Украина, г.Киев, ул.Выборгская, 82, +38 (044) 599-0-553, church.golgofa@gmail.com

Понравилось? Поделись информацией с друзьями в соцсетях. Кликни:


Семь цветов зависти

Семь цветов зависти



 

Цель проповеди: Объяснить церкви вред и пользу зависти.

 

"Печалька" Зависти

 

 

       Я хочу начать сегодняшнее размышление с притчи, которая называется «Ад и рай». Хочу предупредить, что эта притча никакой связи с библейским пониманием ада и рая не имеет. То есть вообще!

       И тем не менее, послушайте:


       Одна женщина прожила праведную жизнь и попала в Рай. Открылись ворота и её поприветствовал Ангел, который и проводил её внутрь.

    Рай выглядел, как обычная улица с множеством красивых домов с садами. Только вместо автомобильных дорог везде были красиво вымощенные тропинки, пролегающие прямо посреди зелёных газонов. Вокруг пели птицы, гуляли невиданные звери, а люди вокруг были одеты в простую белую одежду. Светило солнце. Каждый человек, которого встречала женщина, здоровался с ней, и при этом у него на лице была написана доброта, благодушие и счастье. Все были красивыми и излучали покой и довольство.

Женщина с удовольствием прогулялась вместе с Ангелом, задавая ему много вопросов о жизни и смерти. Ангел был так же добродушен, как и люди вокруг, и охотно отвечал.

Вскоре женщина поселилась в одном из красивых домов, где было всё, что нужно. Она познакомилась со своими соседями и стала жить счастливой жизнью. Через какое-то время она нашла членов своей семьи.

Но… женщину занимал один вопрос, оставшийся без ответа. И она решила пойти к Ангелу и всё-таки его задать.

– А нельзя ли мне посмотреть, – спросила она, – Как выглядит Ад?

— Только если одним глазком, — подмигнул ей Ангел и они вместе отправились в Ад.

Войдя в его врата, женщина огляделась и с удивлением отметила, что он мало чем отличается от Рая. Тут были всё те же ухоженные дома и зелёные улочки, но… люди вокруг были сплошь неприветливыми, лица их мрачны, а их взгляды были полны затаённой злости и отчаяния.

– Но, Ангел, – сказала женщина, – Я не понимаю: ведь тут всё точно так же, как и у нас!

— Да, — вздохнул Ангел. – Ни единого различия.

— Но почему же они так несчастны?

— Потому что все они уверены, что в Раю лучше.


       Ещё раз повторюсь: никакой связи с библейским пониманием рая и ада эта притча не имеет, но зато она прекрасно отражает такое распространённое человеческое качество, как зависть.


       Вот о зависти мы сегодня и поговорим.


       Хотя правильнее сказать, что мы сегодня будем размышлять не об одном виде зависти, а о нескольких. И потому я назвал бы наш сегодняшний разговор — вот так: «Семь цветов зависти!»

 


Что такое зависть?

 

       Но… прежде чем перейти к цветам зависти, давайте по традиции договоримся о терминах.

       Итак, зависть:


       Словарь Ефремовой: Чувство досады, вызванное превосходством, успехом, благополучием, удачей и т.п. другого;
       …или желание обладать тем, что есть у другого.


       Большой психологический словарь добавляет к этому определению следующее: в крайнем выражении зависть доходит до ненависти по отношению к удаче другого и жажды его падения.


       Спиноза определял зависть следующим образом: «зависть есть ненависть, поскольку она действует на человека таким образом, что он чувствует неудовольствие при виде чужого счастья, и наоборот — находит удовольствие в чужом несчастье».


       Социологический словарь добавляет ещё вот что: Стремление обладать чем-либо лишь на том основании, что этим обладают другие.
                               То есть, тебе это вообще не нужно… Но этого жаждешь!


       Философская энциклопедия отмечает наличие ещё и вот таких разновидностей зависти: соревновательная или подражательная зависть, которая ведет к попыткам «социально полезными способами» обрести лелеемое благо.
                               То есть, получить то же, что есть у соседа легальным способом, не делая ему зла и ничего ни у кого не отнимая.

