Украина, г.Киев, +38 (044) 599-0-553, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Вырвать глаз, отсечь руку и ногу...

Вырви глаз, отсеки руку и ногу

 

 

 Ссылка на видео-версию проповеди

 

Цель проповеди: пояснить церкви духовный смысл этой притчи.

 

Жуть!!!

 

       Сегодня мы попробуем разобраться с самым, пожалуй, на мой взгляд, жёстким, если не сказать «зверским» местом из Нового Завета.
Оно встречается в 3-х местах Писания: у Матфея в 5-ой и 18-ой главах, и у Марка в 9-ой главе. Прочтём его из 18-ой главы Матфея:


От Матфея 18:7-9 «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и, если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».


       Вот такой жуткий совет от воплощённой любви Божьей, Иисуса Христа, нам даётся со страниц Писания. 

       Не просто удали глаз и положи в лоток для удалённых органов – а вырви и брось!
       Не просто отрежь или ампутируй руку, или ногу, и размести в медицинский контейнер – а отсеки и брось!


       Сколько обличений, воплей, проклятий, насмешек за всю историю существования христианства прозвучало в сторону верующих от всевозможных критиков в том числе и за эти слова!
       Вы проповедуете любовь? А сами… А сами!!!


       И некоторые из христиан тоже понимали и понимают это место Писания буквально:
       В истории христианства известны многочисленные случаи, когда люди реально себя калечили, полагая, что это поможет им избежать греха.
       Причём, не только люди тёмные и необразованные, но и, увы, очень известные богословы, грамотные монахи, якобы наученные Богом, святые – в тщетных попытках бороться со своими искушениями, чего только со своими бедными органами не делали, как ни издевались над своими организмами, пытаясь побороть соблазны…
       Можно подумать, что слепой, хромой или безрукий не может грешить…


       Но, слава Богу, большинство толкователей Писания понимают эти слова Христа, как иносказание, аналогию, притчу, которой Господь хотел пояснить некие духовные истины.
      Вот и мы сегодня поразмышляем об этих вырванных глазах и отсечённых конечностях используя инструмент «Толкователь притч» который мы наточили пару месяцев тому назад (вы, может быть, помните что-то из той проповеди? Сегодня я немного об этом напомню!)

 

.
Глаза... руки... ноги...

 

       Итак, послушаем ещё раз эту притчу в современном переводе:


СП От Матфея 18:7-9 (Иисус говорит) «Меня переполняет жалость к этому миру, так как он полон соблазнов, ведущих к греху. Их не избежать, но горе тому, по чьей вине они появляются. (а вот отсюда начинается собственно притча):

И если рука или нога твоя виновата в том, что ты согрешил, отруби её и выкинь прочь, потому что лучше тебе войти в вечную жизнь одноруким и хромым, чем при двух ногах и двух руках быть ввергнутым в огонь неугасаемый.

И если глаз твой виноват в том, что ты споткнулся, то вырви его и выкинь прочь. Лучше войти в вечную жизнь с одним глазом, чем иметь два глаза и быть ввергнутым в адский огонь».


       …и для полноты исследования приведём несколько отличное от этого место из Нагорной проповеди:


СП От Матфея 5:29,30 «И потому, если твой правый глаз побуждает тебя к греху, вырви его и выбрось, так как лучше тебе лишиться одной части тела, чем всему телу быть ввергнутым в ад.

И если твоя правая рука побуждает тебя к греху, то отруби её и выбрось, так как лучше тебе лишиться одной части тела, чем всему телу быть ввергнутым в ад».


       Отличие тут только в том, что в качестве источников соблазна упоминаются именно правый глаз и именно правая рука.
       …и о ногах здесь ни слова (хотя заметим, что в варианте этой притчи в 9-ой главе у Марка – нога-таки есть!).
       А почему именно правые глаз и рука мы разберёмся чуть позже (это очень интересно!)
       По поводу именно правого глаза и руки были бурные богословские дискуссии в своё время… Впрочем, об этом позднее…

 

...по "Толкователю притч"

 

       Вернёмся к 18-ой главе Матфея, как наиболее полной. Мы вполне можем назвать это место Писания притчей.

       Напомню определение притчи: короткий рассказ-аналогия (или иносказание), который через образы материального мира раскрывает духовные истины.
       Короткий рассказ – в наличии, а до духовных истин мы вскоре доберёмся!


       А теперь вспомним инструменты «Толкователя притч»:

       Это противостоящие друг другу пары участников притчи (людей или предметов) и пары действий этих участников.
       Сначала, пары участников:

  • Рука согрешившая, которая отсекается – и, подразумевается, что есть вторая рука, не согрешившая, которая остаётся.
  • Нога согрешившая, которая отсекается – и вторая нога, не согрешившая, остаётся.
  • Глаз согрешивший, который вырывается – и второй глаз, не согрешивший, остаётся.
  • …и четвёртая пара противостоящих участников притчи: огонь неугасимый – и вечная жизнь.


