Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Только Писание »
- Истории четырёх смоковниц
Истории четырёх смоковниц
Цель проповеди: исследовать разные группы избранного народа под углом результативности их служения.
Теологическая ботаника
Сегодня мы проведём небольшой урок «теологической ботаники».
Мы знаем, что во многих притчах Христа в качестве, если так можно выразиться, «действующих лиц», выступают растения.
Растения всякие и разные:
Виноград и маслина, пшеница и плевелы, тёрн и тмин, горчица и мята и ещё много-много всего…
А во всей Библии фигурируют под сотню растений, как говориться «хороших и разных»… (правда, попадаются и не очень хорошие)...
Так что я удивляюсь, почему курс теологической ботаники до сих пор не ввели в духовных семинариях…
Сегодня мы начнём ликвидировать этот пробел и, поговорим о растении, которое присутствует как во многих местах Ветхого, так и Нового Заветов.
Это – смоковница!
Этим деревом фактически начинается земная история человечества, и оно, видимо, будет фигурировать и при её конце.
О чём это я?
Помните? Первое растение, которое увидели люди, когда у них открылись глаза на добро и зло – это была смоковница:
Быт.3:7 «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Это – начало!
А вот и будущий конец истории человечества: после перечисления страшных примет конца времён, Иисус сравнивает это время со смоковницей:
Мар.13:28,29 «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях».
И эта аналогия со смоковницей перекликается с пророчествами Исайи:
Ис.34:4 «И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы».
…и образ того же растения, как один из символов конца времён, присутствует в Апокалипсисе Иоанна:
Откр.6:13 «И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».
Вот такое смоковница, для понимания Писания, – важное дерево.
Но, прежде чем мы пойдём дальше, я хочу напомнить вам, что за растение – смоковница.
Википедия: смоко́вница обыкнове́нная, или смо́ква, ещё его называют инжи́р, или фи́га, или фи́говое де́рево, или (по латыни: Fícus cárica), — субтропическое листопадное растение рода Фикус, семейства Тутовых.
Плоды сладкие запредельно, в каждой фиге до 1000 семян.
Упоминание о смоковнице, её плодах и листьях встречается в Библии в 60-ти стихах…
Короче, дерево очень популярное в Писании…
Я подсчитал, что это дерево в разных ипостасях уже присутствовало у меня за эти 25 лет проповедования в восьми проповедях…
И сегодняшняя будет девятая…
Символ избранного народа
И, надо отметить, что это растение ещё и особенное! В некотором смысле, принципиально отличное от других растений... Как из Ветхого, так и из Нового Завета мы видим, что Господь постоянно сравнивал Свой избранный народ с неким особо сладким плодом.
- Чаще всего с виноградом.
- Бывало – с маслиной;
- Но иногда и со смоквой.
Господь говорит через пророка Осию:
Ос.9:10 «Как виноград в пустыне, Я нашел Израиля; как первую ягоду на смоковнице, в первое время ее, увидел Я отцов ваших…»
Это делал в своих притчах и Иисус, о чём мы сегодня и будем говорить…
Запомним это! И попробуем выжать из смоковницы максимально полезный сок познания отношения Бога к Своему избранному народу…
Причём под избранным народом мы будем подразумевать, как Израиль, так и церковь…
И смоковница тотчас засохла
Итак, начнём путешествие по нашему инжирному саду вот отсюда:
Евангелие от Матфея, 21-я глава… Иисус, после торжественного въезда в Иерусалим, разгона торговцев в храме и спора с первосвященниками и книжниками о правомочности Его прославления малыми детьми, идёт ночевать в Вифанию.
Матф.21:17-19 «И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».
Эта реальное событие из жизни Спасителя фактически была живой притчей, которая давала два урока ученикам Иисуса
Мы не будем сегодня отвлекаться на тот короткий урок о вере, способной передвигать горы, который Иисус преподал далее Своим ученикам, оттолкнувшись от случая со смоковницей. Мы сегодня не об этом.
Обратимся ко второму уроку, который можно извлечь из случая с этой несчастной смоковнице, на которой кроме листьев ничего не было…
…и которая после вердикта о вечном бесплодии, который вынес ей Господь, мгновенно засохла!
