Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Как понимать притчи

Как понимать притчи

 

 

 Ссылка на видео-версию проповеди

 

Цель проповеди: объяснить церкви, как понимать притчи.

 

Притча - аналогия, иносказание...

 

       Неделю тому назад, в прошлое воскресение, пастор Юрий Сергеевич предложил церкви поразмышлять о зрении.
       О его значении для жизни человека, и о некоторых нарушениях в способности видеть… естественно, речь шла о духовных аспектах зрения.
И… я ничего не мог с собой поделать… мне просто пришлось подготовить сегодняшнюю проповедь «О слухе»… ну, не смог удержаться! Простите меня великодушно!


       Но… ухо, слух, звуки будут не центром сегодняшних размышлений, а исходной точкой рассуждения о проблеме, которая существовала для людей верующих в Бога всегда…
       И будет, наверное, существовать до конца этого мира…


       Я говорю о проблеме правильного понимания духовных истин, духовных законов, духовного мира… Понимания самого Бога, в конце концов…
       Ну, конечно, в той степени, в которой понимание Вечного, Всемогущего, Вездесущего Бога, обладающего Абсолютной Мудростью, доступно для ограниченного человеческого разума.

       А потому, речь будет идти о правильном понимании только той информации, которую Господь хочет передать людям. Как написано:


Второзаконие 29:29 «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего».


       То, что Бог хочет от человека скрыть – будет для него закрыто, несомненно. И узнать это ни за что не удастся! Ни при каких обстоятельствах!
       А потому наша задача правильно понимать хотя бы только то, что Бог хочет открыть.

       И очевидно, что за 30-40 минут проповеди невозможно полностью разобраться в этом грандиозном вопросе.

 

Понять притчу - понять духовные процессы


       И потому мы возьмём небольшую, но очень важную часть процесса понимания Божьих истин и попробуем построить универсальный метод понимания притч.

       Почему это так важно?
       А потому, что Слово Божье в основном сосредоточено на духовном, невидимом для человеческого взгляда мире.
       И понять его способом разглядывания духовных процессов – затруднительно.

       А поскольку, как нам напомнили неделю тому назад, 90% информации мы получаем через зрение, у нас остаётся всего лишь 10%-ный канал для того чтобы принять такую информацию через слух.
       Естественно, с появлением письменности к процессу передачи звуковой информации подключилось и зрение.
       Но оно лишь позволяет различать трансформируемую в графические знаки (буквы) то, что родилось при помощи звуков сказанных и услышанных, затем записанных, и только потом прочитанных…


       И, как уже было сказано, духовный мир и его духовные законы можно передать хомо сапиенсу (человеку разумному) только через слух.
       Но как рассказать о том, что не видимо?
       Как описать то, что не существует в материальном мире?

       Есть только один способ! А именно: сравнивать невидимое с тем, что можно увидеть в материальном мире.

       То есть использование метода аналогии. Аналогия – сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах; а также их познание путём сравнения.
       Имеется ещё одно слово, синоним аналогии – иносказание.


       На методе аналогии, иносказания, построено большинство библейских притч.


       Но… есть притчи и есть притчи!


       Греческое слово Παροιμία (паримИя), которое переведено как «притчи» – означает краткое изречение, пословицу, выражающее правило жизни, умозрительную истину, либо наблюдение за ходом человеческой жизни.
       Это почти все Притчи Соломона и некоторые короткие изречения из Нового Завета.


       Греческое слово Παραβολή (парамолИ) (которое тоже переведено в Библии, как «притчи») – это короткий рассказ, использующий образы и явления, взятые из повседневной жизни людей, или природы и иносказательно выражающий высшие духовные истины и служащий для того, чтобы облегчить их познание духовно-огрубевшим людям (формулировка из греко-русского словаря).
       Это большинство притч Нового Завета и несколько притч из Ветхого.


       Нас сегодня будет интересовать именно «парамолИ», короткий рассказ-аналогия (или иносказание), который через образы материального мира раскрывает духовные истины.

 

Истолковать притчу


       А то, что проблема с понимание притч существовала в библейские времена, ясно из многократного повторения, после текстов многих притч, выражения «имеющий уши, да услышит», как в Ветхом, так и особенно в Новом Завете. Отсюда следует, что существует, существовала и будет существовать часть людей, так сказать, не имеющих уши (что это означает мы проясним далее).


