Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


6-я заповедь: Не убивай

6-я заповедь


Что дороже всего для человека здесь на земле?


        Я помню очень старый фильм-сказку, правда не помню, как она называется, но помню, играл Столяров «старший». В результате своих путешествий он попал в паутину огромного паука, и тот загадывал ему загадки. Последняя из них, третья, была именно эта: что дороже всего на свете? Конечно же, он угадал и остался жив.


       Дороже всего для человека, это его жизнь. За жизнь, человек отдаст всё, что угодно, богатство, честь, славу. Если человеку предоставить выбор жизнь или всё, что есть в этом мире, он выберет жизнь. О6станови на улице любого прохожего и спроси, какие библейские заповеди знает он? Какую первую он назовёт? Не убей. Правильно, хотя она не первая, а 6-я...


      Мы закончили изучать заповеди на одной из скрижалей, помните, их было две, 5 заповедей на одной и 5 на другой. Мы с вами прошли 5. Назовите их, пожалуйста, не листая эту брошюру или Библию. Если у вас это не получилось с первого раза, я повторю их, что бы вы знали:

1-я. Да не будет у тебя других богов.

2-я. Не сотвори себе кумира.

3-я. Не произноси имя Господа Бога твоего всуе.

4-я. Помни день субботний.

5-я. Почитай отца твоего и мать твою.

 

       К 10-й заповеди мы с вами будем их знать наизусть.


Как часто на земле совершаются убийства?

 

       Очень много во время войны, да. И как это не парадоксально звучит, в мирное время сравнительно немного, по отношению к общему количесву населения происходят какие-то трагедии, убийства... Очень мало в мирное время происходит убийств. 

       В тюрьмах большинства государств находится приблизительно 1 процент населения, ну в среднем, это так. То есть 99 человек из ста условно законопослушны, проще говоря, они не попались. Из этого одного процента убийцы составляют тоже приблизительно 1 процент. То есть в основном - все другие преступления. Убийц где-то 1 процент. Значит, только 1 из 10 000 человек совершает убийство на земле в мирное время. Достаточно редко. Но на 50 000 000 населения Украины, это 5000, а это уже много. В нашей стране, приблизительно, 5000 убийц.

Отвращение к убийству.

 

 

       В человеке на генетическом уровне заложено отвращение к убийству. Сейчас я попытаюсь вам это доказать. Вы знаете, что для многих студентов медиков, которые поступают в мединститут, одно из главных испытаний, быть или не быть ему медиком, это посещение морга. И поверьте, очень многие оттуда выходят не своими ногами, их просто выносят. Человеку нестерпимо зрелище трупов... нестерпимо!

       Многие вообще не переносят вида крови, они просто падают в обморок. Человек не переносит вида пролитой крови,.. многие, не все. А уж запах разлагающегося человеческого тела не переносит практически никто. То есть, это настолько для человека омерзительно, что не может выдержать закрывает нос, рот и выбегает оттуда сломя голову.


         Во всех государствах мира наиболее суровое наказание по закону грозит именно убийцам. Смертная казнь во всех видах. Где-то рубят голову, где-то вешают, где-то сажают на электрический стул, травят газом, расстреливают. Есть страны, где нет смертной казни и, тем не менее, за убийство - максимальный срок лишения свободы. За особо тяжёлые, с особой злобой совершённые убийства можно получить и 300 лет лишения свободы. Это практикуется в некоторых штатах Америки. У нас на Украине, если я не ошибаюсь, дают двадцать лет.


       Все мировые религии осуждают убийство. И, тем не менее, на земле убийство от времён Каина и до наших дней продолжаются непрерывно, что мы читаем в газетах или видим по телевизору. И хотя Каин, как это ни странно, вы обратили внимание, что Каин избежал наказание немедленной смертью, за убийство своего брата Авеля. Мало того, вы помните, он был земледельцем и принёс в дар продукты, которые выросли у него на земле. Но видимо он настолько любил земледелие, настолько был горд там, что он вырастил, что Бог не призрел на его дар. А уж наказание за смерть брата он получил такое, что оно, помните, для него показалось страшнее смерти:


Бытие 4/10-12        "...и сказал Бог: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;  и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле".

