Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:
Твитнуть |
- Главная »
- Проповеди »
- Служение Богу »
- Кому много дано, с того много и спроситься
Кому много дано, с того много и спроситься
Цель: Убедить церковь ответственно относиться к званию христианина.
Три притчи Христа
Есть три очень похожие притчи, рассказанные Иисусом Христом.
Мы сейчас вспомним все три… И все сегодняшние рассуждения будем базировать, в основном, на них…
Но давайте обратим внимание на одну, особую сторону всех трёх: а именно – на какие группы делятся герои этих притч? Во всех трёх присутствует господин, или человек высокого рода, который впрямую называется прообразом Господа,.. есть и другие люди… Итак:
Первая притча: (Матф.25:13-30)
«…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придёт Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; …точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; …получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;… итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет; …а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»
Итак... Первый раб:
- Получил 5 талантов.
- Приобрёл ещё пять
- Награда: был верен в малом - над многим тебя поставлю (обещание дать ему намного больше – «войти в радость» прообраз вхождения в Царства Небесное») + один талант, забранный от третьего раба.
Второй раб:
- Получил 2 таланта
- Приобрёл ещё два.
- Награда: был верен в малом - над многим тебя поставлю (обещание дать ему намного больше – «вхождение в радость»)
Третий раб:
- Получил 1 талант.
- Что сделал: Зарыл (ничего с ним не делал). Оскорбил своего господина: «…ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал…» (злобный грабитель и вор)
- Награда: Талант забирают и отдают первому. Наказание - ад!
Вторая притча (обратите внимание – в этой притче скрыта загадка!!!):
(Лук.19:12-27)
«Итак, сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
….призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! Ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что имеет;
…врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».
В этой притче участвует масса народа:
1. Граждане, которые ненавидели своего будущего царя:
Пытались препятствовать его воцарению.
Были жестоко наказаны.
2. Первый раб:
Получил одну мину.
Приобрёл на неё – десять!!!
Был награждён – десятью городами + одной миной забранной от третьего раба.
3. Второй раб:
Получил одну мину.
Приобрёл на неё – пять!
Был награждён – пятью городами.
4. Третий раб:
Получил одну мину.
Приобрёл: Вернул её царю без прибыли. Оскорбил царя: «…ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял…»
Награда: Мину у него отняли – и отдали первому рабу.
Куда девалось 7 рабов?
А вот и загадка притчи: Ещё семь рабов, которым тоже было дано по одной мине? Куда они сами подевались? И куда они дели данные им мины? Потратили на себя, потеряли, промотали… рассчитывали, как и другие граждане страны, что господин не получит царство, и всё спишется?.. Что с ними стало?
Скорее всего, вместе с третьим рабом, который тоже считал своего господина недостойным человеком, подверглись одной участи со всеми гражданами, записанными царём в свои враги!
Но… прямого указания на это нет, и мы можем только это предположить, исходя из содержания всех трёх притч...
Третья притча: (Лук.12:35-38; 42-48) (Матф. 24:44-51)
« Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему.Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.И если придет во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их так, то блаженны рабы те…»«…Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в свое время меру хлеба? Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, - то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; …а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Первый раб:
- Дано поручение.
- Всё порученное выполнил
- Назван блаженным, будет поставлен над всем имением. Сам его господин посадит его за стол и будет служить ему…
Второй раб:
- Дано поручение.
- Ничего не выполнял, да ещё и вёл себя кое-как.
- Будет наказан, одна участь с неверными.
Третий раб:
- Ему не было ничего поручено (не знал воли господина).
- Но сделал – достойное наказания. Вёл себя плохо.
- Наказание будет всё равно – но меньше.
Обратим внимание на ещё одну группу людей, которая не принимает участия непосредственно в притче, но в ней упоминается: неверные, у которых, по видимому, незавидная участь… посмотрим какая?
Вы, конечно, помните это место Писания, где встречаются вместе ещё только один раз в Библии рядом эти два слова: «неверные» и «участь»:
(Откр.21:7,8) «Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою.
Это смерть вторая».
