Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Только Писание »
- Суббота - покой Божий
Суббота - покой Божий
Цель: Научить церковь соблюдать 4-ю заповедь для своего же собственного блага.
На рассвете
Муши откинул завесу палатки и выглянул наружу. Солнце ещё только-только окрасило край неба в голубой цвет, а над головой по прежнему сверкали огромные звёзды пустыни. Муши удовлетворённо хмыкнул. Поднялся он, как обычно, раньше всех и это будет, как всегда, лишним поводом попрекнуть его ленивых родственников в нерадивости. Хотя, подумал он удовлетворённо, моя-то семья как раз наиболее трудолюбивая в нашем колене Завулоновом. Уж соседские-то семьи с нами никак не сравняться! Отсюда и богатства у нас побольше, и уважение к главе семьи повыше. Но, всё равно, первый же родич, вышедший после него из своей палатки, получит заслуженный косой взгляд старейшины, а уж последнему достанется по полной программе!
Палатка главы семьи стояла на невысоком холме, и Муши с удовольствием окинул глазом окрестности – до горизонта, во все стороны, на сколько хватал глаз, пустыню покрывали стройные ряды палаток, на востоке упираясь в отроги Хорива, а по трём другим сторонам света теряясь далеко- далеко в редеющем утреннем тумане. Истинно, армия Божья!
Однако восторг от зрелища мощи «тысяч Израиля» омрачило лёгкое чувство беспокойства – что-то он вчера забыл сделать! Ага! Он не напомнил сыну набрать дров для костра, а тот сам, естественно, не вспомнил! Ну, лодыри! Почему я всё должен помнить?! Ну, погоди у меня! Вот я схожу, сам наберу дров, а потом ты у меня получишь!
Муши взял топор и верёвку у входа в палатку и направился в сторону пустыни. Стоп! Он чуть не упал от того, что внезапно вспомнил, что вот сегодня-то делать этого как раз и нельзя – ходить за дровами! Суббота! Вот неприятность! Но завтрак-то всё равно надо готовить! Да, но Моисей-то предупреждал, что в субботу ничего делать нельзя! Какая это заповедь? То ли 6-я, то ли 7-я?! Ах, нет! Четвёртая! Точно – четвёртая!… Что же делать?… А, ладно! Ну, не убьют же меня за вязанку дров, в самом деле! Да ещё и спят все – никто не заметит!
Огорчённо бормоча что-то себе под нос, Муши быстрым шагом направился из лагеря.
Когда на следующее утро один из камней, попавший в его голову, прервал бег лихорадочных мыслей, последние слова, сорвавшиеся с окровавленных губ были: «За вязанку дров…»
Может быть, всё это было несколько иначе?… Прочтём, как записано это в книге Чисел:
32 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы;33 и привели его нашедшие его собирающим дрова к Моисею и Аарону и ко всему обществу;34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.(Чис.15:32-36)
А действительно, неужели стоило убивать человека за то, что он просто хотел позаботиться о своей семье? Ну к нашему дровосеку-неудачнику мы ещё вернёмся, а теперь…
Заповедь! Место Писания или необходимость?
Давайте взглянем ещё раз на Десятисловие, чтобы оценить место 4-ой заповеди на Скрижалях Завета.
Три первые заповеди – учат взаимоотношению человека с Богом.
Шесть последних устанавливают нормы взаимоотношений между людьми.
А вот четвёртая заповедь – совершенно особенная:
Во первых, она о неком времени, отделённом от других времён:
Ну, тут мы, конечно, же посчитаем:
- Из семи дней один есть день покоя – 1/7 часть.
- Из семи лет один есть год покоя – 1 год (то есть ещё 1/7 часть. Итого – 2/7!
- Из 50-лет – один год есть год покоя (то есть ещё 1/50 часть времени).
Итого – 0,3 своего времени человек, находящийся в завете с Богом, должен посвящать Богу.
Во-вторых, 4-я заповедь о поведении человека в определённом интервале времени:
Есть время, в которое человек должен совершать нечто (посмотрим, что это):
- Должен «святить его» – то есть отделить его от остального времени.
