Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Надежда! Между верой и любовью.

Надежда! Между верой и любовью

 

Цель проповеди: Укрепить надежду на Бога.

 

Три свечи

 

       Задумав тему сегодняшней проповеди, я стал искать в Интернете подходящую притчу для иллюстрации… и случайно нашёл стихотворение, которое решил поставить не в конец проповеди, по своей обычной привычке, а в самое начало…
       

       Стих средненький, но… тут смысл важнее качества поэзии. Послушайте:

 

Притча про три свечи

 

Зажжённых три свечи стояло на столе,
Их пламя колебалось ровным светом.
Слезинками стыл воск, расплавленный в тепле,
И свечи тихо таяли при этом.

 

А в доме тишина..., такая тишина,
Что можно было слышать свечек шёпот:
«Я – Вера! Людям я светить должна,
Но вот, неверье вызывает ропот.

 

О вере люди слышать не хотят,
Я чувствую, что я горю напрасно.
На веру у людей предвзятый взгляд.
Я не нужна...» Свеча, вздохнув, погасла.

 

Зашелестела грустно огоньком
Свеча вторая, вся затрепетавши:
«Меня зовут Любовь, но мало в ком
Горит ещё мой свет, не модным ставший.

 

Любовь не ценят! Нет в сердцах меня!
И потому так мало в мире счастья.
Вокруг темно без моего огня…
Нет сил, гореть...» И замигала часто...

 

Погас и этой свечки огонёк.
И полумрак окутал помещенье.
Колечком взвился над свечой дымок,
Прося, как будто, за свечу прощенье.

 

Свет третьей свечки в тишине дрожал,
Узнав, что этот мир сестёр обидел…
Вдруг, в комнату ребёнок забежал
И, две свечи погасшие, увидел.

 

«Что с вами, свечи?! Вы должны гореть!» –
Он закричал, отчаянье не пряча.
«Без света ничего не рассмотреть...
Я темноты боюсь!» – сказал он плача.

 

Вдруг шёпот третьей свечки: «Не горюй...
Проблема тех свечей не безнадёжна!
Ведь я – Надежда! И пока горю,
Всегда зажечь другие свечи можно!»

 

 

Вера-надежда-любовь

 


       Вот о надежде мы сегодня и поразмышляем…

       Но… сначала вспомним всем известное место Писания, где фигурируют три упомянутых в этой притче понятия: вера, надежда и любовь:


1Кор.13:13 «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше».


       О любви и о вере в церквях говорится значительно чаще, чем о надежде. Хотя надежда занимает особое место в христианской теологии, являясь неким соединительным звеном между несколькими важными ступеньками нашего духовного роста.


       Впрочем, давайте всё по порядку…

       И прежде всего, сформулируем само понятие – надежды (Словарь Ефремовой):
       НАДЕЖДА – ожидание чего-либо желаемого, благоприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении.
       Ожидание – благоприятного; уверенность – в осуществлении.


       Ничего не напоминает? Ну, конечно:


Евр.11:1 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом».


       То есть, если надежда есть ожидание чего-то хорошего, то вера по формулировке того же Словаря Ефремовой, ВЕРА есть – твёрдое убеждение в непременном осуществлении, неизбежности чего-либо предстоящего.


       Ну, и для полноты картины, давайте сформулируем максимально просто, что такое – любовь (возьмём определение любви из Философской энциклопедии (ну… чтоб было максимально просто…)):

       ЛЮБОВЬ – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (или чем) воспринимается как благо.
       БЛАГО – та же Философская энциклопедия определяет так: благо – состояние и условие совершенства.


       То есть существует нечто, что человек считает высшим благом. И с этим высшим благом человек старается построить максимально близкие отношения.
       Действие по налаживанию и сохранению таких отношений и можно назвать – любовью, или точнее, проявлением любви (любви в реальности)! 


       Вспомнив определение надежды, мы можем ясно увидеть связь её не только с верой, но и с любовью:
       Ещё раз: Надежда – ожидание чего-либо желаемого, БЛАГОприятного, в сочетании с уверенностью в его осуществлении.
       То есть, ожидание связывает надежду с верой, а благо – связывает надежду с любовью!


       Отсюда интересный вывод: в надежде обязательно содержится вера.
       Если ты не веришь в то, что ожидаешь, то у тебя не будет уверенности в том, что это осуществиться. А следовательно – не будет и самой надежды!
       В то же время, сама надежда обязательно присутствует в любви:
       Потому что ты должен обязательно надеяться на то, что, то высшее благо, к которому старается приблизится твоя душа, непременно осуществится!


       Об этом говорит и апостол Павел в 13-ой главе, 1-го Послания к Коринфянам, когда перечисляет основные качества любви. В 7-ом стихе 13-ой главы он говорит, что:


1Кор.13:7 «любовь…» «…всему верит, всего надеется…»


       Итак, и вера, и надежда являются составными качествами любви!
       А вера, в свою очередь является обязательной частью надежды!
       То есть, вера присутствует в надежде, и они вмести присутствуют в любви!


