Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Три креста на Голгофе

Три креста на Голгофе

 

Цель проповеди: показать церкви Голгофские кресты, как образы духовных смыслов для людей.

 

Вступление

 

       Сегодня мы вернёмся на 2000 лет назад и заглянем на вершину Голгофы в тот страшный и выдающийся день пятницы, 15-го Нисана тридцать какого-то года от Рождества Христова. Точный год никто не знает! Понтий Пилат был перфектом Иудеи с 26-го по 36-ой год. Так что, всё произошло где-то в этом десятилетии.
       Накануне, 14-го Нисана, как мы знаем, был Пасхальный ужин, Гефсиманская молитва и арест Христа. А на следующее утро суды над Мессией и около полудня – распятие…
       И, собственно, нас будет интересовать события от шестого до девятого часа (т.е. по нашему: от 12-ти до 3-х часов того страшного дня).


       Наиболее подробно оно описано у Луки в 23 главе:


Лук.23:33-46 «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого». И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: «Сей есть Царь Иудейский». Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас». Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме разодралась посредине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой!» И, сие сказав, испустил дух».


       Вот такая общеизвестная история!
       И мы сегодня попробуем понять некоторые из глубинных смыслов, которые мы попробуем разглядеть в поступках и словах людей, принимавших участие в это действе.
       А также внимательно присмотреться к некоторым предметам, которые упоминаются в этом месте Писания.


Кто на Голгофе?

 

       И начнём мы с действующих лиц.

 

Иисус Христос


       В центре всего, конечно, – Иисус Христос, Бог во плоти, Сын Божий и Сын Человеческий, Мессия из Назарета.

  • Он был распят на кресте;
  • Был вынужден выслушать слова всех остальных участников этой сцены;
  • Молился Отцу о прощении Своих палачей;
  • Пообещал одному из разбойников рай;
  • И умер, после обращения к Небесному Отцу со словами: «В руки Твои предаю дух Мой!»


       Иоанн говорит, что Он сказал в конце: «Совершилось!»
       Также Иоан пересказывает слова Христа о поручении ему забот о Своей матери…

       Матфей и Марк говорят, что Он обращался к Отцу Небесному: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». А перед самой смертью просто громко закричал.


       Учитывая, что все Евангелия были записаны через много лет после Голгофы, понятно, что кто-то из участников этих событий запомнил одно, кто-то другое…
       Что, кстати, говорит о подлинности произошедших на Голгофе событий.
       Из юридической практики последних столетий хорошо известно, что дословно свидетели никогда не воспроизводят виденное ими. Всегда есть мелкие расхождения!
       А если все показания свидетелей совпадают точно, то это, скорее всего, сговор, обман! Попытка подогнать слова друг друга для пущего правдоподобия…
       Но поскольку мы видим некоторые расхождения – постольку можем быть уверены в подлинности происходившего тогда на Голгофе…


       Отметим ещё несколько важных деталей:

       Первое. Христос простил грехи разбойника справа (что видно из того, что Он пообещал ему взять его с Собой в рай!)…
       Понятно, что попасть в рай может только человек очищенный, освобождённый Богом от грехов, но никак не грешник!
       А это значит, что его грехи были прощены Христом!

       Второе. Иисус молился Отцу Небесному о прощении своих палачей (но заметьте, Сам их не прощал! О чём мы недавно говорили…);

       И, наконец, третье. Он совершенно проигнорировал остальных нейтральных или враждебно настроенных присутствующих на Голгофе (которых подробно перечисляет Матфей в 27-ой главе):
       Прохожих, зевак, первосвященников, старейшин, законников, книжников, фарисеев, о которых мы поговорим далее…

 

Разбойники


       А теперь несколько слов о соседях Христа. Иисус, как и было предсказано пророками, был приговорён к смерти и распят вместе со злодеями.
       Так пророчествовал об этом Исайя:


Ис.53:12 «Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, И К ЗЛОДЕЯМ ПРИЧТЕН БЫЛ, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».


       Итак, на соседних крестах, справа и слева от Христа, были распяты, как говорит Лука, два злодея, которых   

       Матфей и Марк называют разбойниками.
       Их имена не известны… (Но по всяческим апокрифам, якобы их звали Дисмас и Гестас. Дисмаса ещё называют в апокрифах Благоразумным разбойником. А уж какая у них была жизнь, от рождения и до распятия – Голливуд отдыхает! Почитайте в Википедии. Это страшно интересно! Впрочем, к теме нашего размышления отношения не имеет.).