Ну, например, он купил «Мерседес». Ты ему позавидовал и тоже купил «Мерседес». Почему бы нет? (если есть деньги).


       И ещё (утверждает «Философская энциклопедия») существует также «белая», или «кроткая», зависть, которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определенного блага, имеющегося у другого человека.

Твой сосед купил «Мерседес» и ты просто для себя решил: Да! «Мерседес» ̶ это круто!


       Итак, перечислим, что есть зависть:

  • Чувство досады от чужого успеха;
  • Желание обладать тем, что есть у другого;
  • Жажда падения другого;
  • Ненависть при виде счастья другого;
  • Удовольствие при виде несчастья другого;
  • Хочу чужое, потому что это есть у других (хотя мне это и не нужно);
  • Соревновательная зависть – легальные усилия, чтобы получить такое же;
  • Белая зависть – признание высокого статуса того, что ты увидел у другого…


       Вот такое это многообразное чувство – зависть.

       И ещё важная подробность: Этимологический словарь говорит о том, что слово зависть происходит от слова "вид", "видеть". То есть, позавидовать ты можешь только тому, что ты увидел. А вот дальше цвет твоей зависти будет зависеть от того, что ты предпримешь по отношению к увиденному!!!


       А теперь мы взглянем на него с Библейской точки зрения. И попробуем выстроить последовательную градацию зависти. Переходя от одного вида зависти к другому по принципу от большего зла к меньшему злу и от меньшего добра к большему добру.

 

Чёрная зависть


       И начнём, как водится, с начала, от книги Бытия. 

Завистник Каин

      черная зависть
       Первый пример появления зависти общеизвестен:


Бытие 4:3-5 «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его».


       Отчего же огорчился Каин и отчего опустил голову?
       От зависти, что жертва младшего брата принята Богом, а его нет!


       И как же он решил эту проблему?

       Убил брата своего:


Бытие 4:8 «И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его».


       Остановимся и посмотрим вот на что:

       Скажите! Убийство Авеля решило проблему с, непринятой Богом, жертвой Каина? Бог что, сразу после убийства принял от Каина его капусту с огурцами? Нет!
       Всё стало намного хуже: к непринятой жертве добавилось ещё и проклятие:


Бытие 4:10-12 «И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».


       То есть, о капусте с огурцами Каин теперь может позабыть «вааще»: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя»
       Хочешь-не-хочешь, ты теперь станешь пастухом, как убитый тобой брат, поскольку у тебя больше ничего вообще расти не будет!

       Я кстати об вот таком повороте «каиновского» дела до сих пор не задумывался. Но ведь это можно понимать именно так! Нет?


       А теперь пофантазируем: а что бы старшенький должен был сделать, чтобы действительно решить проблему с угодной Богу жертвой?
       Правильно! На краю своего огородика пристроить сарайчик для овечек. Попросить у младшенького на развод барашка с овечкой (не думаю, чтобы добрый Авель отказал бы в таком пустяке родному брату! Ещё бы и помог сарайчик построить!).
        И всё! Проблема с правильным жертвоприношением была бы решена навсегда!


       Но, нет! Каин выкрасил свою зависть в чёрный цвет, убил брата, получил проклятие от Бога и начал историю прОклятой части человечества.


       Как вы уже поняли, первый цвет зависти, который мы сегодня изучаем – Чёрная Зависть.

 

Ах, ты - любимчик?!


       Второй случай Чёрной Зависти описан в 37-ой главе Книги Бытия:


Бытие 37:3,4 «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно».


       То же самое! Те же грабли, как и с Каином: Папа нас не любит! А-а-а-а!


       И реакция заметьте такая же: как решить проблему? Убить клоуна! Ишь вырядился!


Бытие 37:18-20 «И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его. И сказали друг другу: вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов».


       Как вы думаете, эта банда завистников знала историю Каина? Думаю, да! Такие истории в старину передавались от отца к сыну… ну и чё? Это их чему-нибудь научило? Не-а! История, как известно, ничему не учит!

