Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Больший меньше Меньшего

Больший меньше Меньшего!

 

Цель проповеди: Показать церкви путь возвышения христианина.

 

Кто больше?

 

       Сегодня мы поразмышляем об одном парадоксе, который озвучен в трёх Евангелиях: У Матфея 20:25-28, у Марка 9:33-35 и у Луки 22:24-27


       Прочтём из Луки:


Лук.22:24-27 «Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо, кто больше: возлежащий, или служащий? Не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий».


       И парадокс здесь заключается в том, что БОЛЬШИЙ (по утверждению Иисуса), не только должен быть КАК МЕНЬШИЙ, но даже меньше, чем Меньший, поскольку он, как и Иисус, обязан служить меньшим.

       Причём, Больший при этом остаётся Большим! Вот такое вопиющее противоречие!

       И мы сегодня попробуем разобраться в этом парадоксе: как же это может быть?

 

В мире равенства нет!


       В мире равенства нет! В некоторых странах уже есть равноправие (которое, впрочем, тоже время от времени и там нарушается!)… Т.е. в этих цивилизованных странах есть равные права перед законом любых граждан, вне зависимости от богатства, должности, популярности и проч.


       Но равенства, равности людей между собой, просто не существует в природе!


       В любом сообществе, все люди без исключения, обязательно – кто-то больший, а кто-то меньше в разных своих качествах:

       Во власти или в таланте, в физической силе или внешней красоте, в трудолюбии или в мудрости, в доброте или в хитрости и т.д., и т.п.

       При сравнении двух людей по одному из качеств, всегда один из них больше, а другой меньше.


Ну, допустим, Алёна Павлова очень прилично играет на пианино, И я, бывает подхожу к клавишам и играю «Чижика-Пыжика»… одним пальцем!
То есть, если считать на пальцах, то Алёна больший пианист, чем я – в десять раз! Она же играет десятью пальцами!


       И подобных сравнений существующей в мире разницы в том или ином качестве между людьми можно привести миллионы и миллионы…

 

О, ВЕЛИКИЙ?


       Но… все прекрасно знают, что самый популярный в мире способ сравнения людей по их величию – это сравнение их по количеству власти в их руках.


       Чьи имена нам приходит в голову, когда мы произносим слово «великий»?

  • Наполеон,
  • Александр Македонский,
  • Гай Юлий Цезарь…


       Люди, обладавшие очень большой властью.


       И в прочитанном нами отрывке из Луки, ученики, спорящие о том «кто из них должен почитаться большим», говорили, не о физической силе, не о мудрости или богатстве, а именно о власти!

       Почему я так думаю? Вспомните вариант этой сцены у Матфея:


Матф.20:20,21 «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.

Он сказал ей: чего ты хочешь?

Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем».


       В Израиле расположение мест за столом было строго установлено. Стол представлял собой прямоугольник с одной свободной стороной. Во главе стола, в центре, напротив свободной стороны, сидел хозяин. По правую руку от него сидел самый важный гость, по левую руку – второй по важности, вторым по правую руку от хозяина сидел третий по важности гость, вторым по левую от него руку - четвертый, и так далее вокруг стола.
       И так же было и при царях, рядом с царём места занимали самые значительные персоны…


       И понимая то, куда именно мамочка Иакова и Иоанна метила рассадить своих сыночков, и с какой целью, Иисус, подхватив их мысль, тут же привёл пример именно этой направленности: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы – не так!».


       И ученики не перебили Христа и не возразили Христу! Не сказали: Нет, Господь! Мы спорили, не кто из нас важнее, а кто из нас (ну, допустим) «красивше»! Нет! Они стыдливо замолчали…


       То есть своей аналогией Иисус попал в точку! Они именно о своём месте в апостольской иерархии рассуждали и спорили…


       Так что отношения между большим и меньшим, в изучаемом нами месте Писания, это отношение между имеющим власть большую и меньшую.

 

Авторитет - власть над умами


       Однако…я хочу добавить, что под властью здесь надо понимать не только занимаемую должность, но и авторитет среди людей.

