Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Только Писание »
- Платить или не платить?
Платить или не платить?
Цель проповеди: Исследовать взаимоотношения между Богом и человечеством, и церковью, и верующим.
Проблемный виноградник
Мы сегодня, так же, как и месяц тому назад будем отталкивается в наших размышлениях от одного из растений, часто упоминаемых в Библии (то есть я продолжу вас мучить «теологической ботаникой»! (Ну, что поделаешь! Вот такой я ботаник!). Правда, сегодняшний раздел «теологической ботаники» будет на стыке с бухгалтерией: арендная плата, набежавшие проценты и всё такое…
А размещается всё это «богайство» в общеизвестной притче Христа о винограднике.
Притчи страшненькой! Даже, я бы сказал, кровожадной… Впрочем, о чём ещё можно говорить в наше жуткое время?!
Притча эта повторяется в трёх Евангелиях: в 21-ой главе Матфея, в 12-ой главе Марка, и в 20-ой главе Луки.
Прочтём её из Марка:
Мар.12:1-12 «И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли».
Ещё более эффектно весь ужас слушателей этой притчи, которую все, слышавшие её тогда, конечно, поняли, передаёт Лука:
Лук. 20:16 «Слышавшие же это сказали: да не будет!»
В современном переводе написано:
Лук. 20:16 (СП) «Слышавшие это воскликнули: — Пусть этого не случится!»
Все и всё прекрасно поняли! Никаких толкований им не потребовалось…
Люди-то были, скорее всего, весьма неглупые. На шесть стихов выше прочтём, кто были эти слышавшие (ну, конечно, помимо учеников):
Мар.11:27 «Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники, и книжники, и старейшины…»
Ну, и далее Иисус, отвечая на их вопросы, рассказывает им притчу о винограднике…
И они стразу поняли о ком и о чём в ней идёт речь!
Классическое толкование
Но поскольку первосвященников, книжников и старейшин среди нас (я вижу) немного, давайте разберём эту притчу, оттолкнувшись от толкования её известным комментатором Библии, Уильямом Баркли:
Итак…
«Иисус говорил образами, составлявшими неотъемлемую часть иудейской истории, мышления и творчества.
Хозяин виноградника – это Бог; сам виноградник – это народ Израиля. Эта аллегория была хорошо известна иудеям. В Ветхом Завете она очень ярко использована пророком Исайей (Ис. 5:1-7), откуда взяты некоторые детали и выражения настоящего отрывка.
Этот виноградник был хорошо устроен: он был обнесен оградою, отмечавшей его границы, закрывавшей путь разбойникам и защищавшей от нападения диких зверей. В винограднике была бочка для вина, был пресс для вина, в котором виноградные гроздья давили ногами, а под прессом стояла бочка, в которой собирался выдавленный сок. Была в винограднике и башня, в которой хранилось вино, в которой жили виноградари, и в период уборки урожая с этой башни они следили, чтобы в виноградник не проникли воры.
Виноградари символизируют правителей Израиля на протяжении всей его истории.
Слуги, посылаемые хозяином виноградника, символизируют пророков. Слуга или раб Божий – это обычные титулы пророков. Так звали Моисея (Иис. Н. 14:7) и Давида (2 Цар. 3:18). Этот же титул часто встречается в книгах пророков Амоса (Ам. 3:7), Иеремии (Иер. 1:25) и Захарии (Зах. 1:6)…
Сын хозяина виноградника – Сам Иисус. Слушатели, под влиянием момента, могли распознать все это, потому что все образы и идеи были им очень знакомы.
Да и сама история вполне могла произойти в реальности в Палестине в эпоху Иисуса. В стране часто происходили волнения и бунты, и потому многие помещики и землевладельцы жили заграницей, а свои угодья сдавали в аренду. Это могли быть иудеи, искавшие более спокойной и удобной жизни, чем в Палестине, или римляне, вложившие в виноградники свои деньги. По закону владелец виноградника мог собирать арендную плату за посаженный виноградник лишь на пятый год (Лев. 19:23-25). В таком случае арендную плату платили натурой; она составляла определенную оговоренную заранее долю урожая, либо же твердо установленное количество урожая, независимо от его величины. Сама история не столь уж невероятна, и отражает действительное положение вещей.
