Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Две сущности Христа

Две сущности Христа

 

Цель проповеди: Объяснить церкви, для чего Христос явился – и как Бог, и как человек.

 

Судный день

 

       Первоначально я хотел говорить, как вы от меня, наверное, и ожидали, о Рождестве.
       Но Рождество мы уже праздновали две недели тому назад, как и все нормальные христиане в мире. Один день рождения в году – вполне достаточно.


       Но оттолкнулся я всё-таки от Рождества и попробовал направить свои мысли немного в другом направлении: а зачем нужно было Христу рождаться во плоти?


       Бог ведь приходил многократно на землю разными путями: Он являлся через ангелов, через столб огненный и облачный, через горящий куст, в видениях пророкам, во сне патриархам и царям, а Моисею даже спину Свою показал…
       Чего это, в случае с Мессией, Он решил прийти через обычный процесс рождения?
       Он же ничего не делает просто так…


       И вот в результате размышлений я вышел на совершенно необычную для Рождества мысль.
       Некоторым она может показаться неуместной или даже кощунственной.
       Но отложите пока в сторонку помидоры, яйца и камни и послушайте…
       Я надеюсь, что и вы увидите в сегодняшней проповеди рациональное зерно…


       Итак… Скажите, дорогие мои, как вы относитесь к слову «козёл»?
       По глазам вижу, что не очень хорошо. Первое, что приходит христианину на ум, при слове «козёл» − это короткая притча из 25-ой главы Евангелия от Матфея:


Матф.25:31-33 «Когда же придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов − по левую».

       Ну, и далее по тексту судьба козлов – незавидна!

       Кстати, эта притча есть только у Матфея (видимо, у бывшего мытаря отношения с козлами складывались неважно).

       Я попытался найти ещё что-нибудь отрицательное о козлах в Ветхом и Новом Заветах… и не нашёл! Нет ничего такого!
       Но зато нашёл множество интересных образов и параллелей, в которых козлы – являются главным действующим лицами, и которые открыли мне некоторые стороны Божьих истин с совершенно неожиданной стороны.

       Возможно, после сегодняшних размышлений ваше мнение о козлах резко поменяется! Во всяком случае, я очень на это надеюсь…

 

Очищение и забвение

 

       И начнём мы с праздника, который сейчас называется Йом-Кипур, или Судный день, или День Очищения.
       Это единственный праздник в Ветхом Завете, в который Господь обязывает избранный народ соблюдать пост целые сутки.

       Все остальные посты выдуманы людьми позднее, а вот этот Бог обязал соблюдать Израиль под страхом смерти:


Лв.23:26-3 :И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицом Господа, Бога вашего;

а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте:

это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] празднуйте субботу вашу».


       Суббота-суббот, которая может приходится на любой день недели, и которая перечёркивает одним махом все выдумки адвентистов (и их бабы Лены) про седьмой день недели, как единственный правильный день служения Богу.


       И главным действующим лицом Йом-Кипура является… козёл! Вернее, даже два козла.


       16-я глава Книги Левит подробно описывает Богослужение в этот день, но мы прочтём выборочно только то, что касается козлов.


Лв.16:5-10 «…и от общества сынов Израилевых пусть возьмет [из стада коз] двух козлов в жертву за грех и одного овна во всесожжение. И принесет Аарон тельца в жертву за грех за себя и очистит себя и дом свой.

И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения; и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,

а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения [и чтоб он понес на себе их беззакония в землю непроходимую]».


       И далее:


Лв.16:15-22 «И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца и покропит ею на крышку и пред крышкою, — и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их.

Так должен поступить он и со скиниею собрания, находящеюся у них, среди нечистот их.

Ни один человек не должен быть в скинии собрания, когда входит он для очищения святилища, до самого выхода его. И так очистит он себя, дом свой и все общество Израилево.

И выйдет он к жертвеннику, который пред лицем Господним, и очистит его, и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.

И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».