       А теперь пары действий:

  • Отрубил и выкинул – а другую оставил.
  • Вырвал и выкинул – а другой оставил.
  • …и третья противостоящая друг другу пара действий: ввергнут в огонь – или вошёл в вечную жизнь.


       Как мы помним из «Толкователя притч», только предметы притчи меняются с материальных на духовные при её толковании, а вот действия с ними остаются практически неизменными.


      Итак… давайте разберёмся с предметами нашей притчи и действиями с ними, чтобы понять, чему хочет научить Своих учеников этой короткой (но трижды повторённой в Евангелиях!) притче, Иисус?

 


И начнём с глаз


       Вспомним вот такой стих:


СП От Луки 11:34-36 «Светильник твоего тела — глаза. Когда твои глаза здоровы, твоё тело полно света. Но если твои глаза больны, то и в твоём теле темно. Смотри же, чтобы свет, который в тебе, не стал тьмой. Если же твоё тело светло и в нём нет ни одной тёмной части, то оно будет сверкать, как если бы сияние светильника освещало тебя».


       Звучат эти стих, как уточнение предыдущей притчи о разных глазах.

       И сразу становится понятным, что глаз соблазняющий – это глаз больной;
       …а глаз видящий ясно и потому оставленный на месте – это глаз здоровый!


       Разобравшись с этим, переместимся в духовный мир…

       Какой же духовный объект стоит за физическими глазами.


       Мы знаем, что 90% информации мы получаем благодаря им. Причём, информацию мы можем получать сами, разглядывая и воспринимая окружающий мир (через чтение, телевидение, интернет, наблюдая за непосредственно происходящие рядом с нами события и т.п.)


       Или же информацию нам могут подавать намеренно другие люди (родственники, друзья, знакомые или не знакомые: проповедники, политические деятели, продавцы товаров и услуг, рекламисты, мошенники, начальники или подчинённые… и вообще любые люди, которые пытаются нас в чём-то убедить!)


       И в том и в другом случае (и когда мы поглощаем информацию сами, и когда нам её хотят подать другие!), наша задача – воспринимать эту информацию правильно, анализируя её с точки зрения Божьей истины.


       В этом случае мы можем сказать, используя образы нашей притчи, что наши глаза здоровы.
       Т.е. если мы добро воспринимаем как – добро, а зло – как зло. Значит с глазами у нас всё в порядке!


       А вот если мы ведёмся на лживую информацию и не можем отличить зла от добра – значит у нас проблемы!
       И можно поставить диагноз, что наши духовные глаза – больны!


Как же поступать в случае, если мы сами не способны отличить ложь от истины?


       Вы же понимаете, что реальный физический глаз только принимает информацию! А воспринимает, анализирует, фильтрует и принимает или не принимает её – наш разум!
       И потому, если мы не способны отличить ложь от истины, возникает первый, и пожалуй, главный вопрос:
       А возможно мы недостаточно хорошо знаем Истину?


       Возможно мы недостаточно изучаем Истину, размышляем над Истиной, понимаем Истину?
       Может разовую дозу поглощения Истины нам срочно необходимо увеличить?
       Не одну «таблэтку» раз в неделю, а две-три-десять, да ещё и три раза в день!

 

  • Больше читать Истину!
  • Приходить на изучение Истины?
  • Больше рассуждать об Истине?
  • Слушать разные толкования Истины?
  • Жить Истиной!

 


       Ведь именно Истина является тем скальпелем, с помощью которого удаляется ложь, вырывается (образно говоря) больной глаз!
       Это, что касается нашей внутренней болезни глаз!


А как поступать в том случае, когда больное око (фигурально говоря!) нам норовят вставить окружающие?


       Рассказывая нам басни и выдавая их за истину.

       Вариант тут только один: услышал? Понял, что тебе говорят ложь?
       С этого момента старайся держаться от таких людей подальше!

       Думаю, что это и означают слова «брось от себя» в изучаемой нами сегодня притче!
        Не спорь и не воюй с таким человеком! Сказал ему, что он неправ! Привёл ему доказательства из Слова? Не понимает? Отойди от него! Не стой в этом во всём! (как говаривал Жванецкий!)


       Кстати, почти также написано и в Библии:


СП К Римлянам 16:17-19 «Я молю вас, братья и сёстры, остерегайтесь тех, кто вызывают распри и подрывают веру, проповедуя учения, противоречащие всем тем наставлениям, которые вы получили.

Держитесь от них подальше, потому что эти люди служат не Христу, Господу нашему, а лишь собственным страстям. Они обманывают сердца невинных гладкими речами и лестью.