 

        То есть чего он не хотел делать, быть кочевником, то Бог и заставил его делать. Он перестал получать плоды от земли, которую он так любил. И далее 13-ый стих (будьте внимательны)


 13 "...и сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;"

 

        Таким образом, на то время, в тот момент, Бог то же дал наказание за убийство максимальное. Этот человек сказал, наказание его больше, чем он может вынести... Но, тем не менее, смерти он тоже боялся:

 


Бытие 4/14,15 "...вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. То есть всё-таки смерти он побаивался.И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его".

 

       Ага! Тем не менее, смертной казни за убийство первого убийцы всё таки не было. Но для него было придумано суровое наказание для человека его образа жизни.

       В Библии, ещё до Моисеева закона, в завете с Ноем Господь говорит:

 

"Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию."  Бытие 9:5-6.

 

        От Ноя началось, что в наказание за пролитую кровь, прольётся кровь человека, её пролившего.

 

Орудия убийства

 

       Почему же один человек поднимает руку, что бы убить другого, и только ли рукой можно убить?

       Прежде чем продолжить, я должен признаться. Когда мне пастор сказал, что я буду говорить о 6-й заповеди, то я был немного расстроен. Вот уж тема, которую совершенно бесполезно поднимать в церкви. Люди мы мирные, никого убивать не собираемся. И действительно, скажите: Ну, вот каким «боком», это относится к нам? Ведь убивать-то мы никого не собираемся!

      Вроде бы никаким. Теперь позвольте мне продолжить уже цитатой из Нового Завета:

 

Матфея 5:21-22 "...вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: `рака', подлежит синедриону; а кто скажет: `безумный', подлежит геенне огненной".

 

       Иисус как бы перехватывает руку убийцы ещё на стадии мысли, на стадии замысла. Он перехватывает её в сердце убийцы, на стадии гнева. Апостол Иоанн восклицает:

 

"...всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей".   1-е Иоанна 3:15.

 

       Христос поднимает планку заповедей Божьих на новую высоту: всякий ненавидящий, всякий гневающийся уже и есть человекоубийца.

       Но только ли ненависть убивает?


       В сегодняшнем размышлении над 6-й заповедью мы не будем касаться очевидного, прямого, преднамеренного убийства, а посмотрим на явления, казалось бы, имеющие к понятию, убить человека, весьма отдалённое отношение.

       Но прежде определим, что такое убийство. Я перерыл несколько словарей, посмотрел и нашёл, с некоторыми вариациями, убийство это – лишение жизни, насильственное, в некоторых словарях, преступное.

      Запомним, что убийство, это лишение жизни.

 

А теперь попробуем продолжить эту мысль

 

       Если бы я, по моему состоянию здоровья, допустим, мог бы прожить 90 лет, а меня убили в тридцать, значит, меня лишили 60-и лет жизни, правильно?!


       Итак, первый круг явлений, который могут привести к убийству, это поступки. Но мы уже договорились, что поступки, которые являются прямым убийством, мы рассматривать не будем вообще.

       Какие же тогда поступки мы можем приравнять к убийству?

       Если, вроде бы хороший сын совершает преступление, скажем, грабит с нехорошими друзьями ларёк и получает за это 3 года. Когда об этом говорят его матери, с ней случается инфаркт и она умирает. Убил ли он её?

       Если в результате ошибки при проектировании атомной станции происходит на ней авария, в результате которой десятки тысяч человек вместо средних 70-и лет, которые живут в нашей стране, они живут 40-50. Не те, которые погибли непосредственно при аварии, а те которые получили лучевую болезнь и долгие годы болели и, в конце концов, умерли, не прожив той жизни, которая отпущена Богом. Убийство это или нет?

       Если в результате употребления алкоголя или наркотиков, я проживу не 70 лет, а 45, не совершаю ли я самоубийство, отнимая у самого себя эти 25 лет жизни?

       Если я не оправдано без необходимости рискую жизнью, ну, допустим, лезу на скалы, купаюсь в море в бурю, перебегаю улицу с 6-ю полосами движения, не совершаю ли я поступки, за которые, в случай моей гибели, Господь спросит с меня, как за самоубийство?