       Но, надо отдать им должное, один сердобольный мальчик среди них нашёлся: А давайте мы его в рабство продадим! В Египет!
       Добряга, не правда-ли?
       И с папой по-доброму обошлись любящие детки: Извини, папаня! Но твоего любимчика волки съели! Вот и одёжка его… (а папочке, между прочим, далеко за сто! Его при такой вести и «кондрашка» могла хватить!)
       Но… видно в те времена старики были покрепче. Выжил Иаков!


       Ну, хорошо! А как бы вы решили проблему с Чёрной Завистью по отношению к родительскому любимчику?


       Моё предложение братьям было бы такое: наплевать и забыть! Заниматься собственной жизнью!
       В конце концов, они же не первые жители земли и, общеизвестно издавна, что младших детей родители всегда любят чуть больше. Маленькие. О них и заботы побольше. Ну, и что? Да, на здоровье! Пусть любят!

       Но если бы будущие патриархи сказали себе именно так, тогда бы вся библейская история пошла совсем по-другому…

 

И цари иногда завидуют пастухам!


       А теперь мы перенесёмся на несколько столетий вперёд и вспомним, буквально вскользь, ещё одну историю с Чёрной Завистью: зависть царя Саул по отношению к пастуху Давиду.
       И за что же он стал ему завидовать? Ах, вот за это:


1-я Царств 18:6-9 «Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками, с торжественными тимпанами и с кимвалами. И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч! И Саул сильно огорчился, и неприятно было ему это слово, и он сказал: Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи; ему недостает только царства. И с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида».


       Зацените аргумент для рождения Чёрной Зависти: Давид более популярен у женщин, чем я! Обалдеть! Царь Израиля! Просто нет слов!


       И какой же вердикт на этот «весомый» аргумент?
       А убить его! И всё! Нет человека – нет проблемы!


       Но… Слава Богу, так Господь устроил, что замысел Саула убить Давида так и не состоялся и он в конце концов таки-стал царём Израиля.

 

Зависть, как инструмент исполнения Божьего Плана!


       А вот его далёкого потомка через тысячу лет по зависти всё-таки убили.


       Мы вспоминали неделю назад смерть Иисуса Христа, потомка Давида, материальной причиной смерти Которого была тоже зависть (вот какой важной составляющей в истории человечества является изучаемое нами сегодня явление).


       Вспомним:


От Марка 15:7-15 «Тогда был в узах некто, по имени Варавва, со своими сообщниками, которые во время мятежа сделали убийство. И народ начал кричать и просить Пилата о том, что он всегда делал для них. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти. Но первосвященники возбудили народ просить, чтобы отпустил им лучше Варавву. Пилат, отвечая, опять сказал им: что же хотите, чтобы я сделал с Тем, Которого вы называете Царем Иудейским? Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его. Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие».


       Конечно: реализация плана спасения человечества как причина распятия намного-намного важнее в смерти Христа, чем зависть священников.
       Но объективно, видимым толчком к распятию Христа послужила всё-тки Чёрная Зависть! Не так-ли? И от этого тоже никуда не деться!


И ещё одна история Чёрной Зависти которой уже я сам был свидетелем:


В селе, где мне пришлось жить почти полтора года (мы делали дизайнерское оформление залов новой школы), произошёл жуткий случай:
Из-за спора двух соседей о границах земельных участков, один из соседей (пожилой, одинокий и бедный мужик), в отсутствии своих взрослых соседей, (муж и жена оба в это время были на работе), перебил у соседа всю скотину, убил троих детей (младшему был один годик), а сам пошёл и повесился в лесополосе…
Местные жители хорошо знали эту тянувшуюся многие годы историю мелких пакостей со стороны будущего убийцы: он и мусор через забор перекидывал и собаку несколько раз травил, и забор неоднократно валил… а закончилось всё убийством!


       Вот такая страшная штука – Чёрная Зависть.