       Один из них (тот, который Дисмас) просил Христа помянуть его в Своём Царстве.

       А второй (Гестас) злословил Христа и сомневался в Его Божественном происхождении (говоря: «Если ты Христос, спаси Себя и нас!»).

       В то же время и у Марка, и у Матфея написано, что оба разбойника ругали Христа.
       Можно предположить, что раскаявшийся разбойник действительно, сначала присоединился к своему товарищу в ругани (людям, увы, свойственен стадный инстинкт!), но потом одумался и просил Христа о прощении…


       Это, мы перечислили слова и действия распятых на крестах… О их значении и судьбе мы ещё сегодня поговорим.

 

Кто там? Внизу...


       А теперь взглянем с крестов вниз… Внизу, около крестов, находилось несколько групп людей:


       Первая группа, это воины, распявшие Христа, которые ругались и смеялись над Ним. Это те самые преступники, о которых Он сделался Ходатаем, по словам Исайи…

       Очень подробно отношения воинов ко Христу описано у Матфея:


Матф.27:27-37 «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 

И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский».


       То есть это были ещё те типы! И тем не менее, Сын Божий молил Отца об их прощении, поскольку они… ну, мягко говоря – дураки и не соображают, какую глупость, по отношению именно к самим себе, они делают!
Да! Иисус выполняет Свою миссию и проходит путь, который должен пройти. Но… люди, которые делают Ему зло, тем не менее приготовляют себе ужасную судьбу.

       Как написано, например, о Его предателе:


Матф.26:24 «…впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться».


       Как уже было сказано, мы не знаем, простил или не простил палачей Бог Отец. Существуют разные непроверяемые истории в апокрифах об этих людях: от их прихода в конце концов к христианству до страшных смертей совсем скоро после Голгофы…


       Вторая группа у креста – это первосвященники и начальники Иудейские. У того же Матфея подробнее, чем у Луки описаны слова стоявших у крестов первосвященников и начальников народа:


Матф.27:41-43 «Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами, и фарисеями, насмехаясь, говорили: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын».


       Да и народ проходивший под крестами и глазевший со стороны на казнь, ругался и насмехался над Иисусом:


Матф.27:39,40 «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.»


       То есть эти три группы людей не верили, что на кресте – Мессия. Мало того, они оскорбляли Его и издевались над Ним.


       Плакали только стоявшие вдали люди, знавшие Иисуса (женщины, ходившие за Мессией и служившие Ему, ученики и последователи Его...)

       Вот, пожалуй, и все действующие лица в трагедии на Голгофе!


       Судя по всему, тогда, у голгофского креста большинство было прямыми или косвенными врагами Христа, как ненавидящие Его, так и равнодушные по отношению к Его страданиям и смерти. А также не верившими в Него и даже не сочувствующими Ему.

       Впрочем, если смотреть на сегодняшнее человечество, мало что поменялось!
        Что бы не вещали оптимисты от христианства, основная масса людей земли или выдаёт себя за верующих, имитируя своё христианство пару раз в году, или равнодушна к вопросам веры, или поклоняется всяческим идолам, или прямо ненавидит христиан и Христа… Впрочем, Бог им судья!

 

Эти загадочные кресты...


       А мы давайте теперь посмотрим на Голгофу ещё вот с какой стороны…


       Нас будут интересовать предметы, которые находились или были принесены на Голгофу. Я говорю о крестах, на которых были распяты осуждённые в тот день на крестную смерть!

 

Меч разделения

 

       Скажите, что напоминает вам Голгфский крест внешне? Меч!


Вы, наверное, видели в исторических фильмах, как воины-крестоносцы для того, чтобы помолиться, спешивались, втыкали в землю свой меч, становились на одно колено и молились на перекрестье рукоятки и защитной полосы, так называемой гарды. Это для них был аналог креста Спасителя.


        И Христос не раз в Евангелиях по разному поводу упоминал меч. Вспомним одно из таких упоминаний:


Матф.10:34-36 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его».


       Чуть по-другому говорится о том же самом разделении у Луки:


Лук.12:51-53 «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей».


       Меч разделения людей принёс на землю Иисус Христос.


       И тот крест, на котором Он был распят, не случайно напоминает по форме меч.
       Меч разделения…


       Давайте попробуем разобраться в духовных образах, на которые нам указывает Голгофский крест, на котором был распят Иисус Христос.