       Я знаю, что перебегать улицу нельзя, это опасно! Я знаю, что лезть на скалы просто так, можно упасть и разбиться. Я знаю, что в море в бурю купаться нельзя, это опасно, можно утонуть и, тем не менее, лезу. С гордости ли, с ложной смелости ли, для того, что бы покрасоваться перед своими друзьями, не совершаю ли я самоубийство? Ведь я знал, что это опасно для жизни!

     Таким образом, поступки, казалось бы, на первый взгляд безобидные, могут подвести нас под нарушение Закона "Не убей".

 

Убиваем гневом...

 
      Второй круг явлений, которые могут привести к убийству, это то, что происходит в душе человека, его мысли и чувства.

 

Матфея 15:19 "...ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления".


      В начале мы читали слова Иисуса в евангелии от Матфея в 5 главе о гневе, который приводит человека в ад, то есть лишает жизни гневающегося. Но гнев может привести к смерти и того, кого этот человек ненавидит.

 

      Я хочу напомнить повесть Гоголя, Шинель. Вы помните и художественный  и мультипликационный фильмы были. Главный герой, маленький чиновник Акакий Акакиевич после того, как начальник на него накричал, приехал домой и умер. Умер от чужого гнева.

 

       Но больше гнев разъедает душу того, кто злиться, он медленно и верно убивает его. Именно человек гневающийся, злящийся, ненавидящий сам себя убивает. Господь не даром предупреждает:

 

"...гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем, и не давайте места дьяволу."  Ефесянам 4:26-27.

 

       Причём, обратите внимание, это - одно предложение. Какая страшная параллель в обыденном, казалось бы, чувстве, в чувстве гнева... Гнев в сердце даёт в нём место для дьяволу!!! Потому что у дьявола появляется шанс, когда человек гневается и перестаёт себя контролировать, подтолкнуть нас на поступок, о котором мы потом бы очень пожалели.

       Гневаясь, человек перестаёт себя контролировать и в гневе совершает поступки, которые в спокойном состоянии, даже в голову бы не пришли. Большинство убийств совершается в так называемом состоянии, «аффекта» (состояние сильного возбуждения и потери самоконтроля), у которого есть практически два опасных источника: это сильный страх или сильный гнев.

       И то и другое может привести к убийству другого человека, но убивает так же и гневающегося, разрушая его нервную систему.

      Где-то в 60-е годы в биологии были очень модны психологические опыты с крысами. Так вот, оставляли контрольную группу, которая жила нормальной жизнью и группу, которую испытывали следующим образом: их очень сильно пугали или же сильно дразнили. И те и другие крысы жили меньше, чем контрольная группа в три раза. Жизнь сокращалась в три раза у боящегося и у гневающегося животного.

 

Убиваем завистью...

 

       Но намного опаснее гнева, это зависть. Если гнев, как правило, проявляется явно и его можно остановить, поняв, что ты гневаешься, самому или помогут его остановить соседи, то зависть тиха и не заметна. Но она разъедает душу завистника, как кислота. Потому что постоянное неудовольствие такой же стресс для человека, как и гнев!

       Я не знаю, до вас дошла эта пословица или нет, но мы в детстве говорили: Завидки берут и за кишки дерут.

 

Екклесиаст 4:4 "...видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа!"

 

       Любой успех, любая жизнь, любой труд обязательно производит в некоторых из окружающих зависть! Обязательно найдётся человек, который тебе позавидует. Что бы мы ни делали, как бы мы не жили, всегда найдётся человек, который тебе позавидует.

       А иногда и наша собственная душа попадает в когти зависти.

       Был такой немецкий философ Лейбниц, он сказал прекрасную фразу: "Зависть, есть беспокойство души, вызванное сознанием того, что желательным благом обладает другой человек, которого мы не считаем достойным, владеть им".

       Завистник терзается оттого, что другой живёт лучше, выглядит лучше, одевается лучше, ест лучше, живёт в лучшей квартире, ездит на лучшей машине.  Ну почему не я?! Это относится и к нам, христианам...

       Например:

Человек думает: Ведь я служу Богу больше, чем он, а живёт он намного лучше, чем я! Несправедливо!!!

        И в нашей среде именно вот таким образом рождается зависть. Греческий философ Плутарх сказал короче: "Зависть, это сожаление о чужом благе".

       Человек сожалеет, что другому, хорошо! Как обидно, когда другой, скажем, поёт лучше, или играет лучше, или говорит лучше! Почему не я? Ведь у меня правильнее вероисповедание, и кротости больше, почему не я?