       Итак, Чёрная Зависть толкает человека к уничтожению так сказать объекта зависти (то есть, того человека, кому завистник завидует).
       Таким образом Чёрная Зависть нарушает шестую заповедь: не убивай!

 

Синяяя Зависть


       А теперь мы снизим немного накал страстей и перейдём ко второй зависти, которую я назвал условно – Синей. То есть, ночь злодейства слегка посветлела…

синяя зависть
       Суть этой Синей Зависти в том, что завистник ставит своей целью отнять тем или иным способом то, что принадлежит другому.

 

Так завидую - аж посинел!


       И первый пример такой зависти нам покажет 2-я Книга Царств:


2-я Царств 11:2-4 «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой».


       Конечно, здесь присутствует элемент и Чёрной Зависти, поскольку Урия Хеттеянин, муж Вирсавии, был фактически умышленно убит.
       Но… основной целью зависти всё-таки было желание отнять чужую жену. И потому мы причислили зависть Давида к Синей Зависти.


       Давид нарушил сразу три заповеди: десятую (не пожелай чужого!), седьмую (не прелюбодействуй!), и шестую (не убивай!).


       За что и получил:

  1. Проклятие постоянных войн у всех без исключения потомков Давида на тысячу лет;
  2. Смерть сына, зачатого в прелюбодеянии;
  3. Позор и фактическое изнасилование всех жён Давида его сыном Авессаломом.


       Ну, и скажите: стоило это того? У него уже было полдюжины жён и несколько наложниц!
       Куда ещё?

       Он что, не знал заповеди Божьи, в лоб запрещающие делать подобное? Да, знал, конечно!
       Или он очумел от собственного величия после того, как Бог позволил стать царём простому пастуху? Решил, что ему теперь всё можно?


       На мой взгляд, слишком высокая цена была заплачена Давидом за урок необходимости соблюдения законов Божьих!
       Но, видимо, по другому было нельзя!

 

Огородик... Огородик!.. Огородик!!. Огородик!!!


       Ещё один пример Синей Зависти – история с царём Ахавов, любителем овощей (Каин-огородник в гробу переворачивается!):


3-я Царств 21:1-4 «И было после сих происшествий: у Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! И пришел Ахав домой встревоженный и огорченный тем словом, которое сказал ему Навуфей Изреелитянин, говоря: не отдам тебе наследства отцов моих. И [в смущенном духе] лег на постель свою, и отворотил лице свое, и хлеба не ел».


       Ну, в общем, так завидую, так завидую – кушать не могу! Что делать? Что делать?


     Что делать, да убить!
       Добрая советчица-Иезавель всё и устроила, за что её собачки и скушали…


       В этом случае была нарушена десятая заповедь и шестая.

 

Зелёная зависть


       А мы переходим к третьей, Зелёной Зависти.
       Суть её в том, что завистник пытается унизить того, кому он завидует.зеленая зависть

 

Пророк Божий, говоришь? А по физиономии не хочешь?!


       И первая история – история с пророком Михеем:


3-я Царств 22:10,11 «Царь Израильский и Иосафат, царь Иудейский, сидели каждый на седалище своем, одетые в царские одежды, на площади у ворот Самарии, и все пророки пророчествовали пред ними. И сделал себе Седекия, сын Хенааны, железные рога, и сказал: так говорит Господь: сими избодешь Сириян до истребления их».


       А дальше:


3-я Царств 22:19-24 «И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его; и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе; и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем? Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. Господь сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так. И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

И подошел Седекия, сын Хенааны, и, ударив Михея по щеке, сказал: как, неужели от меня отошел Дух Господень, чтобы говорить в тебе?

И сказал Михей: вот, ты увидишь это в тот день, когда будешь бегать из одной комнаты в другую, чтоб укрыться».


       Лжепророк Седекия посмел принародно оскорбить Божьего пророка, дать ему пощёчину!
       За что несомненно он получил воздаяние по пророчеству Михея.

 

Я больше папы!


       Вторая история Зелёной Зависти о сыне и наследнике Соломона, Ровоаме:
       Помните этого «весьма великого»… глупца, который заявил народу: "мой мизинец толще чресл отца моего»! Ну, прям Голиаф! Который от самомнения потерял (как и Голиаф) голову.