Притча очень содержательна. Вот что в ней сказано о Боге:
Во-первых, в ней говорится о щедрости Бога.
Виноградник был снабжен всем необходимым для обеспечения легкой и эффективной работы. Бог щедр в жизни и в мире, который Он дал людям.
Во-вторых, в ней говорится о доверии Бога.
Хозяин удалился и представил виноградарям самим вести дело. Бог доверяет нам настолько, что предоставляет нам свободу строить нашу жизнь по своему усмотрению.
В-третьих, в притче говорится о терпении Бога.
Неоднократно хозяин давал виноградарям возможность заплатить свой долг по арендной плате за виноградник... Он проявил к ним терпение, которое они едва ли заслуживали!
И, наконец, в-четвёртых, в ней говорится о конечном торжестве правосудия Божия.
Люди, конечно, могут какое-то время пользоваться терпением и даже долготерпением Бога, но, в конце концов, восторжествует правосудие и справедливость Божья. Бог может долго мириться с неповиновением, но потом Он действует быстро, жёстко и наказывает виновных!
А вот что в притче сказано об Иисусе:
Из нее видно, что Иисус считал Себя не слугой, а Сыном Божиим.
Он сознательно обособляет Себя от пророков. Они были слугами. Он же был Сыном. Через Него Бог сказал Свое последнее и окончательное Слово. Притча представляла собой преднамеренный вызов иудейским правителям: Иисус ясно заявляет, что Он – Мессия.
Из притчи видно, что Иисус знал, что Он должен будет умереть.
Распятие не было для Него неожиданностью. Он знал, что избранный Им путь может привести только туда. Он знал это, и все же шел вперед – и в этом величие Его подвига.
Из притчи мы узнаем, что Иисус был уверен в Своей окончательной победе.
Он также знал, что с Ним будут дурно обращаться и убьют, но Он также знал, что это еще не конец, что после отвержения придет слава.
И, наконец, вот что сказано в притче о людях:
Виноградари лишь потому могли решиться убить наследника и вступить во владение виноградником, что, как они полагали, хозяин находится слишком далеко, чтобы предпринять какие-либо действия. Возможно, он умер и его можно было не принимать в расчет. Люди еще и сегодня думают, что они могут поступать против воли Божией и остаться безнаказанными. Но Бог жив в самом прямом смысле этого слова. Люди пытаются спекулировать на своей свободе и Его терпении. Но… день расплаты обязательно придет!
Если же человек откажется от своих, данных ему Богом, привилегий и от своей ответственности перед Богом, и привилегии и ответственность перейдут к другому, тому кто будет отдавать должное Богу.
В притче изложено все дальнейшее развитие истории человечества: отвержение иудеев и переход их преимуществ и их ответственности к язычникам.
Притча заканчивается цитатой из Ветхого Завета, которая очень много значит для Церкви: цитата об отверженном камне взята из 117-го псалма (Пс. 117:22 – 23). Отверженный камень станет краеугольным камнем, связывающим воедино все здание, замковым камням арки или свода, самым важным камнем из всех. Этот отрывок пленял раннехристианских писателей. Его цитируют или на него ссылаются в Деяниях (Деян. 4:11), 1-ом послании Петра (1 Пет. 2:4. 7), Послании к Римлянам (Рим. 9:32.33) и в Послании к Ефесянам (Еф. 2:20).
Первоначально, в Псалмах под камнем подразумевали народ Израиля. Большие народы, мыслившиеся себя архитекторами мироздания, считали народ Израиля маленьким и незначительным. Но псалмопевец считал, что народ, считавшийся незначительным, станет однажды в плане Божием величайшим народом мира. Христианские же писатели видели в словах псалмопевца предсказание смерти и воскресения Иисуса Христа».
Это – классическое толкование притчи о злодеях-виноградарях.
Это притча – о человечестве...
А сейчас я предлагаю взглянуть на эту притчу несколько с другой стороны. Даже с нескольких других сторон.
Я уже говорил, что все слышавшие притчу, явственно увидели в ней судьбу Израиля:
- Его непослушание и бунт против Бога.
- Убийство Мессии.
- И Божье наказание противников Бога.
А мы сегодня взглянем на эту притчу под тремя другими углами:
- Взаимоотношение Бога со всем человечеством;
- Взаимоотношение Бога с церковью;
- И взаимоотношение Бога с отдельным верующим.