 

Притчи 14:30 "....кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей".

 

        Зависть, живущая внутри нас, убивает нас. Ещё говорят, иссушила зависть.  Люди «сохнут» от зависти. Есть такие старушки, которые по ходят по своему селу и постоянно ворчат... И всем-то она не довольна!

       Очень опасно, иногда смертельно опасно находиться рядом с завистником.


Притчи 23:6-8 "... не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он; `ешь и пей', говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова твои ты потратишь напрасно".

 

        Зависть побуждает человека к подлым поступкам сначала маленьким, а потом всё большим и большим.... Поскольку это чувство живёт глубоко внутри человека оно, как правило, очень редко проявляется при посторонних, человек завидует там, в глубине. А поскольку эта зависть внутри человека, нет диалога с окружающими, И потому вот эти свои подлые поступки человек оправдывает легко.


      Пример:

Я сделал с ним такое-сякое-разэтакое из чувства справедливости, потому что он не заслуженно имеет эти качества, и я ему чуть-чуть отомстил, что бы всё было поровну.


       Яркий пример, попытки убийства из зависти. Вы помните историю Иосифа. Видимо мама Иосифа нарядила его в яркие одежды,

 

"...и увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно". Бытие 37:4.

 

       Насколько надо ненавидеть самого младшего брата, самого маленького, что бы даже говорить с ним дружелюбно не могли. Вы дальше помните эту историю. Братья где-то пасли овец, и Иосиф пошёл за своими братьями и нашёл их в Дафане. Он перед этим видел сон и не один, а несколько снов. Сны очень «приятные» для братьев, для папы и для мамы.

 

Бытие 37:18-20 "...и увидели они его издали, и прежде, нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.

И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов".

 

        Если бы не Рувим, родной брат Иосифа, они бы его из зависти убили, родного младшего брата, причём, обратите внимание, это восток, к родственникам там относятся трепетнейшим образом, человека ближе родственника нет для восточного человека. И, тем не менее, только потому, что папа любил его больше, только потому, что мама одевала его в разноцветные одежды, они ненавидели его, они завидовали ему, они опасались его, а не сделает ли папа второй шаг, не поставит ли его наследником любимого-то сынка.

       То есть у этой зависти было материальное основание, я так думаю.

 

Куда направить свою зависть?

 

       Ну, хорошо, никто не может избежать зависти, поверьте мне, я думаю, что все это проходили. Но что же делать бедному человеку, если у него в сердце поселилась зависть? Мне нравится совет английского философа Рассела: "когда зависть неизбежна, её следует использовать, как стимул для собственных усилий, а не для того, что бы мешать другим".

       Прекрасный совет. Тебя задевает, что другой лучше тебя, постарайся ты сделаться лучше, не старайся уколоть его, подставить ему ножку, постарайся сам сделаться лучше. Но, увы, не всегда это выходит!

 

Обида - ещё один убийца

 

       Ещё одно чувство, способно убивать, это обида. Скажите, какие первые слова, когда вас обидели словом? Вы помните фильм «12 стульев», помните отца Фёдора, он ответил: Сам дурак!

       Но иногда, обиженный, становится смертельно опасным. Желание отомстить за обиду, нанесённую то ли словом, то ли делом, как мелкие опилки за шиворотом постоянно зудят и не дают покоя. Каждый поступок нашего обидчика мы тогда рассматриваем под микроскопом и уж будьте уверены, что что-нибудь гадкое мы обязательно в нем найдём, было бы желание.

       А ничто не рождает такое пылкое желание, как «свеженькая» обида. Даже если не найдём, так придумаем. Ведь слов человек говорит много и делает дел много, а если он под внимательным взглядом, то придумать, в чём он не хорош… две секунды!

       И вот мы уже распространяем о нашем обидчике самые невероятный слух, а при случае подставляем ножку, да ещё и подталкиваем. Но ведь человек после лёгкого толчка может так сильно удариться, что может и умереть! Кто, кроме Господа, может соразмерить величину мести за обиду? Ведь ты можешь толкнуть обидевшего тебя или толкнувшего тебя так сильно, что он упадёт, удариться и умрёт.


Евреям 10:30 "...мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь".

