Украина, г.Киев, +38 (044) 599-0-553, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Враг! Прощать или не прощать?!

Прощать или не прощать

Цель проповеди: Опровергнуть псевдо-христианское понимание прощения.

 

Суета вокруг прощения

 

       Сегодня я хочу попробовать опровергнуть одни из распространённейших мифов о христианах.
       Миф этот о том, что на христианах можно ездить верхом, бить их, оскорблять их, убивать их… а они всё прощают врагам своим. Всегда! И обязательно!

      Вы знаете? Это – правда,.. при определённых условиях!
       И в то же время, при других условиях, это – спекулятивная, часто не намеренная, а просто, по глупости, но иногда специальная, продуманная, с целью выставить христиан убогими недоумками, ложь!

       Как это может быть? А давайте посмотрим

Простил ли Христос Своих палачей?

 

       И в качестве примера неправильности подхода к тотальному «прощенчеству», которого якобы придерживаются христиане, давайте обратимся на классический пример из Евангелия от Луки о прощении Христом тех, кто его осудил на казнь и распял.
       Я говорю о 34-ом стихе из 23-ей главы Евангелия от Луки (ни у кого из евангелистов больше этот случай не описан):


От Луки 23:33,34 «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий».


       И все мы говорим: вот видите, видите, Иисус простил тех, кто его распинал!
       Мы ещё псалом поём: Прости их, как Я прощаю…

       А теперь вопрос: а с чего это мы решили, что Иисус их простил?! А?! Там нет этого!

       Читаем ещё раз 34-ый стих: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают!»
       Он не говорит: Я вас прощаю! Он просит Небесного Отца их простить, Христос здесь выступает ходатаем за грешников…

       Позвольте! Но ведь Иисус Сам говорил не раз (например, при исцелении расслабленного): «Сын Человеческий имеет право на земле прощать грехи» (Лук. 5:24; Матф. 8:5; Мар. 2:9)

       А вот на кресте Он этого не сделал!


       И простил ли их Отец после ходатайства Христа на Голгофе – мы не знаем! Нет этой информации! Хотя, возможно, и простил после того, как принял искупительную жертву Христа.


       Из 5-ой главы Книги Левит и 15-ой главы Книги Чисел мы знаем, что грех, совершённый по неведенью, искупается жертвой.
       Но… там есть одна тонкость (и мы это обязательно разберём сегодня!): если человек не знал, что согрешил, а потому узнал… а потом ещё и принёс жертву повинности – то тогда Бог его прощает.


       Поняли ли воины, что они не выполняют свой долг, исполняя приказ прокуратора на распятие, а совершают грех, распиная невинного? Я, человек недоверчивый, и потому – сомневаюсь, что поняли!
       Покаялись ли члены синедриона, прокуратор Понтий Пилат и римские палачи в том, что они сделали? Простите, но я не верю!


       А потому вопрос о том, простил ли Господь этих людей вот уже 2000 лет остаётся открытым. Может простил… А может и нет! Сведенья об этом отсутствуют!


       Я понимаю искреннее желания верующих иметь гарантированно всегда и всё прощающего Бога (так жить намного спокойнее!). Я понимаю искреннее желание христиан выставить перед остальным миром Бога запредельно добреньким. Мол вот наш Боженька такой добрый, такой добрый, что прощает даже самых страшнейших грешников…


       Только вот мы часто забываем, что милосердие, составной частью которого является прощение – точно такое же осмысленное действие нашего Великого Бога, как и справедливость.
       И действует это самое милосердие не огульно, не на эмоциях, но также по определённым принципам и законам, как и всё в нашем, созданном Творцом, мире.


      В качестве иллюстрации такого взвешенного решения давайте прочтём вот это место из Послания к Римлянам, где Павел описывает отношение Бога к разным людям:


К Римлянам 9:13-18 (СП) «Как сказано в Писаниях: «Я любил Иакова, но ненавидел Исава».

Что же сказать теперь? Ведь Бог не бывает несправедлив, не так ли? Разумеется, не бывает!