- Должен соблюдать его – то есть если уж ты в субботе, то субботствуй, если уж ты в покое, то покойся.
- Должен хранить его – от чего именно мы поговорим дальше.
- И должен праздновать его – то есть, особенная праздничная еда, особенное праздничное настроение.
Цель субботы
Для какой же цели отделяется, соблюдается, храниться и празднуется это время? Цель её – «Суббота Господу» или покой Господу.
Слово «покой», видимо "совершенно случайно", в русском языке имеет два значения:
- Состояние тишины, неподвижности, отсутствия беспокойства, отсутствие забот.
- И второе значение – внутренние комнаты (как правило большие). Покои дворца, приёмный покой.
Таким образом, мы можем трактовать шаббат и как некое время, некое действие или состояние – отсутствия беспокойства, и как пребывание в определённом месте покоя, в некой внутренней комнате!!!
Запомним это и пойдём дальше:
В-третьих, четвёртая заповедь совершенно определённо говорит об этом особом, отделённом, освящённом времени следующее: «благословил Господь день субботний»!!!
Человек, находящийся в этом определённом, освящённом и благословлённом времени и месте, и пребывающий в нём, видимо, тоже благословляется.
Запомним и это!
Для кого суббота?
А теперь посмотрим на Моисеевы Заповеди ещё под одним углом. Девять из них обращены ко всем людям без исключения:
- Верь в единственного Бога;
- Не делай идолов;
- Не божись понапрасну;
- Почитай родителей;
- Не убивай;
- Не прелюбодействуй;
- Не кради;
- Не лги;
- Не пожелай чужого.
Особняком стоит только четвёртая заповедь – она обращена только и исключительно к избранному народу:
Посмотрим, так ли это? По каким признакам в течении тысяч лет отличают еврейский народ?
- Обрезание? Есть и у мусульман!
- А вот суббота – только у евреев!
В качестве ещё одного доказательства того, что суббота есть исключительное достояние избранного народа, заглянем в 31 главу Исхода:
"...скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас; и соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой - суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти; и пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился". (Исх.31:13-17)
Знамение Завета – вот как! И не меньше! Фактически Завет Моисея можно назвать Заветом Покоя.
Потому что именно по ней, по субботе, окружающие могут узнать, что человек пребывает в Завете, в договоре с Богом. В сотнях мест Библии покой Божий постоянно сравнивается с землёй обетованной, которая была обещана только избранному народу.
Сравним только два места Писания:
"Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой". (Пс.94:10,11)
"... не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее..."
(Чис.14:23)»
Посмотрите! У Давида не было сомнения, что земля обетованная и покой Божий – одно и то же!!!
Повторим ещё раз – суббота или шаббат, или Божий покой – только и исключительно, время, действие и место, выделенное или отделённое, или освящённое Богом для своего народа, соблюдение которого является признаком, или знамением существования договора между Богом и соблюдающим Божий покой человеком!!!
Христиане и суббота? Да? Или нет?
Ну, хорошо! А мы то тут причём! Для евреев знамение, для евреев обетование, а христиане тут с какого боку.
Правда, есть одна из христианских деноминаций, которая поднимает на щит субботу, ставя её чуть ли не выше Бога.
Но мы то помним:
"И сказал им (Иисус): Сын Человеческий есть господин и субботы". (Лук.6:5)
"Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу..." (Кол.2:16)
И ещё есть знаменатьельное место в Ветхом Завете, которое в лоб утверждает, что суббота, это не только день недели (мы уже видели, что это может быть и год), но и любой день, который Бог назначает субботой:
26 "И сказал Господь Моисею, говоря:
27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;
28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;
29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;
30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;
31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;
32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу".
(Лев.23:26-32)
Достаточно просто сообразить, что девятый день седьмого месяца - может быть любым днём недели! А назван он Самим Богом, тем не менее, - субботой!!! А потому суббота - это не день календаря, а именно день покоя Господу!