Итак, человечество! Господь дал человечеству в аренду созданный Им виноградник – вселенную!
Очень хороший виноградник. Вот как он сам ставит на нём знак качества:
Быт.1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма…».
А что людям Он отдал эту вселенную во временное владение написано чуть выше:
Быт.1:28 «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Ну, как человечество распоряжалось и распоряжается «Божественным Виноградником», данной им в пользование вселенной, мы знаем из истории человечества и продолжаем наблюдать в сегодняшней реальности:
Зло, грехи, ненависть, войны, уничтожение природы и т.д. и т.п.
Так что Божественный диагноз, поставленный больному человечеству тысячи лет тому назад, перед потопом, верен до сих пор:
Быт.6:5 «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
Не думаю, что сегодня диагноз изменился.
Причём, на протяжении всей истории человечества Бог предупреждал людей: «Люди! Не делайте ЗЛО! По МоемУ Закону Сеяния и Жатвы, зло вернётся к вам проблемами»…
Что и происходит на протяжении всей истории человечества, начиная от первого нарушения Божьей заповеди…
Так что утверждение о том, что все беды, которые сопровождали и сопровождают человечество – это наказание за грехи я бы подкорректировал вот так:
Нет, ребята! Наказания ещё не было! Все эти беды просто результаты нашей глупости! А то, что они нам не нравятся? Так кому такое понравится?
Но зло, по определению производит ответное зло! И никак иначе! Что посеешь, то и пожнёшь!
А настоящее наказание – впереди! Бог его ещё даже не начинал!
Впрочем, об этом чуть позже!
А мы поговорим теперь о Божьих слугах, которых Господь посылал к человечеству.
И первый такой человек-слуга Божий был, конечно, Ной.
В Писании не отражено отношение современников к Ною. Но мы прекрасно знаем, как относится общество к тем, кто резко от него отличается.
Хотя, каким насмешкам, ругани и преследованию подвергался Ной и его семейство на протяжении (предположительно!) 120-ти лет строительства ковчега можно только догадываться…
Но судя по тому, что все остальные люди утонули, никто из человечества, кроме семейства Ноя, не захотел отказаться от зла и принести плоды добра Богу…
И потому был уничтожен в соответствии с законом сеяния и жатвы…
.
Следующими слугами, посланными к человечеству за плодами добра, стали Авраам и его потомки.
Через них Бог чётко определил, те ГОСТы, которыми должны были соответствовать плоды поведения людей, чтобы это устроило великого Арендодателя.
Результат мы читаем в Ветхом Завете.
Почти вся история Израиля – одни войны! Все народы вокруг сопротивлялись им…
Окружавшие Израиль правители и народы были настолько виновны перед Богом, что Он совершил с ними нечто, что Он сделал перед этим с фараоном:
Иис.Нав.11:20 «…ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею».
Да и сегодня, отношение к избранному народу, мягко говоря, неоднозначное…
И это видно в некоторых местах планеты время от времени прямо сейчас!
И, наконец, последними слугами, присланными в наш мир за плодами добра, являемся мы, христиане.
Со времён Христа мы кричим на всех углах:
Люди! Одумайтесь! Примиритесь с Богом! Но…
Нас не слышат, над нами смеётся, нас ругают, а бывает и убивают…
Я уже не говорю о том, что в первые годы существования, церковь неоднократно подвергалась гонениям, вплоть до массовых убийств…
И сегодня, счёт количества убиваемых каждый год христиан идёт на тысячи…
Не могу не отметить ещё одного слугу Бога, который явственно доносит человечеству твёрдое доказательство о существовании Создателя. И соответственно об ответственности человечества за свои поступки, поскольку Создатель, Он же Судья – реально существует. Об этом говорит в Послании к Римлянам апостол Павел:
Рим.1:19, 20 «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны».
Господь явно показывает всем людям Своё присутствие из наблюдения природных явлений и потому рассказки типа «Бога нет» не проходят.