Он сказал Моисею: «Я помилую того, кого Сам решу помиловать, и сжалюсь над тем, над кем Сам решу сжалиться». Это значит, что Бог выбирает, кому из людей оказать милость, независимо от человеческих желаний или усилий.

Но согласно Писаниям, Бог сказал фараону: «Я сделал тебя царём для того, чтобы через тебя явить всем Мою силу и имя Моё было провозглашено по всей земле».

Так вот, Бог проявляет милость к тому, кого Сам избирает для милости Своей, и ожесточает тех, кого Сам выбирает для этого».


       Как видим Господь проявляет Своё милосердие не спонтанно, не произвольно, не по наитию, а решая и выбирая субъекта милосердия осмысленно, целенаправленно и я не побоюсь даже сказать – расчётливо и закономерно!
       Достоин человек милосердия (а Бог знает всю его жизнь от рождения до смерти) – Бог к нему милосерден! Не достоин – даже думать о проявлении Божьего милосердия нечего!
       И вот, о составной части милосердия – прощении, мы сегодня и поразмышляем.

 

Три типа людей: непрощаемый, прощаемые, колеблющиеся...


И начнём мы с понятия прощения.


       Наиболее краткое и ёмкое определение прощения в Словаре Ефремовой, которая даёт ему два толкования:

  1. Первое: Проявлять снисходительность, не ставить в вину; извинять.
  2. И второе: Освобождать от взятых ранее обязательств; не взыскивать что-либо.

 

Всезнающий Бог


      И прежде чем перейти непосредственно прощению, я хочу отметить вот что.

       Творец вселенной – Бог Всезнающий. Он знает жизнь каждого человека от рождения до смерти.
       Ему не нужно, перед принятием решения о том, прощать человека или нет, нанимать детективов, или с пристрастием допрашивать человека, открывать на него уголовное дело, собирать доказательства, искать свидетелей преступления… Бог просто знает, всё, что человек сделал абсолютно!

       Мало того, Он просто знает все миллиарды миллиардов возможных путей действия человека во время и после его преступления, ну, и естественно точнейшим образом знает, какой из путей человек выберет.

 

Неисправимый человек


       И если видит, что нет шансов, что он исправится – выносит ему приговор. Как написано:


Иов 34:21-24 «Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Потому Он уже не требует от человека, чтобы (тот) шел на суд с Богом. Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места»


       И потому, есть некоторые люди, которых Господь определяет на осуждение даже до момента совершения преступления.
       Мы только что вспомнили: «Иакова я возлюбил, а Исава – возненавидел!» Заметим, − сделал Он это ещё до их рождения!

       Здесь мы рассмотрели первый класс людей, которые не собираются признаваться в грехе, и не собираются раскаиваться в нём. И потому не достойны прощения. И не прощаются Богом!

 

Исправимый человек


       Но имеется и другая группа людей, о которых Бог также абсолютно точно знает, что если они даже совершают грех по глупости, или по неведенью, то покаются обязательно (как, например, царь Давид)

       И Господь прощает таким даже самые тяжкие грехи также без исследования (по человеческому разумению, без исследования). Но поскольку Он – Всеведующий, такое решение безусловно обосновано!


       Однако, сразу заметим, что всё-таки не оставляет без наказания.


Числа 14:18 «Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода».


       Прочтём в современном переводе:


Числа 14:18 «…Господь не тороплив на гнев, Господь исполнен великой любви, Господь прощает тех, кто виновен и нарушил закон, но также и наказывает виновных. Господь наказывает тех людей, а также их детей и внуков, и даже правнуков наказывает за эти провинности».


       И мы видим, что и Давид, за свои выходки получил по полной, не смотря на то, что Бог сам объявил ему через пророка о прощении…


       И чтобы понять, почему даже прощённый Богом не избегает некоторого наказания, надо учитывать один из основных законов вселенной: закона о причинно-следственной связи.
       В Писании он называется закон сеяния и жатвы.

       Обязательно за причиной будет следствие! И по-другому не бывает!
       Посеял зло – пожнёшь зло! Но в случае с людьми, которых Бог прощает, образно говоря, если даже ты посеял семечко ядовитого анчара, вырастет не сорокометровое страшное дерево, а полуметровый чертополох.