Держитесь подальше от них!»


       Как вы знаете из последних событий: лучший способ не заразится – держаться от инфицированных на расстоянии! В карантинчик их! В карантинчик! Устройте им Ухань!

 


А мы пойдём дальше и… ниже, перейдя от вырванных глаз к отсечённым ногам.


       Попробуем определить, какая духовная параллель подразумевается в этой притче, когда в ней говорится о ногах?

       И чтобы понять это, посмотрим на некоторые функции ног: при помощи ног мы ходим, на них стоим, и они участвуют (в какой-то степени) в процессе сидения…

       Отсюда со всей очевидностью следует общеизвестное место Писания, которое и укажет нам направление размышлений:


Псалмы 1:1 «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей».


       Проще говоря, при помощи ног мы перемещаемся, ну… или не перемещаемся, оставаясь на месте!


       Так каким же образом перемещение или отказ от перемещения может производить такие сокрушительные процессы в нашей жизни, что Христос советует в притче рубить виноватые в этом ноги?
       И ответ следует из простейших размышлений над первым стихом первого псалма:

       Если мы решаемся идти в сторону греха – наши ноги приведут нас к конфликту с Богом и, в итоге, в гиену огненную.
       И потому, разумный человек остановится и не пойдёт в опасном направлении (можно назвать этот процесс фигурально – ампутацией идущей к прегрешению ноги!)


       Или если, наоборот, мы не хотим отойти от своего, совершаемого постоянно, греха, а предпочитаем стоять на нём, Христос настаивает, что верующему нужно избавляться от излишне-пассивных ног самым решительным образом!
       И бежать из грешного места со всех ног! Даже если для этого потребуются костыли…


       То есть ноги в нашей притче символизируют нашу способность менять свой образ жизни, переходить из грешного жизненного пространства в праведное!
       И если мы не делаем этого по какой-то причине, нам угрожает страшная опасность, об вопиющей необходимости избавления от которой говорят слова Христа: Отсеки такую ногу и брось от себя!!!

 


А мы продолжим курс христианской хирургии, и перейдём к рукам.


     Ну, общее направление размышлений вам уже понятно и потому с руками совсем просто.


     Руки – это наши дела! И несколько мест Писания в подтверждение этого:


Исаия 3:10,11 «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику — горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его».
Псалмы 17:21 «Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня».
Притчи 12:14 «…воздаяние человеку — по делам рук его».


       Творишь праведные дела – войдёшь в результате в вечную жизнь!
       Творишь грешные – в итоге будет гиена огненная!

       И потому со своими грешными делами, то есть, пользуясь аналогией нашей притчи, с ручками грешными необходимо поступать также решительно, как с грешными ножками – отсечь и отбросить от себя подальше!


И у нас есть прекрасный метод отсечения грешных дел – покаяние!


       Только пользоваться этим инструментом нужна правильно. Я напомню знаменательные слова Иоанна Крестителя, которые направляют внимание слушателей на, так сказать, режущую часть покаяния, которая и отрезает грешные дела:


От Матфея 3:8 «…сотворите же достойный плод покаяния!»


       Важны не столько слова покаяния (хотя они конечно очень важны!), сколько дела, плоды покаяния.
       То есть, его результат: грешил – покаялся – и больше не грешишь! Отрезал, отсёк это навсегда!

 

...эти неправые правые


       А теперь мы обратим внимание на ещё один вариант этой притчи, у Матфея, в 5-ой главе, чтобы рассмотреть одну тонкость, которой, я думаю, характеризуется подавляющая часть соблазнов.


       На это указывает то единственное слово, которое есть только в этом варианте притчи, в Нагорной проповеди: «…если же правый глаз твой…»  Правый глаз и правая рука!

       Почему именно правый? И вот тут, чтобы понять это, мы подключим известных богослово, от Иоанна Златоуста до Лопухина. И я позволю себе смелость присоединиться к ним и процитировать их:


Лопухин говоря о правом и левом цитирует Аристотеля: «…правый, а не левый, потому что он (глаз), как и правая рука, дороже для человека. В древности это выражено было Аристотелем так: по природе правое лучше левого!».


Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея» уточняет:
«Итак, почему же Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Если ты кого-либо столько любишь, что полагаешься на него как на свой правый глаз, или признаешь его настолько полезным для себя, что считаешь его вместо своей правой руки, и если он развращает твою душу, то ты и такого человека отсеки от себя. И заметь здесь силу выражения. Спаситель не сказал: отстань, а "вырви и брось от себя", желая указать на полное удаление».
И дальше Златоуст говорит:
«Если бы тебе предстояла необходимость избрать одно из двух: или, сохраняя глаз, быть вверженным в ров и там погибнуть, или, лишившись глаза, сохранить прочие члены тела, – не согласился бы ты на последнее условие? Это для всякого очевидно. Это не означало бы, что ты не жалеешь глаза, но что жалеешь все прочие члены. Так же точно рассуждай о мужчинах и женщинах. Если твой друг, который вредит тебе, будет совершенно неизлечим, то он, будучи от тебя отсечен, и тебя освободит от всякого вреда, и сам избавится от бОльшего осуждения, поскольку он, помимо своих грехов, уже не будет подлежать ответственности и за твою погибель. Видишь ли, какой кротостью и заботой исполнен закон Христа, и какое великое оказывается человеколюбие в мнимой Его строгости?.. И это законополагает Тот, Кто тысячу раз говорил о любви, чтобы в том и другом случае ты узнал, как велико Его попечение о тебе, и как Он всюду ищет твоей пользы».


А вот как эту тонкость в притче истолковывал византийский богослов и экзегет (толкователь) 12-го века, Евфимий ЗигабЕн:
«Не о членах тела говорит здесь Господь (члены тела свободны от вины; они управляются душою и двигаются, куда она прикажет), но под правым глазом разумеет пригодного, подобно правому глазу, друга, а под правой рукой полезного, подобно правой руке, помощника, – будут ли это мужья или жены. Итак, Он говорит: если они соблазняют тебя к прегрешению, не щади их, но лиши их влияния на тебя, и брось от себя. И не сказал: умертви, но вырви, разумея совершенное расторжение».


       Это полностью соответствует нашим сегодняшним выводам, когда мы рассуждали о взглядах, которые нам хотят навязать другие люди.


       И ещё одна интересная мысль, почему именно правые, а не левые члены тела названы источниками искушения?
       Ведь Аристотель только что (2300 лет тому назад!) говаривал, что правое лучше левого!


       Мне кажется, что дело здесь вот в чём:
       Во время настоящего, серьёзного искушения, искушающее желание или мысль кажутся человеку более важными, чем прочие, более желанными, более приятными, чем все остальные или подобные им, но не искушающие? Поэтому и названы искушающие части тела “правыми”! “Левые” же кажутся менее важными, отходят на второй план.


И ещё, заметили ли вы, что в этой притче Иисус перечисляет парные органы тела (глаз, рука, нога).


       Здесь может быть заложена мысль, что даже при потере одного глаза – не теряется способность видеть;
       Потере одной руки – не теряется способность делать;
       Потере одной ноги – не теряется способность, хотя бы и на костылях, но перемещаться.

       То есть потери получаются жуткими конечно, но не смертельными.


       И поэтому, на такие потери можно и нужно идти, поскольку отказ от таких потер ведёт к потере более страшной – потери жизни вечной!


       И ещё я хочу отметить необычность изучаемой сегодня притчи о глазах, руках и ногах. А необычность её в том, что в материальную аналогию (глаз, рука, нога) вплетается духовная реальность: вечная жизнь и гиена огненная!

       То есть, Иисус переходит на духовный уровень в самой притче, а не в её толковании, как Он это обычно делал.

       Если мы просмотрим все притчи Христа, то такой приём больше нигде не встречается.


       И на мой взгляд, это лишний раз говорит о том, что не о плотских глазах, руках, ногах эта притча, а о духовных проблемах оплетённого соблазнами человека, с которыми ему предлагается бороться, и бороться решительно, непримиримо и жестоко, дабы избежать адского пламени и войти в вечную жизнь!

 

Заключение

 

       Я долго искал стихотворение, которым надлежало бы закончить наше сегодняшнее размышление.
       Но точно по теме – не нашёл.


      И я решил в заключении прочитать стихотворение о Библии вообще. Поскольку по моему представлению, притчи являются одним из знаковых инструментов Писания в объяснении человечеству законов Божьих.


       А потому сегодня я прочту стихотворение о Библии, написанное одним из величайших поэтов серебряного века 100 лет тому назад:


О, Книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целИшь того, кто предал
Свой утомлённый дух – тебе!
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста –
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!
Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред Евой – искушенье змия,
С голубкой возвращённой – Ной!
Вот в страшный час, в горах, застыли
Отец и сын, костёр сложив;
Жив облик женственной Рахили,
Израиль-Богоборец – жив!
И кто, житейское отбросив,
Не плакал, в детстве, прочитав,
Как братьев обнимал Иосиф
На высоте честей и слав!
Кто проникал, не пламенея,
Веков таинственную даль,
Познав сиянье Моисея,
С горы несущего скрижаль!
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих –
Ещё светлей, ещё лучистей
Творят ряд образов твоих!
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И столько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаёшь – алтарь пред человеком,
О, Библия! О, Книга книг!
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – Завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!

 

Аминь

                                                                                                         Проповедник: брат А.