Я тут наткнулся случайно на любопытную актуальную шутку, прямо иллюстрирующую явное действие Бога видимое обычным людям, если только у них есть глаза, уши и мозги:
«Ангел прибегает к Богу и жалуется Ему:– Боже, люди ропщут на Тебя из-за землетрясения. Что мол ты их не предупредил…– А ты им перед землетрясением зарницами в небе помигал, как я велел?– Помигал.– Инфразвуком погудел?– Погудел.– Змеям передал приказ из нор вылезти?– Передал, все вылезли.– А собаки скулили?– Скулили.– Ну, тогда Я уже не знаю, что им ещё надо...»
Объяснять существование супер-сложных вещей и процессов в нашей вселенной случайностью, может только или слепец, или совершеннейший тупица!
Вот такой есть слуга Бога, напоминающий человечеству о присутствии Творца и об ответственности перед Ним! Сама природа!
И приход Ноя, и избранного народа, и христианства, и напоминания через наблюдения природных явлений на протяжении тысячелетней истории человечества, говорит о великом долготерпении Божьем, который постоянно пытается убедить людей приносить добрые плоды с Вселенского Виноградника, данного людям в аренду Богом…
Ну, а теперь несколько слов о возвращении Хозяина Виноградника для расчёта с человечеством, Его нерадивыми арендаторами. О времени, когда придётся за всё в итоге ответить…
Всё это подробнейшим образом описано в Книги Откровений апостола Иоанна с 6-ой по 20-ю главу. И если вы прочли эти 14 глав, то не говорите, что вас не предупреждали!
Ибо вот это уже будет действительно НАКАЗАНИЕ! Всем наказаниям наказание!
Смерти, голод, эпидемии, язвы, войны, хищные звери, землетрясения, разрушения гор и городов, засухи, наводнения, град, затмения, космические катастрофы, ураганы, уничтожение растений и животных, метеоритные дожди, отравление вод, атаки саранчи и ядовитых насекомых и т.д. и т.п.
А в самом конце – озеро огненное!
А то, как Виноградник будет отдан другим виноградарям, мы читаем там же, в 21-ой и 22-ой главах Книге Откровений!
Откр.21:1-4 «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло».
И каждый из нас очень надеется попасть в число этих Последних Виноградарей, которым Господь отдаст в аренду Новый Мир! Аминь?
Таким образом, мы рассмотрели проекцию притчи о нерадивых виноградарях на всё человечество.
Эта притча - о церкви...
А теперь давайте спроецируем эту притчу уже не на Израиль и не на человечество, а на церковь.
Две тысячи лет тому назад Иисус Христос насадил на земле Свой виноградник, церковь.
При этом он привил на ветви Ветхого Завета черенки Нового, сделав плоды нового сорта ещё более урожайными, поскольку в церковь смогли войти теперь не только потомки Авраама, но и все другие народы вне зависимости от происхождения, языка и расы…
И Иисус отдал виноградник Христовой церкви в аренду нам, христианам.
Как же мы распорядились им? И были ли мы разумнее Израиля?
В некоторых отношении лучше… Но во многом – увы, нет!
С первых лет существования, от христианства начали отпочковываться всевозможные секты и течения со своими выдумками…
Сейчас в христианстве более 20-ти тысяч течений и деноминаций.
Мы, также, как наши старшие братья, израильтяне, принялись кромсать Писания, отбрасывая из него неудобные вещи и добавляя порою дикие измышления…«…заповедь на заповедь, и правило на правило…» как и было сказано Исайей.
В 1054-ом году от церкви отделилась приблизительно 20% верующих, образовавших православную церковь.
Но и католическая, и православная церкви продолжали уродовать Писания, добавляя всё новые и новые выдумки к канонической Библии.
Как у тех, так и у этих появились новые объекты и субъекты поклонения и почитания, а также посредники между Богом и верующими…
И масса новых правил в Богослужениях, которые отсутствуют в Священном Писании…
Слуга Божий - Мартин Лютер
Я считаю, что слугой Владельца Церковного Виноградника, Мартином Лютером, в 1517 году была совершена попытка образумить виноградарей!
Но, как и в классической притче о винограднике, это вызвало решительное противодействие большей части христиан.
Хотя, конечно, заставило значительную часть христиан одуматься и примкнуть к протестантизму. К евангельскому христианству, покоящемуся на основании только Священного Писания.
Впрочем, нельзя не признать, что за последние 500 лет своего существования и протестанты тоже накрутили на своё вероучение достаточное количество благоглупостей, разделившись на сотни всевозможных течений…
Увы! Винограда одного сорта не получилось!