       Авторитет является не меньшим, а зачастую даже большим видом власти.

       Авторитетный учёный, авторитетный эксперт, авторитетный специалист в любой области тоже имеет своего рода власть над умами людей.

       К его мнению прислушиваются, его слова ценят, и очень многие, принимая его точку зрения, за ним следуют.

       То есть, можно сказать, что авторитетный человек, как и командующий армией, управляющий воинами, в некотором роде, управляет людьми, которые ему доверяют.

       У него есть власть влиять на людей, его мнение ценят, за ним идут!

 

Конец всякой власти


       Но… Конечно, обязательно наступит время, когда, как утверждает Писание, всякая власть будет уничтожена. И мы знаем об этом моменте из Писания:


1Кор.15:24 «А затем конец, когда Он (Христос) предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу».


       И восстановится тот порядок, который существовал в избранном народе до царя Саула. До того времени, как народ начал давить на пророка Самуила, чтобы он поставил над ними царя.

       И Господь поставил роковой и совершенно точный диагноз этому желанию:


1Цар.8:7 «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».


       И народ очень быстро понял, что он натворил:


1Цар.12:19 «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя».


       Так что я бы на месте любую власть имеющих сегодня ходил бы с оглядочкой! Власть, конечно, штука неплохая, но, ой, какая опасная!

 

Родня!


       Впрочем, вернёмся к ученикам в изучаемом нами отрывке, сравнив между собой два других параллельных места, а именно: у Марка, и у Матфея…


       Здесь мы видим, как проявляется мирское честолюбие учеников.

       Как мы уже вспоминали, между описанием этого события у Матфея и Марка есть одно маленькое различие.

       У Mapка 10:35-45 к Иисусу с просьбой о высоком месте в Царстве Христа подходят Иаков и Иоанн, а у Матфея 20:20,21– вместе с ними подходит их мамочка…


        С общечеловеческой точки зрения, для этой просьбы у семейства Заведеева могла быть очень естественная причина. Вполне вероятно, что Иаков и Иоанн были близкими родственниками Иисуса.

       Чтобы убедиться в этом, посмотрим список женщин, стоявших у креста на Голгофе у Матфея, у Марка и у Иоанна.


       У Матфея 27:56 приведены: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых (т.е. Иоанна и Иакова – наших героев).

       У Марка 15:40: Мария Магдалина и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия.

       У Иоанна 19:25: Матерь Его, и сестра матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.


       Мария Магдалина приведена во всех трех списках; Мария, мать Иакова и Иосии должно быть та же женщина, что и Мария Клеопова, поэтому третья женщина описана тремя разными способами:
У Матфея она названа мать сыновей Заведеевых, у Марка – Саломия, а Иоанн называет ее сестрой Матери Его.


       Таким образом, мы узнаём, что мать Иакова и Иоанна звали Саломия, и что она была сестрой Марии, матери Иисуса. А это значит, что Иаков и Иоанн были Его двоюродными братьям.


       То есть тётя Христа подошла к своему племяннику, Иисусу, чтобы попросить за Его же двоюродных братьев. Хороший ход!
       И, вполне возможно, что они полагали, что, по человеческим понятиям, это близкое родство дает им право на особое место в Царствии Небесном.

 

Великий?! Умались!!!


       И не удивительно, что просьба Иакова и Иоанна возмутила остальных учеников.


Матф.20:24 «Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев».


       Они не понимали, почему эти два брата должны опередить их, даже если они и были двоюродными братьями Иисуса.

       Они не понимали, почему им вообще позволено предъявлять свои требования на превосходство.


       Иисус знал, что происходит у них в головах, и Он обратился к ним со словами, которые буквально взрывают человеческие понятия о большом и малом в отношениях между людьми.
       

       Иисус сказал им, что в мире действительно великим считается тот, кто господствует над другими; тот, кто одним словом или взмахом руки так многое может привести в движение. То есть человек имеющий власть и авторитет.