       Причём, можно уверенно утверждать, что эти три связанных накрепко звена: вера, надежда, и любовь, работают не только в душах верующих в Бога людей.
       Но и неверующих!


Например: Допустим, вы с детства любили физику и мечтали поступить в соответствующий институт... Но… если вы учились на троечки и не верите в то, что сможете поступить в институт физики, вы не рискнёте подать документы на поступление и не пойдёте на экзамены. То есть у вас нет никакой надежды стать когда-нибудь физиком. А значит, ваша любовь к физике никогда не реализуется, и вы не станете учёным, и не будете работать в так нравившейся вам в детства области науки!


       То есть и здесь: нет веры, значит – не будет надежды, а не будет надежды – любовь из мечты не превратиться в реальность!
       Согласитесь: мечтать об объекте любви и реально (извините за прозаизм!) практиковать любовь – несколько разные вещи!


       И тем более эта цепочка: вера, надежда, любовь – безусловно действует в христианстве:

       Если ты не веришь в Бога, ты не можешь надеяться на Бога (Его для тебя как бы нет!),
       А если ты не надеешься на Бога (если не надеешься, что Он тебе поможет, спасёт, благословит (то есть, не является на деле для тебя тем самым высшим благом!) – ты не можешь любить Бога! За что, в таком случае, Его любить? Если Его нет, и следовательно надежды на Него нет! А потому, любить просто некого!


       Таким образом надежда на Бога является обязательным соединяющим звеном между верой в Бога и любовью к Богу!
       Вот насколько надежда является важным качеством для верующего человека!


И прежде, чем пойти дальше в изучении НАДЕЖДЫ, маленькое лингвистическое отступление:


       А именно, я должен упомянуть о том, что одно и то же греческое слово ЭЛЬПИЗА, которым обозначается в Септуагинте понятие НАДЕЖДА, в синодальном переводе переводится двумя разными по звучанию, но абсолютно одинаковыми по значению словами:
       Это слово «НАДЕЖДА» и старо-славянское слово – «УПОВАНИЕ»

       Встречается каждое из этих слов в Библии приблизительно одинаковое количество раз – где-то по 150.
       Зачем использовали два разных слова? Может дань старо-славянской традиции? Может слово «уповать» казалось переводчиком более значительным, весомым? Не знаю.
       Знаю, что так или эдак переводилось на русский абсолютно одно и то же греческое слово – ЭЛЬПИЗА!

       Для чего я это подчёркиваю? Потому что в дальнейшем я буду ссылаться на места Писания, в которых упоминается или «надежда», или «упование». Что, в общем-то, одно и то же!


       И ещё, важно упомянуть грамматическую связь двух слов: НАДЕЖДА и НАДЁЖНОСТЬ.
       Это не только однокоренные слова!
       Между ними прочная понятийная связь:


       И если слово «надежда» кажется человеку несколько воздушным, лёгким… Что-то такое, что может состоится, а может – нет!
       То слово «надёжность» олицетворяет прочность, стабильность, уверенность.

       А существование между ними созвучия и единого корня, делает понятие НАДЕЖДЫ более весомым и твёрдым!
       Таким образом, я хотел бы изменить ваше отношение к значению слова НАДЕЖДА, как к чему-то легковесному, основывающемуся на принципе: «То ли будет, то ли – нет!»

 

От опытности к надежде


       А теперь, давайте посмотрим на значение надежды ещё в одном смысловом ряду, описанном в Библии.
Читаем (СП):


Рим.5:2-5 «И мы хвалимся в надежде на то, что разделим славу Бога. Но не только этим, мы хвалимся и нашими страданиями, потому что знаем, что страдания вырабатывают стойкость. Стойкость дает опытность, а опытность – надежду. А надежда не разочаровывает, потому что Божья любовь излилась в наши сердца через Духа Святого, который дан нам».


       Получился такой ряд состояний. В Современном переводе он звучит как: страдания, стойкость, опытность, надежда, любовь…
       Или в Синодальном переводе: скорби, терпение, опытность, надежда, любовь…


       Мы не будем сейчас затрагивать огромную и, в некоторых отношениях, спорную тему духовного подъёма верующего от страданий к стойкости, и от стойкости к опытности.
       В то же время, связь надежды с любовью мы уже исследовали.


       А потому в этом смысловом ряду мы ограничимся рассмотрением связи опытности с надеждой, которую мы сегодня подробно изучаем.


       Что такое опытность? Греческое слово δοκιμή (дакими) – испытанность, опытность, в толковых словарях объясняется как обладание опытом, практическими знаниями в какой-либо области.
       Может ли человек надеяться на что-либо, не имея опытности в этой области? Наверное, да!
       Только вот надежда его будет весьма эфемерна!
       Осуществится ли то, на что он надеется или нет? Не ясно!


       Другое дело – надежда человека, имеющего практически опыт:
       Он знает из опыта собственной жизни, из книг, из общения с другими людьми, что: то, на что он надеется – уже было не раз!
       А следовательно, его надежда – намного твёрже, чем надежда неопытного человека.


