Украина, г.Киев, +380 (99) 00-11-0-88, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Короткая кротость и мирное смирение

 

Цель: Убедить церковь в важности и первого и второго для духовного роста христианина

 

 

Кротость и смирение. Два слова - шесть смыслов

 

 

         Я хочу начать сегодняшнее наше размышление не с места Писания, и не со стихотворения или басни, и даже не с притчи...                     
…а с описания реального случая, который произошёл несколько десятков лет тому назад в Атлантике, у берегов Канады…


       Корреспондентом одной из Нью-Йоркских газет случайно был записан с коротковолновой радиостанции и затем опубликован в прессе следующий диалог…
Но прежде несколько слов для ясности ситуации: в те дни у Канадских берегов проходили очередные учения одного из американских флотов. И как выяснилось позднее, на авианосце «Нимиц» на несколько десятков минут отказала система радаров! А дальше произошло следующее:
В эфире прозвучали слова:  
— Пожалуйста, измените свой курс на 15 градусов к северу, чтобы избежать опасности столкновения.
— Нет, это мы советуем вам изменить свой курс на 15 градусов к югу, чтобы избежать опасности столкновения.
— Повторяем. Развернитесь на север, чтобы избежать столкновения.
— Настойчиво рекомендуем вам развернуться на юг, чтобы избежать столкновения. С вами говорит капитан авианосца «Нимец», военно-морского флота Соединенных Штатов Америки, водоизмещением 100 тысяч тонн... Повторяю еще раз, немедленно измените курс!
— А мы — канадский маяк мыса Бонэвиста, острова Ньюфаундленд, площадью 100 тысяч квадратных километров. Так что сворачивайте немедленно сами, (трам-та-та-там-та-там) , если не хотите через 15 минут оказаться на скалах!


      Вот такая поучительная история о великих, очень великих и о необходимости при определении собственного величия – соблюдать меру… Так, на всякий случай! Хотя бы во избежание кораблекрушения…


       Ну, о гордыне мы говорили много… А сегодня давайте поговорим о кротости и смирении: О том, что это такое, для чего это нужно, и самое интересное – есть ли, и если есть, то в чём различие между кротостью и смирением?


Итак, что такое кротость? ...и что такое смирение?


      

 

А вот теперь уже наша классика:


Словарь Ефремовой: кроткий – покорный, незлобивый, смиренный, преисполненный покорности, незлобивости, смирения.
Словарь Ефремовой: смиренный – лишенный гордости, высокомерия, преисполненный покорности, кротости.


       Очень близкие по значению слова, фактически - синонимы!
       И давайте определимся со значением ещё одного слова, которое нам сегодня пригодится: скромный – не имеющий обыкновения подчеркивать свои достоинства, хвастать своими заслугами; обладающий умеренностью во всем.
       А зачем нам нужно значение этого слова мы узнаем чуть позже.


        Сразу хочу сказать, что, хотя в Библии слова «кроткий» и «смиренный» звучат на греческом по разному, но используется для описания очень близких качеств человеческого характера.


       Кротость – по-гречески ПРАОТЕС.


       Слово это используется в Евангелии от Матфея 5:5:


    «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». (Матф.5:5)

  Матфея 11:29 «…возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;»

Матф.21:5 «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной».


       Общепризнанное значение этого слова – послушный воле Божьей


      Ещё в одном месте Писания, у Иакова в 1-ой главе, в 21 стихе это слово используется по обозначению к людям, которые смиренно принимают наставления учителя:


«Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души».


       Но чаще всего это слово встречается в значении внимательного отношения к другим людям, как, например, в знаменитом месте Писания:


Еф.4:1-3 «Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,  со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира».


       Это, что касается кротости…

       Теперь несколько слов о смирении

 
       Смирение – по-гречески ТАПЕЙНОС.


       Вообще, надо вам сказать, что в греческом языке слово смирение было чуть ли не ругательством. Оно использовалось, как правило, в сочетании со словами: рабский, подлый, малодушный, трусливый, пресмыкающийся перед другими.