       Понятно, что он страшно завидовал славе и величию своего отца, царя Соломона, но надо же и разум иметь:
       Ты сначала сделай хотя бы сотую долю того, что сделал папа, а потом щёки надувай!
       В результате щёки лопнули и 80% царства у Ровоама как не бывало!
       Истинно, природа на детях гениев отдыхает!

 

...и нет других аргументов!


      И ещё упомянем завистников из Нового Завета, которые позавидовали апостолу Павлу в Антиохии:


Деяния 13:44,45 «В следующую субботу почти весь город собрался слушать слово Божие. Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел».


       Прочтём современный перевод, который лучше показывает именно попытки унизить того, кому завидуешь:


Деяния 13:45 «Но, увидев толпу, иудеи преисполнились зависти и стали возражать против того, что говорил Павел, и оскорблять его».


       А в Листре (в 14-ой главе Деяний) иудеи обвинили Павла во лжи и чуть не убили его…


       То есть и Зелёная Зависть (зависть, толкающая на оскорбление и унижение того, кому завистник позавидовал) может привести даже к убийству...

 

Серая Зависть


       А мы поспешим дальше и переходим к четвёртой, Серой Зависти.

 серая зависть

Ты - такой же как все!!!


       Это очень популярный цвет зависти и описать его можно так: ненависть к тем, кто повыше и попытка стащить их вниз, сравнять их с общим уровнем.
       Первый пример нам хорошо знаком: это история бунта Корея, Дафана и Авирона:


Числа 16:1-3 «Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?»


       Конец этих любителей равенства был печален.


       В качестве лирического отступления: ребята! Никакого равенства в природе не существует. Это выдумки лукавых людей (а проще сказать намеренных лгунов!). Мы все разные! Так было! Так есть! И так будет!

       Мы имеем равные права (равноправны!) перед Богом (ибо сказано: «у Него нет лицеприятия»!)…
       …И во многих нормальных государствах все люди равны перед законом, то есть РАВНОПРАВНЫ!

       Но… никогда не было и не будет одинаковых людей!


       Тем более стащить до общего уровня людей, которым от Бога даны определённые обязанности или способности ни сходит с рук никому! Это – наказуемо!

 

Да мы тебя знаем, как облупленного!


       Второй пример попытки стащить до общего уровня человека выдающегося, мы находим в Новом Завете:


От Марка 6:1-3 «…Иисус… пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем».


       Вообще-то, слово «соблазнялись», которое, увы, во многих места синодального перевода Библии буквально притянуто за уши, здесь можно перевести, (как это сделано в латинском, английском, немецком переводах с греческого) как «они злились на Него», «они были оскорблены Им», «они разуверились в Нём».


       А чем они были оскорблены? Или почему злились? И почему не верили Ему?
       А как же! Какой-то сын плотника, которого они все знают с детства, смеет учить их Писанию!
       Ты – никто! И зовут тебя никак, Иисус из Назарета! А ну слезай с пьедестала. Ты – такой же как мы!


      Что это как не зависть орёт! Обычная зависть серых людей! Серая Зависть!


       Почему я сказал, что этот цвет зависти наиболее популярен в народе?
       А потому, что основная масса людей очень не любит тех, кто выделяется. Это беспокоит, действует на нервы, толкает временами на необдуманные поступки:


А почему он такой нетипичный? А почему у него такая причёска? А почему у него такая рубашка? А почему у него такой голос? А почему у него такая походка? А почему он так говорит? А почему он так думает? Не как все!
А ну-ка встань в строй! Равняйся на живот четвёртого человека! Плечи расправить! Смотреть вперёд! Не шевелится!
Я, увы, этого в детстве хлебнул с лихвой: к общему негодованию окружающих меня сверстников, я был выше всех ростом на голову.
И при этом ещё и отличался длинным языком, который никому «наездов» не спускал.
А поскольку я был выше всех ростом, физически на меня воздействовать побаивались и просто тихо ненавидели!
Но я это конечно чувствовал…


       И честно скажу, я не люблю окриков по отношению к любому человеку: Будь как все!
       И призываю всех: Будьте особенными! Это намного полезнее и для вас, и для окружающих (хотя и приносит некоторые проблемы).