И к этим неверным относятся и те рабы, которые вели себя безобразно осознанно и те, которые делали то же, даже не понимая того , что поступают плохо – «…и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными».
Бог и человечество - кто и что получает?
А теперь, попробуем собрать всё это воедино…
Все эти притчи рассказывают о взаимоотношениях Бога с людьми:
- Первая и благословенная группа, которой было нечто дано или поручено и они, по мере своих сил, это выполняли с большим или меньшим успехом.
- Вторая, проклятая, группа, части из которой было тоже нечто дано или поручено, но они ничего не хотели делать или же норовили делать прямо противоположное порученному.
- Другой же части этой же группы – ничего не поручали и они не знали, или не хотели знать Бога (неверные и граждане, ненавидящие господина).
Так что же нам нужно делать, чтобы остаться с первыми и ни в коем случае не попасть во вторые?
Слушать и выполнять
Услышать поручение господина и принять к исполнению!
Мы не будем говорить сегодня о тех несчастных, которые так и не услыхали и не услышат благой вести (ведь Царство Божие проповедано пока не до конца вселенной, иначе, по Писанию, уже наступил бы ей конец):
(Матф.24:14) «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
Эти люди обречены на гибель по Писанию:
Рим.2:12 «Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся…»
А поскольку праведного нет ни одного, то не имеющие оправдания в Спасителе – обречены на гибель! Это те самые «неверные», которые упоминаются в притче из Лук.12 и которых место – озеро огненное!
Мы же сегодня порассуждаем только о тех, кто слышал благую весть.
Услышали, но не делают
Первые, категорически её не приняли (это граждане, не захотевшие царя из притчи Лук. 19). И их мы оставим в покое их участь также предопределена. И хотя в притче не написано, что они являются рабами царя и не попадают, вроде бы, под категорию неверных рабов. Но это только на первый взгляд.
После того, как «человек высокого рода, из этой притчи, получил царство», по закону – они автоматически становятся его рабами:
Читаем права царя из:
1Цар.8:10,11 «И пересказал Самуил все слова Господа народу, просящему у него царя, и сказал: вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: …»
...и далее в…
1Цар.8:17 «…и сами вы будете ему рабами!!!»
И таким образом, противники царя сразу попадают в разряд рабов неверных – отсюда и их участь!
Услышал и захотел исполнить... а дальше...
А теперь, о тех, кто признал однажды Христа своим Господом, господином. И опять я хочу провести аналогию с Ветхим Заветом:
Исх.21:5,6 «…но если раб скажет: люблю господина моего… и не пойду на волю, - то пусть господин его приведет его пред судей и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно».
Я удивляюсь, как до сих пор не появилось деноминации, которая одним из основных знамений причастия к себе, не ввело проколотое ухо и в нём, ну, скажем, крестик… Ну, вы понимаете, что жить по-христиански, как водиться, совсем не обязательно… Но вот проколотое ухо с крестом – святое дело! (ну это так – лирическое отступление!)
Итак, большая группа людей, можно сказать миллионы сказала однажды Христу: «Я люблю Господа моего и буду ему рабом!»
Говорили мы такое?! Говорили! Ну, хорошо, сказали, так сказали… А потом началось…
Огромная часть говоривших (по притче о минах – это семеро из десяти) исчезает неизвестно куда с царскими минами… Это люди пришедшие к Богу и затем, по разным причинам, потихоньку (а в основном это делается, как показывает жизнь, именно потихоньку!) оставившие Его.
Только они не знают бедные, что эти мины не простые – это "мины" с часовым механизмом!
Наступает время Х! Мина взрывается и неверный раб, задумавший, простите за сленг, «свалить втихую» – летит в тартарары ко всем предыдущим товарищам!!! Глядь – а вокруг озеро, только не с водичкой, а с огнём негасимым!
Ещё одна часть, оставаясь рабами Господа, так сказать, де-юре находит себе занятие не совсем, вернее совсем не такое, какое им поручили: Поскольку «не скоро придет господин, и начинает бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться…»
И оправдание – я не знал – не исключает наказания, а только определяет его степень: "Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; …а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше".
Но итог? Одна участь с неверными!
Сохраним полученное!!!