Ну, возвращения Владельца Виноградника нормальные христиане, конечно, с нетерпением ждут. И мы верим, что…
Матф.24:27 «…как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого!»
И что нас ожидает мы тоже знаем:
2Кор.5:10 «…ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое».
…а дальше:
1Кор.3:14,15 «…У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня».
Вот так выглядит проекция притчи о виноградарях на христианство.
Эта притча - о христианине...
А теперь рассмотрим в свете этой притчи отдельного христианина.
Но, позвольте! – может сказать мне дотошный слушатель, – Ведь в нашей притче множество действующих лиц (Хозяин, Его Сын, слуги, виноградари, виноград), а ты хочешь уместить их всех в одном человеке?
Ну, не всех, конечно! Но одно сочетание нескольких участников притчи действительно может присутствовать в одном человеке.
О чём это я? А вот смотрите:
Когда мы размышляем над своими будущими действиями (строим планы), потом принимаем решение их осуществить и, наконец, начинаем задуманное делать, а после того как всё сделали, предстаём пред Хозяином с оправданиями, мы – ВИНОГРАДАРИ!
Поскольку мы, так сказать, действующие лица!
Мы работаем в винограднике и предоставляем Хозяину результаты работы…
В этих ролях мы – Виноградари!
А вот когда мы задуманное уже сделали и получили результат, и пришли с ним пред Господа, то мы – ВИНОГРАД!
Мы принесли плод! Причём, этот плод – мы сами!!!
И это именно то, что ожидает Владелец Виноградника…
Мало того, если наша совесть, рассматривая наши дела, осуждает или оправдывает нас – мы выступаем в роли уже слуг Хозяина, которые пришли за плодами наших дел
И мы оцениваем их пригодность для уплаты аренды за Виноградник…
Вот так всё сложно...
Кроме того, слугами Бога для нас могут быть служители церкви, братья и сёстры, проповеди, псалмы, книги…
То есть все те, кто может влиять на результаты нашей христианской жизни, оценивать её и одобрять или осуждать….
Почему ещё сравнение отдельного христианина с виноградником правомочно?
Потому что это не благовестник уговорил нас поверить в Иисуса Христа, это не мы сами своим разумом дошли до мысли, что Бог есть…
Это сам Господь, лично, даровал нам веру.
Перейдя к образам нашей притчи, Бог посадил в наше сердце зерно веры и вырастил в нас лозу христианства, которая должна приносить плоды!
И потому именно Он – Хозяин нашего виноградника!
А его плоды – это мы, превратившиеся за время нашего духовного роста в плоды, угодные Богу!
Ну, а о возвращении Хозяина нашего личного виноградника для окончательного вердикта по нашим плодам, мы уже говорили чуть раньше, когда рассматривали в качестве виноградника церковь…
Всё вышесказанное о церкви справедливо и для нас лично!
И итог для нас будет такой:
Откр.21:7 «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном».
Аминь!
Заключение
Итак… мы сегодня попробовали применить притчу о злодеях-виноградарях не только к Израилю, но и к человечеству, церкви и отдельному верующему.
Мы зафиксировали, что:
- Что и человечество, и церковь, и отдельный христианин созданы Богом.
- И при развитии человечества, и церкви, и верующего Господу важен положительный результат, добрые плоды.
- И тех, и других, и третьих ожидает встреча с Хозяином Виноградника, которая может закончится как хорошо, так и печально, в зависимости от тех плодов, которые мы Ему принесём…
Вот такая «христианская ботаника»… с бухгалтерией…
И как всегда, в заключении – стихотворение:
Он – виноградная лоза!
А мы на Нём растём…
Будь плодоносным! – Он сказал.
Ему плоды несём.
Он отсекает ветви те,
Что не приносят плод,
А нас содержит в чистоте
И к небесам ведёт.
И гроздья из Господних дел,
Когда туда придём,
Кто что сумел, кто что успел,
Ему мы поднесём.
И Он нам скажет: Добрый раб!
Ты в малом верен был,
И хотя был и мал, и слаб,
Но честно Мне служил!
Входи же! Вот венцы твои!
Обитель вот твоя!
И вечность мира и любви
Тебе дарую Я!
Аминь
Проповедник: брат А.