Допустим, если человек побеждал неоднократно в автомобильных гонках в прошлом году, он может вполне обоснованно надеяться на победу и в предстоящих гонках в этом году…


      И опыт в духовной сфере (как и в материальной) также важен для утверждения верующего в надежде получить обещанные Богом обетования.
       И потому для христиан становится чрезвычайно важным делом получение духовного опыта: изучение Писания, общение с верующими, проповеди, молитвы, прославление Бога, использование духовных даров, различные служения в церкви – всё то, что даёт практический духовный опыт.
       Который сделает надежду на Господа – надёжнее, твёрже и осуществимее…


       А поскольку мы уже нашли, что надежда накрепко связана и с верой. и с любовью, наш духовный опыт, укрепляющий надежду, одновременна положительно воздействует и на нашу веру в Бога и на любовь к Нему!

 

Бог надежды


       Особенно поднимает значение надежды в жизни верующего то, что одно из имён Бога, упоминаемого в Библии – Бог Надежды!
       Послание к Римлянам:


Рим.15:13 «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою».


       Какие богатства даёт надежда на Бога, мы сегодня обязательно разыщем.


       А вот основанием такой надежды на Бога, являются Его совершенное уникальные качества, свойственные только Ему. Он говорит о Себе через пророка:


Иер.29:11 «Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».


       Эксклюзивные права и силы для реализации наших надежд (именно тех, которые будут нам во благо!), находятся исключительно у Него!


       Причём, как подчёркивает и призывает Писание, надежда на Господа просто несопоставима с надеждой на человека:


Пс.117:8,9 «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей».


       Мало того, возлагающий свою надежду не на Бога, просто находится в опасности, а надеющийся на Бога всегда будет «в плюсе»:


Иер.17:5-8 «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование - Господь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод».


       То есть надежда на Господа даёт человеку огромные преимущества перед другими людьми даже в периоды бед и катастроф.

 

Бенефиции надежды


       А теперь найдём, что нам даёт, согласно Писанию, надежда на Бога? (напомню слова «надеяться» и «уповать» – синонимы!)


Надеющихся на Него, Бог спасает.


Пс.16:7 «Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей».
Пс.21:5,6 «На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде».


К надеющимся на Бога, Он милостив.


Пс.31:10 «Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость».


Надеющимся на Господа, Он помогает.


Пс.27:7 «Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею».


Надеющихся на Господа, Он защищает.


Пс.17:31 «Бог! - Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него».
Пс.33:23 «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет».
Прит.29:25 «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен».


Бог покровительствует надеющимся на Него.


Пс.5:12 «И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое».


Бог благословляет надеющихся на Него.


Иер.17:7 «Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь».
)Плач.3:25 «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его».
Прит.28:25 «Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.


Бог обещает землю обетованную надеющимся на Него.


Пс.36:9 «…ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю».
Ис.57:13 «Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? - всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею».


Блаженны, надеющиеся на Господа.

       Напомню: Блаженство – это высшая степень счастья!


Пс.2:12 «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
Пс.33:9 «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
Пс.83:13 «Господи сил! Блажен человек, уповающий на Тебя!»
Пс.145:5 «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его»,


       Вот какое огромное количество благословений Господь даёт надеющимся на Него. Исайя восхищённо пишет об этом:


Ис.64:4 «Ибо от века не слыхали, не внимали ухом, и никакой глаз не видал другого бога, кроме Тебя, который столько сделал бы для надеющихся на Него».


       Вот насколько полезно надеяться на Господа!

       И как говорит автор Послания к Евреям (СП):


Евр.10:23 «Будем же держаться надежды, которую проповедуем, ибо Богу, Кто дал нам обещание, можно довериться!»

 

Заключение

 

       Итак, мы сегодня порассуждали о надежде, рассмотрев её в связке с верой и любовью.


       А также изучили необходимость духовной опытности для укрепления надежды.


       Мы рассмотрели важность надежды именно на Господа.


       И наконец, нашли в Писании, что именно даёт надежда на Бога верующему человеку? Это:

  1. Спасение;
  2. Милость;
  3. Помощь;
  4. Защиту;
  5. Покровительство;
  6. Благословения;
  7. Землю;
  8. ...и блаженство.


       И в заключении, по традиции, стихотворенье:


Мой Великий Бог!
Без Тебя что б я в мире смог?
В Тебя верю я!
На Тебя уповаю!
Ты мне силу дал,
На высоты Свои поднял!
Тебя славлю я!
На Тебя уповаю!

 

Ты извлёк меня
Из болота и из огня,
Потому что я
На Тебя уповаю!
Вынул из сетей,
Уберёг от худых людей!
Не напрасно я
На Тебя уповаю!

 

Осветил мой путь,
Дал с земли в небеса шагнуть!
Их увидел я,
На тебя уповая!
Меня вечность ждёт,
Иисус в город Свой введёт!
Как же счастлив я,
На Тебя уповая!

 

Аминь

 

Проповедник: брат А.