       Тоже противно, но не так страшно!


       Это что касается некоторых людей, которых Бог прощал за серьёзные прегрешения, поскольку видел их сердце, готовое к покаянию и смирению перед Творцом.

 

Колеблющиеся...


        Но самый большой класс людей, это те, кто могут и покаяться после совершения прегрешения, а могут и не покаяться…

       И таким Господь предлагает самим принимать решение: сделать шаг от Бога или к Богу.


Второзаконие 30:15-19 «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.

[Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею;

...если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан.

Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое».


       И если ты раскаешься в своём грехе – Бог простит тебя, если нет – будешь осуждён.


       Выбор, пойти на мировую с тем, кому я нанёс ущерб или нет – всегда только за мной. И последствия такого решения накажут или благословят – меня!

 

Прощать непременно?!


       А теперь давайте-ка мы вспомним, что именно породило иллюзию о необходимости всех и всегда прощать в христианстве?
       И начнём мы с общеизвестных мест из Писания, которые говорят, на первый взгляд, именно о таком механизме прощения.


От Луки 6:37 «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».
От Матфея 6:14,15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
От Марка 11:25,26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
        Три места Писания! Доктрина, однако! Обратите внимание, здесь никаких дополнительных условий для абсолютного прощения нет.
        Виноват перед тобой человек? Ты, как настоящий христианин, обязан его простить по-любому, обязательно и безусловно. А то в ад попадёшь!


       И это было бы именно так, если бы кроме этих 5-ти стихов в Библии не было ещё 31 235-ти стихов, некоторые из которых, как бы это сказать помягче, несколько сужают область действия Доктрины о Всепрощении.


       Я хочу напомнить церкви (в который раз!), что действие любого из законов Вселенной (а законы Божьи безусловно относятся к основным законам вселенной!). Так вот каждый из законов действует в строго определённой области. И никак иначе!


       И поэтому мы попробуем сейчас разобраться в том, почему и зачем, кого и каким образом, когда и как христианин должен прощать? Прощать того, кто его оскорбил, оклеветал, ударил, нанёс любой вред, ущерб… Короче, причинил ему зло? Стал его врагом!


       И тут же знаменитое:


От Матфея 5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».


       Ну… к этому мы ещё вернёмся в конце сегодняшнего разговора!

 

Три составлющих прощения


       А пока продолжим исследование феномена прощения…


       И для этого нырнём в далёкое прошлое, в первые главы Книги Бытия. Это моё любимое место Писания. Вы, наверное, обратили внимание, что во многих моих проповедях обязательно я обращаюсь туда, в рай! Ну, люблю я это место! И ничего не могу с собой поделать… Многие любят Родину (место, где они родились!), а я, простите великодушно, люблю Отечество! Место, в котором находится мой Отец! И очень-очень рассчитываю когда-нибудь туда эмигрировать…


       Итак, 3-я глава Книги Бытия. Первый грех. Давайте прочтём ответы Адама и Евы Богу на Его обвинение в прожорливости подопечных:


Бытие 3:11-13 «И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала?

Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела».
       Обратите внимание! Ни он, ни она даже не подумали сказать: Да! Я виноват! Я – согрешил! Прости меня, пожалуйста!

       Не-е-е-ет!!! Это не я!!! Это всё она!!!!
       Не-е-е-ет!!! Это не я!!! Это всё змей, гадюка!!!

       К змею, как видим, вопросов у Бога не было. Ну, о чём с гадом разговаривать?


       А вы знаете, если бы люди тогда признали свою вину и попросили прощения, возможно вся история человечества пошла бы совершенно другим путём… Но… увы! Что случилось, то – случилось!
       И последствия отпирательства были катастрофическими. Прозвучал приговор: Геть звідси!

       То есть, прощения не было, да и не могло быть, поскольку не было признания вины.

 

Да! Я сделал это! И что?