       И вот итог этого служения:


Лв.16:29-34 «…И да будет сие для вас вечным постановлением: в седьмой месяц, в десятый [день] месяца смиряйте души ваши и никакого дела не делайте, ни туземец, ни пришлец, поселившийся между вами, ибо в сей день очищают вас, чтобы сделать вас чистыми от всех грехов ваших, чтобы вы были чисты пред лицом Господним; это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное.

Очищать же должен священник, который помазан и который посвящен, чтобы священнодействовать ему вместо отца своего: и наденет он льняные одежды, одежды священные, и очистит Святое-святых и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит.

И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году. И сделал он так, как повелел Господь Моисею».


       Грандиозность того, что происходит в Йом-кипур может оценить адекватно только тот, кто помнит, что жертвы в течении года Господь принимал не за всякий грех.

 

Жертвы за грех по ошибке


       4-я глава Книги Левит описывает жертвы, которые нужно было приносить за грехи, сделанные по ошибке и которые не имеют никакого отношения к Судному Дню:


Лв.4:2,3 «…скажи сынам Израилевым: если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный согрешит и сделает виновным народ, — то за грех свой, которым согрешил, пусть представит из крупного скота тельца, без порока, Господу в жертву о грехе».

Лв.4:13,14 «Если же все общество Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания, и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно, то, когда узнан будет грех, которым они согрешили, пусть от всего общества представят они из крупного скота тельца в жертву за грех и приведут его пред скинию собрания»;

Лв.4:22,23 «А если согрешит начальник, и сделает по ошибке что-нибудь против заповедей Господа, Бога своего, чего не надлежало делать, и будет виновен, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козла без порока»,

Лв.4:27,28 «Если же кто из народа земли согрешит по ошибке и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и виновен будет, то, когда узнан будет им грех, которым он согрешил, пусть приведет он в жертву козу (или овцу) без порока за грех свой, которым он согрешил»,


       Но, это только в случае согрешения по ошибке… А если это не ошибка?


Чс.15:29-31 «…один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке.

Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней».


       Намеренный, сознательный грех не искупается ничем.
       Грех убийства, идолопоклонства, нарушение субботы, прелюбодеяния, богохульство – не искупается жертвами...


       Но… в день Очищения…


       Есть разные толкования того, что прощает, а что нет Бог в Судный день… только вот в описании его в Книге Левит написано вот так:


«…и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним ВСЕ беззакония сынов Израилевых и ВСЕ преступления их и ВСЕ грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню».


Все грехи, преступления и беззакония! Без исключения! Во всяком случае об исключениях из прощения в Судный День в Писании – ни слова!


         В последующих толкованиях Торы имеется достаточно много бездоказательных выдумок по поводу того, какие именно грехи Иегова может простить в Йом-Кипур, а какие – нет. Но в Пятикнижии ничего этого нет, а я предпочитаю верить в то, что записано там Моисеем, а не последующими поколеньями евреев с горячечной фантазией… у меня у самого фантазия будь здоров!

       Но вот только фантазии бездоказательные называются по другому – ложь! А этого, по возможности, нужно стараться избегать. Хотя бы из осторожности в отношении с Богом… Чревато, знаете ли!


       Также у некоторых толкователей Торы утверждается, что бедного козла отпущения, наивно полагающего, что раз он козёл отпущения, то его отпустят, в пустыне сталкивали с обрыва в пропасть… но и этому утверждению в Писании никаких доказательств нет… а потому, господа раввины, оставьте свои выдумки при себе! Пусть живёт козлик!


       Итак, судьбы двух животных: первого, умершего за грехи всего избранного народа, и второго, понёсшего все грехи народа в землю непроходимую нам пригодятся сегодня, в дальнейшем нашем размышлении…

 

Командир...


       А мы вернёмся чуть назад и вспомним ещё одно упоминание о жертвенном козле, описанное в 4-ой главе Левита, которое мы сегодня уже вспоминали: Если по ошибке согрешит начальник, то в жертву за свой грех он приносит козла.


       Почему за грех начальника, старейшины, царя в жертву приносили козла?


       Вообще, я должен вам сказать, что козлы среди домашних животных занимают уникальное положение:
       Стаду овец предводительствуют в реальной жизни, в абсолютном большинстве случаев отнюдь не бараны, а именно козлы.
       Козлы более сообразительны, активны, подвижны и более послушны пастухам, чем бараны.