(Кстати, об ушах: пару лет тому назад была проповедь «Про имеющих и не имеющих уши» которую можно почитать и посмотреть на нашем церковном сайте).


       Но, я думаю, никто не будет отрицать, что эта проблема затруднений в правильном понимании притч существует и сейчас… И вероятно, будет существовать и в будущем…


И ещё одно, почему важно научится правильно понимать притчи?


       Ведь Библейские притчи – только одна небольшая часть мира притч.
       Их толкованием уже тысячи лет занимаются богословы всех христианских деноминаций.

       Но сотни тысяч проповедников раньше и сейчас придумывают, находят в разных источниках и используют в проповедях всё новые и новые притчи, позволяющие слушателям точнее понимать действие механизмов духовного мира на примерах мира материального.


       Конечно, они стараются в большинстве случаев тут же растолковывать свои притчи.
       Но делается это отнюдь не всегда.
       А часто притча произносится и остаётся в памяти слушателей, а её истолкование или бывает утеряно, или забывается, или искажается.


       Но… если у нас будет инструмент, метод, алгоритм толкования любой притчи, мы легко её поймём или восстановим её значение.


       А потому, мы сегодня попробуем создать такой универсальный инструмент под названием - «Толкователь Притч».


       Тем более, что и Сам Иисус истолковывал отнюдь не все свои притчи Своим ученикам (большинство-то из Его 36-ти притч в Евангелиях как раз без всякого толкования).


       И как мы видим из Евангелия от Марка, Он иногда удивлялся, что самые очевидные притчи Его ученики не могли понять, когда после притчи о сеятеле ученики попросили Его объяснить её. На что Он сказал им:


От Марка 4:13 «И говорит им: не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?»


       То есть проблема истолкования притч была и тогда!

 

Притча, как разделитель


       И вот тут и у Марка, и у Матфея, и у Луки звучит ещё одна очень интересная функция притч: функция разделения! Вот как излагает это Матфей (в современном переводе (СП):


От Матфея 13:10-16 «Ученики Иисуса подошли к Нему и спросили: «Почему Ты поучаешь людей притчами?»

Иисус ответил им: «Вам дано познать тайны Царства Небесного, им же этого не дано. Так как имеющему это познание дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно.

У неимеющего же отнимется даже и то немногое знание, что ему принадлежит. Вот почему Я говорю с ними притчами, потому что хотя они и смотрят, но ничего не видят, хотя они и слушают, но ничего не слышат и не понимают.

Так исполнится пророчество Исаии: „Вы будете слушать и слушать, но не поймёте, будете смотреть и смотреть, но ничего не увидите. Да, эти люди очерствели, им заложило уши, глаза их закрылись, и не видят они глазами, не слышат ушами, не разумеют сердцем и не приходят ко Мне, чтобы Я их исцелил”.

А вы — Богом благословенны, так как обладаете пониманием того, что видите глазами и слышите ушами»…


       Во как! Понимаешь притчи, через которые тебе разъясняются тайны Царствия Небесного? Ты – блажен, ты – Божий!

       Не понимаешь? Ты пропал! Твои глаза, уши и сам разум болен, без возможности исцелится!

       Оцените важность и серьёзность задачи, за которую мы сегодня взялись: выработать метод понимания любых притч!

 

...маленькие, большие, и очень большие...


       И прежде чем приступить к решению этой задачи, я хочу отметить ещё одно свойство притч – их размер.


       Притчи бывают супер-короткие, как например вот эта, которую можно посчитать и пословицей, хотя это всё-таки притча, поскольку она несёт в себе функцию иносказания, аналогии, так как иллюстрирует нематериальные вещи образами материального мира:


От Матфея 24:28 «…где будет труп, там соберутся орлы».


       Мы ещё вернёмся к этой короткой и загадочной притче и попробуем её истолковать, когда будим иметь на руках метод истолкования.


       Но притчи бывают и подлинней, хотя, всё равно, очень короткие (как, например, притча о закваске, состоящая из одного стиха):


От Матфея 13:33 «И рассказал им Иисус ещё одну притчу: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взяла и замесила в три меры муки и оставила тесто подходить».