       Он состоял из двух брусьев: вертикального столба и горизонтального бруса. Или, если смотреть на него, как на меч – горизонтальной гарды и вертикального лезвия с рукояткой…

       При этом правый конец горизонтального бруса креста, гарды меча разделения, указывает на символ прощённой части человечества, спасённого Благоразумного разбойника, признавшего Иисуса Господом и Правителем Небесного Царства.


       И в итоге попавшего в тот день в рай!


       А левый конец гарды показывает своим деревянным пальцем на разбойника, который попадёт в ад, поскольку не поверил в Божественность Христа…


       Таким образом, крест, на котором был распят Иисус, как бы разделяет человечество на спасённую и погибающую части…

       И это разделение потрясающе точно иллюстрируется и базируется напрямую на вере во Христа:

  • Поверил в него – спасён! И будешь с Ним в раю!
  • Не поверил – проклят! И тебя ждёт ад!


       В коротком разговоре Христа с двумя разбойниками сконцентрирован, максимально сжат основной принцип спасения в христианстве: спасение исключительно по вере в Иисуса Христа! И никак иначе!

       Причём, крест-меч разделяет на две части именно людей, которые стоят непосредственно на пороге вечности, перед самой их смертью.


       И это разделение совершает лично Спаситель. Именно Он делит людей на спасённых и проклятых!
       И что особенно важно в этом разделении нет никакой средины! Или – рай, или – ад!
       Не бывает слегка спасённых или частично жарящихся в аду.
       Только два пути! И две конечных цели!

 

Духовный прообраз вселенной


       Но и это ещё не всё! В кресте спрятан ещё один удивительный глобальный смысл и потрясающая иллюстрация жизни как всей нашей вселенной, так и жизни каждого отдельного человека.


       Смотрите! Вертикальный столб креста иллюстрирует духовную сторону вселенной:
       Верх столба указывает на небо,
       А нижняя, закопанная часть вертикального столба, – на места преисподние.

       Это – иллюстрация двух основных областей духовного мира.


       А сам вертикальный столб как бы иллюстрирует восхождение человека от точки вражды с Богом до полного примирения с Ним!
       А вот горизонтальный брус иллюстрирует материальную, пространственно-временную часть вселенной (от её создания, и до её уничтожения!) и является в то же время прообразом земной жизни обычного человека:

       Правая, указывающая на спасённого разбойника, часть горизонтального бруса означает рождение человека и в то же время указывает на создание вселенной.

       А вот левая часть бруса, который указывает на непрощённого разбойника, есть прообраз смерти человека или конца вселенной.

       А сам горизонтальный брус – есть прообраз истории вселенной или истории жизни каждого отдельного человека.


       То есть фактически, крест Голгофы уже 2000 лет тому назад показывал людям устройство нашего мира в его духовной части.

 

Всё в Его руках


       И ещё одна удивительная аналогия:

       Там, на кресте, на котором был распят Иисус, на всю горизонтальную часть креста, как на всю историю вселенной и на всю жизнь любого человека – простирались руки Спасителя!

       И это указывает на то, что и жизнь вселенной и жизни всех людей находятся под рукой Бога и контролируется Им.

       И спасение, и осуждение, и путь в небеса, и в преисподние места происходит только, как мы уже определили, через Иисуса Христа…

       И об этом говорит нам распятие Спасителя на кресте! Он – центр всего и объемлет всё!

 

Три креста - три имени.


       И прежде, чем пойти дальше, давайте-ка мы немножко ещё походим вокруг крестов Голгофы и вглядимся в них попристальнее.


       И для начала, давайте дадим имена всем трём крестам, которые стояли в тот день на Голгофе, исходя из их функций. Это нам пригодиться в дальнейшем.


       Имя среднего креста, на котором был распят Иисус Христос – Крест Искупления.
       На этот крест Он вознёс грехи человечества;
       На этом кресте Он умер, принеся себя в Жертву;
       И этой Жертвой были искуплены грехи всех тех людей, которые уверуют в Спасителя и примут Иисуса Христа своим Господом.
       Как наш счастливый разбойник!


       А имя второго креста, на котором был распят этот разбойник – Крест Спасения. На нём получил прямо из рук Мессии спасение Дисмас, Благоразумный злодей.

       Думаю, что неожиданно для самого себя (ведь он-то прекрасно понимал, что он злодей, и недостоин Божьей милости! О чём он, собственно, и сказал сам!).