       Надо с "гордостью" отметить, что наш мир очень недалеко ушёл от греков, поскольку в мире современных халдеев «кроткий», «смиренный» означает в том числе (зачитываю из словаря синонимов русского языка):  бесхарактерный, боязливый, глупец, дурачок, дурачьё, зависимый, лопух, лох, малодушный, мягкотелый, муфлон, никакой, пай-мальчик, пашут на таких, рабский, слабовольный, слабодушный, слабохарактерный, телёнок, тряпка…


        Надо откровенно сказать, что с появлением христианства, смирение из фактически проклятия, превратилось чуть ли не в главную добродетель верующего человека (помните, мы как-то рассуждали о кротости и смирении, и я предлагал желающим выйти сюда, чтобы получить пощёчину по правой щеке , а затем подставить левую?)


       Христианское смирение – это прежде всего сравнение себя с Богом и понимание того, что какие бы мы не были умные, талантливые, красивые, счастливые, удачливые… по сравнению с Совершенным Богом все наши великолепные качества крошечные, незначительные, почти невесомые…


       В связи с этим, короткая притча о сравнении одного из качеств человека с подобным качеством Бога:


Однажды в одном монастыре несколько монахов рассуждали между собой  о смирении и о том, что чем больше приближается человек к Богу, тем яснее осознает свою греховность.
Услышал случайно их разговор один паломник  —  богатый горожанин  —  и удивился:
— Как такое может быть?
Тогда один из монахов сказал ему:
— Господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?
— В своем городе я самый богатый, знатный и именитый.
— Если же ты пойдешь в столицу своей провинции, более богатый торговый город, то кем будешь считать себя там?
— В столице провинции я был бы последним из богачей.
— А если пойдешь в столицу своей страны и приблизишься к царю, то кем ты тогда будешь считать себя?
— Рядом с царем я бы казался себе почти нищим.
— Вот так и христиане, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем яснее видят свою греховность.


       Перебирая отношение внешних людей к кротости и смирению, и сомнительное удовольствие от подставленной левой щеки, резонно задать себе вопрос:


А ради чего, собственно стоит приобретать эти не совсем удобные (мягко говоря) добродетели?


       А давайте почитаем Писание о кротости и позагибаем пальчики:


Пс.24:8,9 «Благ и праведен Господь, посему наставляет грешников на путь, направляет кротких к правде, и научает кротких путям Своим».


       Бог лично занимается обучением кротких истине.


Прит. 14:30 «Кроткий язык – дерево жизни…»


       Кротость даёт жизнь!


Одно из качеств плода духа человека выводит его из под действия закона (Галатам 5:23)


 Матф.5:5 «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».


       Эта планета, в конце концов, будет принадлежать кротким. Ну, или на её месте будет другая планета...


Думаю, что ради такого набора стоит стремится научиться кротости?!


А теперь о смирении:


Пс.33:19 «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».


       Смирение – одна из гарантий спасения (не больше ни меньше!

 
 Пс.146:6 «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли».


        Бог заботится о том, чтобы смиренные достигали успеха. И делает это так:


 Прит.22:4 «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».


       И наконец, обетование присутствия Бога в жизни смирённого человека:


Ис.57:15 «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте [небес] и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».


Как видите, есть ради чего стремится быть и смирённым!

 

Отделим кротость от смирения

.

       А теперь мы проведём одну лингвистическую операцию, о которой я говорил вначале:                            
       Мы попробуем очень близкие и практически одинаковые понятия кротости и смирения сделать разными. И это не для того, чтобы просто поумствовать или пофилософствовать ради красного словца.


       А сделаем мы это вот ради чего:


       Есть два направления в поведении любого человека и особенно христианина, которые, как и эти два слова тоже очень близки, но всё-таки отличаются друг от друга.


       И во-вторых, мы проведём это разделение для того, чтобы определить: что стоит делать, а чего – не стоит, к чему нужно стремится, а чего нужно избегать!

         Давайте мы для начала обратимся к этимологии, к происхождению слова «кроткий»: По звучанию слова можно определить, что оно созвучно словам: короткий, укорачивать, делать меньше…

       А теперь о происхождении слова «смирение»: Корень слова – мир. Близкие по значению слова: примирение, замирение, миролюбие, миротворец, смирный…
Вот на этом мы и построим сегодня собственное  обозначение двух качеств характера человека…



Я попробую сейчас продемонстрировать эти два качества – попрошу выйти на сцену брата Гену.
Первой будет иллюстрация кротости.