       Бывают притчи значительно больше, как, например, притча о минах, состоящая из 16-ти стихов (Лука 19:11-27).


       А бывают просто громадные, как не очень аппетитная притча о двух сёстрах, Оголе и Оголиве, рассказанная Богом пророку Иезекиилю, которая состоит из 49-ти стихов (Иезекииль 23:1-49).


       И естественно, чем длиннее притча, тем больше в ней может быть скрыто духовных смыслов, которые с энтузиазмом раскапывает огромная армия толкователей Писания.

       И сегодня мы попробуем к этой армии присоединиться.

 

Кто ты, Сеятель?


       И начнём мы с тех образцов толкования притч, которые оставил нам Иисус в 4-х Евангелиях.


       Самая известная из истолкованных притч Нового Завета, притча о сеятеле?

       Прочтём сначала притчу, а потом её истолкование:


От Луки 8:5-8 «…вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»


       А теперь её истолкование:


От Луки 8:11-15 «Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»


Давайте препарируем саму притчу, как будто мы не знаем её толкования и попробуем сами её истолковать.


       Итак, притча состоит из действующих в ней пар существ и предметов, и нескольких пар действий или процессов:

 

  • Сеятель и семя; (это предметы)
    • Сеял и упало; (это действие)
  • Семя и дорога; (это предметы)
    • Взошло и поклевали (потоптали); (это действие)
  • Семя и камень; (это предметы)
    • Взошло и засохло; (это действие)
  • Семя и терние; (это предметы)
    • Взошло и было заглушено; (это действие)
  • Семя и добрая почва; (это предметы)
    • Взошло и принесло плод. (это действие)


       А теперь попытка толкования:


       Некто (сеятель) хочет, чтобы нечто (семя) умножилось (для этого он семя сеет, а семя имеет свойство прорастать и становится растением, которое значительно больше семени, и которое в итоге приносит плод).
       Сама 8-я глава Луки, где расположена это притча начинается словами о том, что Иисус ходил, «проповедуя и благовествуя Царство Божие». Что может сеять проповедник, благовестник, раввин, учитель? Своё учение, слово в уши учеников, чтобы они поняли, приняли и несли слово дальше! (т.е. приносили плод).


       Но это семя (слово) сталкивается с четырьмя видами мест для роста:

  • Люди, которые подобны дороге, открытые для зла, у которых его похищают или вытаптывают.
    • Кто это может сделать? Враг Слова! Дьявол!
  • Люди, разум которых подобен камню, на котором это слово не может вырасти, поскольку у принявших его не хватает разумения, чтобы его понять и принять.
  • Люди, жизнь которых окружена терниями, где слово заглушают посторонние процессы, дела этого мира, не имеющие к Слову никакого отношения;
  • Добрая почва – это люди, которые принимают семя Слова, и оно вырастает, и приносит богатый урожай.

 

       Ап! Мы дали толкование притчи о сеятеле. Оно немного не похоже на толкование данное Христом по форме, но по сути – то же самое!


В чём заключается суть метода толкования притчи?


       Притча разбивается на участников притчи: существ или предметы, и на действия с этими существами и предметами.


       После этого существам или предметам ищутся духовные аналоги, а вот действия с ними остаются практически те же самые.

 


       Давайте проверим это на другой притче Христа.

 

От Матфея 13:24-30 «Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою».


       Разберём притчу на предметы и действия.


       Предметы:

  • Господин – доброе семя;
  • Семя – поле;
  • Люди – враг;
  • Пшеница – плевелы;
  • Рабы – господин;
  • Прополка – жатва;
  • Плевелы – снопы на сожжение;
  • Пшеница – житница.


       Действия:

  • Посев доброго семени – посев плевел;
  • Люди спят – враг приходит;
  • Показался плод – появились плевелы;
  • Рабы спрашивают о плевелах – господин объясняет;
  • Выдергать – оставить расти;
  • Собрать плевелы – сжечь;
  • Собрать пшеницу – сложить в житницу.


