Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Только Писание »
- Первый день недели
Первый день недели
Цель проповеди: Показать церкви вселенский масштаб воскресения Христа.
Первый день недели
Христос воскрес! В эти пасхальные дни все проповеди направляют внимание верующих христиан на воскресение Спасителя. И мы сегодня поговорим об этом чуде… но под особым… весьма необычным углом…
Как известно, все четыре Евангелия описывают события, происходившие с одними и теми же людьми в одно и то же время – время земного служения Сына Божьего, Иисуса Христа.
Но написаны они разными людьми:
- …налоговым инспектором Левием сыном Алфеевым, прозванным Матфеем (что означает – Дар Яхве);
- …самым молодым из апостолов, рыбаком Иоанном, младшим братом апостола Иакова, сыном Заведея (имя Иоанн означает – Бог Милует);
- …помощником апостола Петра, Иоанном Марком, племянником Варнавы (прозвище Марк, по-латыни – Меченый, он, возможно, получил из-за родимого пятна на лице);
- …и, наконец, личным врачом апостола Павла, родом из Антиохии, Лукой, по преданию, единственным неиудеем из четвёрки евангелистов (его имя по-гречески означает – Светлый), возможно он был прозелитом (обращённым из греков).
Как видим, люди, писавшие Евангелия – очень разные: разный возраст, разные профессии и, как сказали бы сегодня, разное социальное положение.
Вся история Иисуса Христа описывается как бы с четырёх разных точек… и с четырёх разных расстояний:
- Иоанн – самый любимый ученик;
- Матфей из-за своей бывшей профессии старался, наверное, держаться в тени;
- Марк повествовал со слов, по-видимому, самого старшего и самого горячего из учеников Христа - Петра;
- А Лука вообще записывал то, что апостолу Павлу Иисус Сам рассказывал на небесах!
Все они очень-очень разные! И это является ещё одним убедительным доказательством достоверности всех, происходивших тогда, событий.
Потому что, не смотря на непохожесть между собой свидетелей служения Христа, в очень многом описания событий в Евангелиях совпадают.
Теологами отмечено, что совпадающие буквально до букв фразы в двух Евангелиях встречаются очень часто;
В трёх – намного реже;
А вот одинаковые фразы во всех четырёх Евангелиях встречаются очень-очень редко… Уж больно люди, писавшие их – разные!
И вот… выбирая сегодняшнюю тему проповеди и листая описания воскресения Христа, я обратил внимание на словосочетание, которое встречается во всех четырёх Евангелиях почти дословно:
Матф. 28:1 «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб».
Мар.16:2 «И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца».
Лук.24:1 «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие».
Иоан.20:1 «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».
Вы знаете, меня зацепили эти три слова «первый день недели»!
Как будто далеко-далеко зазвучал в резонанс этим словам некий тихий колокольчик, который вызвал целую симфонию образов и смыслов, придавая через эту фразу воскресению Христа особый, глобальный, супер-вселенский смысл!
И вот то, что я понял, размышляя над словами «первый день недели», я и попытаюсь вам сегодня изложить.
Первый день самой первой недели
Книга Бытия (ну, а как же без неё?!), первая глава, с первого по пятый стих (прочту в одном из современных переводов. Как вы сейчас услышите, он звучит м-м-м… более романтично, что ли, чем синодальный!):
Бытие 1:1-5 (СовП) «Вначале, когда Бог сотворил небо и землю, земля была голой и бесформенной. Земля покоилась под океанскими глубинами, и тьма скрывала океан, а над водами словно ураган носился Дух Божий. И тогда Бог сказал: «Да будет свет!» — и воссиял свет. Бог увидел свет и был доволен увиденным. Затем Бог отделил свет от тьмы. И назвал Он свет «днём», а тьму — «ночью». И был вечер, а потом настало утро. Это был день первый».
Как мы видим самый-самый первый день самой-самой первой недели был отмечен несколькими событиями:
- Была сотворена Богом земля и небо.
- По какой-то причине, Дух Божий стремительно носился над водой.
- Бог создал свет.
- И отделил свет от тьмы.