      Об этом, кстати говорит и Писание. Помните? 12-я глава 1-го послания Коринфянам говорит о разных частях тела, как прообраза церкви. Как телу необходимы тысяча разных органов, так и церкви, да и человеческому обществу для его нормального функционирования необходимо, чтобы все его члены были разными.


       Итак, мы – разные!

       А попытки подтянуть всех под один уровень просто опасны:


Есть такая притча: Чтобы научить своего сына правильно управлять подданными один царь провел его молча по пшеничному полю, сбивая палкой колоски, которые возвышались над остальными.
Сын правильно понял своего отца и уничтожил или изгнал из своего царства всех сильных, трудолюбивых, мудрых и талантливых людей.
Царство его действительно стало очень стабильным – никто не высовывался!
Вот только когда царство посетили проблемы: голод, эпидемии и нападения врагов – оно не продержалось и двух недель, поскольку защищать, создавать орудия, учить, лечить и производить нормальные продукты питания в нём было просто некому (поскольку остались люди слабые, ленивые, глупые и бездарные).


       И в этом – основной вред Серой Зависти.

 

Белая Зависть


       Впрочем, хватит о грустном! Переходим к хорошему. Следующий, пятый, цвет зависти – Белый.
       Белая Зависть ведёт человека по пути достижения того хорошего, что он видит в другом, самым правильным путём: а давай-ка я стану тоже таким же хорошим!

белая зависть
       Апостол Павел советует таким людям:


К Филип. 3:17 «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас».


       И сам Иисус наставляет Своих учеников в том же:


От Луки 6:40 «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его».


       Мораль: хочешь быть как учитель? Учись! И становись как он!


       Таким образом, Белая Зависть – это зависть правильная! Зависть, стимулирующая людей становится лучше!


Представьте себе, что ваш сосед закончил юридический факультет и стал адвокатом.
Через несколько лет он выиграл несколько громких процессов в суде, заработал много денег и купил себе дом и машину.
И вот тут вы подумали, а почему бы и мне не пойти по этому же пути?
Вы поступили в институт и через пять лет стали адвокатом.
Прошло время, у вас стало достаточно клиентов, чтобы жить не хуже соседа.


       Именно так и работает Белая Зависть! Завидуйте Белой Завистью хорошему и у вас всё наладится!


       Но поскольку Белая Зависть есть переходной точкой от плохой зависти к хорошей, она может принести и проблемы, если мы захотели подражать злому человеку из-за того, что он успешен.


       Давид говорит:


Псалмы 36:1,2 «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут».


       И ещё предостерегает от соблазна позавидовать таким людям:


Псалмы 72:3-9 «…я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле».


       И далее говорит о судьбе нечестивых:


Псалмы 72:18-20 «Так! На скользких путях поставил Ты (Господи) их и низвергаешь их в пропасти. Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов! Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их».


       И Соломон в притчах тоже предостерегает от подражания злу:


Притчи 24:19,20 «Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет».


       То есть, выбирая объект Белой Зависти нужно быть весьма осторожным!

 

Сербряная Зависть


       Шестой цвет зависти: Зависть Серебряная.
       Серебряная завистьЭто когда человек стремится стать лучше, чем тот, кому он позавидовал.


Сосед стал адвокатом, а я стану прокурором.
Сосед стал инженером, а я стану директором.
Сосед стал врачом, а я стану профессором медицины.
Сосед стал депутатом, а я стану президентом…


       Учись, трудись, старайся и становись лучше того человека, которого ты взял за образец.


       К такой зависти как бы подталкивает Своих учеников Иисус:


От Иоанна 14:12 «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».


       Хотя это и звучит фантастически, Иисус обещает верующим в Него, что они смогут совершить больше того, что совершил Спаситель.
       Ну, чем не стимул для носителей Серебряной Зависти.