       А мы поспешим дальше, во времена Моисея, чтобы увидеть, что и признания в совершённых преступлениях, отнюдь не всегда ведут к прощению.


       Второзаконие, 29-я глава:
Второзаконие 29:18-20 «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов;

да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным;

не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие [завета сего], написанное в сей книге [закона], и изгладит Господь имя его из поднебесной»,


       И такие люди, которые бахвалились своими злыми поступками, зная из Писания, что совершают грехи. Они были тогда, были позднее, есть сейчас, и, скорее всего, будут и в будущем. Об этом говорил и пророк Исайя:


Исаия 3:8,9 «Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их — против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло».


       И пророк Иеремия говорит о таких людях:


Иеремия 6:15,16 «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь. Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем"».


       Так что рассказов о том, какой я плохой, совершенно недостаточно для прощения!

 

Плоды покаяния


       Ну, хорошо! А если я признался в грехе (по-нашему, исповЕдал его) и попросил у Бога прощения за грех.
       Простит Он меня?


       Не спешите! Подумайте… достаточно ли исповедать грех, попросить прощения за него, чтобы получить от Бога прощения?
       Увы! Нет! И этого – маловато!


       И об этом говорят слова Иоанна Крестителя к тем людям, которые шли к нему, чтобы исповедаться в своих грехах и получить их прощение, крестившись от него в водах Иордана.
       Он им кричал, как мы помним:


От Луки 3:7-14 «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?

Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.

Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.

Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
       Ключевые слова здесь – «плоды покаяния» и «Что нам делать?»


       Послушайте часть 8-го стиха в современном переводе:


От Луки 3:8 (СП) «Ваши поступки должны быть доказательством того, что вы действительно покаялись».


       Поступки, дела, результаты покаяния важны! А не ла-ла-ла, типа: «ну, извини!»


      И Иисус настаивал на делах, следующих за исповеданием и просьбой о прощении:


От Луки 6:46 «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! − и не делаете того, что Я говорю?»


       Есть, простите, болтовня о покаянии, а есть покаяние на деле! Когда человек разворачивается на 180 градусов на пути к погибели и идёт в сторону спасения.
       Перестаёт делать грех и начинает делать дела добрые!
       И только после этого Бог может простить его!


       Итак, путь к прощению:

  1. Признание себя грешником (исповедание грехов);
  2. Просьба к Богу о прощении;
  3. Совершение покаяние на деле: перестал грешить и начал делать добрые дела.
  4. И только после этого можно рассчитывать на прощение.


       В притче о 10 000-чах талантов долга, кроме основного её смысла (если мы не будем прощать, и Бог не простит нас), можно разглядеть и второй смысл:
       Нельзя прощать человека, даже если он признался в грехе и попросил прощения, как это сделал царь из притчи.


От Матфея 18:26,27 «…тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему».


       Надо обязательно смотреть дела, которые человек будет делать после покаяния и прощения.
       А дела его показали, что он жлоб и сквалыга. И прощать ему долг было нельзя!


       А потому, решение кому прощать, а кому не прощать – в каждом случае должно рассматриваться особо.

 

Человек! Прости человека!


       А теперь давайте посмотрим, каким именно образом МЫ должны прощать людям их проступки перед нами?


       А для этого обратимся на три с половиной тысячи лет назад, во времена Моисея. И прочтём фактически инструкцию, каким образом ущерб, материальный или моральный, нанесённый одним человеком другому может быть искуплен и перед тем, кого обидели и перед Богом.

 

Левит 6:1-7 (СП) «Господь сказал Моисею: «Человек может согрешить против Господа, совершив такие поступки: он может солгать о порученном ему другим человеком или солжёт о полученном им задатке, или что-нибудь украдёт, или обманет кого, или найдёт что-нибудь потерянное и не скажет об этом, или пообещает сделать что-либо, а потом не сделает того, что обещал, или совершит какие-либо другие грехи.

Если человек совершит хотя бы один из этих поступков, он виновен в совершении греха.

Он должен принести обратно то, что украл или добыл обманом, или присвоил, или то, что нашёл и не отдал обратно.