- А также дал имена свету и тьме.
Прочитав эти пять первых стихов Книги Бытия в разных переводах, я вдруг увидел связь первого дня самой первой недели бытия, с только что нами воспомянутыми словами о первом дне недели воскресения Христа из четырёх книг Евангелия…
Связь, может быть и не лежащую на поверхности, но тем не менее достаточно отчётливую!
И ещё есть одна очень интересная параллель:
Связь и первых дней создания вселенной, дня воскресения Иисуса с выходом избранного народа из Египетского рабства в землю обетованную.
Связь между сотворением, освобождение и воскресением…
Впрочем, об этом чуть позже…
Давайте-ка начнём с начала…
Первый день творения. Сотворение неба и земли…
Смотрите: за секунду до этой нулевой точки никакой вселенной нет… пустота… Нет! Даже пустоты не существует!!!
И вот Бог создаёт небо и землю… они находятся рядом, близко… земля и небо…
А теперь – день воскресенья: в глубине земли, в гробнице, закрытой камнем лежит… небо… Ну, или, если хотите, можно сказать: лежит представитель неба – Иисус Христос!
Да! Он пока мёртв… плотью… но… тем не менее Он – там, в гробнице, в земле! Никакого воскресения пока нет: точка «минус одна секунда»!
Но Христос («небо») и гробница («земля») – уже есть!
А теперь разрешите напомнить вам, как оживил Господь первого человека
Бытие 2:7 «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою».
В книге Иова этот механизм повторяется, но уже как бы для всех последующих людей. Например, Иов так говорит о себе:
Иов 33:4 «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь».
И ещё подтверждается то, что Иисус был мёртв по плоти там, в гробнице, и был оживлён Богом, вот этими словами из Послания к Колоссянам, где апостол проводит параллель нашего духовного воскресения с воскресением Христа:
К Колоссянам 2:12 «…быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».
И таким образом, вполне можно предположить, что полёт Духа Божьего над водой не был демонстрацией воздушной акробатики, а имел глубокую созидательную цель и был частью создания вселенной.
Поскольку именно Святой Дух, является по определению Библии генератором жизни в нашей вселенной.
И, скорее всего, именно Его полёт запустил великий механизм образования жизни во вселенной в остальные дни Первой Недели Сотворения.
И из этого следует, что присутствие Святого Духа там, в темноте гробницы (помните в книге Бытия?): «тьма над бездною!») внесло свой вклад в воскресение Христа!
А почему Иисус похож на бездну (т.е. на того, кто бесконечен)? Дух Божий летал над плотским телом бесконечного и вечного Сына Божьего. А это – бездна!
Согласитесь! Очень похожий образ!
Итак, Христос воскрес! И после этого Бог дал свет в гробницу – убрал камень.
От Матфея 28:2 «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».
И естественно, как только камень, закрывавший вход в гробницу был убран, туда хлынул свет! Видите? Мы прямо идём по шагам первых стихов Книги Бытия…
А дальше? «…и отделил Господь свет от тьмы»:
Иисус Христос, Свет в этом мире, вышел из тьмы гробницы!
Помните? Он Сам называет Себя светом:
От Иоанна 9:5 «Доколе Я в мире, Я свет миру».
Итак, свет отделился от тьмы!
Согласитесь, что то, что происходило в первый день недели с Иисусом Христом очень похоже на создание Богом вселенной в первый день творения.
День Исхода
А теперь нырнём на 3,5 тыс. лет назад от наших дней. Выход избранного народа из Египта.
Ещё Моисей не вернулся с поручением от Иеговы об Исходе. Евреи пашут на фараона на кирпичных заводах. Они – рабы! Они – никто! Их и за людей-то не считали… То есть опять мы в точке «минус одна секунда», ну,… уже от начала другого процесса, процесса освобождения!
Но как мы сейчас увидим, освобождение удивительно похоже и на сотворение, и на воскресений!
И вот… Господь делает первый шаг к созданию, если хотите, неба на земле, отделив Свой народ (избранный народ, предназначенный в конце концов для небесного царства!) от египтян, от людей земли.