Ещё раз напомню, что смоковница в Писании олицетворяет избранный народ (во всяком случае, его часть!)
Листья?
А теперь обратимся к листьям, о которых упомянуто в 18-том стихе:
Зачем вообще листья растению? Не погружаясь глубоко в биохимию растений, упрощённо можно сказать, что листья служат для дыхания, питания и выделения различных химических веществ из растений.
Короче, это некий комплекс специальных клеток, выполняющий функции всех внутренних органов у животных.
Есть листья – растение живёт!
Нет листьев – растение или отключается от своего роста и развития на зиму…
… или же растение умирает, если засушить или оборвать все листья в тёплое время года!
А поскольку дело в нашем случае было весной, за несколько дней перед Пасхой, в субтропиках (где и расположен Израиль), потеря листьев в это время года означала смерть растения…
Но… судя по тому, что листья на смоковнице, до встречи со Христом, были, она перед этим – жилА! Вот только не плодоносила! Не было на ней ни одной смоквы!
Из-за чего она, по слову Мессии, лишилась и листьев…
Чем ещё интересен этот реальный случай? Мы знаем из Писания, что не только притчи, но и реальные события в Писании почти всегда служат уроками для верующих. И поступки тех или иных героев Библии раскрывают перед внимательными читателями законы Божьи, позволяя понять их и затем постараться строить свою жизнь в соответствии с полученными уроками.
Так и этот случай со смоковницей даёт нам некие уроки в понимании Божественных законов.
Имитаторы
Мы только что упомянули, что Господь иногда сравнивал Свой народ со смоковницей… Вот и давайте попробуем сообразить, на какую именно части избранного народа указывала эта бесплодная смоковница?
В этом нам поможет 23-я глава Евангелия от Матфея. Читаем сначала:
Матф.23:1-3 «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают»
(я не буду читать этот длинный ряд претензий Христа к книжникам и фарисеям. А попробую обобщить!).
Это люди:
- Выдумывающие бредовые запреты для верующих сверх Писания;
- Бравирующие своей псевдо-святостью;
- Затворяющие Царство Небесное другим людям, вводя их в заблуждение своими домыслами;
- Чья религиозность вся была сосредоточена на внешних ритуалах, за которыми была духовная пустота…
И на которых Христос в итоге ставит печать:
Матф.23:38 «Се, оставляется вам дом ваш пуст!»
И эта печать на языке смоковниц звучит так:
«Да не будет же впредь от тебя плода вовек!»
Эти люди рождались в избранном народе, им делали обрезание на восьмой день, они вырастали и жили среди избранного народа, ходили в храм, ели, пили, работали, отдыхали… Но фактически не верили в Бога и потому ничего не делали для Бога, а только имитировали такую деятельность…
Можно сказать, что они изо всех сил шевелили листьями, зеленели листьями, пахли листьями… но плодов на них никогда не было!Переделывая известную пословицу: не всегда то, что выглядит как утка, крякает как утка, ходит как утка – это УТКА!Зачастую, оказывается – это ещё тот гусь!Вот и эти лицемерные гуси вызвали законное возмущение Мессии.
Впрочем, мы что-то убежали из ботаники в орнитологию.
Давайте вернёмся к нашей смоковнице.
Знаменательная фраза заканчивает изучаемый нами отрывок: «И смоковница тотчас засохла!», которые означают применительно к той части избранного народа, на которую было направлено это действие-притча: «Оставляется вам дом ваш пуст!»
Этими словами Иисус ставит крест на спасении той части избранного народа, который игрался в веру в Бога, а фактически был противником Бога.
И можно предположить, что подобным осуждением Господь припечатывает тех людей, уже и в наше время, о которых Он знает, что они никогда не раскаются в своём лицемерии… в псевдо-вере в Бога!
И потому Христос немедленно после оценки плодов их жизнедеятельности – отворачивается от них, приговаривая к уничтожению!
Это первая в сегодняшнем размышлении группа смоковниц и людей!
...до утра!
Рассмотрим вторую подобную группу, которая описана у Марка. Это та же самая история, но изложена чуть-чуть по-другому. Что позволяет отнести её к другой группе людей, обладающих несколько иными качествами.