И если он в чём ложно поклялся, то должен заплатить сполна и сверх этого должен приложить пятую часть стоимости, и отдать истинному владельцу этой вещи.

Человек этот должен привести к священнику жертву повинности. Это должен быть баран из стада, без всякого изъяна, или его стоимость в деньгах. Он будет жертвой повинности Господу.

Затем священник пойдёт к Господу и очистит этого человека перед Ним.

И Бог простит человека за все совершённые им грехи».


       Обратили ли вы внимание на самое начало 6-ой главы: все перечисленные грехи перед людьми, считаются грехами пред Господом. «Человек может согрешить против Господа, (говорит Моисею Господь) совершив такие поступки».

       Фактически в процессе примирения и как итог его – прощения – четыре участника:

  1. Обидчик;
  2. Пострадавший;
  3. Жертва повинности;
  4. И Бог.


       Обидчик:

  • должен признаться в своём проступке;
  • компенсировать пострадавшему материальный или моральный ущерб, тем самым примирившись с человеком;
  • и потратится на жертву Богу, чтобы примириться с Богом ( в случае с христианином, роль жертвы Богу берёт на себя Христос!)

       То есть, ещё раз: Какую бы гадость не совершил один человек по отношению к другому – он виноват не только перед человеком, но и перед Богом. И отвечать ему придётся и перед одним и перед Другим!


      А вот если он загладит свою вину, то он не виновен ни перед человеком, ни перед Богом!


       Смотрите, как точно сочетается это древнейшее правило со словами Христа:


От Иоанна 20:23 «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».

       То есть: простишь ты – простит и Бог! Не простишь ты – не простит и Бог!
       Таким образом, правила, продиктованные Богом Моисею, великолепно действуют и в наше время!


       А это означает следующее:

       Человек, совершивший проступок против другого человека, должен не только признаться в нём (сказать: я в этом виноват!), не только попросить прощения (сказать: прости меня!), но и компенсировать нанесённый ущерб, да ещё и прибавив дополнительно 20%.
       И только после этого он может рассчитывать на прощение человека и прощение Бога!


       Не сделал он этого? Пострадавшая в конфликте сторона может обидчика и не прощать! Как это делал Бог во времена Ветхого Завета.
       И ещё раз подчеркну: не прощает тебя человек, не простит тебя и Бог!


       И не простивший, в этом случае, никакой ответственности перед Богом не несёт, поскольку процесс примирения не был проведён полностью!


       А вот если наш обидчик признал свою вину, и попросил прощения, и компенсировал наши потери, да ещё и прибавив пятую часть – а мы его, по упрямству своему или по глупости, не простили…

       Вот только в этом случае будет включается суровый закон: «если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
       И тогда уже нам придётся ох, как не сладко!


      А потому огульное утверждение: христианин должен прощать всех! – верно только при соблюдении нескольких условий: виновный признался, извинился, компенсировал ущерб… И тогда, конечно, будет настоящим христианином обязательно прощён!


       И заметьте, это полностью совпадает с механизмом искупления вины перед Богом, который мы вычислил ранее сегодня…

 

Тяжело любить врага...


       Но в начале я обещал, что мы обязательно вернёмся к скандальному заявлению Христа, вызывающему протест у многих людей:


От Матфея 5:44 «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».


        Ведь простить врага можно только в том случае, если не испытываешь к нему ненависти? Правда?!


       А потому, несколько слов о таком, э-э-э-э… «нетрадиционном» виде любви, как любовь к врагам.

       И просветить нас в этой области может апостол Павел в знаменитой 13-ой главе 1-го Послания к Коринфянам.