       И апостол Павел, когда говорит о духовных дарах, предлагает верующим путь от достигнутых духовных вершин к более высоким:


1-е Коринфянам 12:31 «Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».


       А потому для нас путь от достигнутого к ещё более высокому – это правильный путь!

 

Золотая Зависть


       И тут мы плавно переходим к седьмому цвету зависти – к Зависти Золотой.
       Эта зависть должна быть в каждом христианине. И суть её в том, чтобы стараться из всех сил стать похожими на Иисуса Христа. Вот – самая высокая цель! Вот
Золотая Зависть– самый лучший образец! Вот Кому можно и нужно завидовать и на Кого стараться походить!


       Бог говорил Своему избранному народу:


Левит 20:26 «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш], и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои».


       И тут же краткая инструкция, как это делать:


Левит 20:8 «Соблюдайте постановления Мои и исполняйте их, ибо Я Господь, освящающий вас».


       Эти слова неоднократно повторены и в Новом Завете:


1-е Петра 1:15,16 «…по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».


       И апостол Павел ставит себя в образец для стремящихся стать совершенными в святости:


К Филип. 3:13,14 «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».


1-е Коринфянам 4:16 «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу».
К Ефесянам 5:1 «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные»,


       И апостол Иаков призывает:


Иакова 4:8 «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам…»


       Какими же мы должны становится при этом?
       В нас должна быть любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, воздержание, вера, благость и милосердие…
       Короче, Дух Святой призывает нас становится совершенными.
      И Сам Иисус говорит нам в Нагорной проповеди:


От Матфея 5:48 «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».


       Стремление к совершенству Божьему есть путь и цель Золотой Зависти христианина!

 

Заключение

 

       Итак, мы сегодня рассмотрели со всех сторон такое, как изначально нам казалось, ужасное качество человека, как зависть.


       Но… рассмотрев его поближе и увидев разные виды зависти, мы поняли, что…

 

  1. Самая страшная, это Чёрная Зависть, которая толкает человека на убийство того, кому он завидует.
  2. Зависть, которую мы назвали Синей, заставляет человека правдами и неправдами похитить то, что принадлежит другому.
  3. Зависть, которую мы назвали Зелёной, толкает человека на мерзкие поступки, оскорбляющие и унижающие достоинство людей, которым мы в чём-то позавидовали.
  4. Серая Зависть специализируется на попытках стащить людей, в чём-то превосходящих нас на общий уровень.
  5. Белая Зависть берёт объект нашей зависти за образец и подвигает нас на труд стать такими же.
  6. Серебряная Зависть даёт импульс для того, чтобы стать даже лучше тех, кому мы завидуем.
  7. И, наконец, Золотая Зависть – это качество души каждого настоящего христианина, который как образец своей жизни выбирает Иисуса Христа и всю свою жизнь направляет на то, чтобы стать на него похожим.


И ещё одно замечание в заключении:


       Какого бы цвета не была в нас зависть, во всём нужно соблюдать меру… и в зависти тоже…
       И об этом заключительная притча:

 

Завистливый Каменотёс.

 

Жил-был один Каменотёс. Он много и тяжело работал в каменоломне в горах с утра до ночи, разбивая скалы, распиливая, шлифуя и полируя камни для строительства. Его руки были натружены и покрыты множеством мозолей. Его спина была всегда согнута, а лицо было всегда мрачным и недовольным.

Он был несчастлив! И однажды он сказал:

— Нет! Это не жизнь! Ну, почему моя судьба сделала меня тем, кто я есть? Почему я не могу быть кем-нибудь более богатым? Если бы только я стал богатым, я был бы счастлив.

Ему явился Ангел и спросил:

— Что должно случиться с тобой, чтобы ты ощутил, что ты богат и счастлив?

— Ну, это просто. Если бы я был богатым, я бы жил в городе, в великолепной квартире на верхнем этаже. Я мог бы любоваться небом. В комнате стояла бы большая кровать с балдахином, застеленная шёлковыми прохладными простынями, и я спал бы там целыми днями. Вот тогда я был бы счастлив.