Эта же история состоит у Марка из двух частей:
Мар.11:12-14 «На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его».
И уже только на другой день история со смоковницей имела продолжение:
Мар.11:19-21 «Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! Посмотри! Смоковница, которую Ты проклял, засохла».
В этом описании столкновения Христа с бесплодной смоковницей, она засохла, как мы видим, не стразу, как в описании Матфея, а к следующему дню…
Резонный вопрос: почему?!
Подскажет нам ответ одна фраза из 13-го стиха: «ибо еще не время было [собирания] смокв».
То есть инжир на этом дереве, возможно, был, но неспелый!
…и потому процесс уничтожения дерева был отложен на некоторое время (до утра следующего дня!).
А теперь, от образа смоковницы к образу той части избранного народа, который по каким-то причинам – бесплоден!
Дела есть - результатов нет
Возможно, это относится к той части верующих, которые что-то делают на ниве Божьей (зелёные, неспелые плоды есть!), но окончательных результатов (спелости!) эти плоды пока не достигли.
Тянут с этим… не прилагают достаточных усилий… или им препятствуют обстоятельства… Короче, дела есть, а результатов нет!
И в этом случае им Христом дано некоторое время: или принести плоды и жить, или так и не сделав ничего стоящего, последовать вслед предыдущему дереву… То есть – засохнуть до корня!
К сожалению, мы знаем, что есть часть верующих, которые сначала бросаются с энтузиазмом служить Богу, но потом охладевают и оставляют служение, так и не сделав ничего путного.
Так бывало и в прошлом, есть в настоящем, и будет, вероятно, в будущем…
И эта история со смоковницей у Марка, предупреждает таких людей об опасности такого отношения к служению Богу…
Есть вероятность подвергнуться осуждению Богом за нерадивость!
Взрыхлить и удобрить
Третья история, которую мы сегодня исследуем это – притча Христа о тоже бесплодной смоковнице… но немного другой и по качеству, и по судьбе.
Эта притча есть только у Луки:
Лук.13:6-9 «И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий [год] срубишь ее».
И опять перед нами бесплодное дерево.
Мы подробно рассматривали эту историю в проповеди «О чём говорила смоковница?» год тому назад.
Некоторые вещи оттуда я напомню. Это нам понадобиться, чтобы понять, какая группа верующих стоит за образом смоковницы в этой притче.
- Итак, хозяин виноградника – это Бог Отец.
- Виноградарь – Иисус Христос.
А вот что можно разглядеть за смоковницей давайте подумаем.
Она может указывать на человека, не знающего Бога, но о котором Господь знает, что он в конце концов станет верующим. Бог видит в нём потенциал.
Он наблюдает за его жизнью некоторое время…
…в течении какого-то времени ждёт его покаяния. А потом обсуждает его судьбу со Своим сыном.
И Сын Божий подключается к процессу, начинает помогать человеку, чтобы тот смог принести плод покаяния.
И если Христу не удаётся пробудить в человека способность поверить в Бога, Господь ставит на нём крест.
Или это может быть уже верующий, но, увы, ничего не делающий для Царства Божьего.
В нём есть задатки, необходимые для плодоносной жизни. Но он не прилагает усилий, чтобы эти задатки развивать.
Время идёт… плодов нет… и появляется опасность подвергнутся тому же проклятию за бесплодность, которая грозила предыдущим двум деревьям…
Но… за человека вступается Спаситель и просит Отца отложить наказание на некоторое время, обещая Сам лично оказать помощь человеку, чтобы у него в итоге хватило сил стать наконец плодоносным!
Таким людям, конечно, можно позавидовать, когда лично Господь начинает помогать тебе в твоём служении…
Но таким людям нужно всегда помнить, что свою часть работы по созреванию плода надо будет делать с удвоенной силой.
Особенно, когда ты видишь, что тебе помогает Бог и благословляет твои дела!
Итак, этот сорт смоковницы показывает исследователю Писания особенную группу людей, которых к служению Богу поощряет Сам Бог, помогая, поддерживая и направляя их к созданию особых, благословенных дел…
Которые Господь засчитывает как хорошие плоды!
И как иллюстрацию, указывающую на какую-то часть таких людей, я хочу прочитать отрывок из книги Откровения:
Откр.2:1-3 «Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал».