       Произведём анализ этой притчи. Облегчит нам толкование вступительные слова Христа: «Царство Небесное подобное человеку…»

 

  • Итак, господин, человек, владеющий территорией в Небесном Царстве – конечно Господь.
  • Он сеет семя – верующих в Него;
  • Поле – это вселенная;
  • Когда люди засыпают – приходит враг;
  • Посев врага – сорняки, плевелы, грешники;
  • Рабы господина – его служители, ангелы;
  • Уничтожая плевелы, можно уничтожить и пшеницу, а посему прополка откладывается до жатвы;
  • То есть грешники будут наказываться в конце времён;
  • Сначала собираются и уничтожаются грешники (жатва плевел);
  • Потом пожинается пшеница (праведники);
  • А потом праведники забираются в небесные обители (складываются в Господни житницы).


       Посмотрим по Христову толкованию, намного ли мы отклонились в толковании от Его текста:


От Матфея 13:37-43 «Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!»


       Как видите, очень похоже на выстроенное нами толкование.


       У нас дополнительно к нему появилось утверждение, что, когда люди засыпают – приходит враг.
       Не думаю, что эта мысль противоречит Писанию!

 

Трупы и орлы

 

       А мы пойдём дальше и попробуем растолковать уже упомянутую нами таинственную притчу о трупе и орлах.


       Боже мой, сколько фантастики я начитался по этому поводу в Интернете (особенно мне понравился исторический трактат о падении Иерусалима в 70-ом году, где город сравнивается с трупом, а орлы – со штандартами шести римских легионов, его уничтожившие (помните, у них были такие птички на палочках, слегка действительно напоминающие орлов?). Красиво!


       А вообще-то существуют десятки версий толкования этой притчи. Впрочем, среди них есть и вполне разумные.


       Но мы попробуем подойти к этой притче по выработанной нами методе.
       Прочтём ещё раз эту притчу:


От Луки 17:37 «На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы».


       Или в современном переводе вместе с предыдущими шестью стихами, чтобы выбрать правильное направление аналогии:


От Луки 17:30-3 «Так же будет и когда явится Сын Человеческий.

В тот день, если кто будет на крыше, а имущество его в доме, пусть не спускается вниз, чтобы собрать свои вещи. И если кто будет в поле, пусть не возвращается домой. Вспомните жену Лота. Тот, кто будет стремиться сохранить свою жизнь, потеряет её, а кто потеряет свою жизнь, сохранит её. Говорю вам, если в ту ночь будут двое в одной комнате, то один будет взят, а другой останется. Две женщины будут рядом молоть зерно: одну возьмут, а другая будет оставлена». [И будут два человека в поле: один будет взят, а другой оставлен].

Ученики спросили Иисуса: «Где же будет всё это?»

Он ответил им: «Там, где лежит труп, всегда соберутся стервятники».


       Проделаем операцию разделение на предметы и действия:


       Предметы:

  • Труп – стервятники.


       Действия:

  • Лежит – соберутся.


       Для правильного толкования притчи мы должны учесть, что здесь Иисус рассказывает о своём возвращении, что видно из предыдущих стихов.


       И как собирающиеся над определённым местом стервятники указывают на то, что там лежит труп, так собирающиеся в коротком промежутке времени указанные Христом события, говорят о том, что скоро кончина этого мира!


       На мой взгляд, точнее не бывает! Притча растолкованная объясняет предыдущие слова Христа. Всё в точку!

 

Терновника - в цари!


       А для закрепления материала, давайте возьмём ещё небольшую притчу из Ветхого Завета.
       И проверим, работает ли на ней найденная нами методика?


       Итак, Книга Судей, 9-я глава. Краткая предыстория перед притчей:

       После смерти Гедеона, сын его наложницы, Авимелех, решил стать царём в Сихеме, убил 70 своих братьев и воцарился. Оставшийся в живых единственный их брат, Иофам, обратился с речью-притчей к жителям Сихема с горы Гаризим:


Судьи 9:8-15 «Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами.

Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами.

Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам?

И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами.

Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам?

Наконец сказали все дерева терновнику: иди ты, царствуй над нами.

Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские».


       Попробуем по уже знакомой нам системе «предметы и действия» дать толкования этой притче.


       Итак, Предметы:

  • Деревья – царь.
  • Царь – маслина;
  • Маслина – масло.
  • Царь – смоковница;
  • Смоковница – плод.
  • Царь – виноград;
  • Виноград – вино.
  • Царь – терновник;
  • Терновник – тень;
  • Терновник – огонь.