       Бараны более медлительны и туповаты. И потому овцы охотнее бегут следом за козлом, который и уведёт стадо от опасных мест, и найдёт обильные пастбища и, если надо, наведёт в стаде порядок.


       Потому и на искупительную жертву за согрешившего начальствующего предназначали именно козлов, как некий такой зоологический прообраз вождя…

 

Пасхальный... козлик


       Ещё один ритуал в которых козлы принимали непосредственное участие – Пейсах.

       Прочтём из книги Исход:


Исх.12:1-7 «И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года.

Скажите всему обществу [сынов] Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его…»


       Ну, и далее всю процедуру мы знаем…


       Обратите внимание: пасхальный агнец может быть и ягнёнком (т.е. сыном овцы) или козлёнком (т.е. сыном козы).

        Только не представляйте себе, что однолетний агнец – это такой маленький милый козлёночек, которого на лубочных картинках Иисус держит на руках!
Козлёнок три месяца питается молоком, а дальше – травой.
        В 12 месяцев агнец, козлёнок, козёл весит от 40-ка до 60-ти кг, как взрослый ротвеллер!. Захэкаешься на руках такого носить! И рога у него уже «будь здоров!» – с таким не побалуешь!


       Вообще больше всего меня раздражает в «бытовом», «народном», «упрощённом» христианстве вот эта сопливость, лубочность, сказочность, которая к настоящей вере вообще никакого отношения не имеет:
       Добренький Боженька, рождественские овечки, козлятки, пасхальные кролики и куличики, кротенький сыночек боженьки, бедненький Иисусик Христосик…


        Ребята! Мы поклоняемся Всемогущему Богу, создавшему этот великолепный, необъятный мир, которым Он управляет железной рукой!
        Да! Он милостив! Но он и справедлив! И одно из Его имён, вообще-то – Господь Каратель!
       Почитайте пророков, Книгу Откровений… что-то ангелочков с крылышками, и румяными круглыми щёчками я там не заметил! А вы?


       А знаменитая кротость Христа? Вы хоть себе представляете, какую стальную волю должен иметь человек, сознательно идущий на смерть и муки? Знающий наперёд до мельчайших подробностей всю боль и унижение, которое Ему предстоит испытать каждую секунду! И тем не менее без сомнения идущий навстречу смерти!

       И при этом прекрасно понимающий, что один Его взгляд и от этих иегемонов, священников, судей, палачей, воинов, психованной орущей толпы – даже пылинки не останется… а Он – терпел и молчал!

       Агнец, говорите?! Да, ладно!

 

...похожесть и разница


       Впрочем, вернёмся к Пасхе. Я вижу в аналогии Христа с пасхальным агнцем некую ущербность.


       Да, смерть агнца и его кровь оградила избранный народ от ангела смерти в пасхальную ночь.
       Но… ангел смерти поражал (если вы помните!) исключительно первенцев мужского пола, а не весь народ.
       А смерть Христа спасает от смерти и мужчин и женщин, и первых, и вторых, и третьих, и десятых по рождению…


       Да, смерть Христа пришлась на пасхальные дни…
       Но, не на первый день Пасхи, когда закалали пасхального агнца, а на второй.


       И, конечно, чудо пасхальной ночи, послужило последней каплей, спасшей Израиль из египетского рабства…
       И смерть Иисуса, по подобию этого освобождения из рабства, освобождает верующих от рабства греха…


       То есть, и похоже, и в то же время есть существенные отличия в этой аналогии. Как и всякая аналогия – она не является абсолютным равенством, а только наглядно описывает сравниваемые процессы.

 

Две сущности Христа через Судный день


        А потому, я хочу обратить ваше внимание опять на Йом-Кипур и его прямое указание на миссию Христа.

       Но сначала, я бы хотел заменить слова, поскольку слово «козёл» мне также режет слух, как, наверное, и вам… (в такой стране живём, где это слово – ругательство!)