Вы видите, я несколько выше его, ну, если угодно, чтобы нам был проще соотносить с изучаемыми нами словами, длиннее его.
А я хочу быть короче, согласно Писанию:
 Фил.2:3 «…по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».
Что я сделаю? Я слегка (а может и не слегка!) присяду!
Я стал короче, меньше ростом! Вот это для нас сегодня будет иллюстрация кротости.
Звучит это так: кроткий человек – это такой человек, который всё, в чём он превосходит окружающих, он старается не выпячивать!



А что же со смирением?
Продолжим иллюстрацию смирения:
Гена – диакон! Он – рукоположенный служитель! Однажды он подходит ко мне и говорит: Брат Анатолий! Я слышал, как ты неуважительно отозвался о брате Андрее. Я думаю, ты должен извиниться перед ним!
Я, как смирённый  христианин, говорю: Да! Конечно! (кланяюсь ему!)
А затем иду и извиняюсь перед братом Андреем!


       Таким образом, наше определение смирения будет сформулировано так: Смиренный человек – старается пребывать в мире с другими людьми, как с начальствующими, проявляя послушание, так и со всеми остальными, поддерживая с ними мирные взаимоотношения (по возможности).

      Очень подходящее место Писания:


 Рим.12:16-18 «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;  никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. 

Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».



А теперь подробнее о кротости.


        Давайте начнём с человека, которого Сам Бог называет кротчайшим:


 Чис.12:3 «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле».


       Я предлагаю церкви взглянуть на одно из мест Писания, как на прямое доказательство этого:


 Исх.3:10,11 «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?»


       А дальше начинается самое интересное: борьба Бога с моисеевой кротостью:


Исх.4:10 «И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и] [таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен».
Исх.4:13  «[Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать».


       Послушайте, человек вырос в царском дворце – он действительно был принц Египта. Он наверняка получил соответствующее образование и воспитание, он был женат на дочери мадиамского священника (тоже вам не лобио кушать!)


       Препирательство Моисея с Иеговой часто преподносят как трусость, страх его перед серьёзной миссией.


       Но на то, что он не был трусом и не был слабаком есть тоже несколько доказательств:


 Исх.2:11,12 «Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его.

Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке».


       В надсмотрщиков над рабами задохликов не брали. Чтобы убить его нужна была и смелость, и сила, и навык воина.


       Доказательство номер два:


  Исх.2:16,17 «У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего.

И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их».


       Маленькая справочка:
Не знаю, как у мадиатян, а допустим у крымских татар стадо овец, за которым смотрит один пастух, состоит из нескольких сот голов. Пастуху всегда помогают два-три помощника и 3-4 собаки (отнюдь не болонки!) Не думаю, что традиции овцеводства за прошедшие несколько тысяч лет существенно изменились.


       К колодцу на водопой всегда сходится в одно и то же время несколько стад. То есть было достаточно много пастухов и сильных и бесстрашных собах наученых охранять и нападать на хищников.


       Поэтому слова из Исхода «защитил их», это совсем не означает, что Моисей, поклонившись сказал: «Не будут ли так любезны господа пастухи, прежде дать напиться овечкам этих прелестных девочек?»


       Предполагаю, что в ход пошли и кулаки, и посохи, обязательные атрибуты и пастухов, и путешественников, да и собакам пастушьим тоже кое-что перепало…


       Итак, человек знатный, образованный, воинственный, сильный, тем не менее сам принижает себя перед Богом, говоря о своих недостатках и о том, что он не достоин выполнять великую миссию управления народом Божьим.


       И в конфликте с Мариамь он тоже ни слова не сказал в свою защиту, хотя он уже был вождём Израиля и Сам Бог являлся ему лично, и он судил народ Божий и все повиновались ему.


       То есть у Моисею тоже были основания сказать Аарону и Мариами: А ну, цыц! Вы на кого это голос повышаете? На пророка Божьего? На вождя народа? На принца Египта? На человека, записавшего историю человечества от начала? Вы, необразованные селюки, смеете голос повышать?


       Но он не сделал ничего этого!
       И в этой ситуации за него вступился лично Господь.

 


       И, конечно, не возможно упустить ещё один образец кротости – царя Давида!

 

       Давид уже победил Голиафа, уже был очень популярным военачальником, уже написал несколько псалмов, прославляющих Бога, уже был помазан в цари пророком, но…


       Когда Саул предложил ему свою дочь в жёны, что он ответил?


