 «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней».
Значит и в исполнении заповедей, в том числе, заключается любовь к Богу.
К Римлянам 13/8, 10 «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона».
И любовь к ближнему также заключается в исполнение заповедей.
Обратите внимание на двойной смысл последней фразы:
- Первый смысл – если я люблю ближнего, то значит я исполняю закон.
- Второй смысл – если я исполняю закон, то это означает, что я люблю ближнего.
Совершенство любви - её полнота во всём!
Почему же так важно в нашей любви к Богу и ближнему стремится к тому, чтобы не лишиться ни одной из составляющих любви – ни эмоций в выражении любви, ни усилий разума на познание предмета любви, ни волевых усилий направленных на дела любви?
И почему так важно не придавать определяющего значения какой-то одной стороне любви?
Господь предостерегал от всего этого на протяжении всех книг Священного Писания:
Знания Слова без чувства любви к Господу – не угодно Ему:
Исаия 29/13, 14 «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человечески, то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет».
Приближались устами, молясь, читая Пятикнижие, исповедуя свою веру к Богу, произнося правильные слова, но не любя Его – сердце их было далеко от Него.
И как итог – наказание от Бога!
Знание Слова без реальных дел по Слову не угодны Богу:
От Матфея 23/2, 3 «…и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»
Говорить правильно, по-Божьи, но не делать по-Божьи – мерзость перед Богом.
Дела благие без любви к Богу – пустая трата сил и времени:
1-е Коринфянам 13/3 «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Если мы попробуем найти сравнение всем трём сторонам совершенной любви, то давайте сравним её с современным компьютером:
Чувства, эмоции в любви можно сравнить с внешним дизайном компьютера – изящной формой, подобранной краской, украшающими элементами.
Волевые движения, дела любви можно сравнить с «железом» компьютера – всеми его блоками, микросхемами, проводами.
А разумную составляющую любви можно сравнить с программным обеспечением компьютера.
Как красивый дизайн без исправных микросхем и отлаженных программ – превращает компьютер в красивую, но ненужную вещь, так одни эмоции возведённые на пьедестал превращают веру в Бога во временную игрушку для экзальтированных дамочек.
Как неокрашенный, помятый, с отбитыми углами, но работающий компьютер является работающим уродцем, так знание Слова и благие дела без чувства любви к Богу – будут также духовным уродцем, который не сможет угодить Господу.
И если есть только программы для компьютера, но компьютер разбит и неисправен – то эти программы совершенно бесполезны. Так и знание Слова и познание Бога без реальных дел и сильного чувства любви к Богу – бесполезная информация, не приносящая никакой пользы тому, кто ей обладает.
Вывод: настоящий христианин, любящий Бога и ближнего – обязан иметь в себе сильные эмоции, сильный разум и сильную волю, чтобы в едином порыве всех тёх сторон такой любви, быстрее достигать совершенства, как в любви к Богу, так и в любви к ближнему.
Направление любви
А теперь разберёмся, куда направлена наша любовь? К Богу ли? Ну конечно к Богу! Мы любим Бога, мы изучаем Его Слово? Мы стараемся делать Его дела?
Но вот что важно – и Господь указывает один из основных признаков наличия в нас любви к Себе:
1-е Иоанна 4/12 «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
А есть ли в нас вообще любовь к Богу?!
Совершенная любовь к Богу есть во мне (и это главный признак её присутствия), если я люблю других.
Но как часто мы слышим друг от друга, ты знаешь вот это брат, или эта сестра мне не очень симпатичны.
А как часто я видел, когда по причине того, что в прославлении участвуют некоторые не очень симпатичные им люди, брат или сестра встают и уходят на это время со служения, или намеренно приходят позже на прославление.
Или, если проповедует не очень симпатичный ему человек – встают и уходят с проповеди.
Возлюбленные мои, послушайте, не о нас ли говорит Господь?:
1-е Иоанна 4/20 «Кто говорит: `я люблю Бога', а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»
Даю справку из Откровения 21/8:
"…всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою."
Почему же хоть со страху перед этим, мы не хотим любить Бога так, как Он этого требует – любя ближнего своего?!!!
Только одну заповедь во всём Евангелии Христос называет Своей:
(Иоан.15:12) Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Мы – христиане, то есть люди идущие за Христом! Как же мы христиане, если единственную лично Христовую заповедь соблюдать не хотим, или не умеем, или не можем?!
Так возможно наша любовь направлена не к настоящему Богу, Богу любви, Богу Святого Писания, а к выдуманному нами, урезанному, усечённому, к удобному нам Богу?!