А потому – что нам в субботе?! Есть ли и нам часть в субботе? Или мы можем просто игнорировать четвёртую заповедь, тихонечко посмеиваясь над субботниками и объявляя их «законниками»?!
Итак, соблюдать или не соблюдать – вот в чём вопрос!!!
Давайте по порядку:
От Матфея 22/37-40 «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
Как обычно поясняют эти слова Господа? Достаточно любить Бога и ближнего и тогда закон Моисея можно и не соблюдать!
А вы никогда не задумывались над тем, что эти слова Иисуса можно трактовать и наоборот, а именно, таким образом – соблюдение законов Ветхого Завета, в том числе и четвёртой заповеди, является одним из способов проявления любви к Богу!!!
Мы утверждаем, что любим Бога? Значит, мы должны соблюдать Десятисловие и субботу в том числе!
Но,… может возразить христианский дотошный исследователь Писания: Позвольте! Позвольте!
Сам Иисус частенько игнорировал субботы:
- И исцелял в субботу,
- ...и позволял ученикам рвать колосья в субботу.
- Мало того, из Писания видно, что Он делал это демонстративно, на глазах блюстителей закона Моисеева. Но делал он это, как видно из контекста, пытаясь убедить тех же законников, что суть субботы не в букве, не в дне недели, а в её духе, в её сути:
Читаем:
"Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро". (Матф.12:12)
"И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы..." (Мар.2:27)
Иисуса возмущало то, что в порыве, возможно, желания как можно лучше исполнять закон, было потеряно главное в законе – его дух, в том числе и дух субботы! Хочу прочесть вам совершенно потрясающее место из Исайи об остатке Израильского народа:
Исаия 28/7-13 «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Ибо все столы наполнены отвратительною блевотиною, нет [чистого] места.
А [говорят]: `кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов [матери]?
Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного'. (посмотрите, а это уже о наших временах!!!)
За то лепечущими устами и на чужом языке будут говорить к этому народу. Им говорили (слушайте!!! А это прямо о субботе!!! Не о дне недели, но о субботе, как определённом действии!!!) «вот покой, дайте покой утружденному, и вот успокоение». Но они не хотели слушать.
И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены».
Понимаете! Они знамение Божье превратили в значок в календаре! А обетование Божье – в набор пустых правил!
Совсем недавно я сам считал, что в Новом Завете напрочь отсутствует суббота: Нагорная проповедь – фактический конституционный текст Нового Завета?! Совершенно нет упоминания о соблюдении субботы! Сам Иисус субботы нарушает! Всё! Не соблюдаем суббот! Так?! Или не так?!
Суббота... суббота... Покой!
А теперь давайте повнимательнее прочтём вот это:
От Матфея 11/28,29 «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…»
От Луки 12/22, 29 «И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, - не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь…»
Помните, мы говорили что значит покой – это отсутствие заботы и беспокойства!
То есть, с одной стороны Иисус намеренно нарушает субботу – её букву, а с другой призывает – пребывайте в субботе! Соблюдайте дух субботы! Я дам вам субботу, Я, её Господин, её Хозяин, но не по её букве, а по её духу, «потому что буква убивает, а дух животворит»!!!
А потому, не будем пока спешить переносить служение с воскресения на субботу, а посмотрим, что нам может дать соблюдение субботы – соблюдение не по букве, которая убивает, а по духу, который животворит.
Пребывать в покое
Наш мир – мир пространства и времени. Вот и давайте посмотрим на покой Божий во времени и пространстве.
Хочу ещё раз напомнить, что значение слова ПОКОЙ - это не только отсутствие заботы и беспокойства, но и некое внутреннее помещение.
Итак, представим себе дом, который состоит из анфилады комнат – то есть комнат проходных. И таких комнат три!
Итак, мы из внешнего мира переступаем порог первой комнаты – входим в первый покой.
Евреям 4/3 «… входим в покой мы, уверовавшие»
И там же написано, что некоторым ещё остаётся войти в него.