Кстати, знаете, как в древности египтяне называли свою страну? Та-кемет (чёрная земля).
Так что они там были в это время… и земля, и небо…
А дальше… Бог пролил Свой свет на Свой народ – приносит им Слово Божье, через Своего посланца, Моисея.
Очень интересна и знаменательна в этом отношения живая иллюстрация разницы между светом (Израилем) и тьмою (египтянами) – я говорю о девятой казни египетской:
Исход 10:22,23 «Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их».
Очень интересны попытки теологов объяснить, как это было возможно: по всему Египту тьма и невозможно зажечь огонь (он просто не хочет загораться!), а в земле Гесем (где жили евреи) – днём солнышко, а ночью лампады и факелы преспокойно горят:
Предполагают, что на Египет обрушилась песчаная буря (хамсин)
Но вот беда: песчаных бурь по ночам – не бывает! Никогда! Совсем!
Предполагают также, что на Египет спустился такой густой туман и была такая высокая влажность, что ни дерево, ни паклю, ни ткань зажечь было невозможно… И этот туман был везде,… кроме земли Гесем, где компактно жили евреи…
По моему мнению, это больше похоже на правду!
Впрочем, мы отвлеклись…
Вернёмся к сравнению евреев и египтян, как образов света и тьмы. Вот ещё одно указание на это:
Исход 14:19, 20 «И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом [сынов] Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом [сынов] Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь».
И в дальнейшем пути по пустыне, свет славы Божьей не давал избранному народу пребывать во тьме ни секунды, освещая их путь в обетованную землю по ночам, и, видимо, во времена песчаных бурь, и туманов…
Разделение воды
Ну… раз уж мы подошли к Чермному морю, предлагаю вам отвлечься на время от первого дня недели и заглянуть во второй день творения, где есть некоторый намёк на дальнейшие события в Исходе:
Бытие 1:6-8 «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй».
Конечно, во многих современных переводах на русский язык вместо слова «твердь» сказано – воздух или атмосфера. Мы то с вами люди образованные и знаем, что никакого небесного свода или тверди между землёй и облаками – нет!
Но… я пересмотрел десяток переводов на разные языки и практически во всех переводах Библии, на всех языках, что я нашёл, там обозначено нечто твёрдое!
Я, как человек, достаточно долго занимавшийся наукой, категорически не принимал этого слова «твердь» по отношению к разделителю воды над и под…
Но… готовя эту проповедь я задумался: а ведь слово «твердь» – имеет смысл. Но не лобовой, как читает большинство людей, а образный и духовный.
В чём образность?
Смотрите! Израиль переходит Чермное море.
Исход 14:21,22 «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону».
Бог, как и вначале, разделил воду. И между двумя объёмами воды была твёрдая земля, суша,… твердь!.
Так что твердь появилась совсем не случайно.
Дорога к земле обетованной через воды Чермного моря сотворённая Богом образно накрепко связана с той самой первой твердью!
А теперь о воде. Вода во многих местах Писания указывает на народы:
Псалмы 123:2-4 «…если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас; воды потопили бы нас, поток прошел бы над душою нашею».
И ещё:
Исаия 8:5-8 «И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, наведет на него Господь воды реки бурные и большие — царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется — дойдет до шеи…»
Итак, образ воды – это образ народов!
То есть Бог провёл в землю обетованную свой народ, как бы раздвинув другие народы, не давая Своему народу с ними смешаться…
Смотрите, как говорит то же самое Второзаконие евреям через Моисея:
Второзаконие 14:2 «…ибо ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле».
И разделение Чермного моря твёрдой дорогой, по которой может пройти только избранный народ в землю обетованную мелькнуло было предсказано за тысячи лет до этого, во второй день творения, когда Господь отделял воду от воды...
Чтобы показать, как Он через много-много лет проведёт Свой народ, также разделив воды моря…
А теперь о духовном значении тверди, которая разделяет воды (т.е. народы)
Об этом говорит Писание:
Притчи 10:29 «Путь Господень — твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие».
Исаия 26:4 «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная».