И если для некоторых из нас Он молчит, не обличая нас в нашей извращённой (другого слова я не подберу) любви к Себе, то не думаем ли мы подобно героям 49 Псалма к которым обращается Господь через псалмопевца:
Псалтырь 49/16-22 «Что ты проповедуешь уставы Мои и берешь завет Мой в уста твои, а сам ненавидишь наставление Мое и слова Мои бросаешь за себя?
…и уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты?!
Изобличу тебя и представлю пред глаза твои [грехи твои].
Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, - и не будет избавляющего».
Давайте серьёзно подумаем над этим, братья и сёстры во Христе Иисусе!!!
А есть ли в нас любовь к человеку?!
А к какому именно человеку направлена наша любовь?
Некоторые из нас имеют собственное Писание, где читают очень приятные для себя слова: «Ближний мой должен любить меня как самого себя!»
И попробуйте-ка нарушить эту Самую Святую, Самую Главную заповедь – обиды смертельные на годы, никаких приветствованний, никаких контактов, шутка-ли – Основную Заповедь Моего Собственного Бога нарушил?!
Похоже, что на некоторых из нас в детстве очень подействовал один эпизод из фильма про Красную Шапочку:
Помните там слова маленького мальчика требующего к себе любви: «Сейчас тебя излупят плётками, и ты залюбишь меня, как миленькая!»
Слава Богу, у нас в церкви нет телесных наказаний за нарушение Личных Очень святых Писаний – а то бы некоторые ходили бы в следах от пресловутых плёток!
Мы слышим иногда о том, что вот-мол, в церкви мало любви: "Ко мне не подходят некоторые братья и сёстры, не приветствуются, не поговорят, не посидят рядом... Какие нехорошие люди!"
А ты не подумал (или не подумала) о том, что может у человека несчастье, может он заболел или чем-то озабочен? Подойди к нему, поздоровайся, спроси как дела – этим ты и ближнего подбодришь и Слово Божье исполнишь.
Ведь не написано - ближний должен любить меня, как самого себя!
Написано - Я должен любить ближнего, как самого себя!!! А не наоборот!
2000 лет назад римский философ Сенека сказал: «Если хочешь, чтобы тебя любили – люби».
Ведь исполнять Слово нужно именно тебе! Именно ты ответишь перед Богом за недостаток любви к ближнему, а он ответит за своё:
(Рим.14:4) "Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его".
Бедные, бедные наши враги!
Я уже не говорю о почти невыполнимой для некоторых из нас заповеди любить врагов своих:
От Матфея 5/44-48 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Я намеренно прочитал этот отрывок полностью, чтобы показать, что любовь к врагам – признак совершенной любви, о которой мы сегодня говорим.
Я бы сказал, что девизом христианина должна быть строчка из детской песенки про бабушку и козлика: «Бабушка козлика очень любила!»
Напомню последние слова припевчика: «очень любила бабка козла!»
И как бы неприятен не был нам человек – берите пример с бабуси!
Наша любовь - к реальному Богу и к реальному ближнему
Так на кого направлена наша любовь? На настоящего или на выдуманного Бога, на ближнего, на врага моего, или на меня самого.
Есть такая христианская присказка: Я люблю не Господа в себе, а Себя в Господе. И тогда конечно, любовь у меня не к ближнему, а к себе, и не к настоящему Богу, а к Богу, выдуманному для моего удобства.
Подведём всему итог:
Любовь исходит из сердца, окрашенная радугой наших эмоций, силу ей придаёт наш разум, а направление задаёт наша воля – это, если так можно выразиться триединый источник любви, как к Господу, так и к человеку.
Истинная любов к Богу и к человеку в своём движении поддерживается нашим разумом, волей и чувствами, в гармонии сочетающимися между собой.
И цель нашей любви – Господь истинный и единый, как в любви Своей к нам, так и в строгой требовательности к нам в соблюдении Его святой воли.
И вторая цель все люди без различия их отношения к нам.
И закончить сегодняшнюю проповедь я бы хотел тремя высказываниями известных людей:
Блаженный Августин: «Мерой любви к Богу есть любовь без меры».
Мартин Лютер: «Любовь порождает радость, добрую волю и свободу в душе, которая охотно служит ближнему и не считается с благодарностью и неблагодарностью, хвалой и хулой, приобретениями и утратами».
И наконец мысль Льва Толстого, которая, как мне кажится, имеет отношение как к любви к Богу, так и к любви к человеку: «Свойство любви именно в том, что она даёт благо тому, кто её испытывает».
Аминь.
Проповедник: брат А.