 

Действия:

  • Пошли – помазать;
  • Сказали – царствуй;
  • Оставить – чтобы скитаться; (и так с маслиной, со смоковницей и с виноградом);

 

  • А вот какие действия с терновником: Поставляете меня царём – покойтесь в моей тени;
  • Отказываетесь – сожгу.


       Иофам использовал только образ терновника, чтобы, истолковав притчу для жителей Сихема и Авимелеха, фактически навести на них проклятие:


Судьи 9:19, 20 «Если вы ныне по истине и по правде поступили с Иероваалом и домом его, то [да будет на вас благословение и] радуйтесь об Авимелехе, и он пусть радуется о вас; если же нет, то да изыдет огонь от Авимелеха и да пожжет жителей Сихемских и весь дом Милло и да изыдет огонь от жителей Сихемских и от дома Милло, и да пожжет Авимелеха».


       И в общем-то так и произошло!


       Но в этой притче скрыты ещё несколько великолепных мыслей, которые, увы, затерялись на просторах Ветхого Завета.

 

  • Образ Маслины говорит о том, что, вряд ли захочет становиться правителем тот, чьи дела востребованы у людей и Бога (способствуют успешности людей и прославляют Бога).
  • А смоковница указывает на то, что сомнительно, чтобы захотел царствовать тот человек, плоды деятельности которого прекрасны.
    • Когда к римскому императору Диоклетиану, добровольно ушедшему от власти, прибыли сенаторы, чтобы опять поставить его императором, он решительно отказался. А когда сераторы продолжали настаивать, он сказа им: Вы бы не просили меня об этом, если бы увидели, какую капусту я выращиваю.
  • А виноград утверждает, что никогда нельзя соглашаться править тому, кто даёт радость людям.
    •  Любая связь с нашим новым президентом совершенно случайна. (Увы! Мало, кто прислушивается к библейским притчам!)


       Впрочем, у нас есть ещё терновник. О чём нам говорит терновник? Во власть, почему-то, всегда приходят те, у кого кроме мании величия, злобных колючек и ничтожных способностей (ну, какая тень от терновника?) – ничего нет. И результаты правления терновников в большинстве случаев – катастрофа!


       Вот такое толкование притчи о деревах мы смогли сделать на основании нашего метода толкования.


       Итак, как мы видим и из коротких и из объёмных притч Нового и Ветхого Заветов, метод толкования «предметы и действия» работает весьма неплохо.

 

Об ушах ли говорит Господь?


       А теперь, давайте ещё раз вернёмся к выражению «имеющий уши, да услышит» и разберёмся – об ушах ли тут речь?


       Для этого, мы послушаем, как использует слово «ухо» царь Соломон в своей Книге Притчей:


Притчи 5:1 «Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему»

       Заметьте, не к звукам, а к разуму!


Притчи 15:31 «Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми».

       Не к колебанию воздуха, а к учению и мудрости.


Притчи 18:16 «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания».

       Ухо ищет знания!


      Так об ушах ли говорится во фразе «имеющий уши, да услышит»?!
       Нет, конечно! Здесь говорится о разуме, способном понимать.


       И не случайно слова пророка Исаии из 6-ой главы «слухом услышите – и не уразумеете» повторяет Христос в Евангелии Матфея в 13-ой главе.


      И Он говорит слушателям об утраченной некоторыми способности разуметь, понимать услышанное.

      А в случаях с притчами это означает способность понять, какие духовные закономерности, процессы скрываются за этим самым коротким иносказательным рассказом о материальном мире, который называется притчей.


       И этой способностью понять, истолковать притчу обладают не все люди.
       Есть несколько путей получения этой способности:


       Во-первых, эту способность очень редко получают от Бога некоторые от рождения.


       Попадаются иногда гении от природы. Хотя, конечно, редко.
       Впрочем, вы, наверное, помните Малышкиных? Так вот, первое слово, которое произнёс их ребёнок было не «мама», а «аллилуйя».
      Я последний раз видел его, когда ему было три года и он мог прочесть целые куски из Библии наизусть.
       Что с ним сейчас – не знаю. Но начало было впечатляющим!