 

        И еще: Господь будет судить народ Свой. Послушайте, мы же христиане. Что мы должны делать с обидевшими нас?

 

Матфея 5:44 "...а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас".

 

        Молиться, а не обвинять во всех смертных грехах или жаловаться на несправедливость, молиться об обижающих.

 

1-е Коринфянам 6:7 "...и то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?"

 

       Остаться обиженным, а не демонстративно хлопнуть дверью, выражая своё возмущение к несправедливости. Остаться обиженными, это - по-христиански; молиться за обидчика, это - по-христиански. Гнев, зависть, обида чувства, часто смертельные, как для их носителей, так и для тех, к кому их испытывают.

 

Слово-убийца!

 

       Третий круг явлений могущих привести к убийству, это те слова, которые иногда срываются с наших уст. Слово может убить. Ведь не зря в Писании, слово, сравнивается с мечём.

 

       Вы знаете, в средние века в Индии был такой род оружия, это был короткий меч с двумя лезвиями и ручкой по средине, ручка и с обеих сторон лезвия. Как им воевали, я не знаю. Так вот, если сделать эти лезвия сделать длиннее, чем человеческая рука, то это и будет тем словом, которое мы произносим. И пытаясь уколоть другого, ты обязательно поранишь себя. Слово не только меч обоюдоострый, но и меч с двумя лезвиями.

       Словом можно обидеть, и потом обиженный человек может покончить жизнь самоубийством или убить обидчика, бывает и такое.

       Словом можно оскорбить, а оскорбление рождает месть могущую привести к смерти, как оскорбителя, так и мстителя и такие случаи были в истории.

      Словом можно высмеять человека и не всякий человек способен снести насмешку. Раньше насмешка могла вызвать дуэль между людьми и смерть их обоих на дуэли, ведь было же такое и не раз.

       Словом можно унизить человека. Помните фильм, «Жестокий романс»; униженный Карандышев, жених главной героини, он её убил, он не стерпел унижения.

       Слово может породить сомнение; разочарование в том, что человек уверен на сто процентов, может привести к ужасным последствиям. Помните Отелло и Дэздэмону, он был уверен, что жена ему верна. Посеянное сомнение в этом случае, привело к её смерти.

       Словом можно испугать человека. Испуганный человек с огнестрельным оружием в руках начинает палить во все стороны, это проверенно многократно.

       Словом можно обмануть человека и последствия обмана могут быть грандиозны, и привести к смерти многих и многих людей. Помните компанию «МММ», которая обобрала, чуть ли не половину России. Многие люди умерли, покончив с собой, потому что все сбережения туда отдали.


       Люди бывают разные, один только рассмеётся на неосторожные слова, другой затаит обиду, третий попытается в ответ ударить словом, да побольнее, четвёртый ударит рукой, а то и чем-нибудь потяжелее, а пятый от огорчения помереть может. Вот какое опасное оружие, слово, и оно может быть оружием убийства.

 

Махнул случайно словом...

 

       Иногда пытаются убить словом сознательно, но иногда это делается не по злобе, а просто так, что бы поболтать, бывает же такое. Но от того, что мечем не целят в сердце, а просто размахивают им во все стороны, закрыв глаза, он не становится менее острым и менее опасным, а слово, это меч.

       В притчах я отобрал несколько мест, которые напрямую связывают слово с убийством и самоубийством.

Притчи 18:7 "...язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его".

Притчи 21:23 "Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою".

Притчи 18:21 "Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".


       В качестве итога рассуждения об опасности слов, я хочу привести три пословицы, прославляющие аккуратное обращение со словами.

 

Человеку даны два уха и один рот, что бы он больше слушал и меньше говорил.

Молчание, не всегда доказывает присутствие ума, зато доказывает отсутствие глупости.

Не произнесённое слово, твой раб, произнесённое, твой господин.

 

       Поэтому будем контролировать, что мы говорим.


       Итак, не убивай. Заповедь оказывается актуальной практически для каждого человека, потому что орудием убийства может быть и чувства человеческие в сердце его, и слово на устах его, и поступок, который на первый взгляд ну никак не может быть опасен ни для него, ни для его окружающих.

       Да не будет на нас ни чьей крови, в том числе и нашей.


Аминь.

 

                                                                                                         Проповедник: брат А.