 1Цар.18:18 «Но Давид сказал Саулу: кто я, и что жизнь моя и род отца моего в Израиле, чтобы мне быть зятем царя?»


       Не возвышать себя самому – вот основной принцип кротости!


       И не выдумка христиан, а принцип Божий, фундамент которому положено в Ветхом Завете, а стены возведены в Новом:


 Прит.27:1,2 «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день. Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, - чужой, а не язык твой».


       …и Новый Завет:

 
 2Кор.10:17,18 «Хвалящийся хвались о Господе.  Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь».


       Но что самое важное – именно в Новом завете подведено теологическое обоснование кротости и именно в том ключе, который мы, на первый взгляд, совершенно произвольно выбрали для определения кротости:


 1Кор.4:6,7 «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.

Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»


       Видите! Практически в точку!
       У тебя есть качества, которые говорят о том, что ты выше окружающих? Прежде, чем заявить об этом и подняться на цыпочки, посиди и подумай – а откуда они у тебя взялись?


       Вспомним незавидную судьбу  "скромняги" Навуходоносора:


 Дан.4:27 «…царь сказал: это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!»


       И дальше семь лет чистого величия на травке, на четырёх лапках!


        ... или "застенчивого" царя Ассирийского:


 Ис.10:13 «Он говорит: "силою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сокровища их, и низвергаю с престолов, как исполин»


       Прошло несколько лет и исполин испарился, как его и не было!

         Итак, кротость – это не отсутствие достоинств и отсюда скромность, это не отсутствие знания о том, что совершил хорошие, добрые, значительные, а может быть даже замечательные поступки и дела.
         Кротость – это скромность от понимания того, что заслуга в этом не твоя, а Того, Кто дал тебе жизнь, здоровье, силы, разум, талант, время, обстоятельства, помощников и ещё много-много всего, без чего ничего бы в твоей не состоялось! Никогда!


        А потому, будем иметь силу быть кроткими! Потому что если вам кажется, что кротость – это проявление слабости, попробуйте быть кроткими хотя бы недельку!


       Потому что желание, чтобы люди тебя прославляли, сразу напоминает мне одну историю:



Один журналист в маленьком американском городке провёл серию интервью о том, что думают жители о мэре их небольшого города.
— Наш мэр — плут и мошенник! — сказал рабочий с ближайшего завода.
— Толку от него никакого! — сказал преподаватель местной школы.
— Кто его выбрал? Не понимаю! — сказал  бизнесмен.
— Он берет взятки и ворует из городского бюджета — сказал водитель такси.
Когда, наконец, журналист встретился с мэром, то спросил его, какую зарплату он получает.
— Да нет у меня зарплаты, я состоятельный человек и в деньгах не нуждаюсь, — ответил мэр.
— Но зачем тогда вы пошли на эту работу?
— Как зачем? Ради славы!


       Прелесть, не правда ли!




А теперь немного о смирении

 

        Напомню, принятое нами на основании корня «мир» определение смирения: Смиренный человек – старается пребывать в мире с другими людьми, как с начальствующими, проявляя послушание, так и со всеми остальными.


       И вот тут я должен сказать об одном упущении, которое я допустил в исходных рассуждения:

 

Первое и главное смирение человека – это его смирение перед Богом.

 

Ис.66:2 «…А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим».


       Интересно, что в Новом Завете многократно встречается слово «смиренномудрие» (греч. - ТАПЕИНОФРОСУНЕ) – мудрость, основанная на смирении перед Богом.         

        Уместно в связи с этим вспомнить знаменитое: «Начало мудрости – страх Господень»
         Если ты однажды понял, что нужно смириться перед Богом, ты уже ступил на тропу мудрости.


         Человек, верящий в Бога может сказать: Смирение перед Богом понятно – Он намного сильнее нас:

 
 Иов.40:4-9 «Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он?

Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою.

Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя».


       А потому, верующий человек не спорит с Богом просто потому, что знает – Господь прав всегда!



 Другое дело люди… Здесь всё намного сложнее.


       Ну, с начальствующими ладно: они поставлены Богом, а отсюда следует:


 Исх.22:28 «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси».
Еф.6:1 «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость».
 Еф.5:22 «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу…»
1Пет.2:18 «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым».
1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям…»
Евр.13:17 «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».