       "Но, – продолжает Иисус, – среди Моих последователей единственным отличительным знаком величия является – служение!
Величие состоит не в том, чтобы отдавать другим команду сделать что-то, а в том, чтобы служить другим! И, чем больше служение, тем больше честь!!!"


       Иисус устанавливает своего рода градацию: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом".


       Это полное изменение мирских стандартов. В жизнь была введена Христом новая шкала оценки деятельности человека!

       Именно в христианстве, начальствующий в церкви – это служитель (от слова «слуга»). И служитель не только Богу, но и людям!


       А то, что по этому, заданному Христом стандарту, жили очень многие последователи Христа, можно увидеть, хотя бы на примере апостола Павла:


1Кор.9:19-23 «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных.

Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».


       И Павел продолжает во 2-ом послании к Коринфянам говорить о своём служении, отвечая на претензии некоторых коринфских начальствующих в церкви:


2Кор.11:23-29 «Христовы служители? (в безумии говорю:) я больше. Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]; много раз [был] в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лже-братьями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?»


      Из этих слов видно, что Павел не просто служил, а буквально «пахал» не покладая рук при всём своём высоком звании апостола!


       И подобных ему людей в христианстве за 2000 лет было множество…

 

Мир усвоил урок Христа


       Мало того, можно с уверенность утверждать, что именно христианство внесло в мир новое понимание величия человека.

       Как это ни странно, но мир инстинктивно принял эти новые нормы.


       Мир хорошо знает, что уважаемый человек это тот, кто служит своим собратьям.


       Мир будет уважать, восхищаться, а иногда и страшиться властного человека, но он будет любить человека служащего другим людям.

 

  • Врач, который в любое время дня и ночи придет, чтобы помочь больному и спасти его;
  • Священник, который всегда в пути к своим прихожанам;
  • Работодатель, который проявляет большой интерес к жизни и проблемам своих рабочих и служащих;
  • Человек, к которому мы всегда можем прийти, и который никогда не даст нам почувствовать, что мы мешаем ему…


       Вот таких людей любят все; в таких людях все инстинктивно видят Иисуса Христа. Хотя бывает и не осознают этого…


       Мало того. По-настоящему, лишь тот, кто готов служить более других, сможет действительно достичь больших вершин.
       Простой рабочий часто уходит в 4 часа домой и забывает о своей работе до следующего утра, в то время как в управлении свет горит допоздна.
       Например: Очень часто поздние прохожие видели свет в конторе Джона Рокфеллера, когда во всех окнах фирмы свет давным-давно уже погас.


       Закон жизни таков, что служение ведет к величию, и чем выше человек поднимается по служебной лестнице, тем к большему служению он должен быть готов!

 

Реклама величия


       Но… в то же время, были и есть и другие люди, по-другому относящиеся к своему статусу «Больших людей».

       И Иисус очень много говорил о таких людях, осуждая их.


Матф.23:1, 2 «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи»…


       Сразу заметим, что Моисей, несмотря на то, что Господь дал ему власть над миллионами евреев, тем не менее был назван Богом «Кротчайшим из всех людей на земле».

       Вспомним, как он отбивался от миссии Вождя Исхода в первой своей встрече с Иеговой на Хориве. И как потом жаловался Богу, что не в силах вести народ сам (и Бог позволил ему привлечь к руководству народом 70 старейшин, чтобы разделить с ними власть). Вот уж кто не держался за власть!

       Как он отшил Иисуса Навина, когда тот просил Моисея запретить другим пророчествовать!


       Читаем дальше:

Матф.23:3-12 «…итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их.

Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрылия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: Учитель! Учитель!

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос.

Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» .


       Уничтожающая критика фарисейства! Людей, которые всячески выпячивают своё высокое положение. А вывод отсюда для верующих тот же: «Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится!»

 

Величие при служении не теряется


       И в заключении, важно отметить ещё одну деталь исследуемого нами парадокса:
       Служа своим меньшем братьям, БОльшие, не теряют при этом своего старшинства!


       Моисей, с одной стороны служа своему народу, с другой стороны, в случае необходимости был очень строг, как начальствующий.