       Я не буду цитировать с 4-го по 7-ой стихи, а прямо пройдусь по качествам настоящей любви, о которой говорит Павел, и мы увидим, что наше христианское отношение к врагам «таки-да» можно назвать любовью! Итак (следите по тексту):

 

  1. Любовь долготерпит – мы часто очень долго ждём и ждём, пока наш враг соизволит покаяться. Правда?
  2. Любовь милосердствует – мы готовы безусловно простить обидчика, если он признается в своём преступлении, попросит прощения, возместит причинённый ущерб… Мы же добрые!
  3. А если ещё и прибавит пятую часть при возмещении, мы, безусловно, ему не позавидуем (ведь любовь – не завидует!) Не так ли?
  4. Любовь не превозноситься – то есть мы не пытаемся применить силу или подключить власть и закон, чтобы вернуть то, что враг у нас отнял.
  5. Любовь не гордиться – мы не считаем никчемного и грешного врага ниже себя и готовы «на равных» провести с ним примирительные переговоры.
  6. Любовь не бесчинствует – мы не пробуем выбить силой украденное у нас, а ждём, пока человек сам поймёт, что он не прав.
  7. И конечно, мы не будем «пилить» его, настаивая на возмещении ущерба, а тем более залазить ночью в его дом, в поисках украденного у нас, ведь любовь не ищет своего. Не так ли?
  8. Мы не нервничаем и не скандалим, ожидая его покаяния, ведь любовь не раздражается.
  9. И тем более не будем замышлять нанести вред нашему врагу, ведь любовь не ищет зла. Положимся в вопросе воздаяния – на Господа. Ведь Он сказал нам: « У меня отмщение и воздаяние» (Втор. 32:35)        Что там ещё осталось от любви?
  10. Мы не радуемся неправде. Тому, что этот человек совершил грех и пойдёт в ад. А наоборот, стараемся образумить его, чтобы он покаялся, возместил нам ущерб и получил прощение от Господа.
  11. И вот тогда мы порадуемся истине, когда в соответствии с Божьей истиной наш враг покается и вернёт нам украденное у нас.

       Осталось: всё покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

       Я, честно говоря, несколько устал, любить своего врага (от некоторых разновидностей любви иногда, мягко говоря, устают!)

       И потому вам домашнее задание: эти четыре качества нашей любви к врагам опишите сами.
       Что именно наша любовь к нашему врагу покрывает, чему верит, чего именно надеется и что именно и куда переносит.

       А мы на этом сегодня наше исследование прощения наших врагов закончим!
       И если мы выполняем всё, что перечислили в этом длиннющем списке качеств любви к нашим врагам, то мы можем надеяться, что они в итоге покаются, и примирятся с нами и с Богом…
       А если ещё и хоть как-то компенсируют причинённый нам ущерб – это будет вообще замечательно!


Заключение

 

       Я искал, как всегда, стихотворение, которым бы было уместно закончить сегодняшнюю проповедь.
       И наткнулся на одно совершенно удивительное, которое было написано более 120-ти лет тому назад.
       Оно не точно по нашей теме, и в то же время – и о ней… Оно и вине, и о прощении, о нераскаянии и о наказании, о тех людях, о которых мы упоминали в начале наших размышлений,.. и – о нас…


       Послушайте: 

Ты думаешь: Голгофа миновала?
При Понтии Пилате пробил час?
И жизнь уже с тех пор не повторяла
Того, что быть могло - единый раз?
Иль ты забыл? Недавно… мы с тобою
По площади бежали второпях,
К судилищу, где двое пред толпою
Стояли на высоких ступенях.
И спрашивал один, и сомневался,
Другой молчал, - как и в былые дни.
Ты всё вперёд, к ступеням порывался...
Кричали мы: распни Его, распни!
Шёл в гору Он - ты помнишь? - без сандалий.
И ждал Его народ из ближних мест.
С Молчавшего мы там одежды сняли
И на верёвках подняли на крест.
Ты, помню, был на лестнице, направо...
К ладони узкой я приставил гвоздь.
Ты стукнул молотком по шляпке ржавой,
И вникло остриё, не тронув кость.
Мы о хитоне спорили с тобою,
В сторонке сидя, у костра, вдвоём...
Не на тебя ль попала кровь с водою,
Когда ударил я Его копьём?
И не с тобою ли у двери гроба
Мы тело сторожили по ночам?
Вчера,.. и завтра,.. и до века,.. оба –
Мы повторяем казнь – Ему и нам…

Аминь

                                                                                                          Проповедник: брат А.