       … и наконец:

1 Пет.2:13,14 «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,  правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро»,

 
       И только в одном случае нам даётся послабление в смирении перед начальствующими, если они принуждают нас поступать вопреки воле Божьей:


Деян.5:29 «Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».


       Прямое апостольское повеление, однако!


И как образец смирения перед начальствующим, опять Давид:


       Напомню, он уже помазан в цари, победил Голиафа, зять царя, сладкоголосый певец Израиля, у него всенародная слава, но… Он не смеет поднять руку на Саула, врага своего, но и царя своего:


1Цар.24:11 «Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа".


        И несколько раз, когда ему предоставлялся случай посчитаться с Саулом, он не делал этого.


И конечно, венец смирения – Христос!


Иоан.19:10,11 «Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 

Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе».


       Вы представляете, что мог сделать Иисус с первосвященниками, с синедрионом, с Пилатом, с римскими кагортами?
       Даже пыли бы ни осталось!
       Однако Он показал нам образец смирения перед властями!

 

Смирение перед равными

 

       А теперь перейдём к самому тяжёлому – передо мной не Бог, не начальник, а равный мне человек… И что, я должен показывать пред ним смирение?
       Да! Должен! Вспомним исходное значение слова смирение – пребывать в мире с другими.


 Рим.12:18 «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми».


       И опять образцы смирения перед обыкновенными людьми: Давид…


 2Цар.16:5-13 «Когда дошел царь Давид до Бахурима, вот вышел оттуда человек из рода дома Саулова, по имени Семей, сын Геры; он шел и злословил, и бросал камнями на Давида и на всех рабов царя Давида; все же люди и все храбрые были по правую и по левую сторону [царя].

Так говорил Семей, злословя его: уходи, уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты - кровопийца.

И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мертвый пес господина моего царя? пойду я и сниму с него голову.

И сказал царь: что мне и вам, сыны Саруины? пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида. Кто же может сказать: зачем ты так делаешь?

И сказал Давид Авессе и всем слугам своим: вот, если мой сын, который вышел из чресл моих, ищет души моей, тем больше сын Вениамитянина; оставьте его, пусть злословит, ибо Господь повелел ему; может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие.

И шел Давид и люди его [своим] путем, а Семей шел по окраине горы, со стороны его, шел и злословил, и бросал камнями на сторону его и пылью».


        А теперь на месте Давида представьте просто любого человека – начальника, не начальника… Любого! Представили?
       То, что Семей Гераклович, не смотря на титаническое отчество, уполз бы оттуда полуживой, если бы вообще уполз! В 999 случаях из тысячи!


       А Давид его не тронул. Смирился! Хотя, как мы знаем, не забыл! Слаб человек!


       Ну, и конечно образец смирения перед обычными людьми – омовение ног апостолам Иисусом Христом!


        Вернёмся в заключении к 1 посланию Петра:


 1Пет.5:5 «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».


Подведение итогов

 

     Итак мы сегодня говорили о кротости и смирении:                                                
 

  1. Мы сегодня изучили значение слов смирение и кротость
  2. А также поняли, что Бог учит кротких
  3. Кротость даёт жизнь человеку
  4. И будущая вселенная принадлежит именно кротким
  5. Мы узнали о смирении, что Бог заботится о благополучии смирённых
  6. Спасает смирённых и присутствует неотлучно в жизни смирённых людей
  7. Мы попробовали дать собственное определения кротости, как нежелания превозносится над другими людьми,
  8. А смирения – как состояние поддержания мира с людьми и с Богом.
  9. Из жизни Моисея и Давида мы увидели, образцы кротости, а из примеров с Навуходоносором и царём Ассирии – образцы гордыни, как проявление глупости, за что они и были наказаны.
  10. Мы разобрались, что у любого человека есть твёрдое основание для кроткого поведения, поскольку, какими бы достоинствами он не обладал, всё это исключительно благодаря Богу!
  11. Что  касается смирения пред Богом, перед начальствующими и перед обычными людьми, то Библия учит нас и даёт примеры правильности такого поведения поскольку Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать!


       И в заключении, короткая притча.  Если вы раздумываете, быть ли кроткими и смирёнными по отношению к людям, которые причиняют вам зло, вспоминайте её:



У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:
— Будь счастлив.
Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:
— Неужто ты такой смиренный?
— Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.  

Аминь

 

                                                                                             Проповедник: брат А.