       И тем не менее, именно потому, что ему страшно повезло очутиться на этом кресте, рядом с Крестом Искупления, и сообразить сказать Христу правильные слова, он к концу этого, так жутко начавшегося для него дня, был уже в раю!
       Вряд-ли он на такое рассчитывал!


       А имя креста, на котором умер Гестас, злодей, хуливший Господа, мы назовём – Крест Погибели.
       Ну, здесь всё понятно! Этот разбойник, за своё неверие в Иисуса, как Спасителя, скорее всего после смерти прямёхонько попал в ад!

 

Решение? Только за Богом!


       Что ещё можно было увидеть тогда на Голгофе?

       А увидеть можно было принципиальную вещь, о которой многие христиане забывают, слушая сказки о том, что в ад отправляет людей дьявол.


       Давайте отойдём от крестов немного подальше и посмотрим на три голгофских креста на расстоянии.


     Между крестами Спасения и Погибели стоит крест Искупления.
       Это недвусмысленно говорит о том, что между спасёнными и погибающими стоит Иисус Христос. И именно Он отделяет одних от других! И именно Он принимает решение: кто достоин спасения, а кто – нет!


Плач.3:37,38 «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит и бедствие, и благополучие?»


       Окончательное решение всегда за Богом! А совсем не за сатаной…
       Но… это, конечно, всегда зависит ещё и от, предваряющих Божье решение, слов и поступков самого человека на протяжении его земной жизни!
       Как это и произошло с двумя распятыми на Голгофе разбойниками…

 

Из чего сделаны кресты Голгофы?


       И ещё один интересный образ, который возникает при взгляде на Голгофские кресты, пришёл мне в голову:


       Помните, в раю было два особых дерева:


Быт.2:9 «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла».


       И глядя на три голгофских креста, я позволю себе ассоциировать Крест Искупления, на котором был распят Христос, с деревом жизни.
       Он как бы был сделан из древесины этого дерева!

         Ведь благодаря Искупительной Жертве на нём, уверовавшие в Христа получили жизнь вечную!


       А кресты Спасения и Погибели как будто бы сделаны из двух разных ветвей дерева познания добра и зла:

  • Крест Спасения сделан из ветви, на которой росли плоды добра!
  • А Крест Погибели – из ветви, на которой росли плоды зла!

       Не знаю, как вам, а мне кажется – красивая аллегория!

       Вот такую интересную и полезную информацию можно получить, внимательно посмотрев на то, что происходило в тот пятничный день 15-го нисана, тридцать какого-то года на Голгофе.

 

Заключение

 

       Итак, мы сегодня подробно рассмотрели всех участников Голгофской эпопеи:

  1. Христа,
  2. Двух разбойников;
  3. Войнов-палачей;
  4. Первосвященников, старейшин, законников, фарисеем;
  5. Зевак под крестами;
  6. ...и последователей Христа.

...и ещё:

  • Мы обсудили, как и за что был прощён разбойник справа и осуждён разбойник слева.
  • Мы нашли несколько интересных аналогий в Голгофских крестах:
  • Мы нашли аналогию Голгофского креста с мечом разделения.
  • Мы увидели в кресте схему духовного устройства вселенной.
  • ...и поняли, что вся история человечества и отдельного человека находится в руках Бога!
  • Мы дали имена всем трём Голгофским крестам, отражающим их функции в процессе спасения.
  • Мы подтвердили тот факт, что определяет путь человека после смерти Господь Бог.
  • И наконец, мы предположили, что три Голгофских креста могли быть изготовлены (хотя бы духовно!) из дерева жизни и дерева познания добра и зла


       Вот такие интересные образы и размышления порождают воспоминания о Голгофе в знаменательный день 15-го нисана, тридцать какого-то года…


       И в заключении, стих:

 

На Голгофском кресте,
Где Спаситель висел,
Наша грешная жизнь умерла.
И родилась на нём
Жизнь, которая в Нём,
В Иисусе… Он – наша скала!

 

Под Голгофским крестом,
Ставшим в небо мостом,
Столько пролито радостных слёз:
Твоя смерть нас спасла
От греха, ада, зла…
Славься вечно, Спаситель Христос!

 

О Голгофском кресте
В небесах, в высоте,
Песни ангелы вечно поют.
Чтобы помнить о нём,
О кресте том святом,
Нашу церковь «Голгофой» зовут!

 

АМИНЬ!

                                                                                Проповедник: брат А.