Только Господь и Его путь – является непоколебимым и твёрдым в этом мире!
Всё остальное – жидко и зыбко!
Просто прямо сказано и о переходе евреев через море и о разделении вод во второй день творения…
Ну, хорошо… а связано ли разделение твердью воды в книге Бытия, с воскресением Иисуса Христа?
Мы уже упоминали о том, что образ воды в Писании часто указывает на народы.
И если во времена Исхода Бог отделил для себя особый, не очень большой по количеству, народ.
То в день воскресения Христа произошло более грандиозное действо:
Господь, как уже упоминалось, Твердыня, разделил абсолютно все народы земли на тех, которые ближе к небу (верующих в Иисуса Христа)…
…и на тех, кто ближе к земле – всех остальных людей.
Можно поставить сюда напрямую 7-ой стих 1-ой главы Бытия:
Бытие 1:7 «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так!»
Так что с достаточной уверенностью можно говорить, что Первый День Недели, в который воскрес Спаситель, тоже является духовным воплощением первых дней творения…
Мы и Первый День
А теперь давайте используем информацию:
- … о воскресении Христа;
- …об исходе евреев из Египта;
- … и о первом дне творения...
…образную и духовную связь между которыми мы сегодня нашли, в качестве подсказок для нашего собственного пути.
Первое.
Мы были мёртвыми из-за «преступлений и грехов наших» а Христос оживил нас:
К Ефесянам 2:5,6 «…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
В этом наша связь с воскресение Христа.
Мы были рабами греха:
К Римлянам 6:22,23 «Но ныне, когда [мы] освободились от греха и стали рабами Богу, плод [наш] есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
В этом наша связь с освобождением из египетского рабства.
Мы были частью этой грешной земли, а Он сделал нас наследниками Небесного Царства, отделив от остального неспасённого земного народа.
В этом можно увидеть образы неба и земли при сотворении мира.
Второе.
Дух Святой, Вездесущий, который парит над всеми народами, нашёл нас среди всех этих народов:
И оживил во Христе Иисусе.
Также, как произошло воскресение Христа.
И признал нас достойными выйти из этого грешного мира, спасая благодаря Крови Иисуса Христа, как когда-то Бог посчитал достойными спасения тех, кто поверил Богу и отметил косяки своих дверей кровью пасхального агнца во времена Исхода.
И конечно, Дух Святой, прикоснувшись к нам, даровал нам вечную жизнь забрав в Небесное Царство, на небо, сотворённое в первый день творения.\
И третье.
Господь, через Иисуса Христа открыл нам свет Своих Божественных истин:
Осветив Своей славой путь в небеса.
Как когда-то Он освещал путь избранному народу в землю обетованную.
Он отделил нас от тьмы греха и заблуждений этого мира.
Как в первый день творенья отделил свет от тьмы.
И Он назвал нас «детьми света».
Поскольку Христос Сам был светом (как мы уже сегодня вспоминали), Он и нас (через апостола Павла) называет «сынами света»
1-е Фессалоникийцам 5:5 «Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы».
Вот такая интересная связь первого дня недели, дня воскресения Иисуса Христа, с первым днём сотворения мира и выходом Израиля из Египта.
Эти параллели, которые Господь позволил нам сегодня увидеть, дают нам понимание того грандиозного значения, которое имеет воскресение Иисуса Христа, находящееся на одном уровне с величием создания избранного Божьего народа и сотворением Создателем нашей вселенной.
Заключение
И в заключении – стихотворение на тему:
В этот первый день недели, очень рано,
Лишь заря позолотила небеса,
Неожиданно, желанно, долгожданно
Новый Божий Мир из смерти родился!
Размотав и сбросив мрачные пелены,
В пол касанья тяжкий камень отшвырнул,
И уверенно, блаженно, вдохновенно
В мир живых людей из небытья шагнул,
Чтоб средь грешных душ в безбожьи погребённых,
Свою церковь, как святыню, основать.
И предизбранных, прощённых и спасённых
В этот новый Божий Мир с Собой забрать!
Аминь
Проповедник: брат А.