А теперь перейдём к группе «бережливых» – талант зарывающих в землю, а мины хранящих в платочке.
Заметим, что оба бережливых берегли порученное не потому, что ценили его, а потому что панически боялись, а в глубине души и ненавидели своего господина...
Фразы из обеих притч, и о талантах и о минах почти созвучны:
«…господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое!» (только что не добавил – подавись!)
«…господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял!» (что-то типа: забери её от меня, ради Бога! Видеть её не могу!)
О какой любви к Господу тут может идти речь? Страх и ненависть! И ноль понимания ценности того, что было поручено!
И не мудрено, что на такое горячее чувство был и «горячий» ответ:
«…а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов!»
Кого можно отнести к этой группе? Наверное, вот кого: есть такая категория людей – «христиане на всякий случай». Кто-то признаётся себе в этом, кто-то нет – но таких людей масса!
Да! Я – христианин! Я и на покаяние выходил (вместе со своим приятелем, за компанию!), и водное крещение принимал (как все!)… Вон, у меня и крестик на шее! Я и на преломление прихожу (иногда, конечно! Ну, понимаете, занят очень! Дела!) Но на Пасху, там… на Рождество – то уж святое дело! Куличики там посвятить…яички… и всё такое! (шёпотом) Но честно вам скажу: Я не очень-то верю в этого самого Бога… Есть ОН или нет… Кто Его знает?.. Но на всякий случай, для страховки (Ну!.. Мы же умные люди! Всё прекрасно понимаем! Я уже местечко себе там «забил»! Во – какой я хитрый! А вдруг ТАМ и вправду ЧТО-ТО есть?! А у меня уже всё схвачено! Ап! (громко) А если есть – а вот он крестик-то (митрополитом освещённый… не хухры-мухры)! А вот оно – крещение и покаяние (и даты я все помню и свидетелей поимённо: сличайте! Сличайте!) Я христианин!
Только не пройдёт такой номер! С человеком пройти может,… иногда! С Богом – никогда!!!
А знаете, как можно обнаружить таких людей? Очень легко! И ответ скрыт в тех же наших притчах и про таланты и про мины:
Господь их сразу, как припечатал! Читаем «…лукавый раб и ленивый»!
Да! Такие люди хитрые!… Но на свою беду – они ещё и ленивые! Ты не делаешь и ничего не хочешь делать для Бога?! Готовь фонарик с запасом батареек и капу (это такой загубник у боксёров, чтобы зубы уберечь)!
Зачем фонарик и капу? Ну, как же? Тьма внешняя и скрежет зубовный, сэр!
А теперь оглянемся назад и посмотрим, о ком мы уже говорили?
- Не знающие Бога, потому что не слыхали о Нём – огромное количество.
- Услышавшие о Боге и отвергнувшие Его – огромное количество.
- Принявшие Христа, а потом потихоньку отошедшие от Него – огромное количество.
- Принявшие Христа, но нагло не соблюдающие Его повелений – достаточно много.
- Принявшие Христа, но остающиеся христианами номинально, на всякий случай – достаточно много.
И когда смотришь на эту огромную толпу, невольно хочется закричать, как когда-то закричали в ужасе ученики в
Лук.13:23-28:
«… Господи! неужели мало спасающихся?
Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут.
Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты.
Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды.
Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон».
И Христос ещё раз подтверждает это в (Матф.7:13,14)
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и (увы!) немногие находят их».
Очень надеюсь, что с абсолютным большинством присутствующих этого не случится.
А чтобы этого с нами не случилось, нам нужно приложить максимум усилий, чтобы попасть в последнюю группу…
В группу благословенных…
Но прежде ответим на один интересный вопрос: Много или мало каждому из нас дано?
Одни считают, что кому-то много талантов, кому-то мало... И предполагающие, что у них мало талантов, говорят, на основании Писания – ну, что ж, с нас и спрос маленький! Таланты-то у нас небольшие!
И, вроде и подтверждение мы сегодня читали:
Лук. 12:48 «…И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут».
Откройте это место Писания и внимательно прочтите: там слова нет о тех, кому дано мало!!!