Во-вторых, способность понимать некоторые получают в результате многих лет учёбы,

       ...набирая не только сумму знаний, но и навык в правильном понимании материала.
       Не знаю, насколько способным ребёнком был самый умный из апостолов, апостол Павел, но то, что он прилежно учился многие годы, доподлинно известно из Писания.
       Помните?

Деяния 22:3 «…я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне».

        И судя по качеству его посланий, он была, тки-да, высокообразованным раввином!
        И если природные способности даются Богом, то труд по получению образования – зависит от нас.

 

В-третьих, помощь от Господа


       Ещё один способ получения разумения, который позволит, в том числе, и правильно толковать притчи, – попросить помощи у Бога.


Иакова 1:5 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему».


       И ничего зазорного в том, чтобы признать себя глупым и попросить мудрости у Бога, нет! Если вы помните, именно так получил свою мудрость мудрейший из людей:

       И вот как он выпрашивал мудрость у Бога:


3-я Царств 3:7-9 «…и ныне, Господи Боже мой, Ты поставил раба Твоего царем вместо Давида, отца моего; но я отрок малый, не знаю ни моего выхода, ни входа; и раб Твой — среди народа Твоего, который избрал Ты, народа столь многочисленного, что по множеству его нельзя ни исчислить его, ни обозреть; даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?»


       И вот, что ответил Бог:


3-я Царств 3:12 «…вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе;»


       Поэтому, просите себе мудрости.


Четвёртый способ постичь значение притчи, попросить напрямую Бога, объяснить её:


       Очень интересное место Писания, в котором Господь говорит пророку создать, так сказать, материальную притчу и тут же Сам Бог истолковывает её:


Иезекииль 37:15-19 «И было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: "Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним"; и еще возьми жезл и напиши на нем: "Иосифу"; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним. И сложи их у себя один с другим в один жезл, чтобы они в руке твоей были одно.

И когда спросят у тебя сыны народа твоего: "не объяснишь ли нам, что это у тебя?",

тогда скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму жезл Иосифов, который в руке Ефрема и союзных с ним колен Израилевых, и приложу их к нему, к жезлу Иуды, и сделаю их одним жезлом, и будут одно в руке Моей».


      И дальше, в 22-ом стих, говорит: «Я сделаю их одним народом»! …и ещё там много благословений: единый Царь, одна земля, один храм, один закон, один завет…

      И, в Новом Завете, как мы уже сегодня вспоминали, ученики не раз просили Самого Иисуса разъяснить им значение притчи.
       Не думаю, что Иисус изменился! И потому мы тоже можем просить Его изъяснить нам притчу и получить именно от Него самое лучшее истолкование…


И, наконец, пятый способ понять притчу, это – проанализировать её по нашей методе «предмет и действие».
Тоже неплохо получается!

 

Заключение

 

       Ну и в заключении, по традиции стихотворение, в котором, (не растолкованная нами сегодня в видео-проповеди, но записанная в текстовом варианте), притча перемешана с её толкованием. Он было прочитано на последнем празднике урожая три недели тому назад:


Один Друг посадил пшеницу,
Его враг посадил там же плевелы,
В тех же самых мира границах,
Семена несъедобные, левые…

И во мраке ночи скрываясь,
Ухмыляясь злобно и весело:
Ну, давай, Дружок, разбирайся,
Кто есть ху в этом адском месиве?

И взошла пшеничка рядами,
Ну, а плевелы – как попало!
И природа корнями, стеблями
Их в единую сеть связала…

И сказали работники с болью:
Что же делать, Хозяин, нам?
А давай, мы прополем поле?!
Вырвем этих злодеев к чертям!

Нет, ребята, так не годиться!
Подождём, пусть закончится год…
Счас угробите вы всю пшеницу!
Пусть оно дальше вместе растёт!

Когда ж день урожая настанет,
Мы пшеничку всю соберём.
Ну, а плевелов просто не станет:
Бог сожжёт их всех адским огнём!

И там, в небе, в амбарах небесных,
Будут собраны те, кто свят,
В тех обителях светлых, чудесных…
Так Писания нам говорят!

 

Аминь

                                                                                                           Проповедник: брат А.