Итак, эта смоковница указывает на трудящихсся...
И на земле, и на небе...
И заканчивается описания подобных людей обещанием, которое подведёт нас к последнему на сегодня виду дерева, которое я самовольно осмелюсь причислить к растениям рода Фикусовых, семейства Тутовых… короче, смоковниц!
Поскольку мы сегодня согласились, что смоковница указывает на некоторые группы в избранном народе.
Итак, обетование для таких людей в Книги Откровений:
Откр.2:7 «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия».
И, наконец, последний на сегодня вид дерева. Оно напрямую не называется смоковницей, а называется в Библии просто деревом. Но… по описанию его качеств мы видим явное указание на избранный народ, к которому относятся и Израиль, и церковь. И, в связи с этим, я рискну причислить этот вид деревьев к смоковницам!
Это дерево описано и у пророков в Ветхом Завете и в Новом Завете в Книге Откровения:
Иезекииль описывает реку, текущую из-под порога храма, с особенными деревьями по её берегам:
Иез.47:12 «У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание».
И апостол Иоанн описывает подобную реку с подобными деревьями по берегам:
Откр.22:1-3 «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов».
Согласитесь, описания деревьев, их листьев и их плодов практически идентичны:
- Растут и у Иезекииля, и у Иоанна деревья по берегам реки;
- Река течёт от храма;
- Плодоносят и те и другие деревья каждый месяц;
- Листья и тех и других – лечебные…
Мы видим описание одних и тех же деревьев!
Так на каких же людей указывают небесные смоковницы, растущие по берегам реки жизни? Если мы, кроме того, что признаём реальность в будущем того, что описано Иоанном, и что ждёт нас на небесах, посмотрим на это, как на духовный образ некой плодоносности человека, который был таковым и на земле, и будет таким и в вечности!
То есть эти деревья жизни указывают нам на тех людей, которые благополучно добрались до небес.
А то, что первая река у Иезекииля течёт на земле, а вторая на небе, говорит вот о чём:
Этот сорт смоковницы указывает на людей, которые будучи плодоносным на земле, и чьи дела были одобрены Богом, продолжат и на небесах служить Ему весьма эффективно.
Если посчитать ежемесячное созревание плодов на деревьях жизни, как указание на плодоносность детей Божьих и там, на небесах!
Хотелось бы, чтобы каждого из присутствующих Господь причислил к этой четвёртой, самой благословенной группе Своих детей!
Вот такой у нас получился урок теологической ботаники!
Заключение
Итак, мы сегодня прошли небольшой урок из «теологической ботаники», рассмотрев четыре вида смоковниц, которые указывают на четыре группы людей, находящихся в четырёх различных видах взаимоотношений с Богом.
Перечислим их:
- Первая группа людей - это люди, считающие себя верующими и святыми, но на самом деле просто имитирующими веру. Чей удел - смерть!
- Вторая группа, это те, кто начинает делать дела Божьи. но так и не доводит их до реальных результатов. И потому также подлежит осуждению!
- Третья группа, эта особо благословенные люди, которым в их служении помогает Сам Спаситель. И потому у них есть шанс попасть на небеса.
- И, наконец, четвёртая группа – это те, кто был плодоносен на земле. И будет в десять раз более плодоносен на небе!
И в заключении, как всегда – стихотворение:
Мы плоды Творцу приносим,
Мы хвалу Ему возносим,
Мы благословений просим…
И Он щедро их даёт!
От всего, что нам даётся,
Десятина отдаётся,
И не то, что остаётся,
А, напротив, первый плод!
Только должен помнить каждый,
Что для Бога очень важен
Не рублей поток бумажный,
А духовные плоды:
Чтоб любовь давала сладость,
Чтоб шумела бурно радость,
Мир, как гроздья винограда,
Веры чтоб цвели сады,..
Чтобы плод долготерпенья,
Кротость, благость и смиренье
Жизнь заполнили творенья,
Как завещано Творцом!
И тогда без сожаленья
Мир оставив, полный тленья,
С радостью войдя в спасенье,
Дети встретятся с Отцом!
Аминь
Проповедник: брат А.