Однажды мы уверовали в Господа и вошли в Его покой, в ту землю обетованную, которая называется церковью Божьей. И с этого момента начинается для каждого совершенно удивительная жизнь, которую можно описать разве что словами псалмов Давида:
Псалтырь 35/8-10 «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет».
Но достаточно ли этого? Прежде чем ответить на этот вопрос заглянем сразу в третью комнату, минуя вторую.
Третий покой – это вечность, где мы будем обитать у престола милости и благодати, где не будет болезней и зла – и это тот совершенный, абсолютный покой, в котором…
- … уже не будет времени – но будет вечность;
- …который не надо соблюдать, но который сам будет соблюдать нас;
- … который сам по себе - есть вечный праздник;
- …и который, не просто благословлён Господом, но находится у самого источника благословений.
А теперь из третьей комнаты абсолютного покоя Царства Божьего в вечности вернёмся во вторую комнату, где мы собственно все и находимся или, по крайней мере, должны находиться.
Что же это за комната? Это проходная комната из первого покоя (покоя первых месяцев восторга близости к Богу, первых месяцев чудес и благодати), в который попадает всякий новообращённый, в третий покой – покой вечности.
И вот о ней то мы и поговорим подробно.
Жить в проходной комнате не очень удобно – некоторые это знают. Но в нашей – ещё одна сложность – из неё есть ещё одна дверь – на улицу – в мир.
И мы выходим из неё в мир и возвращаемся обратно, выходим и возвращаемся…
Что я имею в виду? Сейчас объясню!
В своей жизни в церкви, мы, как христиане, делаем, в основном, три дела – слушаем Слово Божье, молимся и прославляем Бога.
Но какое всё это имеет отношение к субботе, к Божьему покою?
А покой ли наш покой?
Первое, слушание Слова Божьего:
Вот я сижу на служении и слушаю проповедь – какая цель этого? Ну, прежде всего, услышать, что говорит Господь через проповедника; Затем оценить, насколько это относится ко мне. И наконец, попытаться сообразить, что же мне нужно поменять в моей жизни, чтобы соответствовать тому, что сегодня проповедуется.
Но, как говорится в плохих детективах, «А в это время…»
- В это время, я внезапно обращаю внимание, что сестра А. опять сегодня пришла в церковь в коротком платье…
- …в это время, сосед справа решил прокомментировать то, что говорит проповедующий и, естественно, хочет поделится этими комментариями со мной…
- …в это время, я сам вспомнил, что задолжал соседу слева гривну, и решил, пока не забыл отдать её немедленно…
- и ещё… и ещё… и ещё…
Что же происходит с нами?
А происходит то, что та самая третья дверь из нашей комнаты – дверь в мир оказалась закрыта неплотно. Будет ли нам польза от такого слушанья проповеди – никакой! Находимся ли мы в церкви в это время – судя по результатам – нет! Хотя определённое место нашего тела контактирует с креслом, которое стоит в зале, где проходит Богослужение!
Отвлечёмся на несколько минут от темы – я хочу рассказать вам один случай:
В 1993 году я оказался в Москве и по работе мы должны были посетить один крупный банк. Когда мы подошли к банку, перед его дверью оказалась небольшая очередь – посетителей впускали по одному и когда стал входить я, то со мной произошло следующее:
Я открыл дверь в небольшую комнатку, из которой другая дверь вела непосредственно в помещение банка. Но, когда я попытался её открыть, то не смог это сделать. Охранник за стеклом сказал мне через разговорное устройство: «Закройте сначала наружную дверь и только после этого вы сможете открыть внутреннюю».
Понимаете, пока мы не закроем наружную дверь, дверь в мир, мы не сможем войти в Божье присутствие, в Божий покой, где слушая проповедь мы получим назидание и изменимся!
Когда я вижу человека, который разговаривает, что-то читает, дремлет, чем-то шуршит, входит и выходит из зала – мне хочется остановить проповедь и крикнуть ему (или ей): Брат (или сестра)! Закрой наружную дверь (дверь в мир), потому, что пока ты это не сделаешь, ты не войдёшь в Божий покой (просто дверь туда не откроется) и ты не получишь то, за чем собственно и пришёл в церковь! Не получишь! Ты напрасно протираешь здесь штаны или юбку! Тебя нет в покое Божьем, потому что его нет в тебе!!!