Вы можете мне возразить: но раз есть те, с кого больше взыщут, есть, наверное, и те, с кого взыщут меньше. Наверное! Но, на мой взгляд там есть те, кому дано много и есть те, кому дано ещё больше…
Люди! Нам всем без исключения дано очень много! Чрезвычайно много! Не верите?!
Как вы думаете, Царство Небесное – это много или мало?! (только одно место Писания в связи с этим)
(Лук.12:32) «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство!»
Нам дано Царство Небесное! А больше и выше этого дара никакой другой даже близко не стоит! А потому давайте-ка ещё раз по всем трём притчам внимательно рассмотрим этих благословенных людей и определим их главное качество, чтобы, следуя этому, тоже стать такими же:
- В притче о талантах рабы успешные «употребили их в дело и приобрели другие таланты»…
- В притче о минах рабы успешные «употребили их в оборот» и приумножили…
- В притче о «людях, ожидающих возвращения господина своего» они бодрствовали и заботились о слугах его (то есть – выполняли его поручение)
Что же между ними общего? Они – трудились на благо своего господина! То есть оставались верными и любящими своего господина рабами, которые стараются исполнить порученное максимально хорошо!
Вы скажете: И всё?! И всё!!! Всё очень просто – работаешь на Господа! Ты – Его!
И тогда и к талантам прибавятся другие таланты, и к минам прибавятся целые города в управление, и просто заботившийся о слугах Господних получит в управление всё имение Его!
И Господь, подпоясавшись, (как это не дико звучит!) будет служить тебе (как Он это и делал, будучи на земле во плоти!).
И тогда вхождение в радость Господа, в Царство Его Святое обеспечено тебе Его словом!
Не хочешь трудиться на Господа? Извини! И потом не жалуйся, когда ты считая себя
«… сыном Царства Небесного извержен будешь во тьму внешнюю: где будет плач и скрежет зубов». (Матф.8:12)
Это и будет основным выводом и финалом сегодняшней проповеди!
Ну, а чтобы как-то скрасить такой суровый финал, я расскажу вам бас… нет! Притчу Крылова:
ПРУД И РЕКА
"Что это: - говорил Реке соседний Пруд, -
Как на тебя ни взглянешь,
А воды все твои текут!
Как ты, сестрица, не устанешь?
Притом же, вижу я почти всегда,
То с грузом тяжкие суда,
То долговязые плоты ты носишь,
Уж я не говорю про лодки, челноки:
Им счету нет!
Когда такую жизнь ты бросишь?
Я, право, высох бы с тоски…
В сравнении с твоим, как жребий мой приятен!
Конечно, я не знатен,
По карте не тянусь я через целый лист.
Мне не бренчит похвал какой-нибудь гуслист.
Да это, право, все пустое!
Зато я в илистых и мягких берегах,
Как барыня в пуховиках,
Лежу и в неге, и в покое;
Не только что судов
Или плотов
Мне здесь не для чего страшиться:
Не знаю даже я, каков тяжел челнок;
И много, ежели случится,
Что по воде моей чуть зыблется листок,
Когда его ко мне забросит ветерок.
Что беззаботную заменит жизнь такую?
За ветрами со всех сторон,
Не движусь я…
Смотрю на суету мирскую
И философствую сквозь сон…"
"А, философствуя, ты помнишь ли закон? -
Река на это отвечает, -
Что свежесть лишь вода движеньем сохраняет?
И если стала я великою рекой,
Так это оттого, что, кинувши покой,
Последую сему уставу!
Зато во всякий год
Обилием и чистотою вод
И пользу приношу, и в честь вхожу, и в славу,
И буду, может быть, еще я веки течь,
Когда уже тебя не будет и в помине
И о тебе совсем исчезнет речь".
Слова ее сбылись: она течет поныне;
А бедный Пруд год от году все глох,
Заволочён весь тиною глубокой,
Зацвел, зарос осокой
И, наконец, совсем иссох.
________
Так дарование без пользы свету вянет,
Слабея всякий день,..
Когда им овладеет лень
И оживлять его
действительность не станет.
Аминь!
Проповедник: брат А.