       Давайте мы назовём козла, которого приносят в жертву – Агнцем Искупления, поскольку он платит своей жизнью и кровью за грехи народа.
       А козла, которого отпускают в пустыню – Агнцем Забвения, поскольку он уносит в места непроходимые, исповеданные над ним грехи, и преступления верующих.


       Тем более, мы увидели, что однолетний агнец ничтожно мало отличается от взрослого животного, которого, видимо, использовали в этом ритуале….


       Итак, Судный день! День, в который по молитве покаяния верующего и через некие действия для искупления грехов и очищения от них, забвения их, ему прощаются все грехи!
       Абсолютное подобие с покаянием христианина. Но при этом, если в иудаизме это необходимо делать каждый год, то в христианстве прощение происходит единократно, поскольку жертва Христа неизмеримо ценнее в глазах Бога жертвы, приносимой в скинии или в Иерусалимском храме.

       Как написано:


Евр.10:14 «Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых».


       А потому жертва Христа искупает верующего навсегда!


       Ещё одно полное совпадение жертвы Христа и жертвы Судного Дня в том, что и та и другая жертва искупает не одного человека, а весь верующий народ. Всех, кто принимает участие в этом действе!

       Ни одна из жертв в Ветхом Завете, даже приблизительно не делает такого!

 

Искупление


       И, наконец, главное, что можно увидеть в судьбе двух агнцев Судного Дня…
       Мы часто повторяем, что Христос 100% человек и 100% - Бог! Как нигде это наглядно показано в Судном дне:
                    Христос родился, как человек, прожил жизнь человека и умер, как человек, искупив своей смертью тех, кто пришёл к Нему с покаянием.
                                     Да Он и сам называл себя многократно Сыном Человеческим!
        Так и Агнец Искупления – родился, прожил некоторое время и умер, принеся жертву и дав свою кровь для оправдания покаявшихся в Судный День людей.
                     В этом его похожесть на Иисуса-человека.
       И уж если животное могло искупить своей кровью грехи всех верующих (пусть только на один год).
       То тем более Сын Человеческий может искупить Своей Кровью грехи всего человечества, навечно!

 

Уничтожение грехов


       Агнец Забвения забрал с собой в пустыню исповеданные грехи покаявшихся людей, чтобы не возвращаться с ними никогда. И он исчезает, растворяется в непроходимых местах бесследно. Смерти его никто не видит.
        Здесь образ не Сына Человеческого, а Сына Божьего, как называл Себя тоже часто Иисус.


       Так Господь Иисус забрал навсегда грехи покаявшихся перед Ним людей на небеса, чтобы там бросить их за хребет и забыть навсегда…
       И понятно, что только Бог, Сын Божий мог совершить такое чудо – стереть грехи всех грешников навсегда!


       Таким образом, две сущности Христа: человеческая и Божественная, на мой взгляд, лучше всего отражаются именно в 16-ой главе Книге Левит, в описании Судного Дня.

 

Заключение

 

       Итак… мы сегодня размышляли над не очень рождественскими вопросами:
       О Божественной и человеческой миссии Христа, отражённой в Ветхом Завете, в описании Судного дня.


       Ну, и в заключении, чтобы не разочаровывать ожидавших Рождественской проповеди старое рождественское стихотворение:

 

Рождение — всегда ново!
Шаг из небытья — к свету,
Путь из тишины — к слову
И от вопроса — к ответу,
Рывок от безделья — к делу,
Толчок от покоя — к движенью,
Бросок из трусости — в смелость...
Вот что такое — рожденье!

Рожденье — всегда мука!
Усилие мышц с болью,
Оно — крик на грани звука,
Как в свежую рану — солью!
Уход от традиций — к прогрессу,
От ненависти — к прощенью,
Страх Золушки стать принцессой...
Вот что такое — рожденье!

Рожденье — всегда радость!
Зима превращённая в лето,
И вместо горечи — сладость,
И мрак освещённый светом,
Тупик, ставший вдруг бесконечностью,
От ужаса ада спасение,
Дорога от смерти к вечности...
Вот что такое — рождение!

 

Аминь

                                                                                                                         Проповедник: брат А.