— Ты богат, — сказал Ангел, взмахнув рукой.

И он стал богатым. Он жил в городе, в великолепной квартире на самом высоком этаже. Он спал в кровати, застеленной прохладными простынями, и был счастлив.

Это продолжалось до того момента, пока однажды рано утром его не потревожил шум, доносившийся с улицы. Он соскочил с кровати и подбежал к окну. Посмотрев вниз, он увидел огромную золотую карету. В неё были запряжены красивые скакуны, а позади шли солдаты. Это был Король. И люди, заполонившие улицы, приветствовали его и преклонялись перед ним.

И богач внезапно понял, что несчастлив.

— Я так несчастен. Король более могущественный человек, чем я. Если бы я только мог стать Королём, я был бы полностью счастлив.

И снова явился Ангел и сказал:

— Отныне ты Король.

И он стал Королём. И был счастлив. Он чувствовал свою власть и могущество. И ему нравилось, как люди высказывают своё почтение, и то, что они служат ему, и то, что он мог решать, должен ли кто-то жить или умереть. И он был счастлив.

Но вот однажды он обратил внимание на Солнце. И увидел, что оно может делать такие вещи, которые ему и не снились. Он увидел, как Солнце превращает поля из зелёных в жёлтые, а из жёлтых в коричневые. Он видел, как Солнце высушивает самые широкие реки и не оставляет ничего, кроме иссушённых берегов, покрытых илом. Он видел, как Солнце лишает жизни сами источники жизни.

И тут он понял, что несчастлив.

— Я так несчастен. Солнце более могущественно, чем я. Если бы только я мог стать Солнцем, я был бы счастлив.

И снова к нему явился Ангел и сказал:

— Ты — Солнце.

И он стал Солнцем. И был счастлив. Он чувствовал свою силу и могущество. И ему нравилось, что он может превращать цветущие зелёные поля в коричневые, высушивать реки и изменять мир. И он был действительно счастлив.

И он управлял миром, стоя в зените и радуясь своей силе.

Это длилось до тех пор, пока он не заметил Облако, большую чёрную грозовую тучу. И он увидел, какой силой обладает Облако, легко закрывающее само Солнце и превращающее коричневые, иссушённые поля в цветущие ковры, наполняющее реки силой, изливающее воду и возвращающее миру жизнь.

И он впал в депрессию.

— Я так несчастен. Это Облако намного могущественнее меня. Если бы только я мог стать Облаком, вот тогда бы я был счастлив всегда.

И явился ему Ангел и сказал:

— Ты — Облако.

И он стал Облаком, и был безмерно счастлив. Он наслаждался ощущением своей силы и могущества. И ему нравилось, что он может по своему желанию исправлять работу Солнца и возрождать жизнь там, где, казалось, не оставалось ничего живого. И первое время он был действительно счастлив.

Пока однажды прямо перед собой он не увидел Скалу. И он увидел, какая она — чёрная, сильная, несгибаемая, неизменная. И он заметил, что неважно, как долго и сильно поливают её дожди, и как сильно её нагревает Солнце. Ничто не могло изменить или разрушить Скалу. Скала была прочной и устойчивой.

И он снова ощутил горечь несчастья. И сказал:

— Я так несчастен. Если бы я мог стать Скалой, я вновь обрёл бы счастье.

И снова явился Ангел и сказал:

— Ты — Скала.

И он стал Скалой, и наслаждался своей силой и могуществом, и был счастлив. Он радовался своей непобедимости и превосходству. Ему нравилось ощущать, что он может противостоять всему, что бы ни уготовила ему Природа. Он смеялся над Солнцем и дразнил Грозовую Тучу.

И это продолжалось до тех пор, пока однажды к Скале не пришёл Каменотёс.

 

       Ну, а дальше начинается уже совсем другая история и возможно другая проповедь, на которую у нас сегодня уже нет времени.

       А потому…

 

Аминь.

                                                                                                        Проповедник: брат А.