       Все мы помним расправу с «тельце-поклонниками» у подножия Хорива (Исх. 32), когда Моисей вымолил у Бога весь народ, который Господь собирался уничтожить, но были по приказу Моисея казнены 3000 человек.


        Апостол Павел, служа церкви, и отдавая всего себя служению, тем не менее иногда, по необходимости, поступал с провинившимися перед Богом очень строго, демонстрируя свою власть:

       Так совершившего преступление прихожанина коринфской церкви, он наказывает, насколько я понимаю, смертью через болезнь:


1Кор.5:3-5 «А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа».


       И нет сомнения, что не смотря на расстояние от Рима до Коринфа, проклятие Павла, безусловно, сработало.


       Для наведения порядка в церкви, в некоторых случаях, апостол был очень строг. И предупреждал об этом:


2Кор.13:1,2 «В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь [у вас] во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу!!!».


       То есть и тут мы видим, что апостол, отнюдь, не потерял свою власть.


       И наконец, мы, конечно, не можем не упомянуть Христа.

       Ему с учениками иногда и поесть было некогда!


Мар.6:30,31 «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда».


       Мы уже вспоминали сегодня:


Матф.20:28 «…так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».


       Я уже не говорю о служении омовения ног, которым Иисус показал апостолам насколько Он готов служить людям. В том числе Он омыл ноги и Иуде Искариоту.

       И возможно, это было последней каплей, толкнувшей его на предательство:

       Иуда, наверное, думал в тот момент: Боже мой! Я-то рассчитывал быть министром финансов при Великом и Несравненном Царе Иисусе Первом… А Он ноги Своим ученикам моет! Ужос! Ну, какой Он царь? Смешно!


       Но, когда надо Иисус демонстрировал Свою власть:

       Вспомним, как он громил храмовый базарчик перед Пасхой…

       Когда заявлял в лицо Своим врагам, не смотря на их ярость:


Иоан.10:30,31 «Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его».


       Как отсылал подальше от Себя сатану в пустыне искушений.


       То есть служа другим, Иисус совершенно не терял Своего величия! А, наоборот, укреплял его!


       Что должно быть примером и для нас, учеников Христа!

 

Заключение


       Итак… Сегодня мы рассмотрели парадокс Христа о БОльших, которые, должны служить Меньшим.

       Мы говорили о том, что равенства между людьми – не бывает. При сравнении двух людей по одному какому-либо качеству, всегда один человек больше, чем другой.

       Мы убедились, что, когда говорят о величии человека, почти всегда имеют в виду количество власти или авторитета, который он имеет.

       Мы исследовали основание, по которому апостолы Иаков и Иоанн пытались возвыситься над братьями. Но Иисус разбил их уверенность в правомочности их просьбы.

       Мы определили, что Христос вводит в христианство и в мир новую шкалу оценки деятельности человека: ты настолько велик, насколько велико твоё служение Богу и людям.

       Мы убедились в том, что этот Христов Закон действует и в церкви, и в мире.

       И мы нашли группу людей, которые этим законом пренебрегают.

       И, наконец, мы поняли из Писания, что те, кто обладает большой властью, служа тем, кто меньше, отнюдь этой власти не теряют!


       И в Заключении, как всегда, стихотворение. Стих точно по теме отношений большего с меньшим мне найти не удалось.
       А потому, небольшое стихотворение о разных видах величия:

 

Этот мир словно в горной стране проживает,
Где ничтожество цели важнее не знает:
Только б выше хоть чуточку стать!
Тот – бугор на заводе, этот – холм в Сельсовете,
Вон – попсовый кумир, выше всех на планете!
Этот вождь – Эвересту под стать!

 

Мы живём в мире выскочек и горлохватов,
Президентов, князьков, паханов, депутатов…
Здесь горой рвётся стать бугорок!
Ну, а мы, брат с тобою стоим на равнине,
Где ни гор нет, ни скал, ни холмов и в помине…
Лишь вершина по Имени – Бог!

 

Аминь

                                                                                                                   Проповедник: брат А.