Второе наше дело в церкви – молитва.
Мы просим, благодарим, каемся и надеемся, что Бог нас услышит. Это при условии, что мы на время молитвы не думаем о завтрашней стирке, и о вчерашнем скандале, а действительно обращаемся к Богу.
Но если в моём сердце пустота? Но если на моих губах заученные слова, и я не подталкиваю их наверх, в небеса, своим пылким желанием, чтобы Отец меня услышал – оглянемся, не забыли ли мы закрыть дверь в мир из нашего покоя.
Потому что если она приоткрыта, даром мы ломимся в небесную дверь!
Механизм устроен так, что ЭТА открывается, если закрыта ТА!!!
И наконец, третье наше дело в церкви – прославление.
Позвольте мне объединить в этом слове и поклонение, и пение в духе, и хвалу, и благодарение – всё, что сопровождается музыкой и служит одной цели – прославить Бога!
Но когда я с этого места вижу перешёптывания, ходьбу, равнодушие совершеннейшее на лицах… Когда я вижу окаменевающие физиономии, если псалом не нравится или снисходительное лёгкое шевеление губами, если «музычка ничего себе»… Когда я слышу шуршание пакетами или обмен любезностями вместо слов хвалы Господу… Когда брат или сестра просто поворачивается и выходит за дверь, если ему или ей что-то не по нутру…
Мне хочется закричать отсюда, прервав прославление: Глупец!!! Ты находишься не в ДК «Киевприбор»! Ты находишься в БОЖЬЕМ ПОКОЕ!!!
И ты оскорбляешь своим неуважением к Слову, к молитве, к прославлению не меня, и не пастора, не соседа, который не хочет слушать, что ты там шепчешь ему из открытой наружной двери!!! Ты оскорбляешь Бога!!! Давайте подумаем об этом!!!
Мне тах иногда хочется именно закричать изо всех сил!
Как я бы крикнул, наверное, если бы мог, тому бедолаге-еврею, забитому камнями у подножья Хорива... Крикнул, когда он ещё только собирался набрать дровишек:
– Глупец!!! Брось топор!!! Брось!!! Ты не за дровами пошёл!!! Ты за смертью пошёл!!! Посягательство на Божий покой – это дорога к смерти!!! Всех, кто покидает покой Божий, ждёт смерть – быстрая и страшная!
Сейчас я хочу спросить у вас нечто:
Кто из вас переживал когда-нибудь такое: Во время проповеди – и не важно кто проповедует – ты вдруг слышал слова, направленные прямо к тебе, прямо в твоё сердце! Господи! А я бился над этим долгие месяцы, не находя ответа! А тут - вот оно!!!
И восторг!!! И слёзы из глаз!!!
Кто переживал это???
А вы хотите, чтобы это повторилось ещё и ещё раз???
А у кого было, что во время молитвы внезапно всего тебя вдруг подымает как бы на невидимых мягких руках, и уносит в небеса, и успокаивает, и наполняет светом?
Вы хотели бы пережить это ещё раз? Вы хотели бы чтобы это случалось чаще!
А у кого, во время прославления или поклонения вдруг как бы завеса спадала с глаз. И видение славы Божьей, и прекрасный блистающий мир врывался в сердце и наполнял его так, что хочется кричать от счастья и, не останавливаясь петь и петь славу Богу? Вы хотели бы ещё и ещё раз переживать такое?
Есть простой и вместе с тем сложный способ достичь этого – 4-я заповедь!!! Соблюдайте покой Божий!
Входя в покой Божий, неважно, слушая Слово, молясь, прославляя Бога, нужно плотно-плотно закрывать за собой дверь в мир.
И тогда дверь в небеса распахнётся перед вами так широко, что вы увидите то, что не смог увидеть даже Моисей – увидите всю СЛАВУ БОЖЬЮ!!!
Аминь!
Проповедник: брат А.